Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
В данной статье рассматривается психологический аспект в системе подготовки обучающихся к ГИА и трудности, возникающие при реализации образовательного процесса как у учащимися, так и у других участников процесса. Даются рекомендации по преодолению возникающих проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chilikinapsihologicheskie_aspekty_podgotovki_obuchayushchihsya_k_uspeshnoy_sdache_gia.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Чиликина О.Н.
учитель русского языка
Психологические аспекты подготовки обучающихся к успешной сдаче ГИА (ОГЭ)
Подготовка к основному государственному экзамену (ОГЭ или ГИА) является одной из основных проблем выпускников. По своей сути ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности обучающихся к постоянно меняющимся условиям современной реальности. В этой связи, психологическая устойчивость выпускников является одной из основных характеристик, способствующих успешной аттестации в форме ГИА.
Подготовка к ОГЭ, как правило, идет на протяжении последних лет обучения по образовательной программе основного общего образования. Учителя стараются подготовить обучающихся с помощью заданий в форме тестов, дополнительных занятий. Кроме того, обучающиеся посещают курсы, покупают различные пособия для подготовки к ОГЭ. Родители нанимают репетиторов. Все направлено на достижение поставленной цели – сдачи экзамена и получения атестата. Но степень тревожности, напряжения у обучающихся не снижается. В свою очередь, повышенный уровень тревоги на экзамене приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания, работоспособности. Тревога – это весьма энергоемкое занятие. Чем больше ребенок тревожится, тем меньше сил у него остается на учебную деятельность
Совершенно очевидно, что перед психологами, педагогами и родителями встает проблема охраны психического здоровья детей, для решения которой необходима продуманная система мероприятий, предусматривающая создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшение вероятности возникновения стрессовых ситуаций и повышение функциональных возможностей обучающихся.
Процедура прохождения ГИА – деятельность сложная, отличающаяся от привычного опыта обучающихся и предъявляющая особые требования к уровню развития психических функций. Эта процедура во многом имеет инновационный для подростков характер, что может явиться причиной значительных трудностей на экзамене.
По результатам тестирования, наиболее значимыми причинами волнения выпускников являются:
-сомнение в полноте и прочности знаний;
-сомнение в собственных способностях: умение анализировать, концентрировать и распределять внимание;
-психофизические и личностные особенности: быстрая утомляемость, тревожность, неуверенность в себе:
- стресс незнакомой ситуации;
- стресс ответственности перед родителями и учебным заведением.
Таким образом, условно можно выделить три группы трудностей ГИА для детей:
- познавательные – связанные с особенностями переработки информации в ходе экзамена, со спецификой работы с тестовыми заданиями, недостаточным объемом знаний, неспособностью гибко оперировать системой учебных понятий предмета (это трудности всего периода обучения);
- личностные – обусловленные особенностями и состояниями, отсутствием возможности получить поддержку взрослых;
- процессуальные – связанные с самой процедурой ГИА и отсутствием четкой стратегии деятельности.
Считаю, что основным, наиболее важным направлением подготовки является психологическое просвещение и профилактика для выпускников.
Для всех учащихся 9 классов во втором полугодии необходимо проводить классные часы по темам: «Как готовиться к экзаменам», «Как справиться с тревогой». Обсуждение данных тем с будущими участниками ОГЭ – одна из форм психологической подготовки к сдаче ОГЭ. На занятиях необходимо осветить вопросы: как оборудовать рабочее место для подготовки к экзаменам, как разработать индивидуальный режим дня с учетом времени на самостоятельную подготовку к экзаменам, как учитывать собственные особенности запоминания, как правильно использовать методы релаксации и активизации, приёмы снижения экзаменационной тревожности, как организовать день на кануне экзамена, настроить свои мысли на успех, как вести себя на экзамене, использовать полезные ссылки на Интернет-ресурсы по подготовке к ОГЭ.
Одним из существенных аспектов психолого-педагогического сопровождения выпускника, на мой взгляд, является ознакомление родителей со способами правильного общения с ним, оказания ему психологической поддержки, создания в семье благоприятного психологического климата.
Работа с родителями нацелена на повышение осведомленности родителей и формирование реалистичной картины экзамена, снижение родительской тревоги.
На родительских собраниях необходимо давать рекомендации по организации режима дня обучающихся, поддержке и помощи детям в период до, во время и даже после экзаменов, розданы советы и рекомендации в виде листовки.
Психологическая поддержка – это процесс, в котором взрослый сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки; помогает ему поверить в себя в свои способности; поддерживает его при неудачах. В данном вопросе необходимо сотрудничество учителей-предметников и классных руководителей.
Практические аспекты организации подготовки обучающихся к ГИА (ОГЭ) учителям-предметникам и классному руководителю.
Учителям-предметникам необходимо:
- адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки обучающихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- исключить «натаскивание» обучающихся на выполнение заданий различного уровня сложности;
- организовать системную продуманную работу в период, отведенный на изучение предмета;
- индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
- провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
- проанализировать результаты пробного тестирования и др.;
- составить план собственной работы по подготовке к ГИА обучающихся в процессе преподавания предмета.
Для успешной работы учителя в плане подготовки к ГИА предлагается следующая система взаимодействия с родителями, обучающимися, учителями-предметниками. Ключевыми позициями предлагаемой системы на всех уровнях взаимодействия (с обучающимися, родителями и учителями-предметниками) выступают:
1) направленность на формирование позитивного отношения к новой форме аттестации;
2) осуществление постоянной связи родитель-учитель-обучающийся;
3) оказание всесторонней помощи обучающимся на протяжении всего периода подготовки к ГИА, во время проведения, а также после окончания процедуры;
4) ориентировка обучающихся на действие, как необходимое и обязательное условие успешного прохождения новой формы аттестации.
Работа классного руководителя с обучающимися включает следующие направления:
1. Знакомство с нормативно-правовыми материалами Министерства образования Российской Федерации о проведении ГИА. В ходе этой работы классному руководителю необходимо выявить степень информированности обучающихся о ГИА и ликвидировать пробелы.
2. Организация обсуждения данной формы аттестации в рамках класса. Форма проведения может быть различной: «круглый стол», дискуссия, дебаты и др. Предполагаемый итог - позитивное отношение обучающихся к проведению ГИА;
3. Проведение индивидуальной работы с отдельными обучающимися, группами детей, имеющими проблемы в обучении или претендующими на аттестат особого образца.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками состоит в:
-отслеживании наличия различных форм контрольно-измерительных материалов и обеспечение подготовки и проведения тренинга, способствующего совершенствованию у обучающихся навыка работы с КИМами;
-организации заседаний малого педсовета, совещаний по проблемам подготовки к экзаменам, а также собеседований с учителями-предметниками;
-организации и контроле индивидуальной работы учителей-предметников с обучающимися.
Работа классного руководителя с родителями заключается:
1. в оказании помощи в изучении нормативно-правовой базы ГИА
2. в обсуждении обязательных условий, которые может и должна обеспечить семья для успешного прохождения обучающимися ГИА
3. в обсуждении организации учебной домашней работы, режим труда и отдыха обучающихся;
4. в оказании помощи, совместно с родителями, каждому ребенку в выборе предметов для экзамена.
Советы обучающимся по профилактике «экзаменационных стрессов»
Как и всякое эмоциональное состояние, состояние будущих выпускников перед экзаменом имеет сложную структуру. Дети пребывают в ожидании предстоящего испытания, сильных волнений, внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями и безвыходными ситуациями; готовятся к их решению, предугадывают возможный результат. В связи с этим, стабилизация эмоционального состояния обучающихся перед экзаменами – важный аспект психологической подготовки к ОГЭ. Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно.
Что делать, чтобы нейтрализовать стресс?
Во-первых, при стрессах быстро расходуется запас витаминов в организме, особенно группы В. Многие врачи советуют принимать ежедневно витамины, но помните о передозировке. Все должно быть в меру!
Во-вторых, очень полезны физические упражнения. Ходите в спортивный зал, делайте зарядку, танцуйте, пойте, гуляйте по городу, посещайте бассейн, баню.
В-третьих, необходима психическая и физическая релаксация. Попробуйте следующие способы: слушайте расслабляющую музыку, смотрите на ночное небо, облака, мечтайте.
В-четвертых, для гармоничной жизни необходима поддержка семьи, друзей. Ходите на психологические тренинги, не уклоняйтесь от семейных торжеств, знакомьтесь с новыми интересными людьми. Уделяйте внимание родителям, бабушкам и дедушкам, сестре или брату, ведь они особенно нуждаются в вашей любви, заботе, ласке.
Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас. Для того, чтобы избежать некоторых затруднений при сдаче ОГЭ, психологи советуют воспользоваться методами саморегуляции.
Это методы, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, или психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах саморегуляции: релаксации (расслабления), визуализации, самовнушения и рационализации.
Техники релаксации (расслабления)
1.Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект. Для снятия напряжения помогает техника самомассажа:
найдите точку между бровями и переносицей и помассируйте ее плавными круговыми движениями в течение одной минуты;
-положите руку на заднюю часть шеи ниже затылка и мягко сожмите и разожмите ее несколько раз;
-попросите кого-нибудь помассировать вам плечи;
-найдите точку на тыльной стороне руки между большим и указательным пальцем и слегка помассируйте ее в течение одной минуты;
-слегка помассируйте кончик мизинца.
Техники визуализации
Данная группа техник основана на использовании возможностей воображения.
1.Ваше эмоциональное напряжение – это туго набитый шар. Огромный шар. Он буквально распирает вас изнутри. В своем воображении проткните этот шар иголкой. Он лопнул. Вместе с ним «лопнуло» и ваше напряжение, отчаяние.
