АНАЛИЗ государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в форме ЕГЭ и ГИА
статья по теме

Аръяхова Марина Владимировна

 

Государственная (итоговая) аттестация учащихся -это результат работы школы  на протяжении длительного времени, она  позволяет определить образовательный рейтинг выпускника, общественный рейтинг учителя и  школы. А это особенно важно в сегодняшних условиях, когда конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется и задача поддержания общественного статуса школы и сохранения контингента учащихся становится все более насущной.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_ege_2012.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ

государственной итоговой аттестации выпускников 9, 11 классов в форме  ЕГЭ и ГИА

в 2011- 2012 учебном году учащихся  МБОУ «Чувашско-Дрожжановская СОШ»

Государственная (итоговая) аттестация учащихся это результат работы школы  на протяжении длительного времени, она  позволяет определить образовательный рейтинг выпускника, общественный рейтинг учителя и  школы. А это особенно важно в сегодняшних условиях, когда конкуренция на рынке образовательных услуг обостряется и задача поддержания общественного статуса школы и сохранения контингента учащихся становится все более насущной.        

Вопросы, связанные с подготовкой и проведением ГИА и ЕГЭ, до сих пор стоят довольно остро, несмотря на то, что эта, еще недавно экспериментальная форма итоговой аттестации обучающихся стала реальностью. Русский язык и математика - обязательные для всех выпускников основной и средней школы экзамены, и альтернативы  ГИА и ЕГЭ как формы ее проведения сегодня нет. Революции не произошло: правила и процедура проведения ГИА и ЕГЭ в 2012 году лишь немногим изменилась по сравнению с прошлым годом.

Согласно Закону Российской Федерации “Об образовании” освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников общеобразовательных учреждений независимо от формы получения образования.

От того, какие результаты будут получены, во многом зависит от предварительной подготовки школы к этому напряженному и очень ответственному периоду.

 Государственная (итоговая) аттестация выпускников МБОУ «Чувашско-Дрожжановская СОШ» проведена в установленные сроки в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального, регионального, муниципального  и школьного уровня.

Следует отметить, что в школе сложилась определенная система работы по информированию участников образовательного процесса об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации. Согласно плану подготовки и проведения аттестации выпускников 9,11 классов в 2011/2012 учебном году были подготовлены необходимые распорядительные документы. Проведены необходимые организационные мероприятия.

Педагогический коллектив, обучающиеся и их родители были ознакомлены с «Положением о государственной (итоговой) аттестации выпускников 9,11 классов», информация по ЕГЭ размещена на сайте школы, подготовлены информационные стенды, был проведен инструктаж с учащимися по заполнению бланков  ГИА и ЕГЭ. Проведены в ноябре, январе, марте, апреле пробные экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, математике, обществознанию, истории, биологии, английскому языку в 11-х классах; в новой форме по русскому языку и математике в 9-х классах.

 Прошла методическая учеба с организаторами ЕГЭ, членами экзаменационной   комиссии. Вопросы о государственной ( итоговой) аттестации рассматривались на совещаниях при директоре, заместителях директора.

В течение учебного года проводились консультации для выпускников 11-х классов. В 11-м классе проводились консультации по русскому языку, математике, обществознанию, истории, биологии, химии  и элективные курсы по информатике, по русскому языку, с целью повышения качества знаний и подготовки к ЕГЭ.

В 9, 11-х классах проведены административные классные и родительские собрания по вопросам итоговой аттестации. Систематически проводилась инструкционно-методическая работа с классными руководителями, учителями – предметниками о целях и технологиях проведения ЕГЭ в 11 классах и ГИА в 9- классах. выпускников.  Составлен план-график подготовки к проведению ЕГЭ.

Единый государственный экзамен проходил в ППЭ–МБОУ “ Стародрожжановская СОШ №1”.

Своеобразным средством получения достоверной информации является Единый государственный экзамен, который рассматривается как один из элементов создающейся общероссийской независимой системы объективной оценки общеобразовательной подготовки выпускников средней школы. В 2011–2012 учебном году обязательные экзамены в форме и по материалам ЕГЭ и ГИА  сдавали 9 выпускников 11 класса и 15 учеников 9 класса.

