влияние музыки на нравственное здоровье человека
методическая разработка по музыке (10 класс) по теме
Интегрированный урок музыка и ОБЖ. Здоровый образ жизни. .
Нравственная тема в искусстве разных эпох. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 47 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Цель – через произведения искусства приобщить учащихся к общечеловеческим ценностям; формировать и развивать у учащихся высокие морально-психологические качества.
Задачи.
Воспитательная.
На основе эмоционального восприятия произведений музыки и живописи подвести к выводу о том, что внешняя красота без нравственных устоев оборачивается безобразием, духовной и физической гибелью.
Развивающая.
Организовать процесс знакомства с произведениями Э.Нольде, Э.Мунка, В.Ван Гога; подвести ребят к пониманию особенностей восприятия действительности этими художниками; стремиться к выявлению связи искусства с жизнью.
Обучающая.
Рассказать в доступной для ребят форме об импрессионизме и экспрессионизме; познакомить с наиболее яркими представителями этих направлений, о влиянии их искусства на духовное и моральное здоровье человека.
Оборудование урока
Технические средства: мультимедийная установка, компьютер,
диски СD.
Музыкально-дидактические пособия - картины Э.Нольде, Э.Мунка, Ван Гога, хрестоматия к программе «Музыка» 8класс.
Литература:
М.Картавцева «Уроки МХК 10 класс» ТЦ «Учитель» 2003г., М.Михайлина «Здоровый образ жизни» 8-9 класс, Н.Дудкина «Зарубежное изобразительное искусство» Москва, издательство «Знание» 1992г.
Ход урока
Экспозиция.
1.Музыкальный эпиграф: А.Глазунов- антракт ко 2 акту балета «Раймонда».
2.Зрительный ряд- пейзажи, известные женские портреты художников 18-20 веков.
3.Литературный эпиграф:
Одна есть в мире красота-
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
К.Бальмонт.
Учитель:
- Дорогие друзья, на уроках МХК в течение целого учебного года мы учились постигать лик Земли и красоту человеческого лица, историю народов и судьбу героя, старались разобраться в сложных мировоззренческих вопросах, в меняющихся идеалах общества, пытались уяснить особенности отображения жизни на полотнах художников. Потому мне кажется логичным посвятить этот урок необходимой паузе в нашем общении. Надо остановиться и оглянуться, чтобы понять, что мы сумели за этот год.
ЗАВЯЗКА.
- Вы обратили внимание на музыку, которая сейчас прозвучала и на картины, которые были показаны на её фоне?
- Это можно назвать красивым? (ответы уч-ся)
- Что есть красота в вашем понимании? Какова её роль в нашей жизни? (ответы уч-ся, примеры из худ. литературы, живописи).
- Из ваших ответов можно сделать вывод, что истинное произведение искусства должно обладать красотой, чтобы воздействовать на внутренний мир человека.
Познание жизни углубляет и расширяет наше представление о красоте, и мы всё дальше уходим от её внешних проявлений к внутренней сути явлений.
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
-Как вы думаете, а искусство воздействует на здоровье человека?(ответы)
- Что входит в понятие «здоровье»?(ответы)
- Правильно. Здоровье – это совокупность физического, духовного и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Становясь взрослыми. Мы вполне отдаём себе отчёт в том, как прекрасен в принципе человеческий мир, как прекрасен человек, осознавший своё назначение на земле.
И как жесток, преступен, бывает этот мир, и как гадок, подл, безобразен, бывает в то же время человек на той же самой земле, хотя физически он может быть совершенен.
О влиянии искусства на человека, на его нравственное здоровье говорили великие мыслители Аристотель и Пифагор:
Слайд №1
Разработка проблемы.
-Что мы связываем с понятием «нравственность»?(ответы: совесть, честь, достоинство-общечеловеческие ценности).
- Как развить в человеке нравственно-положительные качества? (ответы)
- значит, такие ясные понятия и идеи развиваются в человеке через воспитание и влияние предшествующих поколений? Правильно.
-Давайте обратимся к произведениям изобразительного искусства и
через художественные образы почувствуем отношение передовых людей разных эпох к восприятию мира, к поступкам людей. Ведь поступки формируют среду, общество, в котором мы живём, а оно в свою очередь воспитывает нас.
Кульминация №1
СЛАЙД №2 – Э.Нольде - «Ночное кафе» -
(выступление, подготовленное уч-ся)
Сын крестьянина из глухой деревушки, Нольде клеймил растленный город: «Тут воняет духами, у них вода в мозгах, они живут, пожираемые бациллами, без стыда…»
