Принципы позитивного воспитания
статья по теме
Рекомендации родителям по воспитанию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы позитивного воспитания
Если нас с вами попросят вспомнить фильм «Доживем до понедельника», то мы сразу вспоминаем фразу, сказанную героем фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».
Каждому человеку, маленькому и большому, нужны пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имея все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают?
Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы у него был оцененный другими и, в первую очередь, родными людьми, успех; чтобы он мог развиваться и реализовывать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному, он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив от той психологической среды, в которой он живет и растет.
В любом возрасте у ребенка есть свои трудности, переживания, и вы, как любящие родители, должны будете научить его справляться с проблемами и помочь вырасти ответственным, счастливым, уверенным в себе и уважаемым человеком. Здесь важна ориентация на принципы позитивного воспитания.
Положительное отношение к себе – основа психологического выживания. И ребенок постоянно ищет и даже борется за него. Положительное самовосприятие необходимо для того, чтобы чувствовать себя эффективным человеком, способным отвечать за свои поступки. Люди, уверенные в себе, обладающие чувством собственного достоинства и мыслящие позитивно, чаще добиваются успехов в жизни.
Психологи говорят, что от повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребенка складывается ощущение: «со мной все в порядке», «я – хороший», а от сигналов осуждения, недовольства, критики – ощущение: «со мной что-то не так», «я – плохой».
Сформулируем некоторые принципы воспитания.
Во-первых, необходимо понимать потребность ребенка в принадлежности.
Ребенку необходимо ощущение, что его любят, что он нужен. Когда родители меньше думают о проступке и акцентируют внимание на хорошем в ребенке, проводят с ним много времени и поощряют нормальное поведение, он лучше к себе относится.
Во-вторых, в семье должно быть взаимное уважение.
Взаимное уважение означает следующее: «Я буду относится к тебе хорошо, так, как я хотел(а) бы, чтобы относились ко мне». Вы выражаете уважение к своему ребенку, когда вместе решаете проблемы, совместно делаете серьезный выбор и учитесь на общих ошибках. В этой атмосфере ребенок учится понимать и выражать чувства, становится уверенным в себе, контактным, ответственным за себя и других.
Далее, родителям необходимо любить и принимать ребенка таким, какой он есть.
Чтобы ваш ребёнок стал человеком, обладающим позитивным самоотношением и здоровым чувством собственного достоинства, он должен знать: что бы ни случилось, что бы ни происходило в его душе, какую бы ошибку он ни совершил – вы всегда будете любить его. Оценивать и критиковать можно поступки, но не личность человека.
Помните о необходимости последовательности воспитательных воздействий.
Следует взвесить, что является минимально необходимым набором ограничений – «нельзя» и «нет», и быть в этом твердым и последовательным. «Нельзя» всегда должно быть «нельзя» - если позволить себя уговорить один раз, можно спровоцировать развитие вымогательства, истерик, вечного нытья и т.д. Все взрослые, причастные к воспитанию, должны придерживаться этих правил. Пагубно сказывается на развитии ребенка «нет» мамы, и – назло: «да» папы.
Следующий важный принцип - правильно построенное общение.
Вместо «ты-высказываний» следует употреблять «я-высказывания». Родительские поучения и порицания типа: «ты – неряха», «ты вечно копаешься», «опять ты не собрался с вечера в школу» и т.д. вызывают в ребенке комплекс неполноценности, обиду или агрессию. Кроме того, если ребенка часто «пилят», он может выработать защитную реакцию: научиться пропускать все мимо ушей и не обращать внимания на слова родителей.
«Я-высказывания» являются значительно более эффективным воспитательным воздействием, они показывают ребенку, что вы его любите и верите, что он может изменить свое поведение. Примерами таких высказываний могут быть: «Мне очень жаль, что разбилась чашка», «Я переживаю, что ты опоздаешь в школу, и учительница будет недовольна», «Двойка – это неприятно, но мы с тобой постараемся ее исправить». Растет чувство собственной эффективности, способности справиться с трудностями и ответственность за свои поступки. Высказывание собственных негативных чувств в этой форме не разрушает отношений доверия, а свидетельствуют о подлинности чувств: «Я страшно злюсь, когда мне приходится по несколько раз напоминать тебе, чтобы ты переоделся…(почистил зубы и т.д.)»
И, наконец, в повседневном общении полезно использовать приветливые фразы:
- Мне хорошо с тобой.
- Я рад(а) тебя видеть.
- Хорошо, что ты пришел.
- Мне нравится, как ты…
- Я по тебе соскучилась (соскучился).
- Ты, конечно, справишься…
- Как хорошо, что ты у нас есть.
- Ты мой хороший.
Психологи считают, что ребенку, для того чтобы «правильно» расти, нужен такой
«витамин»: его нужно обнимать, поглаживать, прижимать к себе не менее 5-ти раз в день (а лучше – 10).
Пусть Ваше общение с ребенком будет радостным!
Педагог-психолог: О.В. Краюшкина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

«Повышение качества и эффективности обучения биологии путём формирования у учащихся навыков исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс».
Об актуальности проблемыНачавшаяся с 1 сентября 2011 года реализация ФГОСа второго поколения для начальной школы актуализировала потребность в социальном воспитании, преодолевающем разрыв между традиц...

Принципы позитивного воспитания
Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с рождения и практически до самой смерти. Сила воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста,...
Принципы позитивного воспитания
Данная статья содержит короткие, но ёмкие принципы позитивного воспитания детей, которые будут полезны родителям...

Принципы позитивного воспитания детей
Принципы позитивного воспитания детей представлены в книге Джона Грея "Дети с небес"...

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...