Предметы по выбору 11 класс: обществознание -7 обучающихся; биология - 3 ; история России - 6; химия -2, англ.яз-2.; 9 класс: биология -8, обществознание-3.

Результаты ЕГЭ и их интерпретация предоставляют возможность:

получить информацию об уровне и качестве подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, сдававших ЕГЭ; оценить степень овладения выпускниками средней школы проверяемым на экзамене содержанием учебных предметов, отраженным в обязательном минимуме содержания и требованиях к уровню подготовки выпускников ; определить направления по усовершенствованию образовательного процесса и учебно-методического обеспечения учебных предметов; оценить качество контрольно-измерительных материалов; выделить отдельные уровни в подготовке учащихся  на основе статистических трудностей  контрольно измерительных материалов ЕГЭ.

получить информацию о состоянии образовательных достижений учащихся по учебным предметам;

определить типологию характерных ошибок, допущенных выпускниками; выявить тенденции изменения состояния общеобразовательных достижений учащихся и факторы, оказывающие на него влияние; объяснять полученные результаты; сравнивать результаты ЕГЭ по годам и др.

Совокупность результатов единого государственного экзамена являются индикаторами качества образования:  число сдававших экзамен по предмету – показатель востребованности предмета среди выпускников ОУ;  средний балл по 100-балльной шкале, результаты по 5-балльной шкале – показатель обученности; решаемость каждого задания работы – показатель степени усвоения определенной темы; решаемость заданий части С – показатель качества углубленной подготовки и др.

В сборе и анализе этой информации участвует весь коллектив.

Учитывая вышеназванные положения рассмотрим результаты ЕГЭ 2012 года. Для более полного и эффективного анализа данного вопроса мы выделили, на наш взгляд, основополагающие аспекты, характеризующие результаты ЕГЭ:

1. Результаты ЕГЭ и профессиональное самоопределение выпускников:

Ф.И.О

русс

матем

Общество

биология

химия

истор

Англ яз

итого

Ср.б

Учебное, заведен

1

Аръяхова Владислава Владимировна

82

70

70

60

73

355

71

вуз

2

Афанасьева Валентина Владимировна

90

68

77

78

69

382

76,4

вуз

3

Байгушева Оксана Николаевна

60

66

46

40

212

53

ссуз

4

Жирнова Христина Владимировна

53

63

50

49

215

53,75

вуз

5

Казакова Валерия Викторовна

72

63

72

51

258

64,5

вуз

6

Серафимова Ирина Петровна

54

48

50

37

189

47,25

ссуз

7

Терпина Алина Валериевна

70

44

62

40

216

54

вуз

8

Хрисанова Христина Петровна

65

60

59

60

244

61

вуз

9

Шишкин Андрей Николаевич

58

32

58

39

187

46,75

вуз

Исследуя предпочтение выбора общеобразовательных дисциплин выпускниками школы, можно определить тенденции формирования социального заказа и реструктуризации рынка образовательных услуг в системе единого государственного экзамена. Статистические данные ЕГЭ показывают, что большая часть выпускников выбирает ЕГЭ по обществознанию, на втором месте – история России и биология.

В следующей таблице можно увидеть результаты итоговой аттестации выпускников в сравнении с данными по району, РТ

Название предмета

Мах балл

Мin балл

Сред. Балл

Ср балл по району

По РТ

Ср балл по школе  в 2011

1

математика

70

32

57,1

53,2

48,2

54

2

Русский язык

90

53

67,1

62,4

64,3

54,6

3

Обществоз

72

46

58,2

57,3

54

4

Биология

77

37

57,6

55,2

56,9

57

5

Химия

78

60

69

69,1

61

61

6

История

60

39

46,5

61

53,8

-

7

Англ яз

73

69

71

62,4

62,25

-

Приведенные данные свидетельствуют о хорошей подготовке выпускников 11 класса, по всем предметам, кроме истории. Только по этому предмету средний балл оказался ниже средних данных по району.

