«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЁНКА И ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»
статья по теме
Почему один ребёнок с лёгкостью запоминает и усваивает материал школьной проrраммы, а другой - порой не может справиться с самым простым заданием, получая при этом неудовлетворительные оценки?
Вопрос сложный, многогранный и, по-видимому, однозначно прямого ответа получить на него невозможно, но сегодня мы постараемся рассмотреть проблему запоминания материала ребёнком, а также развитие его памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ РЕБЁНКА И ПРОБЛЕМА УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА»
Сегодня, мы хотим обсудить с вами вопрос, который волнует как учителей, так и родителей. Почему один ребёнок с лёгкостью запоминает и усваивает материал школьной проrраммы, а другой - порой не может справиться с самым простым заданием, получая при этом неудовлетворительные оценки.
Вопрос сложный, многогранный и, по-видииому, однозначно прямого ответа получить на него невозможно, но сегодня мы постараемся рассмотреть проблему запоминания материала ребёнком, а также развитие его памяти.
При изучении многих предметов ребёнку необходимо выучить и запомнить ряд определённых формул, понятий, законов. Без памяти невозможно мышление, ведь любая мыслительная операция основана на использовании усвоенных знаний. Без памяти человек не был бы ЛИЧНОСТЬЮ, он всю жизнь оставался бы в положении новорождённого. Память – важнейший психологический процесс. Только обладая памятью можно ориентироваться в окружающем мире, учиться, работать, контактировать с окружающими. Поэтому школа ставит перед собой задачу научить учеников думать, творчески относиться к учёбе, развивать мышление, а поэтому обращение к памяти и закрепление знаний, в том числе и дома, требуют особого внимания.
Не для кого не секрет, что дом, выстроенный без фундамента - рухнет. Так и знания - фундамент для дальнейших успехов в обучении.
Без определённого минимума знаний, занесённых в память, невозможно творческое мышление. Итак, память – это способность к запечатлению, сохранению и последующему воспроизведению полученной информации и прошлого опыта.
В зависимости от цели деятельности, память может быть произвольной и непроизвольной.
Непроизвольное запоминание - это запоминание без заранее поставленной цели что-либо запомнить. Ведь никому не секрет, что часть учащихся приходит в школу с целью «отсидеть» ещё один год, не ставя перед собой цели дальнейшего углубления знаний. Для таких детей, при небольшом объёме информации, такая память может оказаться эффективной.
Произвольное запоминание - зто запоминание, при котором ставится задача – запомнить.
Оба вида памяти могут быть двигательными, образными, эмоциональными и словесно-логическими. Каждому ребёнку свойственны эти виды памяти, но в действительности, какой-то тип преобладает. Один лучше запоминает материал домашнего задания – зрительно, – читая учебник, другой – слушая рассказ учителя, а третьему – нужно сделать рисунок или схему, четвёртому – смастерить.
По данным экспериментов, после однократного прослушивания объяснения учителя, в памяти учащегося остаётся около 10% информации, после самостоятельного чтения – 30%, после показа изученного материала, сопровождаемого объяснением и активным наблюдением – 50%, а после самостоятельных практических действий – 90%. Таким образом, ученик, регулярно выполняющий домашние задания, работающий с книгой, решающий задачи дома и в не учебное время, развивает свою память, добиваясь запоминания нового материала около 90%. Память учащегося увеличивается в своём объёме одновременно с её использованием. В кратковременной памяти, длящейся десятки секунд, след в сознании сохраняется недолго; если же ребёнок дома повторяет материал, изученный на уроке, то информация из кратковременной памяти переходит в долговременную.
Изучая в качестве домашнего задания параграф учебника, ученику целесообразно разделить его текст на части. Прочитав каждую, закрыть глаза и понять смысл прочитанного и восстановить его в памяти. Не разобравшись в прочитанном, бесполезно заучивать материал. А поскольку всё взаимосвязано, школьник не может, не усвоив предыдущего, понять последующий материал и, не зная теории, перейти к практике, например, к решению задач.
Учащемуся следует не восстанавливать забытое, а предупреждать забывание, особенно это следует помнить в выпускных классах.
При этом нужно иметь в виду, что с ростом объёма заученного, растёт число требуемых повторений, однако они не пропорциональны. Так до семи новых предметов, явлений, событий запоминаются за одно повторение. Чтобы запомнить 16 объёктов, необходимо 30 повторений, для усвоения 24 объектов – около 50.
