Родительское собрание
материал (5 класс) на тему
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_daptatsiya_v_5_klasse.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психология возраста. Адаптация пятиклассника»
Вот и закончилась начальная школа. Впереди следующий этап взросления Вашего ребенка. Как он сложится, с какими трудностями столкнется ребенок? Стоит ли родителям волноваться по поводу успеваемости в пятом классе? Есть ли необходимость помощи своим детям
Пятый класс открывает новый этап обучения, на котором действует новая форма преподавания: дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель — учителя-предметники», уроки, как правило, проходят в разных кабинетах.
Период перехода из начальной школы в среднюю, с психологической точки зрения, совпадает с концом детства. Как показывает практика, большинство детей переживает переход в пятый класс как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что «уже не маленькие». Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений становится для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием рассказывают о «доброй» математичке или «вредном» историке.
Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.
Резкое изменение условий обучения, усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями — все это является очень серьезным испытанием для школьника.
В начале обучения в пятом классе ученики переживают период адаптации к новым условиям обучения.
Дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми.
У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит, часто снижается успеваемость...
В этот период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей и учителей.
Что же затрудняет адаптацию детей к средней школе?
Откуда вдруг у ребенка появляются тройки?
Дело в том, что пятиклассник впервые оказывается в ситуации, когда много требований. Каждый учитель ведет урок по-своему, предъявляет свои требования по ведению тетрадей, выполнению домашних заданий и т. д.
В связи с этим ребенок впервые учится учитывать это разнообразие требований, соотносить их и преодолевать связанные с этим трудности.
Таким образом, в пятом классе у человека начинает формироваться основной навык умения быстро адаптироваться и эффективно действовать в ситуации
Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с ощущением одиночества, им кажется, что никому из взрослых в школе они не нужны.
Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже пристают к ребятам из старших классов.
Пятый класс это ещё ранний подростковый возраст.
Дают о себе знать физиологические факторы в развитии
- Начинается период бурного роста, повышается утомляемость.
- У ребенка начинается перестройка гормональной системы,
- характерны перепады самочувствия.
- Он часто становится непослушным, несносным, эгоистом, агрессивным, т.е. в переходный период ребенок теряет психологическое равновесие.
Важным психологическим фактором в жизни пятиклассника становится общение, как в малых группах, так и в больших.
- В этот период появляется потребность в самоутверждении.
- Потребность в общении со сверстниками и потребность в самоутверждении становятся доминирующими.
- Они могут проявляться в стремлении ребенка к такому положению среди сверстников, которое соответствует его представлению о себе.
- Ребенок остро реагирует на отсутствие признания, внимания, уважения со стороны родителей, учителей и сверстников.
Как же помочь своему ребенку преодолеть все трудности пятого класса? Лучше всего трудности преодолеваются, когда ученики, учителя и родители – друзья и единомышленники. Такую обстановку создает школа, в которой детей любят, понимают, знают их возрастные особенности и весь педагогический коллектив готов к диалогу с родителями.
Прежде чем ответить на эти вопросы, давайте посмотрим, какие психофизиологические особенности развития характерны для детей в возрасте от 10 до 15 лет. Это период подросткового возраста, за время которого у человека происходит ряд качественных изменений.
Для подростков характерен интерес к себе, и в зависимости от возраста, ребенок рассматривает себя в разных аспектах.
Для детей, обучающихся в 4-5 классах школы, характерно повышенное внимание к тому положению, которое они занимают в классе среди сверстников.
Для подростка по сравнению с младшим школьником характерен более высокий уровень самосознания. У него возникает потребность правильно оценить и использовать имеющиеся возможности. В этом возрасте дети чутки к мнению взрослых и сверстников. Подростки обнаруживают способность контролировать свое поведение, мысли, чувства
В подростковом возрасте появляется дифференцированное отношение к учителям. Подростки более ценят знающих учителей, строгих, но справедливых, которые по-доброму относятся к детям, умеют интересно и понятно объяснить материал, ставят справедливые оценки, не имеют любимчиков, умеют правильно строить отношения с учащимися.
Подростковый возраст – это трудный возраст. Для психологов, которые работают с детьми, он является лакмусовой бумажкой, которая проявляет все промахи воспитания со стороны учителей и родителей, а также проявляет нерешенные конфликты в семье подростка, как связанные с самим подростком, так и между другими членами семьи.
Показателем психологического неблагополучия в семье, ошибок воспитания и обучения со стороны учителей становятся, например, следующие ситуации:
- нежелание или неумение подростка брать ответственность за свои поступки;
- отсутствие мотивации к обучению;
- несформированность общеучебных умений и навыков (ребенок не может концентрировать внимание в течение всего урока, не умеет работать с учебником как с источником знаний, у него отсутствуют межпредметные связи, недостаточно развита память и т. п.).
Способы преодоления тревожности:
∗ Не сравнивайте ребенка с окружающими.
∗ Доверяйте ребенку.
∗ Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
∗ Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером
ребенку.
∗ Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
∗ Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких
причин того, что разрешали раньше.
∗ Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
∗ Используйте наказание лишь в крайних случаях.
∗ Не унижайте ребенка, наказывая его.
∗ Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых
людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница
понимает, лучше меня слушай!».
∗ Помогите ему найти дело по душе.
«Открытое письмо родителям
Дорогие _________________________________________________________________
Вот я и учусь в 5 классе.
Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.
Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________.
Иногда я _______________________________________________________________________.
Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.
А ещё я ________________________________________________________________________.
Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Больше всего я хочу _______________________________________________________
_______________________________________________________________________________.
А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
_______________________________________________________________________________.
А наш классный руководитель _______________________________________________.
Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
_______________________________________________________________________________.
Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
_______________________________________________________________________________.
В 5 классе меня удивило ______________________________________________
_______________________________________________________________________________.
Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
_______________________________________________________________________________.
Жаль, но меня торопят _______________________________________________.
Крепко ______________________________________________.
Дата _________________ Имя _________
Примерные разработки родительских собраний в 5 классе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....