Следовательно, необходимо по этому предмету не только усилить уровень подготовленности на уроке, но и оказывать дополнительные образовательные услуги. Результаты ГИА-2012

Учитель  

класс

предм

форма

изучало

сдавало

Усп %

Кач %

К-во

%

Гуряшкина Г.А.

9

Русс.яз

ГИА

15

15

100%

93%

37%

Аръяхова М.В.

9

Математика

ГИА

15

15

100%

86%

54%

Мадюкова А.Н.

9

Обществознание

ГИА

15

3

20%

66%

0%

Храмова Н.П.

9

Биология

ГИА

15

8

53%

75%

12%

Низкий уровень подготовки показали учащиеся 9  класса при сдаче экзаменов по всем предметам   в новой форме. 2 ученика  из 15 не сдали экзамен по математике, 1 ученик не сдал экзамен по русскому языку. Два ученика из 8 не сдали биологию,  и 1 ученик из трех не сдал обществознание. Притом  один и тот же ученик Аръяхов Ж. не сдал экзамен сразу по двум предметам: русский язык и обществознание. Качество знаний почти  по всем предметам  также достаточно низкое.  Особенно низкое качество знаний ученики 9 класса продемонстрировали по биологии, крайне огорчает также тот факт , что претендентка  на аттестат особого образца получила по данному предмету лишь оценку три.  В соответствии с Положением об итоговой аттестации девятиклассникам, не сдавшим экзамены по русскому языку и математике в новой форме, была предоставлена возможность пересдачи  также в новой  форме. Все три ученика успешно пересдали обязательные экзамены. А по предметам по выбору пересдачи в этом году не было , им прибавили плюс один балл, так как экзамены по выбору в новой форме  пока проводятся в режиме апробации.

Данные о трудоустройстве выпускников подтверждают  хорошую подготовленность  выпускников  11 класса: В вузах -7   ;В Сузах-2

        Из девятого класса – 3   ученика поступили в Ссуз, 4 ученика – в ПУ-90, а остальные 8  продолжают обучаться в десятом классе. Таких, кто не работает и не учится, нет.

В процессе проведения анализа мы пришли к выводу, что ЕГЭ и ГИА позволяют получить информацию не только об уровне образовательной подготовки выпускников по отдельным предметам, но и о качестве работы учителя.

Следовательно, по результатам уровня усвоения знаний по предмету, можно определить цели объективной оценки знаний учащихся: контроль за качеством учебной деятельности выпускника и контроль за качеством обучающей деятельности учителя. В отношении ученика важным будет обнаружение пробелов в знаниях, развитие мотивации учения, и как результат – ликвидация пробелов в знаниях. В отношении учителя задачи объективного оценивания знаний учащихся: постановка “диагноза” знаниям, обнаружение недостатка преподавания, следствием чего является корректировка учебного процесса, предупреждение недостатков и ликвидация пробелов в знаниях учеников. При этом задачи обнаружения пробелов в знаниях и постановки “диагноза” знаниям взаимосвязаны.

Полученные результаты уровня усвоения тем по предметам должны стать основой при принятии управленческих решений по повышению качества образования, организации индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, устранению недостатков в работе учителя.

Таким образом, необходима ориентация учебного процесса на достижение планируемых результатов, а также связь результатов ЕГЭ, характеризующих уровень подготовки учащихся, с факторами, характеризующими различные стороны учебного процесса (учебный план, программа обучения, УМК, педагогические технологии и методы обучения).

2. Определение рейтинга по учащимся, учителям.

Сравнительные данные, полученные в результате мониторинговых исследований результатов ЕГЭ позволяют определить рейтинг выпускников и учителей. На педагогическом Совете, заседаниях МО заслушивались учителя предметники, выявлялись причины успешной и неуспешной сдачи выпускниками экзаменов, планировались мероприятия по повышению качества образования, оказанию методической помощи учителям. К основным формам организации работы на основе диагностики профессиональных затруднений педагогов, анализа и мониторинга результатов ЕГЭ относим: формирование банка данных используемых УМК; использование педагогических технологий, организация спецкурсов по подготовке к ЕГЭ.

