Дарить ли кошелек ребенку?
статья по теме
Должен ли ребенок иметь свои карманные деньги? Этот вопрос всегда был волнующей темой для родителей. По мнению психологов, разумное финансирование — важный фактор в формировании личности ребенка в структуре взаимоотношений его с родителями. При этом надо помнить, что общение с деньгами требует соблюдения некоторых правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materialy_dlya_rodit.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дарить ли кошелек ребенку?
Нужны ли деньги подростку? Тема отношений детей с финансовой стороной жизни волнует также учителей, воспитателей и психологов многих стран. Большинство все же склоняются к тому, что иметь карманные деньги полезно для подростка во многих отношениях.
В разных европейских странах родители по-разному решают эту проблему. Так, в Англии большинство родителей склоняются к тому, что карманные деньги следует выдавать строго по плану. Когда ребенок достигнет возраста шести-семи лет, ему не помешает один фунт в неделю. Семнадцатилетние подростки получают уже более внушительную сумму — около 5 фунтов в неделю.
В Германии этот вопрос решен на законодательном уровне. Ребенок в возрасте до шести лет получает в неделю 50 центов, десятилетний — 10–12 евро, а пятнадцатилетний — 25–30 евро. Невыплата этих денег может обернуться штрафом для родителей.
В нашей стране ситуация во многом отличается. Если в Европе старшеклассники сами зарабатывают себе на карманные расходы, подрабатывая в кафе, на автостоянках и т.д., то наши старшеклассники свободное время или занимаются с репетиторами или посещают подготовительные курсы, так как поступление в вуз и получение высшего образования остается эмоционально значимым и престижным. Но наличие карманных денег для наших старшеклассников также очень важно.
К сожалению, на вопрос, давать или не давать деньги и в каком возрасте и количестве, в нашем обществе нет однозначного ответа. Многие родители считают, что деньги — это забота взрослых. Все, что необходимо, они сами купят своему ребенку, а дети не должны иметь, а тем более бесконтрольно тратить семейные средства. Позиция явно недальновидная, обрекающая ребенка на неумение обращаться с финансами уже во взрослой жизни.
Есть и другая крайность — родители дают непомерно большие суммы, удовлетворяя любую прихоть своего чада. Увы, большое количество карманных денег практически никогда не делало ребенка счастливым. Наоборот, многих это стимулирует на поиск новых ощущений. В итоге — одни «садятся на иглу», другие становятся жертвами игровых автоматов. Но даже те, кто все же устоял перед такими соблазнами, редко достигают успеха в жизни. Да и понятно: все есть, и нет стимула стараться развивать свои способности и проявлять особое трудолюбие.
Где же найти золотую середину, так, чтобы карманные деньги не принесли вреда, а стали основой для дальнейшей жизни?
Многие родители впадают в ужас от одной мысли, что у ребенка будут свои бесконтрольные деньги и вместо сладкой булочки он приобретет пачку сигарет или бутылку пива. Конечно, никто не застрахован от такой ситуации, но психологи все же рекомендуют дать возможность ребенку рисковать. Не рискуя, он никогда ничему не научится. К тому же статистика показывает, что дети, которым родители оказывают доверие, стараются оправдать его.
Как считают специалисты, основной причиной, почему все же следует давать своему ребенку деньги на карманные расходы, служит то, что он должен научиться обращаться с ними. Это умение не возникает вдруг и само по себе, а нуждается в тренировке. И делать это лучше в том возрасте, когда родители еще могут как-то повлиять на свое чадо. Кроме того, это приучает к терпению, ведь для того чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги.
Контролировать, как ребенок тратит деньги, все же нужно. Следует следить за тем, чтобы покупки не были вредными. Одновременно не следует ежедневно спрашивать, как и на что он их потратил. Лучше сразу договориться, что именно он может покупать на эту сумму. Но лучше пусть он сам решит, что ему купить — мороженое, конфеты или игрушку. А возможно, сэкономленные деньги он использует на покупку нового мобильного телефона. Это хороший способ научиться принимать решения. Осуществляя ежедневный контроль, родители демонстрируют свое недоверие и этим понижают самооценку ребенка. Следует учитывать, что чем больший опыт ребенок приобретет сейчас, тем ответственнее он будет относиться к финансовым проблемам во взрослой жизни.
