Психопросвещение родителей
консультация по теме

Рыжикова Светлана Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_s_roditelyami.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение МОУ Виткуловская СОШ

Утверждаю:

Директор школы__________А.А.Пронин

Психологическое просвещение родителей обучающихся по здоровьесбережению

Составитель: педагог-психолог

Рыжикова С.Ю.

Начальная школа

Возрастные особенности школьника,

рекомендации родителям

ПЕРВЫЙ КЛАСС

Тема: «Позиция школьника и ее влияние на учебную деятельность».

Цель: способствовать осознанию родителями позиции школьника и ее влияния на учебную деятельность; мотивировать их к помощи в формировании позиции школьника у своих детей

        Главная особенность детей этого возраста — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.

        Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.

        Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации).         Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.

        Учитель становится самой значимой фигурой, его похвала или порицание часто более важны, чем родительские. Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной усталости у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов.

        Что есть школа для ребенка? Место, где дети общаются друг с другом? Или место, где они приобретают знания и умения? Или, может быть, кто-то думает иначе? Совершенно верно, для общения детей не стоило создавать столь сложный социальный институт, как школа. И знания можно получать дома с учителем, иногда это даже удобнее и дешевле, чем возить ребенка в школу.

        Давайте осознаем, что школа является первым институтом социализации ребенка — институтом, в котором ребенок осваивает необходимый ему в последующем социальный опыт. И в этом опыте можно выделить три главных момента. Первый — это знания и умения. Второй — взаимодействие со сверстниками, то есть с людьми близкого тебе социального положения. Третий — взаимодействие с педагогами, то есть с людьми более высокого в данной ситуации социального статуса. Понятно, что выделить главное невозможно: успешность их освоения взаимосвязана.

        К примеру, без освоения учебного взаимодействия с педагогом вряд ли будет возможно успешное получение знаний и умений, да и взаимодействие со сверстниками будет нарушено. Без умения взаимодействовать со сверстниками пребывание в школе станет эмоционально дискомфортным, взаимодействие с педагогом — конфликтным, а приобретение знаний — занятием неприятным и поэтому также неуспешным. Трудности в приобретении знаний также нарушат взаимодействие с педагогом, снизят статус ребенка в среде сверстников.

        Итак, мы выделили три важнейших взаимосвязанных аспекта, освоение которых предполагает накопление необходимого по возрасту социального опыта. Однако на практике взрослые обращают внимание лишь на один из них, который обычно называют «учебной деятельностью», другие два остаются в тени, потому что их трудно оценить и не всегда легко увидеть. А важность их неоспорима и влияние на так называемую учебную деятельность также теперь ясно. Поэтому сегодня уделим внимание именно им и назовем их «позицией школьника». Еще раз скажем, что в позицию школьника будет включаться умение организовать учебное и внеучебное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

        Важно отметить, что фундаментом этого умения является опыт взаимодействия ребенка в семье. Он основывается на ролевых позициях, в которых ребенок общается со своими родителями. Можно условно выделить шесть основных родительских ролевых позиций для ребенка младшего школьного возраста:

«Забота – опека».

«Контроль – требования».

«Сверхзабота, беспокойство, сверхопека».

«Суперконтроль – супертребования».

«Наблюдение – отстранение».

«Слияние: ребенок — смысл жизни».

        Интересно, что и педагог тоже чаще всего реализует одну из таких же ролей. Понятно, что ребенок, привыкший к взаимодействию с определенной родительской ролью, будет ожидать того же от педагога и испытывать трудности при встрече с другой позицией взрослого.

        Давайте подумаем. какие ролевые позиции чаще встречаются дома и реже — в школе и поэтому являются источником трудностей в школе? Совершенно верно — позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», а также «слияние: ребенок — смысл жизни».

        А как же отношения со сверстниками? Если у детей не было опыта детского сада, то и на взаимодействие с ними будут влиять ролевые позиции родителей. Давайте подумаем, как будет общаться со сверстниками ребенок, родители которого реализуют различные ролевые позиции. Вы совершенно правы, что родительские позиции «суперконтроль» и «сверхзабота», «слияние: ребенок — смысл жизни» осложнят взаимодействие ребенка со сверстниками.

