«Влияние отрицательной информации на здоровье человека. Защита от отрицательной информации».
классный час по теме
В статье раскрывается актуальность проблемы информационного потока в современном мире, о деструктивном влияни СМИ на здоровье человека.
Здоровье человека - это не только отсутствие болезей, но и психическое и информационное благополучие.Современноиу человеку необходимо быть психологически готовым защищаться от негативной информации, владеть психопрофилактикой информационного стресса. Эти занимается информационная экология - наука, роль и значение которой возрастает с развитием цивилизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc.doc | 44 КБ |
test_kompyuternaya_zavisimost.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние отрицательной информации на здоровье человека.
Защита от отрицательной информации.
Высочайшая возможная стадия
нравственной культуры – когда мы
понимаем, что способны
контролировать свои мысли.
Чарльз Дарвин.
Современный ритм жизни с непрерывным потоком информации предъявляет высокие требования к организму человека, в особенности к его нервной системе и органам чувств. Современные дети очень много общаются с телевидением, видео, компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видео ряд.
Информация (лат. informare – изображать, составлять понятие о чем-либо) – это любое сообщение, совокупность каких-либо данных, знаний, сведения о чем-либо, передаваемые с помощью специальных средств связи: знаков, кодов, символов, образов, несущих смысловую нагрузку, которая оказывает влияние на физическое м психическое злоровье. Информационная среда общества складывается из совокупности информационных ресурсов общества. Ни для кого не секрет, что в Интернете, да и не только, доступно огромное количество информации непристойного содержания.
Деструктивное влияние СМИ на психическое здоровье населения вызывает тревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества. В обращении участников Второго Российского конгресса «Мир семьи» к Федеральному собранию и Правительству РФ в ноябре 2001 г. было сказано: «Разработать законодательные и нормативные акты, предусматривающие ответственность СМИ за распространение информации, наносящей вред моральному и духовно-нравственному развитию ребенка, за пропаганду жестокости, насилия и всех форм сексуального развращения». Частым показом проявлений насилия и жестокости СМИ способствуют формированию криминальной субкультуры, отрицательно влияющей на личность подростков и молодежи.
Аналитическим центром института социально-политических исследований РАН было установлено, что такие информационные телепрограммы как «Новости», «Вести», «Сегодня» вызывают у телезрителей чувство тревоги в 60 %, чувство страха – в 49 %, разочарования в 45 %. На основании социологических опросов был сделан вывод о том, что деятельность СМИ в российском обществе приобрела не только дисфункциональный, но и зачастую деструктивный характер.
Современный человек много времени проводит за различными мониторами: дисплеями компьютеров, разного рода теле- и видео камерами, киноаппаратами, осциллографами. Все эти устройства воспроизводят большой объем зрительной информации, которую должен воспринимать человек. Кровавые сюжеты из детективов, телерепортажей, кино помимо того, что зачастую рождены агрессией, сами порождают ее. Этот круговорот, по мнению социальных психологов, уже приводит к бедам. Чтобы мы могли выжить, наша информационная резистентность (устойчивость организма к информации) должна повышаться.
Мы, к сожалению, забыли, что такое здоровье. По определению, данным Всемирной организацией здравоохранения здоровье – это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Наше физическое здоровье напрямую связано с психическим и информационным здоровьем.
Психическое здоровье – это не только отсутствие выраженных психических расстройств, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений.
Информационное здоровье – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется в зависимости от информации.
Родители и другие взрослые должны быть ответственны за любые он-лайн сеансы детей – только они могут защитить их от потока неподобающей информации несоответствующего содержания. Следующие подсказки могут быть хорошим шагом на пути к достижению цели: держать детей подальше от потенциально опасного материала:
-каждая семья должна выработать предельно ясные правила о том, что можно и чего нельзя при пользовании Интернетом, то есть, ограничение доступа к определенным сайтам;
-в школах и библиотеках система пользования Интернетом также подразумевает ограничение доступа ко многим веб-сайтам;
-фильтры электронной почты помогут остановить поток непристойных электронных писем;
-лучше оградить ребенка от использования поисковых систем, до тех пор, пока эти системы не будут отфильтрованы;
В некоторых странах уже разрабатываются возрастные рейтинги для сайтов. Каковы ваши мысли по этому поводу? Ведь, действительно – Интернет – это свобода, но слишком много свободы для безусых юнцов –это не очень-то хорошо. Надо ли контролировать Интернет? По опросу независимого исследовательского центра РОМИР, 71,9% телезрителей и читателей газет высказались за введение информационного контроля над СМИ.
Бесспорно, компьютер развивает множество интеллектуальных навыков. Но нельзя забывать о золотой середине, о норме. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены должно приводить к сознательно избранному информационному образу жизни. Таким образом, информационная экология становится частью экологии человека - важной части современной экологической мысли.