Значительное место в преподавании отводится: организации различных форм творческих заданий,

практическим семинарам, введению тестовых технологий,  развитию навыков самостоятельной работы учащихся,  включению заданий, проверяющих понимание проектной деятельности и др.

3. Мониторинг совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ:

Отслеживая объективность оценивания учебных достижений , можно сказать, что  процент совпавших годовых оценок и результатов ЕГЭ достаточно высок, два медалиста по основным предметам получили балы от 70-92. У учащихся постоянно занимающихся на 4 и 5 баллы также хорошие.  Учащихся не преодолевших порог,  ни по одному  предмету у нас нет. Это видно из таблицы выше. К сожалению,  у выпускников 9 класса процент совпадения годовых оценок и результатов ГИА достаточно низок.

 Анализ результатов экзаменов в новой форме в 9 классе (2011-2012)

Предмет

Всего выпускников в классе

Приняли участие в ГИА новой форме

Подтвердили свои отметки

Не подтвердили

Выше

Ниже

1

Математика

15

15

7

8

5

3

2

Русс.яз

15

15

5

10

-

10

3

Биология

15

8

3

5

-

5

4

Общество

15

3

-

3

-

3

 

Особенно огорчает, то что претендентка на аттестат особого образца ГИА по биологии сдала лишь на отметку «3». Чтобы увеличить процент  совпадения, необходимо усилить внутришкольный контроль за выполнением единых требований к оцениванию ответа учащихся.

4. ЕГЭ, ГИА и квалификационная категория учителя.

Как было сказано выше и с этим нельзя не согласиться, что результативность экзаменов в большей степени зависит от профессиональной компетентности учителя. Высокая квалификационная категория предполагает и высокое качество подготовки выпускников. В действительности это не всегда подтверждается, поэтому педагогу важно не только заниматься самообразованием, но и пройти курсы повышения квалификации, принимать участие в опытно-экспериментальной, исследовательской работе, в конкурсах педагогов , в приоритетном национальном проекте “Образование”. При этом считаем, что если в течение трех лет учащиеся показывают низкий уровень знаний по предмету, то возможно проведение внеочередной аттестации учителя. Каждый работник образования должен понимать важность задачи педагогической деятельности – учиться работать в условиях объективного оценивания и ответственности за результаты труда.

Таким образом, учитывая результаты ЕГЭ и ГИА , администрация школы и методические объединения учителей-предметников разработали систему мероприятий по оптимизации подготовки учащихся к ЕГЭ в новом учебном году по следующим направлениям: работа с нормативными документами; обновление материалов информационно-методического центра;

работа с учителями-предметниками; работа с родителями.  

Всё это должно стать надежной основой для качественной подготовки и проведения ЕГЭ в новом учебном году.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 8 классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме) по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ демонстрационный вариант 2009 года

При ознакомлении с демонстрационным вариантом 2009 года следует иметь в виду,  что приведенные в нем задания не отражают всех вопросов содержания, которое будет проверять...

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году

Проект расписания проведения единого государственного экзамена, государственного выпускного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов в новой форме в 2012 году...

Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 класса

Материалы презентации можно использовать для проведения собраний с выпускниками и родителями выпускников на этапе ознакомления с общими вопросами по организации и проведении государственной (итоговой)...

Экзаменационные билеты по физике для проведения устной итоговой аттестации выпускников 9 классов 2011-2012 год

В материал билетов включены самые важные, ключевые вопросы школьного курса. В билет входят три вопроса: первый- по теоретическому материалу, второй- лабораторная работа или эксперимент, сопровождаемый...

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УСТНОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИВЫПУСКНИКОВ IX КЛАССОВ...

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации выпускника 9 класса VIII вида по профилю «Столярное дело»

Экзаменационный материал для государственной итоговой аттестации выпускника 9 класса 8 вида по профилю "Столярное дело"...

Пробная экзаменационная работа для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений 2012-2013 учебного года (в новой форме) по математике.

В данном материале содержится два варианта тестов пробного экзамена по математике (в новой форме)  в 9 классах, проведенного в апреле 2013 года в городе Челябинске. Тесты составлены на основе бан...