Воспитательный потенциал урока математики.
статья по математике
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её – это цель, которую можно реализовать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_vospitatelnyy_potentsial_uroka_matematiki.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал урока математики.
Кузнецова Т.В.
учитель математики
«…между духом и материей
посредничает математика…»
Хуго Штейнгаус 1887-1972
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.»
Е. Н. Ильин.
Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через:
∙ отбор содержания материала,
∙ через структуру урока,
∙ организацию общения.
Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам.
Как можно начать урок, чтобы он нёс воспитательный заряд? Например, таким способом, как «раскручивание» формулировки темы. В результате решается следующие педагогические задачи: воспитание творческого мышления, смелость своих суждений, культура речи; развитие критического мышления, ответственности, волевых качеств. На этом этапе происходит воспитание уверенности в своих силах. Также эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой. Обычно ребята охотно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли, и в обсуждении принимают участие как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.
Иногда урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Виды треугольника», в начале урока каждому ученику выдаются вырезанные из бумаги треугольники разного вида, предлагается с помощью транспортира и линейки измерить все углы и стороны треугольников и сделать выводы. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что все треугольники можно разделить на два вида (по углам и по сторонам) – появляется проблема, которую нужно решить: сформулировать определения. Или в шестом классе при изучении темы «Длина окружности» предложить детям с помощью линейки и нити измерить длину и диаметр окружностей разного радиуса, найти отношение длины окружности к диаметру. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.
На уроках математики в пятых классах можно использовать работу в парах с применением таблиц-тренажёров для устного счета. Их использование позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.
Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.
Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с пятого класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения. Ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур.
Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, учитель ставит в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры или общения в соцсетях, но и для учёбы, для своего совершенствования.
На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке при первом знакомстве с темой «Окружность и круг» сделать акцент на то, как появилась окружность. Предложить ученикам найти сначала в окружающей обстановке окружность и круг, задуматься, как с помощью подручных средств можно построить окружность (с помощью нити и карандаша). Провести эксперимент. Рассказать ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. В заключении построить окружность с помощью циркуля и подписать ее элементы. Такое знакомство с окружностью позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни.
Очень важно проводить рефлексию в конце урока. Ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит, есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему. Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.
В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех дисциплин. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. На уроках нужно говорить с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Например, при изучении темы «Симметрия» в пятом классе можно использовать презентацию, в которой показана симметрия в природе и архитектуре.
Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Нужно добиваться от обучающихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить не только видеть прекрасное, но и создавать его.
Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением знаний требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. Пусть многие ребята избирают после окончания школы путь, несвязанный вплотную с математикой, но при встречах все они говорят, что математика учит трудолюбию, настойчивости и организованности, всё в ней так чётко, строго и продуманно, и уже никогда не забывают, что математика «ум в порядок приводит».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитательный потенциал урока математики"
В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...
"Реализация воспитательного потенциала урока математики"
Доклад на педагогическом совете...
Воспитательный потенциал урока математики
Древнегреческий ученый Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие возможности математики; ... она пробуждает ум, прида...
«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»
Выступление на методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...
Воспитательный потенциал урока математики
Мы воспитываем не математика, а всесторонне развитую личность. Воспитав в себе всесторонне развитую личность - человек может быть успешным....
РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ
Выступление на семинаре из личного опыта....