Преподавание геометрии: систематизация знаний к ОГЭ через создание лэпбуков
статья по математике (7, 8, 9 класс)

В статье описывается актуальность и создание лэпбуков для повторения и сисематизации знаний по геометрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master2.docx19.57 КБ

Предварительный просмотр:

«Интерактивные лэпбуки как инструмент интеграции традиционных и инновационных методов в математике»

 Миронович Людмила Александровна

Учитель математики

ГБОУ школа №542

Г. Санкт- Петербург, Петродворцовый район

Сегодня, в эпоху цифровых технологий и стремительно меняющихся образовательных стандартов, перед нами стоит сложная задача: сохранить проверенные временем подходы к преподаванию математики, но при этом внедрить методы, которые отвечают запросам современных учеников. Как найти баланс между традицией и инновацией? Один из ответов на этот вопрос — интерактивные папки или так называемые лэпбуки.

1. Что такое лэпбук и почему он актуален?  

Лэпбук переводится, как «книжка на коленях». На самом деле- это интерактивная папка, где ученик в творческой форме систематизирует знания по теме: кармашки, схемы, мини-книжки, графики, задачи с ответами на обороте.  

Почему это работает?  

-Традиции: Лэпбук сохраняет принципы структурирования материала, конспектирования и визуализации, которые всегда были основой математики.  

- Инновации: Добавляет интерактивность, проектную работу и персонализацию — то, что сегодня ценят школьники.  

Пример: Изучая тему «Дроби», ученик не просто записывает правила, а создает «лепестки» с примерами, карточки для сравнения дробей и даже мини-игру на сложение.  

2. Как лэпбуки объединяют классику и современность?  

a) Традиционные элементы-

алгоритмы и формулы: В лэпбук встраиваются шаблоны для решения уравнений, таблицы умножения, аксиомы геометрии.  

- Работа с учебником: Ученики учатся выделять главное, как в классическом конспекте.

б) Инновационные аспекты:  

- Геймификация: Например, раздел  с заданиями-головоломками.  

-Цифровые инструменты: Создание лэпбуков в PowerPoint для уроков в гибридном формате.  

- Гибкие навыки: Работа над лэпбуком развивает критическое мышление, креативность и умение презентовать идеи.  

3. Практика: как внедрять лэпбуки в уроки математики?  

Этапы создания:  

1. Выбор темы: От узкой («Теорема Пифагора») до широкой («Великие математики»).  

2. Структура: Учитель предлагает шаблон с обязательными элементами (определения,свойства, примеры, задачи) и свободными (кроссворды, комиксы).  

3. Защита проекта: Ученики объясняют логику своего лэпбука, что развивает речь и уверенность.  

Кейс из моей практики:  

На уроке в  по теме «Подобие треугольников» мы создавали лэпбуки с подвижными элементами:  

- Гармошки с признаками.  

- Конвертики для сортировки задач по применению 1,2,3 признаков.

-Полоски- «верю-не верю»

-Прозрачный конверт для многократного использования при решении задач  

- «Секретный конверт» с задачами из ОГЭ для соседа .

-раскладные книжечки с практическим использованием подобия.

Результат: 85% класса показали более глубокое понимание темы по сравнению с традиционным конспектированием.  

4. Преимущества

Плюсы:  

- Повышение мотивации: Даже слабые ученики включаются в работу, потому что это интересно.  

- Гибкость: Можно использовать в любом классе и адаптировать под особенности группы.  

Риски:  

- Время: Создание лэпбука требует 2–3 уроков.  

- Оценка: Нужны четкие критерии, чтобы избежать субъективности (например, полнота материала, аккуратность, креативность).  

5. Заключение

Лэпбуки — это не «модный тренд», а мост между прошлым и будущим образования. Они учат детей не бояться математики, видя в ней не набор формул, а пространство для творчества.  

Как сказал Анри Пуанкаре: «Математика — это искусство называть разные вещи одним именем». Давайте дадим ученикам инструменты, которые помогут им увидеть эту красоту.

Рекомендации для аудитории:  

- Начните с простых тем («Графики функций», «Проценты»).  

- Используйте готовые шаблоны (приложу ссылки в чат конференции).  

- Проводите рефлексию: спрашивайте учеников, что было сложно и что запомнилось.  

Вопросы к аудитории:  

- Какие темы из вашей программы, на ваш взгляд, лучше всего подошли бы для лэпбуков?  