        Получается, что от того, как мы взаимодействуем с детьми дома, во многом зависит успешность ребенка в школе. Поэтому давайте совместно «нарисуем картинку» оптимального домашнего взаимодействия родителей и других воспитателей (бабушек, нянь) с ребенком.

(Далее идет групповое обсуждение этого вопроса.)

        Вывод:

Итак, сегодня мы рассмотрели первые шаги психолога в работе с родителями. Но именно от них во многом зависит, будет ли нарабатываться у родителей доверие к психологу либо опасение, желание взаимодействовать с ним либо страх и агрессия. Поэтому будем помнить, что это не только наши первые шаги к родителям, но и их первые шаги в психологию: их хочется сделать, но страшно упасть — вдруг будет больно?

ВТОРОЙ - ТРЕТИЙ КЛАСС

Тема: «Возрастные особенности»

Цель: ознакомить родителей с возрастными особенностями школьников

        

        В этом возрастном периоде происходит освоение учебной деятельности. Ребенок учится оценивать причины своих достижений и неудач, способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию.

        Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу, следовать инструкции.

        Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например ребенок может думать о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю)». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи. Ребенок перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте ребенок перестает хотеть быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому не буду хотеть быть хорошим, чтобы не огорчаться».

        У некоторых детей закрепляются социальные страхи — сделать что-то не так, неправильно, допустить ошибку, что приводит с снижению качества контрольных работ, трудностям выполнения творческих заданий.

        Включение в учебную деятельность игр, соревнований может существенно повысить ее эффективность.

        Ребенок лучше запомнит, когда не только услышит информацию, но и увидит ее наглядное отображение.

        Активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними.

        Развиваются произвольные внимание и память. Но устойчивость внимания может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительного заболевания.

        Ребенок становится критичнее к педагогу, может сформулировать то, что нравится в нем и что не нравится.

        Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или свое нежелание дружить.

        У некоторых может наблюдаться сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализации.

        Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В период освоения сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

        Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание иметь больше свободы. Излишне сильная опека начинает его угнетать. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

ЧЕТВЕРТЫЙ КЛАСС

Тема: «Возрастные особенности»

Цель: ознакомить родителей с возрастными особенностями школьников

        В этот период заканчивается формирование основных новообразований младшего школьного возраста. Последние можно сравнить с фундаментом дома. Поэтому можно сказать, что заканчивается строительство фундаментальных характеристик ребенка, на основе которых будет продолжено развитие в подростковом возрасте.

        Однако следует иметь в виду, что развитие детей осуществляется неравномерно вследствие особенностей темперамента, типа нервной системы, здоровья, семейной ситуации и специфики семейного воспитания. Поэтому можно говорить о том, что у одного и того же ребенка какое-либо новообразование уже сформировалось, а какое-то находится в стадии формирования, и здесь ребенку необходимо помочь.

        Прежде всего нужно отметить формирование произвольности познавательных процессов: внимания, памяти.

        Следующее важнейшее новообразование — познавательная рефлексия: способность осознать причины учебных неудач и успехов.

        Дальнейшее развитие получает и личностная рефлексия. Ребенок постепенно начинает узнавать и дифференцировать свои личностные качества. В этом возрасте происходит первичное осознание потребности в саморазвитии, то есть младший школьник уже способен осознать противоречия между его реальным «Я» и идеальным, между способностями и возможностями, между «могу» и «хочу», соответственно понять некоторые аспекты внутреннего источника своей активности.

        Осознанными становятся права и обязанности ребенка. При этом необходимо, чтобы он перестал делать акцент только на своих правах («Я так хочу»), что свидетельствует о некоторой социальной незрелости, а принял необходимость выполнения социальных обязанностей.

        Становится устойчивой самооценка ребенка. Появляется возможность адекватно оценивать свои достоинства и недостатки.

        Важно помнить, что в этот период в образ «Я» включается чувство «умелости, компетентности», то есть осознание собственной возможности делать порученное дело хорошо. В противном случае возможно формирование чувства глубокой неполноценности.

        Большую зрелость приобретает общение. Если говорить об общении со взрослыми, то нужно иметь в виду, что в это время должна произойти дифференциация значимых фигур как обычных людей. Началом процесса дифференциации является стремление ребенка заметить и обсудить достоинства и недостатки педагога, окончанием — умение сравнивать своего педагога с другими педагогами и родителями.

