Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к итоговой аттестации
консультация (11 класс) по теме

Серова Наталья Михайловна

Роль педагогов, классных руководителей и родителей в подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к итоговой аттестации

Роль родителей, педагогов и классных руководителей в подготовке к ЕГЭ и ГИА

Доклад подготовила

учитель истории, обществознания и классный руководитель 9 «А» класса

Фельдшерова Е.В.

   


      Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и ГИА. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребенку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к итоговой аттестации. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

        Основная  цель психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса школы к прохождению государственной итоговой аттестации включает в себя  разработку практических аспектов. Для достижения данной цели служит решение конкретных задач, которые будут служить показателями психолого-педагогической готовности к экзамену участников итоговой аттестации образовательного учреждения:

        использование в деятельности разнообразных форм, методов и приемов;

        способность решать сложные жизненные, учебные задачи;

        целесообразность в действиях;

        способность использовать оптимальные средства обучения и воспитания;

        способность работать по различным методическим схемам, и технологиям;

        владение диагностическими умениями и навыками;

        владение исследовательскими умениями и навыками;

        способность организовывать и планировать деятельность

        коммуникативные способности.

Как результат данной работы:

1.     Выработка алгоритма работы учащихся в группах при подготовке к итоговой аттестации.

2.     Составление плана  психолого-педагогическая подготовка учащихся к итоговой аттестации.

3.     Составление плана психологической  подготовки учителей в школе по подготовке к итоговой аттестации.

4.     Разработка плана психологической  подготовки  родителей,  дети которых выходят на итоговую аттестацию.

5.     Подборка материалов в помощь учителю и классному руководителю в работе по подготовке к итоговой аттестации учащихся (исходя из психологических индивидуальных особенностей личности учащегося)

6.     Составление памятки для учащихся по подготовке к итоговой аттестации

Актуальность процесса состоит в своевременном преодоление трудностей участниками образовательного процесса на этапах подготовки и прохождения государственной (итоговой) аттестации. Участниками процесса являются учителя-предметники, классные руководители, родители, администрация, учащиеся выпускных классов.

При организации работы с учащимися, проходящими итоговую аттестацию по новой форме, учителям-предметникам необходимо:

        адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;

        исключить «натаскивание» старшеклассников на выполнение заданий различного уровня сложности;

        организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;

        индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;

        провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;

        проанализировать результаты муниципальных, региональных, федеральных тестирований, пробного тестирования и др.;

        составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к итоговой аттестации по новой форме;

        обсудить составленные планы со всеми участниками итоговой аттестации.

Классный руководитель, являясь своеобразным создателем эмоционального фона развития личности учащихся в условиях классного коллектива, может реально влиять на возможности освоения школьниками новой формы аттестации. Организуя «вхождение своих учеников в современную культуру», классный руководитель помогает учащимся преодолеть тревогу перед незнакомым, непривычным и видеть в этом новом реальные возможности своего роста. А в итоге – грамотно анализировать сложившуюся ситуацию, выстраивать линию поведения, контролировать собственные реакции. Всему этому ребята учатся в классном коллективе, способствующем  индивидуальному развитию каждого. Таким образом, очень многое зависит от того, насколько гибко и внимательно относится классный руководитель к выстраиванию ролевых позиций учащихся в деятельности коллектива, создает ли условия для формирования положительной Я-концепции своих воспитанников, их спокойной веры в свои силы.

Для успешной работы классных руководителей с учащимися в плане подготовки к ГИА и ЕГЭ предлагается следующая система взаимодействия классного руководителя с родителями, школьниками, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:

1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;

2) осуществление постоянной связи между субъектами данной системы;

3) оказание всесторонней помощи учащимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА и ЕГЭ, во время проведения, а также после окончания процедуры;

4) ориентировка учащихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.

Работа классного руководителя с учащимися включает следующие направления:

1.     вдумчивое знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА и ЕГЭ. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности школьников о ГИА и ликвидировать пробелы;

2.     организация обсуждения новой формы аттестации в рамках одного или нескольких классов. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение школьников к проведению ГИА в регионе;

3.      проведение индивидуальной работы с отдельными учащимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на медаль.

Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:

1.     содействии в организации систематического повторения всех важнейших разделов дисциплин и постоянного контроля блоков повторения в календарно-тематических планах;

2.     отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;

3.     организации психолого-педагогических консилиумов, заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к итоговой аттестации, а также собеседований с учителями-предметниками;

4.     организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.

Работа классного руководителя с родителями заключается:

1.     в оказании необходимой помощи при изучении нормативно-правовой базы ГИА,

2.     в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить работа классного руководителя,

3.     семья для успешного прохождения обучающимся ГИА и ЕГЭ,

4.     в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся,

5.     в оказании помощи, совместно с родителями, каждому выпускнику в выборе предметов для прохождения аттестации в форме ГИА и ЕГЭ.

         

           Контакт с родителями учеников, готовящихся к сдаче ЕГЭ крайне важен. На родительское собрание в 10 классе в обязательном порядке приглашается учитель русского языка и литературы. Родители знакомятся со структурой ЕГЭ, получают подробную информацию о дополнительной литературе, помогающей в подготовке к экзамену, о видах контроля, предусматриваемого учителем и т. д. В конце 10 класса учитель встречается с родителями, дети которых получили неудовлетворительную оценку на итоговом тестировании. Родители получают информацию о том, как помочь своему ребёнку в ликвидации пробелов.

В 11 классе проводится аналогичная работа. Родители учащихся, получивших низкие баллы, приглашаются для индивидуальной беседы.

Слово «экзамен» переводиться с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся ЕГЭ и выпускные экзамены. Безусловно, экзамены - дело сугубо индивидуальное, выпускник оказывается один на один с комиссией. И родителям остается только волноваться за своего ребенка или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему одиннадцатикласснику наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к ЕГЭ. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов.

Задолго до экзаменов родители должны обсудить с ребенком, что именно ему придется сдавать, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными. Эта информация поможет совместно создать план подготовки - на какие предметы придется потратить больше времени, а что требует только повторения.

Родителям следует ознакомиться со списком вопросов к экзамену. Они не должны стесняться признаться ребенку, что уже не очень хорошо помнят большинство разделов биологии, химии или любого другого предмета, который ему необходимо подготовить. Пусть он просветит родителей по тем или иным темам, а родителям желательно задавать вопросы. Чем больше ребенок успеет рассказать, тем лучше. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

В выходной можно устроить ребенку репетицию письменного экзамена (ЕГЭ). Например, взять один из вариантов ЕГЭ по математике (учителя при подготовке детей пользуются различными вариантами ЕГЭ). Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале «экзамена». Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться?

Родителям следует следить за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему. Что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы одиннадцатиклассник обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио.

Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Родители не должны тревожиться о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и критиковать ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей

Классному руководителю необходимо учитывать роль родителей в подготовке обучающихся к ГИА.

Наибольший интерес и наибольшую тревогу вызывают вопросы, связанные с подготовкой к ГИА и ЕГЭ, так как ни у одного из родителей сегодняшних  старшеклассников нет собственного опыта сдачи ГИА. Путь к разрешению данной проблемы - в понимании особенностей Государственной Итоговой Аттестации.

После окончания 9-го или 11-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА и ЕГЭ являеюся одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей - помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА и ЕГЭ с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

        Сама процедура экзамена может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам.

Отличие ГИА и ЕГЭ от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной,  необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Главное условие успешной сдачи ГИА и ЕГЭ - это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства.

Таким образом, роль родителей в подготовке выпускников к ГИА и ЕГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.


Примерный алгоритм работы учащихся в группе

при подготовке к ГИА и ЕГЭ:

        индивидуальный анализ заданий теста и их выполнение;

        представление своих наработок в группе (опыта);

        подготовка выступления от группы и собственно выступление.

Предлагаемый алгоритм способствует:

        ознакомлению с процедурой проведения аттестации по новой форме

        снижению уровня тревожности обучающихся при прохождении аттестации;

        расширению опыта прохождения аттестации в форме теста;

        обогащение опыта наиболее эффективными способами преодоления трудностей;

        повышению уровня «тестовой успешности»;

        обучение объективной и субъективной трудности заданий и разумному выбору этих заданий;

        обучение постоянному жесткому самоконтролю времени;

        повышению самооценки, чувства уверенности в себе;

        мобилизации в нужный момент максимума из минимума своих возможностей;

        самостоятельному выполнению заданий;

        знакомству обучающихся с электронными вариантами ГИА и ЕГЭ с использованием компьютера.

