Ошибки семейного воспитания
материал на тему

Гаязова Лилия Расимовна

Материалы для беседы педагога с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oshibki_semeynogo_vospitaniya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Ошибки семейного воспитания.

(материалы для беседы педагога с родителями)

ВСЕ РОДИТЕЛИ ВОСПИТЫВАЮТ ДЕТЕЙ В меру своего умения и понимания жизни, редко задумываясь о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. При этом в каждой семье бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит

        взрослых в тупик. И родители время от времени совершают ошибки.

Ошибка первая. Обещание больше не любить

Родители часто недовольны тем, что дети оспаривают любую просьбу. По их мнению,

отпрыски делают это назло и призывать их к здравому смыслу бессмысленно. Угрозы здесь также не действуют. В таких случаях многие используют своеобразную козырную карту: «Если ты не будешь таким, как я хочу, я больше не буду тебя любить». Однако эта угроза, как правило, быстро забывается. Дети прекрасно чувствуют фальшь. Единожды обманув, родители могут надолго потерять доверие ребенка - он будет воспринимать их как лживых людей. Лучше сказать так: «Я буду тебя все равно любить, но твое поведение не одобряю».

 Ошибка вторая. Безразличие

          «Делай, что хочешь, мне все равно», - часто говорят родители, устав от каприз сына или дочери. Они не спорят, не ищут аргументы, не доказывают что-либо, считая, что незачем напрягаться и нервничать, так как ребенку пора учиться самому решать свои проблемы и готовиться к самостоятельной взрослой жизни. Но родители не должны показывать ребенку, что им все равно, чем он занимается. Почувствовав их безразличие, он немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее», причем проверка может заключаться в совершении изначально плохих поступков. Ребенок будет ждать, последует ли за проступок критика. Словом, замкнутый круг. Лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вовсе не нравится родителям. Можно сказать, например: «Знаешь, в этом вопросе я с тобой совершенно не согласен. Но хочу помочь, потому что люблю тебя. В любой момент, когда тебе понадобится моя помощь, можешь спросить у меня совета».

Ошибка третья. Слишком многo строгости

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная», - нередко

утверждают мамы в разговоре с ребенком.

Дети должны слушаться старших беспрекословно - это самый важный принцип в воспитании. Многие родители считают, что детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут на шею. Однако слишком строгое воспитание, основанное на принципах, не всегда понятных ребенку, напоминает дрессировку. В таких случаях ребенок будет беспрекословно выполнять все в присутствии родителей и сознательно забывать обо всех запретах, когда их рядом нет. Убеждение лучше чрезмерной строгости. При необходимости можно сказать ребенку: «Ты сейчас сделаешь так, как я говорю, а вечером мы спокойно все обсудим».

Ошибка четвертая. Детей не надо баловать

Детство - короткая пора, и чтобы оно было прекрасным, в силах родителей избавить

детей от многих трудностей. Так приятно угадывать и исполнять любое желание своего чада. Но избалованным детям очень тяжело приходится в жизни. Если держать их под колпаком родительской любви, это может привести к множеству проблем. Убирая буквально каждый камушек с дороги малыша, родители не делают ребенка счастливее. Скорее, наоборот, он часто ощущает свою беспомощность и одиночество. «Попробуй-ка сделать это сам, а если не получится, я тебе с удовольствием помогу», - вот один из вариантов мудрого отношения к дочери или сыну.

Ошибка пятая. Навязанная роль

«Мой ребенок - мой лучший друг», - заявляют иногда родители.

        Для них ребенок - главное в жизни, он смышленый, с ним можно поговорить обо всем.

Он понимает их, как настоящий взрослый. Да, дети, бывает, делают все, чтобы понравиться своим родителям, ведь папа и мама для них главнейшие люди на свете. Малыши даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых. К сожалению, при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

Ошибка шестая. Денежная

«Больше денег - лучше воспитание», - убеждены некоторые родители. Но любовь не

купить за деньги. В семьях с невысоким достатком взрослые, бывает, делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. Родители не должны чувствовать угрызений совести, если не могут исполнить любое его желание. Любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для ребенка намного важнее содержимого кошелька родителей. Счастливым его делают не деньги, а осознание того, что он для родителей самый-самый.