Любые сведения, даже самые интересные, которые внимательно слушал на уроке ученик быстро улетучиваются из памяти, а самое быстрое забывание идёт в первые два дня, поэтому повторение следует начинать в этот период.
Практика показывает: запоминается прежде всего то, что связано с самостоятельной деятельностью ребёнка, с преодолением препятствий, с трудовой деятельностью человека. И поэтому шпаргалку, изготовленную самим ребёнком можно расценивать как прекрасное изобретение школьников, потому что составляя её, учащийся описывает важные сведения, группирует их, систематизирует, делая обобщения, да так, что когда приходит время держать ответ, нужда пользоваться самостоятельно подготовленной шпаргалкой, чаще всего, отпадает.
Выученное должно «отлежаться» в памяти. Подготовку к урокам необходимо вести заранее дома, а не на перемене. Ведь не секрет, что некоторые ученики за 10 минут перемены начинают лихорадочно листать страницы учебника, решать задачи, а порой и хуже того – списывать из чужой тетради уже выполненное домашнее задание. Разумеется, толку в этом практически нет.
В наше время львиной долей растут знания. Каждое новое поколение делает в науку в 8-10 раз больший вклад, чем предыдущее, и, естественно, всё острее становится вопрос: какими сведениями целесообразно забивать память. Интересно по этому поводу высказался известный писатель К.Дойль в своих знаменитых записях о Шерлоке Холмсе: «Человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Один натащит туда всякой рухляди, и нужные вещи уже некуда будет ставить или, в лучшем случае, до них, среди всей этой завали не докопаться. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак, он возьмёт лишь инструменты, которые понадобятся ему для работы. Напрасно люди думают, что у этой маленькой комнатушки эластичные стены и их можно растягивать сколько угодно. Уверяю вас, что придёт время, когда, приобретая новое, вы будете забывать что-то из прежнего. Поэтому страшно важно, чтобы ненужные сведения не вытесняли собой нужные».
Хочется подчеркнуть, что ни один из способов заучивания каких-нибудь сведений не даст результатов, если школьник боится умственной перегрузки или убеждён в ограниченности своих интеллектуальных возможностей. Важно убедить ребёнка, что это не верно. Ведь при самой большой мозговой нагрузке человек обычно использует 8-10% возможностей мозга. Значит, память можно развивать практически беспредельно. Чаще всего развитию памяти мешают не ограниченные возможности, а обычная лень ребёнка.
А теперь, дорогие родители, давайте честно зададим себе вопрос: регулярно ли мы интересуемся успехами и неудачами своих детей, давно ли мы заглядывали в портфель к своему ученику, обращали внимание на то, сколько времени тратит ваш сын или дочь на выполнение домашнего задания, и тратит ли он вообще на это время.
В заключение, хотелось бы напомнить слова академика Капицы: «Знания палками в человека не вобьёшь». Но тем не менее, дорогие родители, может быть, если мы будем уделять больше времени контролю над выполнением домашнего задания, то наши дети будут более успешными в школе.
«В духовной жизни, как и в практической жизни, тот, у кого знания держатся, всегда прогрессирует и имеет успех».
У.Джеймс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная работа по английскому языку – дополнительный фактор усвоения учебного материала
В данной работе подробно рассмотрен вопрос, внеурочной работы по иностранному языку в школе, которая является дополнительным фактором усвоения учебной программы. Также в работе раскрыта специфик...
Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...
Тестирование как метод контроля качества усвоения учебного материала учащимися.
В презентации обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс такого метода контроля, как тестирование обучающихся....
Работа с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебного материала
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Выступление по теме " Иллюстрационный материал на уроках биологии как одно из средств качественного усвоения учебного материала учащимися"
Для правильной организации работы на уроке и более качественного усвоения учебного материала учащимися необходимо использовать не только текст учебника и словесные методы, но и наглядный материал. Илл...
Методическая разработка «Влияние физкультминуток и упражнений для развития дивергентного мышления на усвоение учебного материала у учащихся»
Методическая разработка содержит основные виды физкультминуток, их влияние на организм, а также рассказывает об их необходимости. Кроме того, немаловажным является и развитие ума, или мозга, на заняти...