Азбука родителям первоклассников
материал по теме

Часова Галина Вячеславовна

 Азбука родителя-первоклассника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как творчески развивать ребёнка?

Советы молодым родителям

1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.
6. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, таким какой он есть, а не за его успехи и достижения.
7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.
8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.
10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.
12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем-то хуже вас.
14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.
15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.
18. Со вниманием относитесь к его потребностям.
19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
20. Не дразните ребенка за ошибки.
21. Хвалите за любые успехи.
22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.
23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.
26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.
27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.
28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.
29. Помогайте ребенку стать личностью.
30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.
33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.
34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.
35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.



Предварительный просмотр:

                     Что такое МУЗЫКАЛЬНОСТЬ

         Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен...
Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?
Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя — писателем?
Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

        Однако все в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребенок ученого становится скрипачом, а врача — писателем. И объясняется это окружением, в котором растет малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что его отец, то причина прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружен в мир волшебных звуков.

        Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие неразвивающаяся способность, по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

        Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственном голосу, голосам птиц и животных, таин-ственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась Музыкальность — природой данное человеку свойство.

        Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность.

         Классическая музыка в детстве — хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:


ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о  необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
«Если не заложить  с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного  ветра и землетрясения», — считают педагоги.
Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будет невосполнимо.

2.Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Итак, постарайтесь запомнить главное:

Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой,
тем более музыкальным он становится,
чем более музыкальным становится,
тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Ну, а если вам не приходилось никогда раньше читать специальной литературы и разбираться в музыкальной терминологии, не пугайтесь таких слов, как чувство лада,  звуковысотный слух. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о том, что собой представляют самые обычные, окружающие нас постоянно звуки, у которых, оказывается, имеются свои тайны и загадки.

Желание заниматься -это цель, которую хотят достичь все родители.
Отношение к музыке и желание играть на музыкальном
инструменте напрямую зависит от первого знакомства ребенка с миром музыки.

Прежде чем отдавать ребенка в музыкальную школу, важно показать ему, что музыка — чудесное и светлое явление в жизни человека. Нужно дать почувствовать малышу, что музыкальные инструменты обладают своим неповторимым голосом и уникальной историей происхождения.

Маленькие дети, когда видят
тот или иной музыкальный инструмент, тянутся к нему, хотят его потрогать, щипнуть за струну, извлечь из него необычный звук. Это доказывает, что мир музыки интересен и важен для всех детей. Главная задача наша, взрослых, — дать детям возможность войти в волшебный мир музыки, когда они к этому
тянутся. С самых первых занятий ребенок должен почувствовать чудо музыки, ее волшебное влияние на душу человека.



Предварительный просмотр:

Азбука родителя первоклассника (малышей тоже))

В новый учебный год, а для некоторых из вас, дорогие читатели, он стал первым учебным годом  в качестве родителей  первоклассника  и остро встает вопрос о том, насколько ребенок «собран» в школу?

Все ли сделано для того, чтобы обеспечить своему Первоклассному  Человеку достойный процесс обучения?  Да, с гордостью заявляют многие,  сделано практически все, собрано все возможное и даже невозможное!  «Но, что же еще? Что же еще?» - волнуются некоторые.

И их волнения не напрасны. Ведь самое главное взять с собой  - азбуку.

Азбуку успеха. Давайте с ней познакомимся. Итак

А – азарт.

Да, не удивляйтесь – азарт. Ведь учение это процесс захватывающий, постоянно раскрывающий перед человеком что-то новое, важное, необходимое. «Смотри, еще вчера не умел, а сегодня – можешь, еще  утром не знал, а к вечеру стал  осведомленным!

Не  забывайте каждый день спрашивать ребенка не об успехах (они не всегда явные), а об открытиях! Ищите их вместе, азартно и активно!

Б -  базовое принятие.

Ваш ребенок должен быть непременно уверен в том, что, чтобы с ним не произошло, какие бы неудачи он не претерпел, вы его любите не взирая на обстоятельства!  Перефразируя  рекламный слоган , скажем « Не важно, какие у тебя оценки, главное что я тебя люблю и в тебя верю!»

В – вера 

Вера в силу, самостоятельность, в трудолюбие и в успех!

Г - Гордость.

Гордитесь своим ребенком! Находите для этого повод. Замечайте даже крохотный шаг навстречу достижениям.

Д - достоинство

Достоинство заключается в том, чтобы  мудро принимать результаты своего труда. Да ошибки, и теперь благодаря им, я знаю, над чем работать, да успех – но это плод моего и только моего труда!

Е – ежедневный труд

В  процессе познания нет выходных,  нет перерывов. Этот  процесс не сводится к выполнению домашних заданий.  Ежедневно трудиться, значит настроить свое восприятие  на освоение той информации,  которая  сейчас находится в центре внимания. Этот труд должен быть радостным, естественным, в удовольствие.

Ж – желание

Желаний множество  и погулять и развлечься и пожаловаться, изобразив из себя жертву образования и реформ… Но есть желание в обретении друзей, и помощников, есть желание быть лучшим, есть желание  быть самостоятельным. Поддерживайте достойные желания, спокойно и сочувственно относитесь к иным.

З – забота.