        Сверстники становятся более значимыми. Их мнение часто превалирует над мнением значимых взрослых. Развивается сотрудничество и, как его предпосылка, социальный интерес, то есть способность интересоваться другими людьми и принимать в них участие. Активизируется межполовое общение. Дети одного пола могут рассматриваться как соперники. Внимание детей противоположного пола может привлекаться различными способами: подарками, ссорами и пр.

        Происходит первичное осознание ценностных ориентаций. Дети усваивают разницу в социальных статусах, вырабатывают к этому собственное отношение.

        При формировании позитивных новообразований нужно помнить, что в этом возрасте есть риск появления и негативных. Начинают активно развиваться нормативные социальные страхи: не соответствовать общепринятым нормам, образцам поведения (страх сделать что-то не так, опоздать и пр.), появляется опасность перерождения нормальных страхов в невротические.

        Это период «завершения детства — перехода ко взрослости», что может выражаться в повышении эмоционального реагирования на трудности, в появлении чувства одиночества, ощущения собственной ненужности.

Среднее звено

5 класс

Тема: «Взаимодействие семьи и школы».

Цель: мотивировать родителей к более тесному взаимодействию с педагогами и психологами.

        Многие из нас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. И кажется, что это только у меня, только с моим Сашей или Варей. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Давайте посмотрим, что же происходит с нашими детьми, а если с кем-то еще не происходит, то произойдет уже совсем скоро.

        Прежде всего стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.

        В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела.

        Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.

        Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».

        Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

        В этот важный период родителям необходимо:

— осознать начало взросления детей, принять это;

— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;

— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

        Как вы полагаете, может ли один и тот же ребенок быть одновременно самостоятельным и несамостоятельным, тихим, послушным и резко нарушающим правила поведения?

        Может, если речь идет о школе и доме. Как ни парадоксально, но бывает так, что ребенок дома умеет разогреть себе еду, следит за порядком в своей комнате, а в школе требует постоянной опеки педагогов: не может подготовиться к уроку, не слышит требований учителя, забывает что-либо сделать.

        Именно потому, что ребенок может быть разным, так важно нам, взрослым, иметь возможность видеть целостную картину поведения ребенка и на ее основании выработать общую схему взаимодействия с ним.

        Особую остроту проблема объединения взаимодействия взрослых приобретает сейчас, с началом подросткового возраста, когда дети пытаются отделиться от взрослых и отстаивать свою самостоятельность любыми доступными средствами: грубостью, стремлением нарушить требования, отказом от каких-либо действий.

        Перед нами встает задача не потерять нить доверия, понять ребенка. Для этого надо увидеть его разным. Хотелось бы, чтобы в связи с этим наше взаимодействие стало более активным, чтобы чаще инициатива исходила от заинтересованных родителей, даже если отсутствуют какие-либо острые, тревожащие проявления.

6 класс

Тема: «Первые проявления подросткового периода».

Цель: показать нормальность первых проявлений подросткового возраста, содействовать эффективному взаимодействию родителей с подростками.

        Многие из нас заметили, что дети вдруг стали какими-то не такими, как раньше. С ними стало труднее, беспокоиться о них приходится больше. И кажется, что это только у меня, только с моим Сашей или Варей. Но дети наши просто начали взрослеть. Кто-то совсем потихонечку – делает только первые шаги, а кто-то уже активно пробует взрослость. Давайте посмотрим, что же происходит с нашими детьми, а если с кем-то еще не происходит, то произойдет уже совсем скоро.

        Прежде всего стоит обратить внимание на эмоциональное взросление детей. Оно включает в себя открытие ими своего внутреннего мира и поиски схожего внутреннего мира. Теперь целью общения становится не игра, а познание окружающих, а через них — себя. Как следствие этого, обычно наблюдается распад эмоциональных связей в группе, то есть непостоянные дружеские связи — «сегодня с одними, завтра с другими». Поскольку свой внутренний мир кажется еще таким хрупким и беззащитным, происходит снижение самооценки. Во взаимоотношениях со сверстниками это может проявляться в желании сказать другому то, чего сам ребенок боится. К примеру, один отвечает, а другой комментирует: «Фу, глупость какая!» Или если один ошибается, другой добавляет: «Ой, да она всегда так делает», — а остальные смеются.

        В отношениях с родителями это может проявляться в обостренном желании поддержки, в том числе ревности к младшим или в придумывании ситуации, чтобы мама пожалела.

        Помимо эмоционального взросления нужно выделить и поведенческое, то есть отражение взросления в поведении. Это прежде всего борьба за самостоятельность, требование позволить делать все, что хочется. Обидчивость, раздражительность, яркое отстаивание того, что запрещают, даже если это совсем не необходимо.

        Можно выделить также желание ребят попробовать себя в новых ролях, например: «Сотру оценку — что получится?» или «Откажусь делать домашнее задание — что будет?».

        Как вы полагаете, взросление – это хорошо или плохо? Конечно, хорошо, но возможны некоторые осложнения, которые стоит учитывать. Прежде всего, это переутомление учащихся. После четвертого урока многим сложно спокойно сидеть, выдерживать темп, у детей наблюдается снижение концентрации внимания. У некоторых учащихся возникают психосоматические проявления. Возможно повышение конфликтности взаимодействий в семье.

        Поэтому родителям рекомендуется:

— осознать начало взросления детей, принять это;

— расширить сферу проявления самостоятельности, обучать самостоятельным действиям, не стремиться вернуть детские качества, контроль за детьми;

— понимать возможности детей, давать им право на ошибку;

— оказывать поддержку, подчеркивая ценность и уникальность чувств и мыслей каждого.

7-8 класс

Тема: «Возрастные особенности учащихся».

Цель: показать нормальность проявлений негативизма и стремления познавать различные аспекты самого себя подростками, содействовать эффективному взаимодействию с ними родителей.

        Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «не»:

Не хотят учиться так, как могут;

Не хотят слушать никаких советов;

Не убирают за собой;

Не делают домашние дела;

Не приходят вовремя.

Встает вопрос: почему? Мы работаем, стараемся все им отдавать, покупаем разные вещи. А они НЕ... Что делать, чтобы «Не» приходило пореже? Попробуем разобраться.

        Основное содержание возрастного периода можно отобразить метафорой прививки. Что происходит во время прививки? В организм попадают некие вредные вещества, которые заставляют его вырабатывать иммунитет, поэтому, когда возникнет угроза реального заболевания, организм уже будет знать, как реагировать на него. Так же и с подростками. В это время они бросаются в активное узнавание различных аспектов жизни, иногда представляющих даже реальную угрозу, а также в активное опробование своих новых ролей. Им не нужны ничьи советы, ведь им необходимы собственные ошибки.

        Как это выглядит? Подростки могут пробовать курить, целоваться, обниматься, употреблять ненормативную лексику, пробовать спиртные напитки. Подчеркнем еще раз, что целью является сам факт опробования, познания, а не получение удовольствия. И через это опробование они познают себя, свои возможности. А что будет, если не дать им пробовать (ведь это же вредно для здоровья, вдруг привыкнут)? Здесь возможны различные варианты. Самым распространенным является «ядерный взрыв» в более позднем возрасте, когда, к примеру, молодой человек ударяется в секс, употребление алкоголя, занимается рискованными видами спорта, не имея к этому иммунитета, не зная, как это делается, не обладая самоконтролем. Последствия таких действий легко представить. Другой вариант — страх вплоть до внутренней паники. Отказ от вечеринок, от межполового общения вплоть до ухода к виртуальным партнерам. Так, значит, давать им пробовать? Да. Но одновременно и нет.

        Одного опробования для дальнейшей успешной жизни недостаточно.

-Необходимо, чтобы подросток осваивал взрослую позицию «Я признаю, что хотеть могу не только я, но и другие люди», «Я отдаю» и оставлял постепенно детскую «Я хочу, я беру». Что для этого нужно?

-  Нужно, чтобы подросток имел возможность вносить реальный вклад в жизнь своей семьи. Поэтому полезно прописать договор о правах и обязанностях подростка, а на каникулах предоставить ему возможность где-нибудь поработать. И тогда многие из тех Не, с которых мы начали свой разговор, будут постепенно уходить из жизни подростка. Он будет учиться не потому, что его заставляют, а понимая, что это нужно ему. Будет сообщать, когда задерживается, потому что, будучи во взрослой позиции, пожалеет маму.

