мотивация учения у подростков.
статья (6 класс) по теме
Потребности низшего и высшего уровня. Мотивы учения. Виды мотивации.рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
мотивы учения | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ у подростков
Потребность- это объективная нужда человека в определенных условиях, которая обеспечивает его жизнь и развитие.
Потребности
Низшего уровня высшего уровня
1.Физиологические потребности.
Эти потребности самые насущные из всех потребностей. Если человек голоден и если ему не хватает любви и уважения, он будет стремиться в первую очередь утолить свой физический голод, а не эмоциональный.
2. Потребности в безопасности.
В это понятие входят потребности в стабильности, защите, в свободе от страха, тревоги, хаоса, потребности в структуре, порядке, законе, ограничениях. Для этого человека нет несущей проблемы, чем в безопасности. Эти потребности у детей проявляется в их тяге к постоянству, к упорядочению повседневной жизни. Ребёнку по вкусу предсказуемый мир. Несправедливость выражает беспокойство, тревогу, он думает, что миру нельзя доверять. В ответ на столкновение с новым и незнакомым у детей часто возникает реакция испуга.
3. Потребности в принадлежности и любви.
Каждый человек нуждается в чувстве принадлежности к определённой социальной группе. Ему необходимо любить и чувствовать себя любимым.
4. Потребность в признании.
Каждый человек нуждается в признании, в устойчивой и высокой оценке собственных достоинств, каждому необходимо уважение окружающих и самого себя. Неудовлетворённость в потребности вызывает чувство унижения, слабости, беспомощности, которые свою очередь, служат почвой для уныния, запускают невротические механизмы
Потребности высшего уровня.
Когда потребности низшего уровня удовлетворены, у человека появляется необходимость познавать и понимать мир вокруг себя
1.Потребности в любви и понимании.
2. потребность в познании, любопытство, Потребность знать и понимать появляется уже в позднем младенчестве.
Чем выше мера удовлетворённости потребностей одного уровня, тем выше актуальность потребностей следующего уровня. Исходя из этого, можно предположить, что у детей с низким уровнем мотивации слабо удовлетворены потребности низших уровней. Как могут появиться потребности в познании, если ребенок напуган, ему не хватает общения, к тому же у него занижена самооценка? Это объясняет и детскую невнимательность, и негативное отношение к школе, учителям и учёбе, высочайший уровень агрессии и все остальные факторы, мешающие плодотворному усвоению школьного материала.
В этот период ребёнок нуждается в благоприятном общении с взрослым. Неудовлетворённость этой потребности ведёт к повышенной тревожности, неуверенности в себе, связанные с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии.
Мотив - это внутреннее побуждение личности к деятельности
В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.
МОТИВАЦИИ (побуждения) в биологии, активные состояния мозговых структур, побуждающие высших животных и человека совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (голод, жажда и др.) или групповых (забота о потомстве и др.) потребностей.
Мотив учения – это направленность ученика на разные стороны учебной деятельности.
Мотивы:
+ познавательные, которые связаны с содержанием учения,
+ социальные, связаны с общением учеников друг с другом и учителями.
Мотивы:
+ситуативные,
+ устойчивые
№1 Ситуативный интерес – это, когда на уроках бывает интересно, нравится сам учитель или ребенок изучает предмет только ради хороших оценок.
№ 2 Интересуется предметом, потому что узнает на уроках много нового и интересного, когда предмет заставляет думать, и ребенок получает удовольствие от работы на уроке.
№ 3. Проявляется повышенный интерес, если предмет дается легко, ребенок ждет урока с нетерпением, и стремится узнать больше, чем требует учитель .
Мотивы: (в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний)
+ внешний, при которой значима не деятельность, а удовлетворение других потребностей.
+ внутренним , при которой деятельность важна сама по себе. Желание научиться получать знания самостоятельно.
Если мотивация внешняя, это не значит, что она плохая, у нее имеются свои достоинства и недостатки.
Мотивация:
+ престижная. Престижная мотивация работает у старшеклассников, которые пытаются самоутвердиться, демонстрируя свои познания в той или иной области
+ соревновательная. Соревновательная мотивация — типичное явление в средней школе, когда дети стараются не отставать друг от друга.
Широко распространены в школьной среде и нередко приводят к неплохим результатам в учебе.
Мотивация:
+ положительная
+ отрицательной
Мотивация:
+ высокий уровень мотивации возникает у школьников в семьях, где родители постоянно повышают требования к ребенку, в то же время оказывают ему ненавязчивую помощь и относятся к ребенку с душевной теплотой и пониманием.
