Основные принципы воспитания
материал по теме
1. Самовоспитание
- Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Толстой Л. Н.
- Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. Сухомлинский В. А.
- Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. Сухомлинский В. А.
- Не бывает "трудных" детей, бывают "трудные" родители.
2. Пример
- Дети не очень внимательно слушают старших, но ничего не упускают в подражании им. Болдуин Дж.
- Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. Сенека
- Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Жубер Ж.
- Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по- человечески. Острогорский А. Н.
- Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Сухомлинский В. А.
- Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребёнок растёт общительным и весёлым. Студенкин М. Я.
- На ребенка гораздо больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает. Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать ребенку правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности. Студеникин М. Я.
3. Последовательность и дисциплина
- Уровень наших требований и ожиданий должен учитывать возраст ребёнка.
- Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это создает чувство безопасности, а жизнь понятной. Гиппенрейтер Ю. Б.
- Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
- Дети не только проверяют своих родителей «на прочность», но и пытаются определить границы дозволенного.
- Дисциплина не до, а после установления добрых отношений. Гиппенрейтер Ю. Б.
- Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,— непрочно, неверно и ненадежно. Корчак Я.
- Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Если один родитель не согласен – лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить и прийти к общему мнению. Гиппенрейтер Ю. Б.
- Тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным… Предложения лучше строить в безличной форме «Спичками не играют!» «Это опасно!» вместо «Не смей играть спичками!»… Можно предложить выбор других возможностей. Гиппенрейтер Ю .Б.
- Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении. Гиппенрейтер Ю. Б.
- Важно, чтобы дисциплина включала в себя: собственное поведение взрослых; моделирование ситуаций; инструкции, просьбы, обучение чему-то; наказание в необходимых условиях словами: «Ты меня огорчаешь». Физические наказания недопустимы, также как неконструктивный крик! Гиппенрейтер Ю. Б.
- Режим – это воспитание организованности и собранности. Студеникин М. Я.
4. Любовь и уважение
- Любить и принимать ребенка таким, как есть, а не за какие-либо заслуги.
- Потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Гиппенрейтер
- 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому.
Сатир В. - Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Эрма Бомбек
- Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью. Дзержинский Ф. Э.
- Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Гёте И.
- Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Сухомлинский В. А.
- Теплота родительской любви необходима ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в маленьком человеке личность. Студеникин М. Я.
5. Такт и терпение
- Позволять себе насмешки над детьми - это почти преступление. Альфред Адлер
- Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха. Смит А.
- Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться. Леббок Д.
- Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения. Лабрюйер Ж.
- Когда ребенка ругают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. Писарев Д. И.
- Если все время человеку говорить, что он "свинья", то он, действительно, в конце концов, захрюкает. Горький М.
- Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком более сознающим свое достоинство. Чернышевский Н. Г.
- Чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Гиппенрейтер Ю. Б.
- Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, высмеивать за проступок перед коллективом, оскорблять.
- Тон разговора с каждым ребенком должен быть всегда ровным и спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны, не уступайте любому его капризу. Студеникин М. Я.
- Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам. Студеникин М. Я.
6. Золотая середина
- Воспитание – очень тонкая штука, иногда нужно проявить строгость, иногда – мягкость и понимание.
- Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Дзержинский Ф. Э.
- На детей пагубно действуют как нервозные окрики, так и сентиментальное сюсюканье.
- Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж.
- Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. Руссо Ж.-Ж.
7. Внимание
- Недостаток материнского внимания – одна из наиболее существенных ошибок, допускаемых в процессе воспитания детей. Сухомлинский В. А.
- Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Гиппенрейтер Ю. Б.
8. Доверие и поддержка
- Доверие окрыляет детей, придает им уверенность в себе, развивает самоуважение.
- Ребенку необходимо чувствовать поддержку и понимание родителей.
- Если встретишь в детской душе рыцаря - помоги ему победить. Андреев Б.
9. Похвала и ласка
- Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. Чехов А. П.
- Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Горький М.
- Человека приласкать — никогда не вредно. Горький М.
10.Любовь и уважение к людям, благородство, честность
- Я стараюсь научить своих детей любви ко всем людям и тому, что любовь должна быть бескорыстной. Лесли Шультен
- Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Дзержинский Ф. Э.
- Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Толстой Л. Н.
- Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Ушинский К. Д.
11. Самостоятельность и ответственность
- Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве
- Давайте ребенку возможность принимать решение самому.
- Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам! Почаще давайте ему какие-либо посильные поручения и следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение. Студеникин М. Я.
- Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Гиппенрейтер Ю. Б.
12. Позитивное мышление
- Учить ребенка думать позитивными выражениями, избегая негативные (избегать употребления отрицательных частиц): Я не болею - Я здоров, Не беги - Иди спокойно.
- Приучить ребенка верить в то, что он все может, его потенциал ничем не ограничен. Если постигла неудача, убедить, что это временные трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"
Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...
«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».
Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...
Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"
Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....
«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»
В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания
Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...
Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ
Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ...
Методы организации образовательно-воспитательного процесса и основные принципы воспитания
вВоспитание – это особая целенаправленная организация взаимодействия между педагогом и учеником при активной деятельности не только преподавателя, но и воспитуемого по овладению социальным опыто...