Старшее звено

10 класс

Тема:  Что такое успешный выбор профессии?

Цель: подвести родителей к пониманию значимости правильного профессионального выбора их детей.

 Что такое профессия?

-- Не так часто приходится делать выбор, влияющий на всю дальнейшую жизнь. Вообще-то их два: выбор любимого человека, с которым предстоит жить, и выбор будущего дела, благодаря которому можно зарабатывать на достойное существование. В первом случае большее значение имеет выбор сердца и души, хотя и голове не помешало бы при этом участвовать, да и во времени нет столь категоричных ограничений.

А вот со вторым выбором молодым людям приходится сталкиваться еще в школе (это лучший вариант) или сразу после ее окончания. Ведь где-то нужно продолжать свое обучение или начать работать. Найти себя в мире профессий означает получить возможность достойно зарабатывать, чувствовать себя нужным людям, максимально полно раскрыть свои способности, заслужить почет и уважение.

--Главная сложность при выборе профессии, наверное, в том, что чаще всего его приходится совершать вслепую. Не всегда удается познакомиться с профессией непосредственно. И не редко бывает так, что-либо ты не подходишь ей, либо она тебе не особенно-то и понравилась. Обидно было бы оказаться в подобной ситуации. Поэтому вашим детям нужно помочь в определении профессии, осмысленно начинать думать о перспективах будущей работы уже в школе.

-- Что же означают слова профессия, специальность, должность и другие?

Профессия – происходит от латинского professio, означающего «публичное выступление». Во времена Древнего Рима так называли род занятий, которому человек себя посвящал и о котором заявлял публично.

В современном обществе под профессией понимают такое занятие человека, которое:

* требует специальной подготовки, обучения.  Те виды работы, которыми может заниматься любой, -- это еще не профессия. Например, разносчик конвертов по почтовым ящикам.

* практикуется человеком регулярно. К примеру, если врач любит писать статьи о своей работе и иногда даже печатает их , то он никак не журналист. Он по профессии врач.

* служит источником средств к существованию. Этим профессия отличается от хобби, хотя в жизни может быть и по-другому.  

Специальность – это конкретный вид деятельности в рамках какой-либо профессии. Например, в профессию «врач» входят такие специальности, как хирург, окулист, педиатр и т.д.  

Должность – это конкретный трудовой пост. Например, хирург может выполнять должность главного врача, а педиатр – председателя профкома.

Карьера – путь человека в избранной им сфере деятельности. Например,  лаборант – ассистент – доцент – профессор – академик. Или так: хоккеист – игрок ведущих зарубежных клубов – тренер престижной команды – президент спортивной федерации.

-- Попробуйте описать несколько своих знакомых и  друзей, назвав их по профессии, специальности  и какую должность они занимают. Как они продвигаются по служебной лестнице?

-- А кто такой профессионал? Как его определить?

-- Показателем качества труда служит его результат. Провел уборку – стало чисто. Отремонтировал машину – она начала исправно работать. Изучил английский язык – можешь на нем говорить. Написал книгу – на нее нашлись читатели.  Сложил печь – она дает тепло. Поешь на эстраде – даришь людям наслаждение искусством. И так во всем, если человек профессионал. В этом случае деньги, как материальная оценка труда, сами приходят.

Уровень притязаний.

-- Понятия карьера, карьерный рост напрямую связаны с понятиями самооценка, уровень притязаний. Карьерный рост предполагает продвижение по службе. Выражение «сделал себе карьеру» означает, что обычно карьерного роста не бывает случайно или быстро. Его надо делать, и, желательно, своими руками, тогда и на вершине ты будешь стоять уверенно. (Обратиться к словарику.)

-- Но стремление достичь максимального успеха в избранной профессии присуще не всем людям.  Многое зависит от индивидуальных особенностей человека. Кто-то на всю жизнь остается простым лаборантом и ходит на работу с удовольствием, никому и ничему не завидуя. А кто-то обладает ненасытным стремлением к общественному признанию, известности и славе, что никакие достижения не приносят ему удовлетворения, потому что всегда есть кто-то, кто достиг большего. Вам следует настроить своих детей на позитивное, но реальное будущее и помочь в выборе профессии.

 Рефлексия.

- Что вам дала наша встреча?