Анализ результатов ГИА и ЕГЭ (собственных, муниципальных, региональных, федеральных):

        выявляет уровень и качество предметной подготовки;

        выявляет уровень тестовой культуры обучающегося;

        выявляет психологическую готовность обучающихся демонстрировать сформированные знания и умения в непривычной обстановке (в условиях ГИА);

        способствует совместному планированию выступлений педагогов и психолога школы;

        способствует презентации имеющегося у педагогов-предметников опыта.

Экзамены – ситуация действительно серьезная, но не запредельная. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжится, это поможет ему чувствовать себя более уверенно.

Учимся расслабляться и не волноваться! 

Сегодня хотелось бы предложить несколько психологических приемов и упражнений, которые могут помочь научиться расслабляться, справляться с волнением, чувствовать себя спокойно и уверенно. Но для начала предлагаю  ответить  на вопросы теста.

 

Тест «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

 

За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

 

1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".

3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

 

Сложите набранные баллы.

 

0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.

Анкета "Готовность к ЕГЭ"

Психодиагностика психолога в школе -  Анкеты

Анкета «Готовность к ЕГЭ»

 Анкета имеет ориентировочный характер и позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников. Она затрагивает такие составляющие, как способность к самоорганизации (познавательный компонент), уровень тревоги (личностный компонент) и знакомство с процедурой экзамена (процессуальный компонент). Анкета может быть использована для скрининговой диагностики в выпускных классах, а также для оценки результативности деятельности психолога (в этом случае анкетирование проводится до и после занятий). По нашему опыту работы с анкетой, во втором случае рост показателей не всегда свидетельствует об эффективности работы. Напротив, зачастую в результате занятий дети осознают дефицит знаний по той или иной проблеме, что находит отражение в снижении показателей.

             Фамилия, имя___________________________________

 Друзья!

 Приближается время сдачи Единого государственного экзамена. Для нас очень важно знать, что вы думаете по этому поводу. Результаты анкеты будут использоваться только психологом.

 Просим вас оценить свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями по 10-бальной шкале от 1 — «полностью не согласен» до 10 — «абсолютно согласен».

 Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

2. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий        

Полностью не согласен        

1 23456789 10        

Абсолютно согласен

4. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего        

Полностью не согласен        

1 2345 67 89 10        

Абсолютно согласен

5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене        

Полностью не согласен        

1 23 45 67 89 10        

Абсолютно согласен

6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

7. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

 8. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

11. Думаю, что смог бы справиться с тревогой на экзамене        

Полностью не согласен        

123456789 10        

Абсолютно согласен

12. Я достаточно много знаю про ЕГЭ        

Полностью не согласен        

1234 5 6789 10        

Абсолютно согласен

13. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам        

Полностью не согласен        

1 23456789 10        

Абсолютно согласен

Спасибо!

Анализ данных

 Низкими показателями считаются 4 и меньше, высокими — 8 и больше.

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1,4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой.

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги.

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2,3,9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Источник: Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. — М.: Генезис, 2009. — 184 с. — (Психолог в школе).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая помощь ребенку в период подготовки к итоговой аттестации"

Период подготовки к итоговой аттестации является одним из самых тяжелых для будущего выпускника, поэтому общая задача семьи и школы - оказать ему необходимую психолого-педагогическую поддержку.  ...

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"

Методическая разработка программа "Психологические аспекты подготовки к ЕГЭ"...

Родительское собрание на тему «Социально-педагогические и психологические аспекты подготовки к ЕГЭ»

Как мы мечтаем, чтобы наши дети поскорее выросли, как грезим их карьерными достижениями, когда они идут в первый класс. Но наступает час истины – последние два класса (X и XI) – старшая ступенька школ...

Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)

В данной статье рассматривается психологический аспект в системе подготовки обучающихся к ГИА и трудности, возникающие при реализации образовательного процесса как у учащимися, так и у других участник...

Психологические аспекты подготовки классного руководителя к родительскому собранию

Советы психолога по проведению родительского собрания:...

психолог.аспекты подготовки к итоговой аттестации

психолог.аспекты подготовки к итоговой аттестации...

психолог.аспекты подготовки к итоговой аттестации

психолог.аспекты подготовки к итоговой аттестации...