Формирование познавательных УУД средствами технологии критического мышления
статья по математике (10 класс)

Руцынская  Наталья  Викторовна

Сообщение  на  педагогический  совет  по  теме  "Формирование  познавательных  УУД  средствами  технологии  критического мышления".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir._pozn._uud_rnv.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование  познавательных  УУД  средствами  технологии  критического мышления

                                               

                                             Мышление  развивается  в  проблемной  ситуации,

когда  ребёнок  сам  «собирает»  понятия  о  предмете.

Лев   Выготский

Важнейшей  задачей  современной  системы  образования  является  формирование   универсальных  учебных  действий, обеспечивающих  школьникам  умение  учиться,   способность  к  саморазвитию  и  самосовершенствованию.

Новые  социальные  запросы  общества  определяют  цели  образования  как общекультурное,  личностное  и  познавательное  развитие  обучающихся, обеспечивающее  такую  ключевую  компетенцию  образования  как  «научить  учиться». Перед  школой  остро  встала  и  в  настоящее время остаётся  актуальной  проблема самостоятельного  успешного  усвоения обучающимися  новых  знаний,  умений  и компетенций,  а  технология  развития  критического  мышления  обладает  именно  тем потенциалом,  который  обеспечивает  развитие  интеллектуальных  способностей обучающегося,  позволяющих  ему  учиться  самостоятельно.  На  уроках  используются как  традиционные  приёмы  данной  технологии  -  кластер,  позволяющие активизировать  познавательную  деятельность  обучающихся,  так  и  специфические - фишбоун.

УУД  -  это  обобщенные  действия,  открывающие  возможность  широкой ориентации  обучающихся,  -  как  в  различных  предметных  областях,  так  и  в  строении  самой  учебной  деятельности,  включая  осознание  обучающимися  ее целевой   направленности,  ценностно-смысловых  и  операциональных  характеристик.

В  широком  смысле  слова  «универсальные  учебные  действия»  означают саморазвитие  и  самосовершенствование  путём  сознательного  и  активного  присвоения  нового  социального  опыта.

Одной  из  особенностей  УУД  является  их  универсальность,  которая  проявляется  в  том,  что  они:

-    носят  надпредметный  и  метапредметный  характер;

-  обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития  и  саморазвития  личности;

-   обеспечивают  преемственность  всех  ступеней  образовательного  процесса;

-   лежат  в  основе  организации  и  регуляции  любой  деятельности  обучающегося независимо  от  ее  специально-предметного  содержания;

-  обеспечивают  этапы  усвоения  учебного  содержания  и  формирования психологических  способностей  обучающегося.

Познавательные  УУД  включают:

-  общеучебные,  логические,  а  также  постановку  и  решение  проблемы.

Общеучебные  универсальные  действия  включают:

-  самостоятельное  выделение  и  формулирование  познавательной  цели;

-  поиск  и  выделение  необходимой  информации;

-  применение  методов  информационного  поиска,  в  том  числе  с  помощью компьютерных  средств;

-  структурирование  знаний;

-  осознанное  и  произвольное  построение  речевого  высказывания  в  устной  и письменной  форме;

-  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения  задач  в  зависимости  от конкретных  условий;

-  рефлексия  способов  и  условий  действия,  контроль  и  оценка  процесса  и   результатов  деятельности;

-  смысловое  чтение  как  осмысление  цели  чтения  и  выбор  вида  чтения  в зависимости  от  цели;

-  определение основной и второстепенной информации;

-  свободная  ориентация  и  восприятие  текстов  разных  стилей;

-  понимание  и  адекватная  оценка  языка  средств  массовой  информации;

-  постановка  и  формулирование  проблемы,  самостоятельное создание алгоритмов  деятельности  при  решении  проблем  творческого  и  поискового  характера.

