Подростковый период. Мотивация учения.
материал (5 класс) по теме
Особенности подросткового периода 11-14 лет. Мотивация учения - залог успешного обучения. Рекомендации для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivaciya_dz.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Дети растут быстро. Только первый год жизни тянется долго, а затем время ускоряет бег и вот уже детский сад, школа, институт... И в каждом возрастном периоде у ребенка возникают свои проблемы, которые становятся и Вашими.
Сейчас Ваши дети вступили в подростковый возраст. Подростков 11-14 лет часто называют трудными, и вообще этот период считается возрастом 2-го кризиса. Некоторые из вас уже ощутили на себе некоторые прелести этого возраста. Основная причина – физиологический дискомфорт из-за активной перестройки растущего организма, что влечет за собой психологические срывы. Ребятам свойственны:
• тяга к романтике и самоутверждению, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;
• частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слезы;
• повышенно эмоциональная реакция даже на незначительные события;
• стремление к установлению дружеских связей с ребятами своего или старшего возраста, вхождение в неформальные группировки;
• отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе неверной;
• падение авторитета взрослых, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников;
• демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса.
Как следует обращаться с подростком:
• помните, что подросток по-прежнему нуждается в Вашем участии, но уже в качестве партнера, поэтому разговаривайте с ним на равных, в том числе совместно планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга и пр.;
• выделяйте деньги на карманные расходы;
• в конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребенка, причем выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит;
• объясните, что поступки, как правило, влекут за собой последствия, поэтому надо соотносить одно с другим;
• учите ребенка достойно переносить огорчения, неприятности и потери, разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе в семье;
• будьте бережны к зарождающимся чувствам, подчеркните необходимость взвешенного выбора друзей и подруг, обозначив рамки допустимого и неприемлемого во взаимоотношениях между людьми.
Никогда
• не допускайте как неуважения к себе со стороны подростка, так и грубости по отношению к нему;
• не требуйте немедленного и слепого послушания, не применяйте угроз и не унижайте детей;
• не начинайте разговоры с обвинений и не перебивайте, когда ребенок объясняет свои поступки;
• не подкупайте подростка и не выдавливайте силой обещание не делать того, что вам не нравится;
• не отступайте от введенных в семье правил и традиций, разве что в необычных случаях.
В подростковом возрасте исследователи отмечают уменьшение поглощенности учением, свойственное младшему школьнику.
В подростковом возрасте расширяется и содержание понятия "учение". Приобретение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему.
Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной перспективы и профессиональных намерений, идеалов и самосознания. Учение для многих приобретает личностный смысл и превращается в самообразование.
Но, к сожалению, по исследованию школьного психолога не у всех учащихся нашего класса высокая мотивация к учению. В основном интересы детей в области компьютера, друзей.
Нам, Учителям крайне необходима помощь родителей в развитии у детей мотивации учения. Так как усилий и стараний только педагога для решения данной проблемы не достаточно.
Психологами разработаны рекомендации, которые могут оказаться полезны в повышении мотивации к учебе вашего ребенка.
1 – Воспитывайте интерес в вашем ребенке, предоставляя ему возможность изучать и узнавать о своих интересах, будь то динозавры, звезды, животные, цветы или многое другое.
2- Способствуйте зарождению новых идей у вашего ребенка, участвуя не только в школьных, но и в других всевозможных общественных мероприятиях.
3 – Пытайтесь ставить перед детьми краткосрочные задачи и цели, так как иногда дети становятся перегруженными сложными задачами. Это не значит, что данные задачи сложны для выполнения, просто дети могут нервничать из-за того, что на решение или понимание проблемы уходит много времени. Иногда дети сразу могут отказываться от решения задачи, поэтому целесообразно разделять такие задачи на несколько меньших частей.
4 – Помогайте ребенку научиться организовывать свое время, так как после начала учебы в школе ему придется выделять на некоторые предметы больше времени, на некоторые меньше. Поэтому ребенок с раннего возраста должен научиться ценить свое время. Со временем ему самому придется научиться правильно управлять своим временем.
