Основные принципы воспитания
материал по теме

Багро Татьяна Владимировна

 

 

1. Самовоспитание

  • Воспитание детей есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети. Толстой Л. Н.
  • Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. Сухомлинский В. А.
  • Воспитывая своего ребенка, ты воспитываешь себя, утверждаешь свое человеческое достоинство. Сухомлинский В. А.
  • Не бывает "трудных" детей, бывают "трудные" родители.

2. Пример

  • Дети не очень внимательно слушают старших, но ничего не упускают в подражании им. Болдуин Дж.
  • Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером. Сенека
  • Детям больше нужен пример для подражания, чем критика. Жубер Ж.
  • Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по- человечески. Острогорский А. Н.
  • Главная школа воспитания детей — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. Сухомлинский В. А.
  • Если дух жизнерадостности, оптимизма, доброжелательности царит в семье, то и ребёнок растёт общительным и весёлым. Студенкин М. Я.
  • На ребенка гораздо больше действует не то, что говорит воспитатель, а то, что он делает. Реже прибегайте к назиданиям и окрикам, больше всего стремитесь создать ребенку правильные условия, показывайте ему пример жизнерадостности, оптимизма, уравновешенности. Студеникин М. Я.

3. Последовательность и дисциплина

  • Уровень наших требований и ожиданий должен учитывать возраст ребёнка.
  • Детям не только нужен порядок и правила поведения, они хотят и ждут их. Это создает чувство безопасности, а жизнь понятной. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям можно, надо, нельзя. Сухомлинский В. А.
  • Дети не только проверяют своих родителей «на прочность», но и пытаются определить границы дозволенного.
  • Дисциплина не до, а после установления добрых отношений. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Все, что достигнуто дрессировкой, нажимом, насилием,— непрочно, неверно и ненадежно. Корчак Я.
  • Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой. Если один родитель не согласен – лучше промолчать, а потом без ребенка обсудить и прийти к общему мнению. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Тон, в котором сообщается требования или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным… Предложения лучше строить в безличной форме «Спичками не играют!» «Это опасно!» вместо «Не смей играть спичками!»… Можно предложить выбор других возможностей. Гиппенрейтер Ю .Б.
  • Родительские требования не должны вступать в явные противоречия с важнейшими потребностями ребенка в движении, познании, упражнении. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Важно, чтобы дисциплина включала в себя: собственное поведение взрослых; моделирование ситуаций; инструкции, просьбы, обучение чему-то; наказание в необходимых условиях словами: «Ты меня огорчаешь». Физические наказания недопустимы, также как неконструктивный крик! Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Режим – это воспитание организованности и собранности. Студеникин М. Я.

4. Любовь и уважение

  • Любить и принимать ребенка таким, как есть, а не за какие-либо заслуги.
  • Потребность в любви, в нужности другому, одна из фундаментальных потребностей. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Гиппенрейтер
  • 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому.
    Сатир В.
  • Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего ее заслуживает. Эрма Бомбек
  • Ребенок умеет любить того, кто его любит, - и его можно воспитывать только любовью. Дзержинский Ф. Э.
  • Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Гёте И.
  • Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью. Сухомлинский В. А.
  • Теплота родительской любви необходима ребенку. Он должен чувствовать, что его любят, им дорожат, с ним считаются. Уважайте в маленьком человеке личность. Студеникин М. Я.

5. Такт и терпение

  • Позволять себе насмешки над детьми - это почти преступление. Альфред Адлер
  • Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как и самообладание в минуту страха. Смит А.
  • Наш собственный гнев или досада делают нам более вреда, чем то, что заставляет нас гневаться. Леббок Д.
  • Взыскивать с детей за проступки, которых они не совершили, или хотя бы строго наказывать их за мелкие провинности — значит, лишиться всякого их доверия и уважения. Лабрюйер Ж.
  • Когда ребенка ругают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким. Писарев Д. И.
  • Если все время человеку говорить, что он "свинья", то он, действительно, в конце концов, захрюкает. Горький М.
  • Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастет человеком более сознающим свое достоинство. Чернышевский Н. Г.
  • Чем больше ребёнка ругают, тем хуже он становится. Гиппенрейтер Ю. Б.
  • Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, высмеивать за проступок перед коллективом, оскорблять.
  • Тон разговора с каждым ребенком должен быть всегда ровным и спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны, не уступайте любому его капризу. Студеникин М. Я.
  • Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам. Студеникин М. Я.

6. Золотая середина

  • Воспитание – очень тонкая штука, иногда нужно проявить строгость, иногда – мягкость и понимание.
  • Чрезмерная строгость и слепая дисциплина — это проклятые учителя для детей. Дзержинский Ф. Э.
  • На детей пагубно действуют как нервозные окрики, так и сентиментальное сюсюканье.
  • Знаете ли, какой самый верный способ сделать вашего ребенка несчастным,— это приучить его не встречать ни в чем отказа. Руссо Ж.-Ж.
  • Есть избыток строгости и избыток снисходительности: обоих надо одинаково избегать. Руссо Ж.-Ж.

7. Внимание

  • Недостаток материнского внимания – одна из наиболее существенных ошибок, допускаемых в процессе воспитания детей. Сухомлинский В. А.
  • Завтра ребенок будет делать сам то, что сегодня он делал с мамой. Гиппенрейтер Ю. Б.

8. Доверие и поддержка

  • Доверие окрыляет детей, придает им уверенность в себе, развивает самоуважение.
  • Ребенку необходимо чувствовать поддержку и понимание родителей.
  • Если встретишь в детской душе рыцаря - помоги ему победить. Андреев Б.

9. Похвала и ласка

  • Кто не может взять лаской, тот не возьмет и строгостью. Чехов А. П.
  • Похвалить человека очень полезно, это поднимает его уважение к себе, это способствует развитию в нем доверия к своим творческим силам. Горький М.
  • Человека приласкать — никогда не вредно. Горький М.

10.Любовь и уважение к людям, благородство, честность

  • Я стараюсь научить своих детей любви ко всем людям и тому, что любовь должна быть бескорыстной. Лесли Шультен
  • Надо воспитать в детях любовь к людям, а не к самому себе. А для этого самим родителям надо любить людей. Дзержинский Ф. Э.
  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. Толстой Л. Н.
  • Никогда не обещайте ребенку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. Ушинский К. Д.

11. Самостоятельность и ответственность

  • Цель воспитания - научить наших детей обходиться без нас. Эрнст Легуве
  • Давайте ребенку возможность принимать решение самому.
  • Очень важно воспитывать у детей самостоятельность. Никогда не делайте за ребенка то, что он может и должен сделать сам! Почаще давайте ему какие-либо посильные поручения и следите, чтобы они были выполнены. Похвалите за хорошее выполнение. Студеникин М. Я.
  • Постепенно снимайте с себя заботу и ответственность за личные дела вашего ребенка и передавайте их ему. Гиппенрейтер Ю. Б.

12. Позитивное мышление

  • Учить ребенка думать позитивными выражениями, избегая негативные (избегать употребления отрицательных частиц): Я не болею - Я здоров, Не беги - Иди спокойно.
  • Приучить ребенка верить в то, что он все может, его потенциал ничем не ограничен. Если постигла неудача, убедить, что это временные трудности.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

«Основные принципы и требования при разработке рабочей программы по обучению и воспитанию одаренных детей в дополнительном образовании».

Об основных принципах и требованиях при разработке рабочей программы по дополнительному образованию...

Размышления на тему "Основные принципы гуманного воспитания ребенка"

Данные советы предлагаются родителям в целях взаимопонимания со своим ребенком....

«Гражданско - патриотическое воспитание учащихся через музейную деятельность как реализация основных принципов ФГОС ООО»

В статье рассматривается тема гражданско-патриотического воспитания шокльников на базе работы лицейской Комнаты Боевой славы....

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание Основные принципы современного воспитания

Как воспитать ребенка и получить удовольствие. Что такое современное воспитание.Основные принципы современного воспитания...

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ

Основные принципы воспитания и обучения детей с ОВЗ...

Методы организации образовательно-воспитательного процесса и основные принципы воспитания

вВоспитание – это особая целенаправленная организация взаимодействия между педагогом и учеником при активной деятельности не только преподавателя, но и воспитуемого по овладению социальным опыто...