Развиваем музыкальность у детей
учебно-методическое пособие по теме

Капранова Наталья Николаевна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnost.doc34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

    Родители должны интересоваться, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду, что он поёт. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Если песни вам незнакомы, обратитесь к воспитателю или музыкальному руководителю с просьбой дать её слова, разучите с ребёнком текст, и вы увидите, что ваш ребёнок с удовольствием будет исполнять её и дома.
       Интерес у родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке. И, наоборот, необдуманным действием, резким словом мы убиваем в ребёнке интерес к музыке.
       Родители иногда не понимают, что музыка нужна    ребёнку не только для того, чтобы стать музыкантом, но и (а это главное!) для его общего развития. Ведь именно семья – главный помощник детскому саду в приобщении детей к музыкальной культуре. В семье наиболее доступным средством приобщения детей к музыкальному искусству является слушание музыки. Оно развивает у ребёнка эмоциональную отзывчивость, художественный вкус, формирует эстетические и этические идеалы, помогает понимать прекрасное в жизни.     Уже в раннем возрасте у него формируются зачатки умения слушать музыку, когда он ещё только прислушивается к звону колокольчика, стуку бубна или погремушки, песенке, что поёт мать, склонившись над его кроваткой. Если в семье любят и понимают музыку и такое же отношение к ней стараются передать ребёнку, тогда и он начинает понимать и любить её.

      Какие произведения рекомендуются для слушания детям? Это русские народные песни и мелодии в разных формах: песни, игры, хороводы, народные мелодии в исполнении народных музыкальных инструментов. Например:« Ивушка», «Во поле берёза стояла», «У меня ли во садочке», «На горе-то калина», «Как на тоненький ледок» и др. Это и песни других народов. А также песни и инструментальная музыка русских классиков, российских и зарубежных композиторов: «Детский альбом» Чайковского, «Клоуны» Кабалевского, «Птички» Э. Грига.  Все они обогащают детские представления. Как организовать слушание музыки?  Сейчас в продаже имеется огромное количество разнообразных кассет, пластинок,
компакт- дисков (CD) с записями в исполнении
известных исполнителей, в оркестровом и хоровом исполнении. В результате их прослушивания у детей накапливается багаж музыкальных впечатлений, особенно если взрослый познакомит ребёнка с содержанием произведения и сопроводит прослушивание показом картинки, игрушки по сюжету.
       С большим удовольствием дети слушают, как играют взрослые в семье на фортепиано, баяне,
скрипке, и сами стремятся научиться  играть. Это желание нужно поддерживать, создавая условия для того, чтобы подготовить детей дошкольного возраста к занятиям в школе, в музыкальной школе, студии.

         Великолепные спутники в жизни ребёнка,
в его музыкальном развитии – детские музыкальные инструменты. Уже у ребёнка преддошкольного возраста большая тяга к музыкальной игрушке. Малыш тянется ко всему тому, что издаёт звук, - к погремушке, свистульке, детскому органчику и т.д. А дети дошкольного возраста 5-6 лет могут уже са- ми играть на детских музыкальных инструментах.
     
Какие же музыкальные игрушки и в каком возрасте можно рекомендовать?
    Это, прежде всего модели музыкальных  инструментов – неозвученные. Эти игрушки для самых маленьких. Ребёнок, «играя» на «немой»
клавиатуре, напевает любимую песенку, мелодию. Есть игрушки, изображающие животных и подражающие их голосам. Они полезны тем, что дети учатся различать звуки по тембру, по высоте. Эти игрушки можно давать детям младшего дошкольного возраста. Можно рекомендовать инструменты со звуком нефиксированной высоты (бубен, погремушка, барабан), и инструменты с точным по высоте звуком (дудочка, треугольник, рожок). Ребёнок может комбинировать различный ритмический рисунок. Для организации настольных музыкально – дидактических игр, во время которых дети тренируют звуковысотный слух, музыкальную память, чувство ритма используют
металлофоны, цитры, аккордеоны «Мелодия»,
флейты, триолы, пианино, органчики.
        Многим родителям покажутся трудными и нереальными такие занятия дома. Трудным потому, что боятся не справиться с этим, но ведь главное в том, чтобы инструмент был куплен, чтобы взрослые поддерживали интерес ребёнка к занятиям. Возможность упражняться дома укрепляет те навыки, которые ребёнок получает в  детском саду. Родителям нужно знать об особенностях детского слуха и голоса. Резкие, громкие звуки снижают остроту слуха. Также плохо отражается на ребёнке постоянно включенный телевизор, магнитофон. Крикливый разговор, форсированное пение создают напряжённость голосового аппарата. У ребят младшего дошкольного возраста поверхностное, «неорганизованное» дыхание, поэтому нельзя привлекать их к исполнению «взрослых» песен, это вредно для ребёнка, может привести к срыву голосовых связок. Обо всех этих особенностях взрослые должны помнить и чувствовать ответственность за охрану голоса и слуха детей.
К 6 – 7 годам ребёнка, а то и раньше, родители начинают задумываться над тем, стоит ли учить ребёнка музыке, идут за советом к музыкантам – педагогам. Здесь в первую очередь нужно определить, хотим ли мы обучать музыке, как профессии (при особых музыкальных способностях данного ребёнка) или дать общее музыкальное воспитание.

      Д. Б. Кабалевский в одном из своих докладов приводит такой пример: «Как - то, приведя к учительнице музыки свою семилетнюю дочку, её мать спросила: «Стоит ли учить девочку музыке?
Есть ли у неё для этого достаточные способности?» Вместо ответа учительница задала свой вопрос: «А вы не спрашивали у преподавателей физики,  географии, истории, есть ли у вашей дочери способности к физике, географии, истории? Вас ведь не удивляет то, что она будет изучать в школе все эти предметы, хотя, возможно, не станет ни историком, ни географом, ни физиком. Почему же музыкой, этим чудесным созданием человеческого гения, без которого не может прожить свою жизнь ни физик, ни историк, ни географ, должны заниматься только избранные, особо одарённые дети?!»

       Нужно постараться сделать так, чтобы музыка  окружала детей повсюду, даря радость и самому ребёнку и всем взрослым, находящимся рядом с ним.



 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать музыкальные способности

Как развивать музыкальые способности...

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных качеств у подростков. Задачи: развивать музыкальную память, слух; закреплять умение действовать индивидуально и в

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир».   (для 4 – 6 классов) Цель: развитие креативности, творческих музыкальных  качеств  у подростков. Задачи: разв...

Развивая мелкую моторику рук - мы развиваем речь у детей.

                 «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»...

Как развивать музыкальный слух у детей

Потенциально музыкальный слух  есть у всех, только у некоторых он оказался убитым в детстве из-за отсутствия правильного музыкального воспитания. Как избежать этой ошибки? Как развивать му...

Как можно развивать музыкальный слух у ребенка в домашних условиях

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основн...

Развиваем музыкальные способности детей

Игра -  основной способ обучения и воспитания дошкольников. Игра  - ведущий вид деятельности дошкольников. Это воздух, которым он дышит,  способ познания мира, так же ...