Разработка урока по математике в 5 классе «Уравнение»
план-конспект урока по математике (5 класс)
Формирование у учащихся умений научить построить алгоритм нахождения неизвестного в уравнении, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл уравнения, что значит решить уравнение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_5_klass_urok_uravnenie.docx | 31.39 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с. Екатериновка муниципального района Безенчукский Самарской области
Разработка урока по математике в 5 классе
«Уравнение»
учитель математики
Колоярова Любовь
Александровна
Тема урока: « Уравнение».
Тип урока: урок открытия новых знаний
Класс: 5
Автор УМК: Математика 5 класс: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд.. Издательство Мнемозина, Москва 2023.
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия: создание алгоритма, работа с учебником ; научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.
Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет
включения новых определений, терминов, описаний.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: построить алгоритм нахождения неизвестного в уравнении, тренировать способность к его практическому применению, объяснять содержательный смысл уравнения, что значит решить уравнение.
Метапредметные:
- Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
- Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание, строить логическую цепочку рассуждений.
Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями.
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке математики.
-Сегодня у нас интересный урок. Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе.
Учитель: - Тему урока сейчас вы сформулируете сами, для этого прослушайте математическую сказку:
- Жил в избушке на лесной опушке дед по прозвищу Равняло. Любил он с числами подшучивать. Возьмёт дед, выстроит по обе стороны от себя числа, соединит их знаками, а самые резвые в скобки возьмёт, но следит, чтобы одна часть равнялась другой. А потом какое-нибудь число спрячет под маской «икс» и попросит своего внучка, маленького Равнялку, найти его. Равнялка хоть и мал, но дело своё знает: быстро перегонит числа, кроме «икса», в другую сторону. А числа слушаются его, выполняют все действия по приказу, и вот уже известен «икс». Дед смотрит на внучка и радуется: хорошая смена ему растёт.
Учитель: - Ребята, о чём шла речь в этой сказке? Ученик: - Внучок уравнивает числа с «иксом».
Учитель: -Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Ученик: - Уравнения.
Учитель: -Ребята, почему и для чего нужно изучать эту тему? Ученик: - Для решения текстовых задач.
Учитель: - Запишите тему урока в тетрадь.
Учитель: -Посмотрите на доску и скажите в каких заданиях записано то, что сегодня мы будем изучать?
Задания на доске | |||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 |
2 + х | 33-х=15 | х +27=43 | 35-8=27 | х -39=45 | 45 - х |
Учитель: -Как называются эти выражения? Ученик: - Уравнения.
Учитель: -Что неизвестно в этих уравнениях?
Ученик: -В №2 - вычитаемое, в №3 - первое слагаемое, в №5 – уменьшаемое. Учитель: -Что нужно сделать для нахождения неизвестного?
Ученик: - В №2 – для нахождения вычитаемого нужно из уменьшаемого вычесть разность, в №3 – для нахождения первого слагаемого нужно из суммы вычесть второе слагаемое, в №5 для нахождения уменьшаемого нужно к разности прибавить вычитаемое.
Учитель: -Какова основная учебная задача на этом уроке?
Ученик: - Узнать, что называется уравнением и корнем уравнения. Вывестиалгоритм нахождения неизвестного и научиться его применять при решении уравнений.
Обучающиеся пробуют поставить цель урока и обсуждают пути её достижения, определяют средства достижения цели. Учитель (если нужно) корректирует и обобщает высказывания обучающихся, а затем формулирует что такое уравнение, корень уравнения и алгоритм нахождения неизвестного.
Учитель: -Для того, чтобы успешно изучать новую тему, что мы с вами должны хорошо уметь? Ученик: - Правильно складывать и вычитать.
Учитель: -Поэтому, что сейчас мы должны провести? Ученик: - Устный счёт.
На интерактивной доске показать примеры устного счёта:
Найди значение выражения
36+45 | 66-48 | 37+48 | 52-38 | 55+84 | 121-46 | 34+67 | 84-37 | 39+66 | 134-55 |
57+38 | 83-36 | 77+66 | 73-44 | 86+53 | 213-55 | 48+74 | 83-64 | 54+69 | 142-58 |
Заполни пустые клетки
а)457 -
=237; б) 123+
=444; в)
- 456 = 121;
г) +234=500; д) 444 -
=222; е )
-323 = 55.
Найдите ошибку:
А)34 +45 = 79 | В)38 +67 =106 | Г) 91- 54 =47 | 73 -47 =26 |
2 этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель: - Молодцы! Вы хорошо поработали устно. Учитель: -А зачем мы выполнили эти задания?