- Чего вы ожидаете от наших?

9, 11 класс

Тема: «Как помочь подготовиться к экзаменам».

Цель: дать родителям рекомендации по подготовке обучающихся к экзаменам (ЕГЭ)

        Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для одиннадцатиклассников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений - уже на вступительных экзаменах.

        Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах.

        Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к выпускным и вступительным испытаниям. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

        Согласитесь, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше.

        В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» - эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

        Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

        Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Рекомендации:

• Задолго до экзаменов обсудите с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Эта информация поможет совместно создать план подготовки, - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторении. Определите вместе с ребенком его «золотые часы» («жаворонок» он ил «сова»). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада.

• Прочитайте список вопросов к экзамену. Не стесняйтесь признаться ребенку, что уже не очень хорошо помните большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит вас по тем или иным темам, а вы зададите вопросы. Чем больше он успеет вам рассказать, тем лучше.

•Договоритесь с ребенком, что вечером накануне экзамена он прекратит подготовку, прогуляется, искупается и ляжет спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

• Обсудите вопрос о пользе и вреде шпаргалок. Во-первых, ребенку будет интересно знать ваше мнение на этот счет (возможно, он даже удивится, что вы тоже пользовались шпаргалками и вообще знаете, что это такое). Во-вторых, необходимо помочь ребенку понять, что доставать шпаргалку имеет смысл только тогда, когда он не знает вообще ничего. Если ему кажется, что, ознакомившись с содержанием шпаргалки, он сможет получить отметку лучше, рисковать не стоит. В любом случае помочь человеку может только та шпаргалка, что написана его собственной рукой.

• В выходной день, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов вступительных задач по математике из справочника для поступающих в вузы. Договоритесь, что у него будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, дайте несколько чистых листов бумаги, засеките время и объявите о начале «экзамена». Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, когда закончится время, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

• Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости, - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающими телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов.

•Если ваш ребенок получил оценку ниже, чем хотелось бы, или вовсе провалил вступительный экзамен, помогите ему справиться с этой бедой. Не осуждайте и не насмехайтесь над ним, вместо этого воспользуйтесь возможностью понять, в чем причина неудачи, обсудите, какие выводы можно сделать и что означает в данном случае пресловутое «не повезло».

Советы родителям

1.    Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребёнок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является показателем его возможностей.

2.    Не повышайте тревожность ребёнка накануне экзаменов, это отрицательно скажется на результате тестирования.

3.    Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

4.    Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

5.    Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету и потренируйте ребёнка, ведь тестирование отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

6.    Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если у ребёнка нет часов, обязательно дайте их ему на экзамен.

7.    Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

8.    Контролируйте режим подготовки к экзаменам, не допускайте перегрузок.

9.     Обратите внимание на питание ребёнка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.

10.  Накануне экзамена обеспечьте ребёнку полноценный отдых, он должен отдохнуть и хорошо выспаться.

11.  Не критикуйте ребёнка после экзамена.

12.  Помните: главное - снизить напряжение и тревожность ребёнка и обеспечить ему необходимые условия для занятий.

11 класс

Тема 2: «Подготовка к ЕГЭ»

                                                                                             

Уважаемые родители, давайте посекретничаем. Поговорим о наших детях.

        Перед учителем стоит очень важная задача – подготовка ребят к выпускному экзамену в формате ЕГЭ. Пока идут ожесточенные споры о плюсах и минусах такой формы итоговой аттестации, факт остается фактом. ЕГЭ есть и нужно его сдать, ведь от количества баллов, набранных учеником, зависит его дальнейшая судьба. В ВУЗы принимают только по результатам ЕГЭ. Некоторые ВУЗы оставили за собой право проводить дополнительные вступительные испытания по профильным предметам, но балл в свидетельстве о результатах ЕГЭ теперь является пропуском в институт по определению.  

        Как показывает статистика, сдача ЕГЭ по русскому языку далеко не стопроцентная, но, тем не менее, выше, чем статистика сдачи по математике. В качестве примера две цифры. На 38479 выпускников 2008 года 15 человек получили 100 баллов по русскому языку, 4313 человек получили неудовлетворительную оценку (что составляет 11.21 процента). Если сравнить, например, с математикой, то там процент неудовлетворительных оценок выше почти в 2 раза (23.48 процентов российских школьников ЕГЭ не сдали).  

