Роль семьи в учебном процессе.
материал (5 класс) по теме

Речь в данном случае пойдет общих учебных умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения. В формировании общих умений велика роль родителей, так как многие из этих умений закладываются в раннем детстве и начальной стадии образования, могут (и должны) успешно прослеживаться родителями в течение всего периода обучения ребёнка в школе. 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_na_pedsovete..doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Сообщение  «Роль семьи в учебном процессе» на педагогическом совете МОУ СОШ №4  учителя  Калачёвой И.А. 24.апреля 2009г.  

Роль семьи в учебном процессе.

Обучение   по   своей   природе   и   по   особенностям   его   организации   процесс достаточно сложный.С одной стороны, он предполагает вооружение учащихся суммой действенных знаний, т.е. знаний легко и_сознательно применяемых в любой ситуации. Параллельно с этим и во взаимосвязи с ним идет другой, не менее важный процесс формирования приемов учебного труда, определенных умений, дающих возможность учащимся усваивать знания легко и, более того, приобретать их самостоятельно.

Вот почему некорректно ставить вопрос, какая из этих составляющих обучения более важна.

Фонд действенных знаний - это как бы материал для формирования учебных умений; вместе с тем сформированные умения дают возможность пополнять этот фонд новыми знаниями.

Напомним, что существуете две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины.      

Речь в данном случае пойдет общих учебных _умениях как фундаменте, на котором вырабатываются специальные умения. В формировании общих умений велика роль родителей, так как многие из этих умений закладываются в раннем детстве и начальной стадии образования, могут (и должны) успешно прослеживаться родителями в течение всего периода обучения ребёнка в школе.

Итак, что же это за общеучебные умения, которыми должен овладеть в ходе обучения любой учащийся?

Все общеучебные умения можно разбить на четыре группы:

  1. учебно-организационные;
  2. учебно-интеллектуальные;
  3. учебно-информационные;
  4. учебно-коммуникативные.

Рассмотрим их в том порядке, в каком они названы

Учебно-организационные умения                                                                                                                   Без умения организовать себя в учебном труде вряд ли можно рассчитывать на серьёзные   успехи   в   овладении   знаниями.   Вот   почему   так   важны   учебно-организационные умения. Многие из них, как было отмечено, закладываются еще на начальной стадии образования, К ним, в частности, относятся такие умения: организовать свое рабочее место; планировать текущую работу,

нацелить себя на выполнение поставленной задачи; осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности; вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при решении учебных задач (умение объяснять, оказывать мощь, принимать помощь товарища, родителя и т.д.)

Учебно-интеллектуальные или общелогические умения

Это главные и вместе с тем самые трудные умения, поскольку именно они способствуют формированию положительных качеств ума, таких, как его глубина,

гибкость, устойчивость, самостоятельность. Два_очень_важных умения. Без_их        тщательной отработки_сформировать в ученике интеллектуальные умения невозможно.

Что же это за умения, без которых процесс обучения попросту невозможен? Вот они.

Первое   умение

Умение читать в заданном темпе, читать осознанно и выразительно. Приведем различные виды чтения в зависимости от его скорости:

               Разновидности чтения

            Количество слов в минуту

  1. Скорочтение

  1. Чтение в темпе скороговорки.

  1. Оптимальное чтение.

  1. Нормальное чтение.

    Более 300

  180-300 

120-150

             80-90

Обратим внимание - для начальных и средних классов скорочтение преждевременно, так как мозг не успевает обрабатывать информацию. Нормальное же чтение (80-90 слов в минуту) обеспечивает учебу в начальных классах на «хорошо» и «отлично», а в средних только на тройку. Необходим оптимальный уровень - чтение со скоростью разговорной речи. К ЭТОЙ скорости приспособлен и мозг, и артикуляционный аппарат ученика, поэтому такое чтение доступно большинству учеников, кроме флегматиков, которые составляют, как правило, не более 6%.

Второе    умение

Умение - чисто и скоро писать.                                                                                                              «Писать чисто и скоро - дело немаловажное. Медленность в этом деле много вредит живости ума» (Квинтиллиан). Медленно пишущий ученик медленно выполняет упражнения, медленно думает, его мозг станет ленивым. Для успешной учёбы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту.

А дальше идут умения, связанные с особенностями мыслительной деятельности ребёнка, отражающие сложный процесс её развития. Уровень интеллектуального развития ребёнка определяется главным образом степенью сформированности следующих умений главная роль в формировании которых отводится учителю:

  1. анализ учебного или любого другого материала;
  2. сравнивать объекты, факты, явления;
  3. классифицировать материал;
  4. обобщать, делать резюме;
  5. абстрагировать;
  6. выделять главное, существенное;
  7. устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  8. писать сочинение на заданную тему;
  9. пользоваться исследовательскими умениями и т.д.

Учебно-информационные

Это умение пользоваться различными источниками информации, способствующими пополнению знаний. К ним относятся умения:

  1. пользоваться каталогами и компьютерными источниками
    информации;
  2. пользоваться словарями, энциклопедиями, справочниками,
    оглавлениями, комментариями;
  3. пользоваться печатными и техническими средствами массовой
    информации ( телевидение, учебное видеокино, компьютерная
    техника и т. п.);
  4. составлять план, тезисы, конспект, реферат, аннотацию.

 

    Учебно - коммуникативные умения

Умения, которые формируются в процессе общения людей друг с другом.

Главное из них - умение слушать. Учебное умение слушания - одно из
самых трудных, требующих сосредоточенности, равномерного
распределения внимания на довольно большой период времени, что
требует определённой работы над собой и зависит от устойчивой системы и
психики. Это следующие умения:

  1. литературным языком выражать свои мысли, пользоваться специальным
    языком той науки, которая лежит в основе учебного предмета;
  1. аргументировано доказывать и др.                                                                                                                Все названные выше умения формируются как школой, так и родителями. Они не только помогают человеку овладеть новыми знаниями, но и являются важнейшей составной частью подлинной образованности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в процессе адаптации ребенка к школе.

По материалам консультаций для родителей....

публикация на тему-"Роль игры в учебном процессе" с презентацией на заданную тему

Данная публикация  содержит материал о роли игры в учебном процессе.Презентация прилагается....

Роль словаря в учебном процессе.

Виды словарей. Информация, которую можно найти в словарях....

Роль презентации в учебном процессе и требования к ее применению

Данная статья опубликована на форуме интернет-конференции «Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством профессионального образования». Направление конференции: "Роль презентации в...

Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса

В материале идет речь о совместной деятельности семьи и школы в достижении нового качества образования, обеспечивающего «подготовку разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традиц...

Условия успешной адаптации к школе. Возрастные особенности младших подростков. Роль семьи в учебной мотивации

Здравствуйте, уважаемые родители! Переход в среднее звено – это важный момент в жизни школьника.  Здесь у них  начнётся новая жизнь. Какой она будет – во многом зависит не только от школы, н...

Роль физминуток в учебном процессе.

В статье раскрыты роль и значение динамических пауз, физкультминуток в процессе обучения школьников....