- Как вы оцениваете баланс творчества и академической строгости в таких проектах?  

Успехов в вашей работе!  Приглашаю вас на мастер-класс по созданию интерактивной папки по геометрии.
Тема: «Преподавание геометрии: систематизация знаний к ОГЭ через создание лэпбуков»  

Вступление:  

Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о том, как совместить традиционные подходы в обучении геометрии с инновационными методами, чтобы помочь ученикам систематизировать знания перед ОГЭ. Геометрия — это не только теоремы и формулы, но и визуальное мышление, логика и творчество. И здесь на помощь приходит лэпбук — интерактивная папка, которая объединяет теорию, практику и игровые элементы.  

Цель мастер-класса:  

Показать, как использовать лэпбуки для повторения ключевых тем геометрии и подготовки к экзамену.  

Мастер-класс:  

Этап 1. Знакомство с лэпбуком

- Что такое лэпбук? Это тематическая папка, где информация представлена в виде кармашков, вкладок, схем и мини-книжек.  

- Плюсы для учеников:  

  - Развивает навыки структурирования.  

  - Позволяет быстро повторить материал перед экзаменом.  

  - Включает элементы игры (пазлы, QR-коды с видео объяснениями).  

Этап 2. Работа в группах  

Класс делится на 4 группы по темам:  

1. Треугольники  

2. Площади  

3. Четырехугольники  

4. Окружности  

Задание для всех групп:  

Создать раздел лэпбука по вашей теме, используя шаблоны и материалы. Включите:  

1. Базовые понятия (определения, виды фигур).  

2. Ключевые теоремы и формулы (с доказательствами или примерами).  

3. Типовые задачи ОГЭ (2-3 примера с решениями).  

4. Интерактивный элемент (например, кармашек с карточками для самопроверки или подвижную схему).  

Пример для группы «Треугольники»:  

- Кармашек с видами треугольников (остроугольный, прямоугольный).  

- Вкладка с теоремой Пифагора и задачей на её применение.  

- Мини-книжка с алгоритмом решения задач на подобие.  

Материалы:  

- Цветная бумага, картонные папки, стикеры, ножницы, клей, двусторонний скотч  

- Распечатанные шаблоны (формулы, определения, пустые схемы), шаблоны разного вида кармашков  

Этап 3. Презентация работ

Каждая группа демонстрирует свой раздел лэпбука и объясняет:  

- Как структурирована информация.  

- Какие задания ОГЭ можно отработать с помощью этого раздела.  

Этап 4. Рефлексия

- Вопрос учителям: Как вы можете адаптировать эту методику для своего класса?  

- Итог: Лэпбук — это мост между традиционным конспектом и цифровыми инструментами. Он учит детей работать с информацией, а не зазубривать её.  

Заключение:  

Коллеги, геометрия — это язык, на котором говорит вселенная. Давайте поможем ученикам не только выучить его, но и полюбить. Совмещайте проверенные методы с новыми подходами, и тогда даже сложные темы станут ближе и понятнее. Спасибо за внимание!  

P.S. Для вдохновения: примеры лэпбуков можно дополнить цифровыми элементами — например, добавить QR-коды с ссылками на видеоразборы задач. Успехов в творчестве!
В подарок раздается памятка о создании лэпбуков и ссылка на шаблоны для создания папок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение элементов игровых и проективных технологий на уроках обобщения и систематизации знаний в преподавании биологии и экологии

Разработанная мной форма проведения урока может быть применена на любом занятии, предполагающем обобщение и систематизацию знаний по объемной теме (блоку тем). Разработана и апробирована данная форма ...

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Причастие" "Путешествие с препятствиями через лес причастий"

Урок построен в форме путешествия (по карте Леса Причастий). Каждый ученик,преодолевая очередное препятствие , получает индивидуальное задание....

«Систематизация знаний по геометрии в свете подготовки к ЕГЭ и ОГЭ»

Цель данной работы - систематизировать и обобщить материал по теме «Треугольники», изучаемый в разные годы обучения, показать учащимся его целостность, взаимосвязь треугольников со свойствами других г...

Систематизация знаний в курсе преподавания истории

Разработанная методическая система может быть определена как метод систематизации и алгоритмизации учебного материала и собственно образовательного процесса.   Необходимость такой сист...

Презентация Ментальные карты-создание и использование для обобщения и систематизации знаний

Ментальные карты — это инструмент, позволяющий:эффективно структурировать и обрабатывать информацию;мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал....