Эссе "Речь"
статья по теме

Размышление о важности общения педагога и ребёнка. Сравнение с рекой показывает насколько общение с детьми  естественно, необходимо в жизни человека и в первую очередь педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Река и речь!»

Эссе

         Мы не часто вникаем в значение слов, которые  произносим. Например: «река» и «речь». Есть ли в этом особый смысл? Река – полноводна, человек – речист».  Также как и река, речь говорящего может литься спокойно, размеренно, или,  напротив, громко бурливо, а может совсем иссякнуть.

Почему меня это так волнует? Сегодня на урок  придут «новенькие», ребята 10  класса. Они из разных школ – интернатов - сироты, оставшиеся без попечения родителей.  Им предстоит два года учиться у нас и заканчивать 11 класс коррекционной школы VIII вида. Как сложатся наши взаимоотношения? Ведь не в первый раз я иду на урок, а вот  волнуюсь. Какие найти для них  слова? Как дотянуться до каждого?

У реки всегда два берега.  Они  могут быть разные:  крутые и пологие, лесистые и равнинные,  но вода для двух берегов едина: она их объединяет.         Первые уроки самые трудные. Дело совсем не в предметной области (обществоведение),  и даже не в диагнозе. Если я не найду правильный тон, не сумею быть открытой и естественной мы не станем едины и меня не услышат. А я так этого хочу. Видеть в глазах доверие, интерес, а не холодную застывшую замкнутость. Именно поэтому непростительно жестоко  стать для них ещё одним назойливым эпизодом в их и без того непростой и ещё маленькой жизни.

Река течёт и не может остановиться, потому что станет болотом и высохнет. Так и с учениками.  Есть ли между нами речь, течение мыслей, глубина чувств? Или это стоячая вода, высыхающее мелководье?  Как избежать этого и построить диалог с детьми, которых ты учишь?  

Кто важнее? Учитель или ученик? Но без учеников учитель никто. Так и ученик без учителя не ученик, а просто ребёнок. Есть ли между взрослым и ребёнком речь и потечёт ли она, превратившись в искреннюю беседу – вот, что важно! Как это постичь, как этому научиться? Вот уже  позади двадцать лет работы в школе, но я  продолжаю задавать себе этот вопрос.

Есть берег левый, берег правый – с какой стороны посмотреть. И не важно, который  из них главный. Было бы воды в реке больше. Дотянуться к  ребёнку,  словно до другого берега, стать единым целым поможет речь: бурная или спокойная, тихая или шумная, как водопад, но только бы она не умолкала и не превращалась в засыхающее болото.

Сегодня урок удался, методические изыски здесь не причём. Мы бурно обсуждали тему, мы были единомышленниками. И даже, когда класс молчал и  слушал, я ощущала единый ритм биения их сердец. Нам было хорошо вместе.

Хорошо, если воды несутся стремительно,  полноводно, омывая берега. Хорошо, если отношения глубокие, чистые, а беседа приятная и лёгкая.

Но очень больно видеть,  как взирают друг на друга два противоположных берега через засохшее и умирающее  русло.

Говорите, говорите  с детьми! Пока они ждут.

О. Афтений