Заботьтесь о своем ребенке в меру. Предлагайте помощь только тогда, когда он с чем-то не может справиться сам. Ребенок должен знать, что вы всегда рядом, на шаг позади, потому что первый ход всегда за ним! Говоря шахматным языком:  «ребенок играет белыми»!

И – игра

Игра и учеба – близнецы братья. Все можно объяснить просто, экспериментировать - в игре, проверять - в игре, отрабатывать - в игре.  Играйте с ребенком в школу, пусть он станет для вас учителем, а вы учеником, задавайте ему вопросы, уточняйте «не понятое». Пусть он с вас берет образец конструктивного общения с учителем.

Можно даже хулиганить, болтать, отвлекаться, пусть  играющий роль учителя почувствует то, что ощущает настоящий учитель, имея неудобных учеников.

К - коллектив

Ребенок, пришедший в школу, осваивается не только в учебном материале, но и в  новом коммуникативном пространстве, которое формируется как правило в первую неделю сентября. Определяются ближний, средний и дальние круги общения. Появляется зона безопасности – дружественно настроенные одноклассники,  и выявляется зона опасности – безразличные и враждебные соученики.  Поэтому поддерживайте  и укрепляйте ближний  круг вашего ребенка,  учите взаимодействовать  с иными.

Л - ласка

Ласковое слово, участие, сопереживание, добро….- в любых ситуациях. И никогда – жалость!!!!

М – мудрость

Мудрость родителя в том, чтобы в любых ситуациях оставаться спокойным, имея горячее сердце и холодный ум. Ваше мудрое спокойствие поможет ребенку обращаться к фактам, контролировать чувства, находить корректный выход из сложившейся ситуации.

Н - настойчивость.

Настойчивость необходима и вам и вашему ребенку. Однако с большой ответственностью подходите к этому качеству. Очень важно понимать,  в чем и для чего вы проявляете настойчивость. Настолько ли важно то, чего вы добиваетесь, иди это всего лишь прихоть?

О - оптимизм

Что бы ни происходило, это вам для чего-то нужно. Учитесь на своих примерах. И  это здорово!

О, все будет хорошо! Пройдет и это – и первый класс, и школа, и армия….. Цените это время, оно скоротечно!

П  -  помощь

Помощники вы, ребенок – творец! Он – мастер, вы – подмастерье. Никогда не меняйтесь местами!

Р  – радость

Работа – в радость, учеба – в радость,  жизнь – в радость, друзья – в радость,  временные трудности – залог будущей радости. Ищите и находите радость!

С – сотворчество

Сотворец  - вы! Следуйте  идеям вашего ребенка. Однако, помогайте ребенку формулировать мысли, принимайте его здравые  идеи, учите выбирать лучшее, воплощайте вместе.

Т – терпение

Терпение  - это талант, особенно для родителей первоклассника. Развивайте свой талант.

У – удовольствие

Удовольствие приходит вслед за результатом. Всегда стремитесь к завершенности процессов, не откладывайте начатое дело, вымеряйте его по силам. Если процесс длителен, дробите на этапы, и  получайте удовольствие!

Ф – фантазия

Фантазируйте с ребенком смело, объемно, красочно, думайте о том, как фантазии превратить в реальность!

Х – характер

Характер вашего ребенка проявится весьма ярко. Наблюдайте за этим с любовью, спокойствием и чувством юмора. Поддерживайте и позволяйте раскрыться его сильным сторонам,   помните,  что в борьбе со слабыми – вы  проиграете!

Ц  - ценности

Ценности дружбы и помощи, обучения и саморазвития, соучастия и сопереживания и пр.  – формируйте, развивайте, укрепляйте.

Ч – честность

Честность в доверии. Честность в принятии. Честность в любви. Ребенок вырастает честным,  если во всем этом,  он не сомневается.

Ш – шутки

Шутите с ребенком чаще,  но помните, что: шутка корректная  спасает, шутка циничная разрушает. Следите за шутками.

Щ – щедрость

Будьте щедры  на воспоминания о том, как вы были маленькими, как вы ходили в школу, как обретали друзей, какие способы изобретали, чтобы справляться с трудностями.  Щедро дарите опыт, но не настаивайте на его копировании.

Э – энергия

Энергия  - двигатель процесса, следите за тем, чтобы у ребенка было достаточно  сил, здоровья и энергии для выполнения определенных заданий. Топливо для энергии – азарт и интерес.  Как тренер борца выпускает на ринг разогретым, так и вы подогрейте интерес ребенка к процессу и  его азартному выполнению.

Ю – юмор

Запаситесь им, пестуйте в себе его – пригодится!

Я – это я!

Знайте, что есть декларация самоценности Вирджинии Сатир. В кратком пересказе, она звучит так:  « Я - это я! И нет в этом мире, такого как Я! Мне принадлежат все мои ошибки и успехи, победы и разочарования, Я принадлежу только себе, поэтому Я – строю себя сам! Я - это я! И это – замечательно!» Теперь, уважаемые родители,  Азбука в ваших руках, осваивайте ее и идите в школу с радостью!

Т.М.Грабенко, доцент, к.пед.н., Директор Центра обучения креативным технологии и методам гуманизации бизнеса и образования (СПб) в гостях у Академия гениальности «Р.И.Т.А.» +7 (4742) 377-865 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Праздник первоклассников «Посвящение в первоклассники и пешеходы»

                         Праздник первоклассников        «Посвящение в первоклассники и пешех...

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....