        На положительную оценку по русскому языку (в разные годы количество баллов меняется +/-3) необходимо набрать 39 тестовых  баллов, что значит 17 первичных. Первичный балл – это то количество заданий, которое решил ученик, а тестовый балл – это уже балл, переведенный по специальной шкале (для каждого предмета своя шкала перевода баллов, зависит она от количества заданий ЕГЭ). Для некоторых учеников это совершенно несложно, но для других кажется нереальным. Как сделать так, чтобы ЕГЭ было сдано? Реально ли это? Нужен ли репетитор? Как преодолеть свой родительский страх и помочь своему ребенку? На эти непростые вопросы попытаемся найти решение вместе.

        В нашей школе классы небольшие, поэтому мы вполне можем говорить об индивидуальном подходе к каждому ученику. Но готовы ли дети принять такой подход, когда каждый учитель его старательно «реализовывает»? Одиннадцатиклассники очень перегружены, они ходят на подготовительные курсы в институты и университеты, в которые  собираются поступать. Программа одиннадцатого класса сложна. Задаётся много домашних заданий. Мы, учителя,  замечаем, что часто утром дети приходят на уроки абсолютно разбитыми, не выспавшимися. Почему наши дети мало спят?  Большое количество времени отнимает интернет. Ребята итак переутомляются, так еще и вечером допоздна засиживаются в сети. «А хоть какой-то отдых у нас должен быть?» - спросит меня возмутившийся одиннадцатиклассник. Да, должен. Отдых в выходные, а на буднях самый лучший отдых – это сон.

        Выпускаясь из школы, ребятам предстоит сдать не 1, не 2, а целых 4 экзамена в формате ЕГЭ. Эта мысль тоже не «греет» душу, а наоборот пугает и селит в ребенка ощущение неуверенности, страха. Поэтому только вы в этот момент можете дать своим детям теплоту и поддержку.

        

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ РОДИТЕЛЬСКИХ УСТАНОВОК 

  • Не будьте навязчивыми. Ребенка могут раздражать излишние хлопоты родителей. Если Ваша помощь будет нужна, то дети попросят о ней и обратятся к Вам.
  • Дайте ребёнку возможность самостоятельно выбирать время для подготовки к экзамену. У каждого свой индивидуальный стиль работы, свои биоритмы.
  • Помимо этого, постарайтесь:
  • Внушать ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышать тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате.
  • Повышать у ребёнка уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность допущения ошибок.
  • Разумно контролировать режим подготовки к экзаменам, чередование занятий и отдыха.
  • Обратить внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов.
  • Накануне экзамена обеспечить ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Не делать трагедию из неудачного опыта ребенка, если таковое случится. На этом жизнь не заканчивается. На пути к «взрослости» могут встречаться и неудачи. Поддержите ребенка, докажите, что по трудному пути самоопределения он идет не один. Это ощущение придаст ему уверенность в своих силах.

Удачи Вашему ребёнку на вступительных экзаменах! 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Крайг Г. Психология развития. — СПб., 2001.

2. Хухлаева О.В. Психология подростка. — М., 2004.

3.  Твоя профессиональная карьера. Под ред. С.Н.Чистяковой, Т.И.Шалавиной. Учебник для 8-11 классов. – М, 1997.

4. Выбираем профессию. А. Грецов. -- Питер, 2007.

5.  Психология. Словарь / Под общ.  ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.  – М, 1990.

6.  Проблема выбора. Екатерина Казарова // Школьный психолог, №2, 2007. Стр. 18-23.

7. Готовлюсь к профессиональной деятельности. Наталья Ефимова// Школьный психолог, №2, 2007. Стр. 24-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Рекомендации для родителей Как родитель может помочь своему ребёнку в изучении английского языка, даже если сам родитель языка не знает

материал содержит полезные рекомендации для родителей, дети которых изучают английский язык.В материале даются ответы на часто возникаемые вопросы. Материал взят с сайта http://englishmylife.ucoz...

"Мысль изреченная есть ложь?" Значение жестов. Психопросвещение обучающихся средних и старших классов.

Материал для психологического стенда и консультаций обучающихся средних и старших классов....

Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.

             Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано?        ...