Ученик: - Чтобы тренировать мышление, память.
Учитель: -Каким действием проверяется правильность их выполнения? Ученик: - Сложением и вычитанием.
Учитель: -Зачем они нужны при изучении темы сегодняшнего урока?
Ученик: - Мы повторили действия сложения и вычитания, повторили нахождение неизвестного, выяснили , правильно ли решены примеры. Показали умения считать устно, быстро и правильно. Эти знания нам будут необходимы сегодня на уроке.
Класс разбивается на пары.
Задание для работы в паре. Один обучающийся с сильным уровнем знаний, другой с низким. Обучающимся предлагается решить три уравнения за пять минут, при этом должно быть проведено обсуждение решения в паре:
1)х+56=234; 2)345-х=236; 3)х-456=678.
В конце работы предоставляется возможность одной паре показать своё решение всему классу и доказать правильность его решения. Остальные внимательно слушают, при необходимости поправляют ответ выступающих и свои решения.
3 этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель: - Почему у всех вас не получились одинаковые ответы? Ученик: -
Учитель: - Что вызвало затруднение?
Ученик: - Некоторые не знают алгоритм нахождения неизвестного.
Учитель: -Почему некоторые допустили ошибки при решении первого уравнения? Ученик: - Незнание правила нахождения неизвестного слагаемого.
Учитель: -Какая ошибка была допущена при решении второго уравнения? Ученик: - Незнание правила вычитаемого.
Учитель: -В третьем уравнении какое правило было не правильно использовано? Ученик: - Правило нахождения вычитаемого.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: - Тогда какова цель вашей деятельности?
Ученик: - Узнать алгоритм решений уравнений для нахождения неизвестного слагаемого, вычитаемого и уменьшаемого.
Учитель: - Скажите, а смысл какого действия поможет нам вывести алгоритм нахождения неизвестного слагаемого?
Ученик: - По смыслу вычитания, неизвестное слагаемое равно разности суммы и другого слагаемого.
Учитель: - Как вы будете им пользоваться?
Ученик: - Для того, чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое. Поэтому при нахождении неизвестного слагаемого в 1 уравнении нужно из суммы 234 вычесть 56, получается 178? , то есть корень уравнения178.
Учитель: -А теперь выведите алгоритм решения 2 уравнения, опираясь на только что полученные знания.
Ученик: - По смыслу вычитания, число 345 является суммой х и 236, то есть х+236=345. Из этого уравнения находим неизвестное слагаемое: х=345-236, то есть х=109. Значит корень уравнения 109. Учитель: - Попытайтесь сформулировать правило решения 2 уравнения, используя названия компонентов действия вычитания.
Ученик: - Чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Учитель: -Теперь выведите алгоритм решения 3 уравнения, опираясь на своё решение
Ученик: - По смыслу вычитания, Х является суммой чисел 678 и 456. Значит Х = 678+ 456, то есть Х
= 1134. Значит корень уравнения 1134.
Учитель: -Сформулируйте правило решения 3 уравнения
Ученик: - Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо сложить вычитаемое и разность.
5 этап. Реализация построения проекта.
Задание парам:
Учитель: - Дополнить известный алгоритм для нахождения неизвестного в уравнении со скобками: ( 45 – х) + 56 =100 .
Обучающиеся работают в парах 5 минут, обсуждаются итоги работы пар. Обучающиеся пытаются сформулировать алгоритмнахождения неизвестного в уравнении со скобками. Учитель может организовать подводящий диалог.
Учитель: - Вернемся к нашему уравнению и найдем его корень, используя полученный алгоритм. Будьте внимательны при оформлении задания!
Кто-то из детей проговаривает и записывает у доски (учитель помогает правильно оформить задание).
Учитель: - Сравните полученный алгоритм с эталоном в учебнике на стр.61. Обратите внимание на оформление решения в учебнике двумя способами.
Дети читают решение про себя, затем один ученик вслух.
Учитель: - Справились с затруднением? Ученик: - Да
Учитель: - Молодцы!
Учитель: - Какие задания вы теперь можете выполнять?
Ученик: - Мы теперь можем решать уравнения на нахождение неизвестного.
6 этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель: - Что теперь необходимо сделать?
Ученик: - Надо научиться применять эталон для решения уравнений на нахождение неизвестного слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.
Учитель: 1) - Решите уравнения, записанные на доске, проговаривая свои действия по алгоритму. (По одному ученику комментируют решение по алгоритму.)