Ошибка седьмая. Наполеоновские планы

«Мой ребенок будет заниматься музыкой (теннисом, живописью), я не позволю ему

упустить свой шанс. Мечта многих любящих родителей, особенно тех, кто в детстве был лишен возможности заниматься балетом, учиться игре па пианино или играть в теннис. Став родителями, они задались целью дать детям самое лучшее образование. Их не волнует, что ребенок этого не очень-то и хочет. Такие родители убеждены, что со временем дети оценят старания взрослых.

К сожалению, так бывает далеко не всегда. Часто блестящее будущее в воображении взрослых разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, например, музыкой. Он

слушается взрослых, пока маленький, но затем... Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами - грубостью, уходом из дома и даже приемом наркотиков. Поэтому при заполнении дня ребенка нужными и полезными занятиями не стоит забывать и о его желаниях, оставляя время для личных дел.

Ошибка восьмая. Слишком мало ласки

        «Поцелуй и прочие нежности не так уж и важны для ребенка». Некоторые родители

считают, что ласки в детском возрасте приведут в дальнейшем к проблемам в личной жизни, что, кроме объятий и поцелуев, есть более нужные и серьезные вещи. Однако следует помнить, что дети любого возраста стремятся к ласке: она помогает им ощущать себя любимыми, придает уверенности в своих силах. Желание приласкаться должно исходить не только от родителей, но и от самого ребенка.

Ошибка девятая. Ваше настроение

        Из-за неприятностей на работе, плохих отношений в семье взрослые нередко «вы

пускают пар» на ребенка. Многие уверены, что в этом нет ничего страшного. Достаточно потом приласкать малыша или купить давно обещанную игрушку - и все будет в порядке.

Когда взрослые, будучи в дурном расположении духа, запрещают что-то ребенку, а

назавтра, когда настроение улучшилось, это же разрешают, он делает вывод: все равно, что и как я делаю, главное, какое у мамы настроение. Однако если родители чувствуют, что себя не переделать, лучше заранее договориться с ребенком: «Когда у меня хорошее настроение, тебе не будет позволено делать все, что ты захочешь. А, при плохом - постарайся быть ко мне снисходительным».

Ошибка десятая. Слишком мало времени для воспитания ребенка

«К сожалению, у меня совсем нет времени», - так говорят своему сыну или дочери некоторые родители, забывая простую истину - родили ребенка, значит, надо и время для него найти. В противном случае их чадо будет искать родственные души среди чужих людей и быстро отдалится от собственных родителей. Между ними вырастет стена непонимания, отчуждения, а может быть, и вражды. Разрушить такую стену бывает очень сложно. Даже если день родителей расписан по минутам, необходимо вечером найти хотя бы полчаса (здесь важнее качество), посидеть у кровати ребенка, поговорить с ним, напомнить о том, что, несмотря на вашу занятость, он всегда может рассчитывать на родительскую помощь и поддержку.

Увеличение адресной помощи родителей

На основании анализа исследовательского материала и обсуждения конкретного опыта работы школы по включению родителей в управленческую деятельность можно утверждать, что, по мнению большинства работников школы, цель взаимодействия с родителями совпадает с самим обозначением направления работы - «взаимодействие с родителями». Цель работы с родителями должна быть сформулирована как педагогическая. Только в этом случае помощь родителей будет «адресной».

    Это может быть создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, где взаимодействие школы и семьи выступает вкачестве одного из важнейших условий. Это может быть обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений школы и семьи в развитииличности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия егоиндивидуальности, творческого потенциала и Т.д.

         Общая для всего коллектива цель должна быть представлена в конкретных задачах деятельности. При этом задачи должны быть диагностичными, т. е. проверяемыми в планируемом результате. Именно поэтому так важно цель перевести в задачи. Цель может оставаться долговременной, а задачи, связанные с осуществлением цели, могут быть различными по срокам, по степени трудности, способам и средствам реализации, субъектам деятельности – это зависит от многих обстоятельств.

Во взаимодействии с родителями необходимо учитывать психологические особенности групп семей учащихся.