Информационная экология – наука, изучающая закономерности влияния информации на формирование и функционирование человека, и человечества в целом, на здоровье, как состояние психического, физического и социального благополучия, разрабатывающая мероприятии по оздоровлению окружающей информационной среды. Она исходит из признания того, что помимо природной среды обитания человека объективно существует информационная среда его обитания, роль и значение которой все время возрастает по мере дальнейшего развития средств массовой информации и массовых коммуникаций. Эта среда оказывает на человека активное влияние. Более гармоничное развитие личности и высокий уровень психического здоровья будут обеспечены тогда, когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной,
психогигиеничной, облагороженной информационной среды.
В задачи информационной экологии может входить разработка основ эколого-гигиенического информационного поведения, научное обоснование санитарных мероприятий по организации информационных сетей и процессов, гигиенически обоснованного производства, распространения, потребления, хранения и воспроизведения информации. Научное обоснование гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов.
Право человека на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии закреплено в 42-й статье Конституции РФ и Федеральном законе об охране окружающей среды. Указанный закон утвердил право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью.
Отрицательные эмоции в результате их накопления могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию предневротических и невротических расстройств.
Эмоции – это субъективные состояния человека и высших животных, проявляющиеся в виде переживаний, мотиваций, эфферентных импульсаций и пр., возникающие при афферентном синтезе внешнего и внутреннего восприятия, при котором происходит оценка индивидуумом самоотражения (потребностей) и отражения окружающей информационной среды (вероятностей их удовлетворения), на основе личностных психологических характеристик, обусловленных генотипом и воспитанием и с участием аппарата памяти.
Современному человеку необходимо владеть психопрофилактикой информационного стресса. Известен ряд методов такой психопрофилактики. Например, создание мыслеобраза: «Какие бы эмоции ни вызывали фильмы, спектакли, реальная жизнь, никто не имеет право пользоваться моим потенциалом».
На энергетическом плане сильно нервничающий человек подобен человеку с автоматом: он строчит в кого попало. Соответственно, будет и ответная реакция.
Необходимо научиться контролировать и отпускать свои эмоции, отстраненно относиться к отрицательной информации, не давать втянуть себя в резонанс, ухудшающий самочувствие.
Эмоции могут быть позитивными и негативными. Если люди чаще будут испытывать положительные эмоции, мир будет меняться к лучшему. Владеть разумом и чувствами – это искусство, которому может научиться каждый, а значит, и научиться жить.
Человек получил в свое распоряжение могущественные силы, и от него зависит, как он использует эти силы, принесут они ему благо и процветание или уничтожение всего живого на Земле, в том числе и самого Человека. Человек все больше обеспокоен тем, что могучие силы современной автоматизации служат для получения еще больших прибылей или используются в целях развязывания ядерной войны с ее апокалиптическими ужасами. Будем надеяться, что опыт, знания и нравственные ценности, которые приобрел Человек во время своего движения по многовековому историческому пути, выработают в нем мудрое решение.
Список используемой литературы:
- Доклад о состоянии здравоохранения в мире. ВОЗ, 2001. с.21.
- Полищук Ю. И. О негативном влиянии средств массовой информации на психическое здоровье.// Обозреватель.- 2003. №3. с.86-89.
- Российское общество и радикальные реформы. М., 2001. с 432.
- Еремин А. Л. Ноогенез и теория интеллекта. Краснодар: СовКуб.2005.
- Негодаев А. И. На путях к информационному обществу. М. Просвещение. 1999.
- Краснова Г. С. Компьютер: за и против.
- Журнал «Управление начальной школой» №7.2009 г.
Предварительный просмотр:
ТЕСТ
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАВИСИМОСТИ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫЪ ИГР».
УТВЕРЖДЕНИЕ | ОТВЕТ «ДА» | ОТВЕТ «НЕТ» |
Ребенок испытывает затруднения, раздражается, грустит при необходимости закончить компьютерную игру | ||
Ради компьютерной игры ребенок жертвует времяпровождением с семьей, друзьями | ||
Ребенок преимущественно находится в хорошем настроении, занимаясь компьютерными играми | ||
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает сном | ||
Игры за компьютером – главное средство снятия стресса у ребенка | ||
После компьютерной игры у ребенка возникают головные боли | ||
В обычной жизни ребенок испытывает пустоту, раздражительность, подавленность, которые исчезают при игре за компьютером | ||
При помощи игры за компьютером ребенок достигает жизненных целей, решает проблемы | ||
После компьютерной игры у ребенка возникают нарушения аппетита, стула | ||
Из-за компьютерной игры у ребенка наблюдаются проблемы с учебой (у взрослого с работой), но он продолжает играть в нее | ||
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает питанием | ||
Ребенок испытывает потребность проводить за игрой все больше времени | ||
Из-за компьютерной игры ребенок пренебрегает личной гигиеной | ||
Во время компьютерной игры ребенок полностью отрешается от реальной действительности, целиком переносясь в мир игры | ||
После компьютерной игры ребенок возникает сухость слизистой оболочки глаз | ||
Из-за компьютерной игры у ребенка появляются проблемы в семье, в отношениях с людьми, но он продолжает играть | ||
Игра за компьютером служит ведущим средством для достижения комфортного состояния ребенка |
За каждый ответ «да» начисляется один балл. Если сумма набранных ответов превышает три балла, то велика вероятность того, что увлечение ребенка компьютерными играми может перерасти в зависимость, а, значит, нужно обратиться за консультацией в психологическую службу за помощью.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
«ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ЗАНЯТИЯ».