Задания на доске.
Вычислите: Решение учащихся:
а)х +456 =747
х =747 – 456
х = 291
291 + 456 =747.
б) 683 – х=352
х = 683 – 352
х =331
683 – 331 = 352.
в) х – 512 =123
х = 123 +512
х =635
635-512 = 123
1) – Предлагаю теперь поработать в парах с одинаковым уровнем знаний.
Найдите корень уравнения на карточке, проговаривая друг другу действия по алгоритму.
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся с низким уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | Х – 234 =34 | 569 – Х =123 |
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся со среднем уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | Х – 234 =34 | (569 – Х) + 245=353 |
Самостоятельная работа на закрепление для обучающихся с высоким уровнем знаний
Карточка | ||
Х+ 435=567 | (Х – 234) + 111 =534 | (569 – Х) + 245=353 |
Работа проверяется по образцу.
Учитель: - Повторите еще раз алгоритм нахождения неизвестного в уравнении.
7 этап.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Учитель: - Выполните задание самостоятельно.
Обучающиеся выполняют задание, после чего учитель открывает на доске или раздаёт эталон для самопроверки.
Учитель: - Пожалуйста сверьтесь с эталоном.
Учитель: - Кто действовал так же и получил тот же результат – поставьте «+». – Вы, молодцы! Учитель: - У кого получился другой ответ – поставьте «-», найдите по шагам место, где допущена ошибка, обведите её. – Обратите внимание на это место. Ещё раз проговорите алгоритм нахождения неизвестного про себя.
Учитель: – Молодцы в том, что сумели найти место, в котором допущена ошибка. – Поставьте рядом
«+».
Самостоятельная дифференцированная работа с самопроверкой по эталону (обучающиеся сами выбирают уровень сложности)
ОТВЕТЫ:
Вариант 1
1) 232; Вариант 2 | 2) 498; | 3)188. |
1)206; | 2)260; | 3)473. |
8 этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель: - Достаточно ли мы закрепили новое правило? Ученик: - Еще мало выполнили практических заданий.
Учитель: - Предлагаю решить № 379, 382 по ранее изученному материалу.
9 этап. Рефлексия учебной деятельности..
Учитель: - Что нового узнали на уроке?
Ученик: - Как находить в уравнениях неизвестные. Учитель: - Были удачи на уроке? Какие?
Ученик: - Справились с затруднением, узнали, что называется уравнением, корнем уравнения. Научились находить неизвестное в уравнении.
Учитель: - Достигли цели урока? Ученик: -Да
Фамилия, имя | Нужное | обвести | ||
Я знаю, что называется уравнением | Да | нет | не уверен | |
Я знаю, что такое корень уравнения | Да | нет | не уверен | |
Я разобрался с правилом, нахождения неизвестного слагаемого в уравнении. | Да | нет | не уверен | |
Я разобрался с правилом, нахождения вычитаемого в уравнении. | Да | нет | не уверен | |
Я разобрался с правилом, нахождения уменьшаемого в уравнении. | Да | нет | не уверен | |
Тема урока мне показалась интересной. | Да | нет | не уверен | |
Я выполнил правильно самостоятельной работе | …. уравнения в | 1 | 2 | 3 |
Учитель: - Запишите домашнее задание:
пункт 10, читать, отвечать на вопросы стр.60 Учить алгоритм нахождения неизвестного,
№395(а, б), №396(а), №397(а).
Учитель: Вы сегодня отлично поработали! Все очень старались! Спасибо за активную работу на уроке! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"
Обобщающий урок по теме "Уравнение"...
Разработка урока алгебры в 9 классе "Уравнения с одной переменной"
Уравнения с одной переменнойЦели урока:Образовательная:систематизировать знания и умения учащихся по применению различных методов решения рациональных уравнений, готовить учащихся к госуда...
Конспект урока по математике 7 класс "Уравнение и его корни"
Урок-обобщение знаний по теме "Уравнение и его корни"...
Конспект урока по математике 7 класс "Уравнение и его корни"
Урок-обобщение знаний по теме "Уравнение и его корни"...
Открытый урок по математике 5 класс "Уравнения"
Презентация для 5 класса по теме "Уравнения".автор учебника А.Г.Мордкович...
Разработка урока по математике 5 класс Урок путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями".
Цели урока. Ход урока....
Методическая разработка урока по математике 5 класс. Обобщающий урок по теме: "Смешанные числа"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Смешанные числа»; закрепить умение выделять целую часть из неправильных дробей и, ...