Логические   универсальные   действия  включают:

-  анализ  объектов  с  целью выделения признаков;

- синтез - составление  целого  из  частей, в том числе самостоятельное достраивание  с  восполнением  недостающих  компонентов;

-  выбор  оснований  и  критериев  для сравнения  и  классификации  объектов;

-  подведение  под  понятие,  выведение  следствий;

-  установление  причинно - следственных связей;

-  построение  логической  цепи  рассуждений;

-  доказательство;

-  выдвижение   гипотез  и  их  обоснование.

Постановка  и  решение  проблемы:

-   формулирование  проблемы;

-  самостоятельное  создание  способов  решения  проблем  творческого  и поискового  характера.

Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических  приемов,  предназначенных  для  использования  в  различных предметных областях,  видах  и  формах  работы.

При  традиционной  системе  обучения  целью  выступало  формирование  у  обучающихся  азов  грамотности,  когда  учитель  показывает  и  объясняет,  а  ученик  -  запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное.

Технология  развития  критического  мышления  меняет  деятельность обучающегося,  меняет и его смысловые установки. При использовании технологии развития критического мышления   обучающиеся  являются  субъектами  при определении  целей  учебной  работы,  критериев  оценки  ее  результатов;  у обучающихся  есть  возможность  исправления  и редактирования  работ. Такие уроки дают  обучающимся  возможность  проявить  себя,  показать  свое  видение предложенных  тем  и  проблем , дают  большую  свободу  творческого  поиска.

Технология развития критического мышления  направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить  полученные   знания.

В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех фаз (стадий):                                                

I фаза  (5 минут) Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению  новой  информации)    

II  фаза  (25  минут)  Осмысление  содержания  (получение новой информации)

III  фаза  (10  минут)  Рефлексия  (осмысление,  рождение  нового  знания).

Каждый прием, используемый в технологии развития критического мышления, многофункционален, работает на развитие интеллектуальных и личностных умений, а выстроенные в логике «вызов - осмысление - рефлексия» они способствуют развитию рефлексивных способностей, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Приёмы, используемые на стадии вызова: «Кластер», «Мозговой штурм», «Загадка», «Верные - неверные утверждения», «Проблемный вопрос», «Перепутанные логические цепочки»,  «Дерево предсказаний», «Концептуальное колесо».

Роль преподавателя на этапе вызова состоит в том, чтобы стимулировать обучающихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны.

  Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа обучающегося в парах или индивидуально  с информацией (текст, фильм, материал учебника), причём работа направленная, осмысленная. Методические приёмы, используемые на стадии осмысления: «Чтение с пометками» (Инсерт), «Взаимообучение», «Чтение – суммирование в парах», «Восстанови текст», «Зигзаг».

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе осуществляется творческая переработка, анализ,  интерпретация изученной информации.  Работа ведётся индивидуально, в парах и группах.

В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя. Приёмы рефлексии, используемые в технологии развития критического мышления: «Написание творческих работ», «Создание викторины», «Логическая цепочка», «Письмо по кругу».

Поэтому,   работая   в   русле   критического   мышления,   уделяется    большое внимание    выработке    качеств,   необходимых   для   продуктивного   обмена мнениями:    терпимости,    умению    слушать    других,    ответственности  за собственную   точку   зрения.   Удаётся    значительно  приблизить  учебный  процесс  к  реальной  жизни,  протекающей  за  стенами классной комнаты. Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления, есть шаг к достижению больших целей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления.

Сборник  задач для учащихся 5-6 классов на развитие мышления, логики и пространственного мышления....

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Использование технологии критического мышления «Шесть шляп мышления» на уроках английского языка

Использование технологии критического мышления в реализации личностно-деятельностного обучения на уроках английского языка. Данная технология "Шесть шляп мышления даёт возможность достаточно продуктив...

"Формирование креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо"

В работе представлена система работы по формированию креативного мышления семиклассников на уроках русского языка средствами реализации технологии критического мышления через чтение и письмо. Дан...

Технология критического мышления. Методика «Шесть шляп мышления». Фрагмент урока.

«Шесть Шляп Мышления» (Six Thinking Hats) – вероятно, один из самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно. Этот метод позволяет структурировать и сделать намного более эффективно...