5 – Хвалите вашего ребенка за его усилия. Некоторые дети могут испытывать проблемы с преобразованием своих усилий в конечный результат. Для того, чтобы помочь ребенку добиться успеха, следует оценивать каждое его достижение. Вместо того, чтобы говорить «Ты мог бы сделать это лучше» стоит сказать «Ты очень старался и смог добиться хорошего результата».
6 – Помогите вашему ребенку взять свои результаты под контроль: отстающие дети считают, что достижение результата находится вне их контроля, поэтому им кажется, что все их усилия бессмысленны. Ребенок должен научиться осознавать роль личной ответственности за достижение результата.
7 – Показывайте положительное отношение к школе, так как дети должны видеть, что родители высоко оценивают роль образования. Если даже в проблемах ученика виновата школа или учитель, вы должны быть осторожны в своих высказываниях в адрес педагогов.
8 – Помогайте ребенку найти связь между учебой в школе и его интересами. Часто причиной отсутствия мотивации является то, что ребенок не находит никакой связи между учебой и своими интересами и целями. Например, подросток, который хочет заниматься астрономией, должен знать, что для этого ему необходимо изучать математику и физику.
1. Никогда не называйте ребенка бестолковым, глупым и т.п.
2. Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
3. Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
4. Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
5. Не ругайте, а учите!
Нередко в учебе пятиклассников возникают проблемы, несмотря на то, что ребята хотят хорошо учиться и радовать своих близких и окружающих.
Причины плохой учебы могут быть связаны: во-первых, со слабой учебной подготовкой в начальных классах; во-вторых, с неумением анализировать, плохой речью, слабой память и вниманием; в-третьих, с нежеланием заставить себя заниматься, неразвитой волей.
Все эти проблемы решаемы, необходимо только внимание и терпение взрослых.
Памятка для родителей пятиклассника
- Помогайте ребенку в учебе, чтобы он понял все детали трудного задания и сам мог выполнить аналогичное, подробно объясняя свои действия.
- Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
- Приучайте ребенка к режиму дня, тем самым развивая его волю и собранность.
- Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах. Что касается учебы, то пусть ребенок научится в первую очередь добросовестно выполнять домашнее задание.
Почему я говорю об этом? В классе есть дети которые не регулярно выполняют дз и по математике, русскому языку и другим предметам (смотрите записи в дневнике). Многие из тех, кто регулярно выполняют, делают это быстро, наспех, лишь бы сделать.
Каково назначение домашнего задания:
- воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей, Интернета;
- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Вообще, в средней школе изменяется само содержание домашнего задания. Если в начальной школе оно в большей степени было направлено на отработку репродуктивных умений учащихся (писать, читать, считать), то на среднем этапе обучения – на развитие способности рассуждать, анализировать, делать самостоятельный вывод. Когда мы решаем, например, задачи, я всегда говорю, посмотрите на ответ, проанализируйте условие. Получили из 53,8 кг молока 538 кг творога – это нормально; получилось в табуне 63,58 жеребенка тоже хорошо.
По статистике, если ученики, способности которых ниже среднего уровня, тратят на домашнее задание всего 1–3 ч в неделю, их результаты соответствуют результатам учащихся со средними способностями, которые не выполняют домашних заданий. Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3–5 ч в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.
На заметку родителям
- Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток.
- Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
- Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам.
- Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания, если он в этом нуждается.
- Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий.
- Ну и, конечно, контролируйте выполнение домашнего задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообра...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий ...
Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберг-А.Д.Андреева)
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ (Спилберг-Андреева)
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ Спилберг-Андреева
Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению основан на опроснике Ч.Д. Спилберга, направленном на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева...
Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Справка по результатам диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению...
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ. (МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ.(МОДИФИКАЦИЯ А.Д.АНДРЕЕВА)...