2. Представьте, что ваши неприятности вы упаковали в мешок и положили на платформу поезда. Поезд поехал и увез ваши несчастья.
3.Вспомните то место, где вы были счастливы. Представьте себя там.
4.Представьте себя успешными, спокойными, готовыми к экзамену, все знающими и помнящими (поменяйте «плохой стул» на «хороший»).
Техники самовнушения
Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.
Придумайте несколько кратких оптимистичных тезисов, которые нужно повторять в период волнения.
Например:
- Все будет нормально!
- Сейчас я почувствую себя лучше!
- Я уже чувствую себя лучше!
- Я владею ситуацией!
- Без сомнения, я справлюсь!
Техники рационализации
Данные техники основаны на использовании механизма психологической защиты – рационализации, заключающей в себе активно-положительный потенциал поведения личности.
1. Возьмите чистый лист бумаги. Наверху напишите «мучащую» вас проблему – например, «ОГЭ». Затем лист разделите вертикально на две половины. Слева запишите в столбик все неприятные мысли, которые приходят в голову в связи этой проблемой. В правый столбик запишите все преимущества, которые также имеются в данной ситуации. Какой столбик получился длиннее? Теперь фразы из первого столбика переформулируйте так, чтобы они звучали позитивно, и перепишите их в новой формулировке в правый столбик.
Применение подобных способов саморегуляции поможет Вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.
2. Саморегуляция познавательной деятельности
Успешность выполнения заданий на экзамене обеспечивается не только правильным подходом к использованию своих знаний и умений, но и грамотным использованием собственных психологических ресурсов.
Саморегуляция памяти
Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести имеющиеся у вас знания. Успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.
Например, способ группировки материала, облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала. Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.
Правила самоорганизации внимания
Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий вас ничего не отвлекало (визиты товарищей, телефонные звонки). Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изученный материал. Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел. Если же этот материал по какой – либо причине вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов. Если сосредоточить внимание на изучаемом материале мешают волнение, тревога, то читайте изучаемый материал вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, читайте изучаемый материал про себя. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания.
Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т. п. или негромких фоновых звуков – приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т. п. Необходимо принимать во внимание, что даже самый интересный материал, самая интересная лекция самыми внимательными людьми непрерывно воспринимается не дольше 7 – 8 минут, после чего обязательно наступает кратковременное переключение внимания. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.
Когда вы начинаете испытывать во время подготовки напряжение, сильную усталость можно использовать следующие приемы:
-остановиться, сделать паузу в работе;
-выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
-подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
-опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
-постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.
-написать свое имя головой в воздухе (это повышает работоспособность мозга).
Саморегуляция познавательной деятельности во время экзамена
Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания на ОГЭ полезно:
-понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
-подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
-рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
-постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
-не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
-помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо…».
Следует помнить, что психологические методы саморегуляции познавательных процессов достаточно индивидуальны, поэтому Вам при подготовке и во время сдачи экзамена нужно найти свои собственные способы.
Если на экзамене возникают сложности психологического характера, не удается справиться с волнением психологи советуют помнить о некоторых приемах и способах, которые должны помочь в стабилизации стрессовой ситуации:
1) Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно. Перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Лучше всего подходит минеральная вода, т.к. она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить простую чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки бесполезны и вредны.
2) Вторая проблема, с которой сталкиваются обучающиеся, попавшие в стрессовую ситуацию – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий головного мозга. Если доминирует одно из них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ними задачи. Но можно восстановить гармонию, применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.
3) Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющую нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.
4) самовнушение не помешает, думайте о себе только положительно: «Я умница, я всё сдам!», Я спокоен и все мои умения проявят себя».
Таким образом, психологический настрой выпускников в ситуации ОГЭ зависит и от учителей, их действий и слов, от родителей и той обстановки, в которой находятся обучающиеся. Поэтому необходима специальная подготовка педагогов, заключающаяся в обучении приемам создания ситуации успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы.
Из собственного опыта преподавания математики и подготовки учащихся к ГИА...
Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ.
В данной статье представлена моя методика подготовки учащихся к сдаче экзамена по химии в формате ОГЭ....
Подготовка обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по биологии
подггтовка к ОГЭ по биологии...
мотивация и подготовка обучающихся к успешной сдаче ГИА по биологии
Перед учителем стоит вопрос: с чего начинать и когда начинать подготовку к итоговой аттестации...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий, а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных работ.Важно правильно сориен...
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену по математике по теме «Подготовка обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ по математике»
Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, обдумывающего выбор своего будущего, стремящегося самореализоваться в новой социокультурной ситуации, продолжить образо...
Эффективные приемы и методы подготовки обучающихся к успешной сдачи ОГЭ по математике.
Математика – одна из самых сложных школьных дисциплин, и вызывает затруднения у многих учащихся. Подготовка к выпускным экзаменам – это очень ответственный процесс. И от того, насколько мы...