Воспитательный потенциал урока математики.
статья по математике

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Научить математике всех детей практически невозможно, но научить не бояться математики, научить любить её – это цель, которую можно реализовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_vospitatelnyy_potentsial_uroka_matematiki.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал урока математики.

Кузнецова Т.В.

учитель математики

«…между духом и материей

посредничает математика…»

Хуго Штейнгаус 1887-1972

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке.»

Е. Н. Ильин.

Методически правильно построенный урок воспитывает каждым своим моментом. Реализация воспитательного потенциала урока математики возможна через:

 отбор содержания материала,

 через структуру урока,

 организацию общения.

Работа по воспитанию в процессе обучения математике будет эффективной, если она проводится на различных этапах урока: в процессе овладения теорией предмета, при устном счете и решении задач, в ходе выполнения домашних заданий, при подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам.

Как можно начать урок, чтобы он нёс воспитательный заряд? Например, таким способом, как «раскручивание» формулировки темы. В результате решается следующие педагогические задачи: воспитание творческого мышления, смелость своих суждений, культура речи; развитие критического мышления, ответственности, волевых качеств. На этом этапе происходит воспитание уверенности в своих силах. Также эти несколько минут рассуждений вслух мотивируют деятельность учащихся на уроке и создают рабочий настрой. Обычно ребята охотно включаются в обсуждение, они не боятся высказывать свои мысли, и в обсуждении принимают участие как «сильные» и «средние» ученики, так и «слабые». Такой прием позволяет создать ситуацию успеха на уроке, реализует нравственное воспитание.

Иногда урок можно начать с практической работы исследовательского характера. Например, при изучении темы «Виды треугольника», в начале урока каждому ученику выдаются вырезанные из бумаги треугольники разного вида, предлагается с помощью транспортира и линейки измерить все углы и стороны треугольников и сделать выводы. Обсуждая результаты практической работы, ученики делают вывод, что все треугольники можно разделить на два вида (по углам и по сторонам) – появляется проблема, которую нужно решить: сформулировать определения. Или в шестом классе при изучении темы «Длина окружности» предложить детям с помощью линейки и нити измерить длину и диаметр окружностей разного радиуса, найти отношение длины окружности к диаметру. Проведение такой работы позволяет воспитывать критическое мышление, трудолюбие, аккуратность, позволяет создать ситуацию успеха, вызывает интерес, создает мотивы к изучению темы.

На уроках математики в пятых классах можно использовать работу в парах с применением таблиц-тренажёров для устного счета. Их использование позволяет осуществлять взаимоконтроль и эффективно организовывать устный счет, рационально использовать время урока, проверить всех и воспитывает у учеников ответственность, внимательность, честность, самостоятельность, взаимоуважение.

Разнообразный контроль на уроке математики позволяет также решать ряд воспитательных задач. Контроль на уроке обязательно должен быть всесторонним и осуществляться дифференцированно: контроль со стороны учителя, взаимоконтроль, самоконтроль. С точки зрения воспитания разные виды контроля позволяют осуществлять нравственное воспитание, воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, силу воли, коммуникабельность, трудолюбие.

Воспитание творческой самостоятельности можно осуществлять с помощью различных творческих домашних работ. Большой воспитательный эффект имеют математические сказки. Такую работу можно проводить с учениками, начиная с пятого класса, предлагая при изучении некоторых тем сочинить и художественно оформить свою математическую сказку. Сказки готовят к изучению курса геометрии, которая требует развитого воображения. Ценность работы будет заключаться в том, чтобы в сюжетную линию были, например, включены свойства чисел или геометрических фигур.

Применяя на уроках математики информационно-коммуникационные технологии, учитель ставит в качестве цели не только повышение качества знаний, привитие интереса к математике, но и развитие личности учащегося, повышение его культуры. Важно показать детям, что компьютер можно использовать не только для игры или общения в соцсетях, но и для учёбы, для своего совершенствования.

На уроках нужно стараться погружать ученика в историю развития науки. Например, на уроке при первом знакомстве с темой «Окружность и круг» сделать акцент на то, как появилась окружность. Предложить ученикам найти сначала в окружающей обстановке окружность и круг, задуматься, как с помощью подручных средств можно построить окружность (с помощью нити и карандаша). Провести эксперимент. Рассказать ребятам, что таким способом пользовались еще в древности. В заключении построить окружность с помощью циркуля и подписать ее элементы. Такое знакомство с окружностью позволяет воспитывать не только познавательную активность, но и осуществлять эстетическое воспитание, показывая связь геометрии с историей и практическое применение в жизни.

Очень важно проводить рефлексию в конце урока. Ребёнок даёт сам себе ответ на важные для него вопросы: что я узнал сегодня на уроке, чего ещё не знаю и не умею, значит, есть чему научиться завтра, легко или трудно мне было и почему. Рефлексия, применяемая на уроках систематически, помогает учащимся и вне уроков, т. к. ориентирует на осознанные, обдуманные действия, анализ своих поступков. Одним словом, ребята приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

В процессе формирования гармонически развитой личности особое место занимает эстетическое воспитание, органически входящее в преподавание всех дисциплин. Дети любят красивое, увлекательное. Всем этим богата математика. На уроках нужно говорить с ребятами об особенностях математики: о совершенстве математического языка, о математике в музыке и живописи, в архитектуре и литературе, о красоте её формул, о связи математики с красотой природы. Например, при изучении темы «Симметрия» в пятом классе можно использовать презентацию, в которой показана симметрия в природе и архитектуре.

Аккуратность играет большую роль в жизни человека. Этому надо учить ребёнка с самого начала его жизни – в быту и на уроках. Нужно добиваться от обучающихся аккуратного выполнения любой работы: ведения тетрадей, вычерчивания графиков и др. Это воспитывает прилежность, внутреннюю собранность, усидчивость, вырабатывает умение любую работу доводить до совершенства. Педагог должен учить не только видеть прекрасное, но и создавать его.

Добросовестная и серьезная работа над приобретением и укреплением знаний требует систематического напряжения умственных усилий, настойчивости в преодолении трудностей, мужественной встречи неудач. Пусть многие ребята избирают после окончания школы путь, несвязанный вплотную с математикой, но при встречах все они говорят, что математика учит трудолюбию, настойчивости и организованности, всё в ней так чётко, строго и продуманно, и уже никогда не забывают, что математика «ум в порядок приводит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал урока математики"

В данном материале рассматривается возможность урока математики в решении воспитательных задач...

Воспитательный потенциал урока математики

Древнегреческий ученый  Платон считал математику необходимой для большинства людей. Он указывал на «... огромные развивающие  возможности математики; ... она пробуждает  ум, прида...

«Формирование функциональной грамотности на уроках музыки. Воспитательный потенциал урока музыки»

Выступление на  методическом объединении учителей музыки с темой "Функциональная грамотность на уроках музыки. Воспи тательный потенциал урока музыки. Учитель пытается ответить на вопросыЧто...

Воспитательный потенциал урока математики

Мы воспитываем не математика, а всесторонне развитую личность. Воспитав в себе всесторонне развитую личность - человек может быть успешным....

РЕАЛИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УРОКА МАТЕМАТИКИ

Выступление на семинаре из личного опыта....