У многих родителей не раз возникал вопрос — как стимулировать успехи своего ребенка в школе? Некоторые не считают зазорным поощрять деньгами за хорошие отметки. Иногда это является хорошим стимулом для дальнейшего усердия. Но мнение специалистов несколько другое. Детский психолог Татьяна Шишова считает, что поощрять детей за учебу лучше не деньгами, а подарками или совместными покупками. А получая деньги за каждый успех в школьных делах, ребенок рискует остаться незрелой личностью, которая учится не для себя, а для родителей. Можно также обсудить с ребенком его успехи в школе и договориться, что если он получит хорошие отметки в четверти, то поедет на интересную экскурсию. А дабы подтянуть школьника по отдельному предмету, лучше не платить ему деньги, а нанять ему репетитора. В любом случае, постоянно оплачивая хорошие отметки, невозможно сделать из слабоуспевающего ученика круглого отличника.
Не менее волнующий вопрос для родителей — стоит ли платить за помощь по хозяйству? Психологи считают, что в решении этой проблемы стоит придерживаться того же мнения, что и в школьных успехах. Не оплачивать систематически каждую помытую тарелку или купленный батон к обеду. Но если подросток разобрал «завал», до которого уже давно не доходили руки у всех остальных членов семьи, то такой поступок можно отметить подарком или какой-то денежной суммой.
Решать, какую сумму следует выдавать, надо индивидуально, в зависимости от доходов. Но в любом случае надо помнить, что это карманные деньги, а следовательно, их не должно быть много. В тех случаях, когда в семье непростое финансовое положение и каждый рубль на счету, по мнению психологов, все же следует выдавать символическую сумму, чем не давать ничего, чтобы не лишать школьника некоторого ощущения самостоятельности и уверенности.
В случае если подросток часто жалуется, что его сумма на карманные расходы слишком мала и у сверстников намного больше, стоит обсудить с ним семейный бюджет.
Наиболее целесообразно выделять сумму на карманные расходы регулярно, например, в день зарплаты. Тогда ребенок будет не только учиться планировать свои финансы, но и поймет, что деньги сами по себе не появляются, а родители получают их за работу. Подросток должен участвовать в распределении семейного бюджета и понимать, на что тратятся деньги. Это поможет ему почувствовать себя полноправным членом семьи.
Если подросток хочет найти самостоятельный заработок, то не следует отговаривать его, а лучше вместе просчитать все варианты легальной и безопасной подработки. Если он уже имеет собственный заработок, то заранее оговорите, какую часть денег он будет отдавать в общую кассу. Пусть эта сумма будет чисто символической, но это очень важно для воспитания чувства ответственности и сопричастности к общим семейным делам.
Нельзя наказывать ребенка за провинность лишением карманных денег. Это может вызвать непредсказуемую реакцию. Лучше оштрафовать за неблаговидный поступок или попросить возместить ущерб. Допустим, если подросток простудился из-за того, что ходил без шапки в холодную погоду, можно потребовать, чтобы он выплатил из своих карманных денег всю сумму, которая пошла на лекарства. И если в результате он лишится большей части накопленных денег, то поймет, что болеть — это дорого, и в дальнейшем будет более ответственно относиться и к деньгам, и к своему здоровью.
Как показывают исследования, вопрос карманных денег не сводится к простому желанию подростка что-то обязательно купить. Таким образом школьник заявляет о своем желании проявлять самостоятельность. И, по мнению психолога Ирины Пономаревой, стремление ребенка получить некоторую сумму на самостоятельные расходы не должно внушать страх родителям. Опасение должно вызывать обратное — если со стороны детей не появляются такие стремления. Это свидетельствует о неправильном развитии личности, его инфантильности.
По материалам сайтов: http://www.cyprusadvertiser.com/, http://www.aif.ru/, http://www.7ya.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дарим осени подарки
Праздник осени!...
Мастер класс на тему :"Дару һәм дару үләннәре"
Укучыларга даруларны куллану вакытларын, күләмен аңлату бик мөһим.Даруларны табиб кушуы буенча гына кулланырга кирәк. Ләкин тирә-ягыбызда файдалы үләннәр күп.Шуларны җыю. саклау һәм куллану...
Дарить, или не дарить?
Подарок от души цены не имеет....
Конспект НОД в старшей группе (образовательная область «Познавательное развитие») « Щедрые дары осени» с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля»
Занятие поможет закрепить и уточнить знания об осени, названия осенних месяцев; развить познавательно - исследовательскую и конструктивную деятельность; развить свободное общение в работе с игро...
статья "Дари себя людям, дари без остатка…" (роль литературного кружка в школе)
Организация занятий в литературном школьном кружке – одна из эффективных форм внеклассной работы, которая обогащает багаж знаний учащихся и способствует развитию творческих способностей детей, самораз...
Дарите добрые слова, дарите!
классный час...
« Мамин кошелек или семейные доходы и расходы» конспект внеурочного занятия
п Занятие проводилось с целью ознакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать, показать практическое применение при решении задач, науч...