Семьи с ориентацией на социальное недоверие

Характерная черта - повышенная придирчивость к окружающим. Члены семьи заведомо считают

всех недоброжелательными, равнодушными людьми. Слабо поддерживают контакты, семья насторожена, недоверчива. "Семья" - всегда права, а все вокруг - всегда виноваты. Такая позиция

родителей формирует у ребенка недоверчивое отношение к окружающим. У него развивается агрессивность. Все труднее вступать в контакты со сверстниками. Он ждет от учителя подвоха, не доверяет никому.

Семья с ориентацией на удовольствие (“легкомысленнкая семья")

Речь идет о семьях, тяготеющих к сиюминутным удовольствиям наиболее характерная их черта - беззаботное отношение к будущему. Стремление жить сегодняшним днем, не заботясь о поступках. Планы на будущее не определены. Они всерьез не задумываются о том, что и как следовало бы изменить в своем быту, склонны притерпеться к любым обстоятельствам. Семья живет "по инерции". Здесь не умеют и не стремятся интересно организовать досуг. Предпочтение - телевидение, вечеринки, застолье. Дети слабовольные, неогранизованные. Сложность – проблуждение волевых качеств медленная.

Семья с opueнтацией на "авантюриз.м" в достижении целей ("Хитрая семья")

Ценят предприимчивость и ловкость в достижении целей. Главное добиваться успехов в достижении целей. Главное - добиваться успехов "кратчайшим путем", при минимальном запрете труда. Одна из особенностейтакой семья - устремление использовать окружающих в своих целях.

Эта семья умеет произвести хорошее впечатление на нужного человека и очень заботится о том, чтобы создать себе широкий круг полезных знакомых.

К таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость, отношение в подобной семье скептическое, пренебрежительное. Считается, что качества эти нужны тем, кто "не умеет жить", кто недостаточно умен, энергичен, идет к цели длинным путем. Предприимчивость родителей и у детей своих пробуждают дух авантюризма, нравственные оценки сдвинуты. В результате у детей формируется сдвиг сознания: не попадаться.

Семья с opиeнтацией  на npu.менениe силы ("драчливая семья”)

Процветает культ физической силы, уверенность, что "сильный всегда прав" и понятие "мужественность" , "смелость" , "прямота" , "бескомпромиссность" трактуются с позиции "кулака" .

Здесь часто наказывают детей, пьянствуют (это составная часть "мужской дружбы"), дерутся. Мужчины здесь, как правило, стремятся женщину поставить на свое место". Но женщина нередко обнаруживает потребность постоять за себя. В квартире - форменное побоище. Однако такая семья сплоченно защищает своих членов от внешних неприятностей. Родителя в "драчлвых" семьях чаще прямо или косвенно поощряют агрессивность поведение своих детей по отношению к сверстникам, гордятся их умением "дать сдачи" нечувствительных ребят к физической боли. Они извиняют чрезмерную горячность своих детей. Подросток, выросший в такой семье, активно самоутверждается. С помощью силы главное - помочь ребенку найти другие ценности, другие пути самоутверждения.

Семьи с завышенными престижными установками родителей

Престижные установки родителей, их характер, мера, направленность, главное их соотнести с возрастом и возможностями ребенка влияют на эмоциональное самочувствие и психическое благополучие детей. Можно с уверенность предположить, что все родители, желающие определить своего сына (дочь) в престижную школу" обладают престижными установками. Тормозят развитие и внешнее проявление способностей ребенка. Завышенные амбиции установки родителей не дают свободно выражать стремления ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ошибки семейного воспитания

Материал может быть использован на родительском собрании...

Родительский лекторий. Досадные ошибки семейного воспитания

В презентации рассматриваются  проблемы воспитания в подростковом возрасте; раскрываются типичные ошибки допускаемые родителями в общении со своими детьми. Материал  формирует понимание...

Презентация "Ошибки семейного воспитания"

презентация к докладу "Заповеди семейного воспитания"...

Ошибки семейного воспитания.

Материал для родительского собрания по теме "Ошибки семейного воспитания". 8 класс....

Стили и ошибки семейного воспитания.

В работе раскрываются основные стили воспитания: авторитарный, либеральный и демократический, разбираются ошибки семейного воспитания....