Эссе "Речь"
статья по теме
Размышление о важности общения педагога и ребёнка. Сравнение с рекой показывает насколько общение с детьми естественно, необходимо в жизни человека и в первую очередь педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse.docx | 14.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Река и речь!»
Эссе
Мы не часто вникаем в значение слов, которые произносим. Например: «река» и «речь». Есть ли в этом особый смысл? Река – полноводна, человек – речист». Также как и река, речь говорящего может литься спокойно, размеренно, или, напротив, громко бурливо, а может совсем иссякнуть.
Почему меня это так волнует? Сегодня на урок придут «новенькие», ребята 10 класса. Они из разных школ – интернатов - сироты, оставшиеся без попечения родителей. Им предстоит два года учиться у нас и заканчивать 11 класс коррекционной школы VIII вида. Как сложатся наши взаимоотношения? Ведь не в первый раз я иду на урок, а вот волнуюсь. Какие найти для них слова? Как дотянуться до каждого?
У реки всегда два берега. Они могут быть разные: крутые и пологие, лесистые и равнинные, но вода для двух берегов едина: она их объединяет. Первые уроки самые трудные. Дело совсем не в предметной области (обществоведение), и даже не в диагнозе. Если я не найду правильный тон, не сумею быть открытой и естественной мы не станем едины и меня не услышат. А я так этого хочу. Видеть в глазах доверие, интерес, а не холодную застывшую замкнутость. Именно поэтому непростительно жестоко стать для них ещё одним назойливым эпизодом в их и без того непростой и ещё маленькой жизни.
Река течёт и не может остановиться, потому что станет болотом и высохнет. Так и с учениками. Есть ли между нами речь, течение мыслей, глубина чувств? Или это стоячая вода, высыхающее мелководье? Как избежать этого и построить диалог с детьми, которых ты учишь?
Кто важнее? Учитель или ученик? Но без учеников учитель никто. Так и ученик без учителя не ученик, а просто ребёнок. Есть ли между взрослым и ребёнком речь и потечёт ли она, превратившись в искреннюю беседу – вот, что важно! Как это постичь, как этому научиться? Вот уже позади двадцать лет работы в школе, но я продолжаю задавать себе этот вопрос.
Есть берег левый, берег правый – с какой стороны посмотреть. И не важно, который из них главный. Было бы воды в реке больше. Дотянуться к ребёнку, словно до другого берега, стать единым целым поможет речь: бурная или спокойная, тихая или шумная, как водопад, но только бы она не умолкала и не превращалась в засыхающее болото.
Сегодня урок удался, методические изыски здесь не причём. Мы бурно обсуждали тему, мы были единомышленниками. И даже, когда класс молчал и слушал, я ощущала единый ритм биения их сердец. Нам было хорошо вместе.
Хорошо, если воды несутся стремительно, полноводно, омывая берега. Хорошо, если отношения глубокие, чистые, а беседа приятная и лёгкая.
Но очень больно видеть, как взирают друг на друга два противоположных берега через засохшее и умирающее русло.
Говорите, говорите с детьми! Пока они ждут.
О. Афтений