Средства: продольные пастозные мазки делают морщинистой вытянутую шею, жирно и неряшливо намазаны губы. А как пламенеют вульгарно окрашенные волосы! Один разглядит в картине одиночество усталой немолодой женщины, которая всё ещё пытается высоко держать голову, хотя бравый хахаль с физиономией кота ухмыляется ей чуть ли не в лицо;
другой увидит отвратительную жабу, покупающую любовь молодого наглеца . Может быть с чувством: как ужасен этот мир!
СЛАЙД №3 – Ван Гог – «Прогулка заключённых»
(выступление уч-ся)
Тюремная сцена превращена художником в потрясающий документ человеческих страданий, одиночества, тоски. В каменном колодце тюремного двора в бесконечной карусели движутся обречённые люди. Их согнутые фигуры выражают одновременно и покорность, и отчаяние, и озлобленность. Есть что-то тупое, безнадёжное в этом кружении, представляющемся художнику трагическим символом человеческой жизни.
СЛАЙД №4 – Э.Мунк – «Крик»
(выступление уч-ся)
Крик написан уносящимися вдаль, змеящимися синими, зелёными, жёлтыми струями. Нет ни подробностей пейзажа, ни индивидуальных черт лица – иначе это бал бы не Крик, а кричащий человек.
- Мы видели с вами примеры бездуховности в произведениях искусства, почувствовали отношение художников к этому явлению.
1. Исследования, проведённые уч-ся 6 б класса (сообщения) :
- о том какую музыку хотят слушать уч-ся на переменах, уроках;
- как воздействует классическая музыка на эмоциональное состояние;
2.Исследования, проведённые японскими учёными о воздействии музыки на живые организмы.
-Я хочу, чтобы вы сегодня высказали свою точку зрения на то, как сохранить, улучшить нравственное и духовное здоровье нашего народа, что нужно для этого сделать?
Я предлагаю вам несколько вариантов, подумайте над ними, дополните своими предложениями, аргументируйте. Работаем в группах.
(РАБОТАЮТ, ВЫРАБАТЫВАЮТ СВОЁ РЕШЕНИЕ, ЗАТЕМ ВЫСКАЗЫВАЮТ ВСЛУХ).
А вот каким предстаёт мир в полотнах импрессионистов?
Кульминация № 2
(демонстрируются картины К.Моне, О.Ренуара, Писсаро)
-На что вы обратили внимание? (в них много света, яркие краски).
Своим искусством они учили людей видеть красоту окружающего мира, ценить и любить жизнь.
-Как повлияли на вас эти картины, какие чувства, ощущения вызвали ?
(радости, праздника, лёгкости, счастья).
Сегодня мы с вами ощутили на себе преобразующую силу искусства.
Оно несёт человеку радость, хорошее настроение, а значит здоровье и нравственное и физическое.
Я думаю, что урок можно закончить замечательной песней Булата Окуджавы «Музыкант», о роли искусства, о его воздействии на человека.
Кульминация №3
Исполнение песни.
-Я надеюсь, что наш урок о воздействии искусства на нравственное здоровье человека поможет вам стать «справедливей, милосерднее и правидней.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тезисы "Исследование влияния уровня кислотности на здоровье человека
Научно-исследовательская работа, в которой учащаяся исследует уровень кислотности различных продуктов питания: молока, муки, газированных напитков и воды с помощью цифровой лаборатории "Архимед" и дат...
Тезисы "Исследование влияния уровня кислотности на здоровье человека
Научно-исследовательская работа, в которой учащаяся исследует уровень кислотности различных продуктов питания: молока, муки, газированных напитков и воды с помощью цифровой лаборатории "Архимед" и дат...
исследовательская работа по теме "Влияние сотового телефона на здоровье человека"
В данной работе учащаяся рассматривает историю появления сотового телефона, развитие сотовой связи, а также влияние сотового телефона на наше здоровье. в работе проведено анкетирование, данные анкеты ...

Конспект урока-исследования Влияние русской народной музыки на состояние здоровья человека
Человек всегда хотел быть здоровым, физически сильным, психически устойчивым, творчески активным.Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья у...

ПРОЕКТ по экологии человека на тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»
ПРОЕКТ по экологии человекана тему: «ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА»...
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»
Урок здоровья «Влияние газированных напитков на здоровье человека»...

Влияние музыки Моцарта на здоровье человека
Могущество музыки Моцарта оказалось в центре внимания главным образом в результате новаторского исследования Калифорнийского университета в середине 90-х годов. Затем целый ряд ученых изучали влияние ...