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз. Продолжительность гимнастики 1-1,5 минуты.
Упражнение 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем открыть, расслабив мышцы глаз; посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводится упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить дважды.
Упражнение 3. Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.
Упражнение 4. Перенести взгляд быстро по диагонали: направо, вверх, налево, вниз, потом прямо вдаль на счет 1-6; затем налево, вверх, направо, вниз и посмотреть вдаль на 1-6.
Упражнение 5. Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1-4, затем широко открыть и посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 2-3 раза.
Упражнение 6. Не поворачивая головы (голова прямо), медленно делать круговые движения глазами вверх, вправо, вниз, влево и в обратную сторону: вверх, влево, вниз, вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6.
Упражнение 7. При неподвижной голове перевести взгляд в фиксацией его на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 – прямо; после чего аналогичным образом: вниз, прямо, влево, прямо. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1-6.
Упражнение 8. На оконном стекле на уровне глаз закрепить красные круглые метки диаметром 3-5 мм. За окном намечается какой-либо предмет для фиксации взгляда вдали. Встать около метки на стекле на расстоянии 30-35 см и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать на нем взгляд на 10 секунд. После этого поочередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ СНЯТИЯ ОБЩЕГО УТОМЛЕНИЯ
Данные упражнения выполняются в среднем темпе. Физкультминутку рекомендуется проводить после занятий на компьютере. По желанию учитель может заменить упражнения одно другим или добавить. При этом важно учесть, что физические упражнения должны быть направлены на снятие напряжения с верхнего плечевого пояса и улучшение кровообращения головы и всего тела ребенка.
Продолжительность гимнастики не менее 1 минуты, желательно 2-3 минуты.
Упражнение 1. Исходно положение - стоя, ноги врозь. На счет 1 – руки к плечам, на счет – 2 – руки вверх, прогнуться, на счет – 3 – руки через стороны опустить вниз, на счет – 4 – в исходное положение. На счет 1-2 – вдох, 3-4 – выдох. Повторить 3 раза.
Упражнение 2. Исходное положение – ноги врозь, руки перед грудью согнуты в локтях. На счет 1-2 – два рывка согнутыми руками назад, на счет 3-4 – два рывка назад прямыми руками, на счет 5-6 – руки опустить. На счет 1-2 – выдох, на счет 3-4 – вдох, на счет 5-6 – выдох. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 3. Исходное положение – ноги врозь, руки вверх. На счет 1 – не сдвигая с места ног, повернуть туловище вправо, на счет 2 – вернуться в исходное положение, на счет 3- повернуть туловище влево, на счет 4 – вернуться в исходное положение. На счет 1 – вдох, на счет 2 – выдох, на счет 3 – вдох, на счет 4 – выдох. Повторить 3-4 раза.
Упражнение 4. Упражнение «дровосек». Исходное положение – руки вниз, ноги широко расставить. На счет 1-2 – руки соединить в замок и поднять за голову вверх, на счет 3 – резко опустить вниз, на счет 4 – прийти в исходное положение. На счет 1-2 – вдох, на счет 3-4 – выдох. Повторить трижды.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"
Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....
влияние музыки на нравственное здоровье человека
Интегрированный урок музыка и ОБЖ. Здоровый образ жизни. . Нравственная тема в искусстве разных эпох. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека...
Тезисы "Исследование влияния уровня кислотности на здоровье человека
Научно-исследовательская работа, в которой учащаяся исследует уровень кислотности различных продуктов питания: молока, муки, газированных напитков и воды с помощью цифровой лаборатории "Архимед" и дат...
Тезисы "Исследование влияния уровня кислотности на здоровье человека
Научно-исследовательская работа, в которой учащаяся исследует уровень кислотности различных продуктов питания: молока, муки, газированных напитков и воды с помощью цифровой лаборатории "Архимед" и дат...
ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...
Презентация. Влияние отрицательной информации на здоровье человека.
Презентация поможет четкому рассказу об отрицательной информации на здоровье человека....