+ если родители безразличны к интересам ребенка или жестко контролируют его поведение, то у ребенка начинает преобладать желание избежать неуспеха, т.е. возникает низкая мортивация.
Познавательные мотивы изменяются в течение школьной жизни ученика, и учебная деятельность первоклассника и выпускника школы, естественно, также различны.
Психологи выделяют три уровня развития познавательной мотивации школьников (А.К. Маркова):
= широкий познавательный мотив, то есть направленность на усвоение новых знаний;
= учебно-познавательный мотив, побуждающий к овладению способами добывания знаний;
= мотив самообразования.
В идеале картина может быть представлена так. Для младшего школьника характерны широкие познавательные мотивы. В средней школе дети в большей степени ориентированы на способ получения знаний. В старших классах должны проявляться зрелые познавательные мотивы — мотивы самообразования.
А как обстоит дело в реальности? В младшем школьном возрасте познавательной мотивации еще нет, в старшем — уже нет (хотя среди старшеклассников встречаются счастливые исключения). Поэтому обычно познавательные мотивы наблюдаются лишь у учащихся 5-х—8-х классов.
Главный вывод состоит в следующем. Невысокий уровень познавательной мотивации — не недостаток ученика, а его беда.
причины, побуждающие учиться.
Учеба по необходимости: заставляют учиться родители, ради хороших оценок, предмет полезен для будущей жизни: для дальнейшей учебы или работы, или ради солидарности со своими одноклассниками.
От чего же зависит успех в учебной деятельности ребёнка?
1) если потребности низшего уровня не удовлетворены, то потребности высшего уровня не развиваются.
2) когда дети идут в первый класс, им необходимо чувствовать себя в безопасности, так как в младших классах детей подавляет тревожность, но со временем эта тревожность перевоплощается в агрессию. Дети учатся плохо, потому что им не хватило любви, если потребности во внимании и любви не удовлетворены, ребенок не испытывает потребности хорошо учиться! Как бы его не заставляли и не убеждали, учиться хорошо он не сможет.
Хорошая учеба – ключ к профессии и судьбе. Значит, успехов добьется в будущем тот, кто был любим в детстве.
Рекомендации родителям :
Для того, чтобы ребёнок хорошо учился необходимо:
1) Удовлетворение потребностей низшего уровня.
2) Чтобы ребёнок чувствовал себя в безопасности.
3) Чувствовал себя любимым и любил.
4) ежедневно интересоваться успехами ребенка
5) неудачи не должны превращаться в ссор и скандалы.
НЕДОЛЖНО БЫТЬ НАКАЗАНИЯ ЗА НЕУДАЧИ. НЕУДАЧА САМА ПО СЕБЕ ЯВЛЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕМ.
6) помощь должна быть ненавязчива.
7) успехи поощряемы.
Всё это ребёнок должен получать в семье. Таким образом, если ребёнок не получает достаточного семейного внимания, вряд ли можно ожидать от него успехов в учёбе. Внимание, забота, любовь и ответственность - необходимые составляющие в воспитании ребенка, залог его успеха в будущем.
ЛИТЕРАТУРА:
- Родительские собрания – 5 класс. Составитель А.В. Ефремова, Из-во «Учитель- АСТ» Волгоград, 2005 г.
- Маркова А.К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте», «Формирование интереса к учению у школьников» М., 1983
- Маркова А.К, Матис Т.А., Орлов А.Б. «Формирование мотивации учения» М., Просвещение 1990 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Мотивация учения подростков"
Родительское собрание по теме "Мотивация учения подростков" для родителей 6-7\8 классников.для классных руководителей, которые сталкиваются с нежеланием уч-ся учиться....
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Основные характеристики подросткового возраста:Желание ребенка принять на себя обязанности и права взрослых.Быстрая возбудимость, влияние эмоций на духовную жизнь.Обидчивость, озлобленность, раздражен...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.Возраст: 9- 14 летФорма проведения: фронтальный письменный опрос.Оцениваемое УУД: личностное УУД, смыслообра...
Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий ...
Методика изучения мотивации учения подростков 7, 9, 11 классов
Методика изучения мотивации учения подростков 7,9, 11 классов...
Мотивация учения и эмоциональное отношение к учению (Спилберг-А.Д.Андреева)
Цель: исследование мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся подросткового возрастаМАТЕРИАЛ: бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкция и задание...
Методика изучения мотивации учения подростков (7 кл.)
Методика изучения мотивации учения подростков (7 кл.)...