Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке.
статья по математике (8 класс)
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.1.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Круглова И.В. учитель математики ГБОУ Гимназия №586
Василеостровского района
Санкт-Петербурга
Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке.
Теоретико-методологической основой разработки Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования стали:
-культурно-исторический системно-деятельный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся;
-учение о структуре и динамике психологического возраста (Л.С.Выготский) и периодизация психологического развития ребенка, определяющая возрастные особенности развития личности и познания (Д.Б.Эльконин).
Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельностная парадигма образования, декларирующая целью образования развитие личности учащегося на основе изучения универсальных способов познания и освоения мира. В соответствии с этим процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетенции.
В педагогической науке понятие психолого-педагогическая компетентность определяется как максимально адекватная пропорциональность
профессиональных
коммуникативных
личностных свойств
учителя, позволяющая достигать качественных результатов в процессе обучения и воспитания учащихся.
Системно-деятельный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от:
-определения цели школьного образования как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;
-изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач;
-стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенапрвленной организации и планомерного формирования;
--индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.
Требования Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования являются:
-обеспечение преемственности содержания форм организации образовательного процесса по отношению к начальной ступени общего образования с учетом специфики возрастного психофизического развития обучающихся, в том числе особенностей перехода из младшего школьного возраста в подростковый;
-формирование и развитие психолого-педагогической компетенции участников образовательного процесса;
-обеспечения вариативности направлений и форм, а также диверсификации уровней психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.
Компетентностный усиливает практическую составляющую современного образовательного процесса. Развитие компетентности - процесс, который не заканчивается однажды по причине сформированности. Формирование ключевых компетенций обучающихся происходит в процессе их практической деятельности. Современное общество требует от выпускника не только прочного багажа знаний, но и умения воспользоваться им, а затем самостоятельно пополнить его.
Ключевыми образовательными компетенциями являются:
#1059;чебно-познавательная компетенция – умение ставить цели и организовывать свою учебную деятельность, выдвигать гипотезы и работать со справочной литературой, уметь принимать решения и включаться в проектную деятельность.
2. Здоровьесберегающая компетенция – умение заботиться о своем здоровье и личной безопасности, владеть приемами оказания первой помощи, знать и применять правила личной гигиены.
#1048;нформационная компетенция – владение навыками работы с различными источниками информации, самостоятельный поиск и отбор необходимой информации, ее сохранение и передача.
#1050;оммуникативная компетенция – умение представлять себя письменно и устно (заполнить анкету, выступить с докладом), вести диалог, владеть способами совместной деятельности в группе.
#1057;оциокультурная компетенция – владение знаниями и опытом социальных ролей, определение своего места и роли в мире, коллективе, семье.
На международном уровне (TUNING) способность к саморазвитию определяется как одна из ключевых компетенций интегративного характера.
Для обеспечения формирования компетенций на уроке учитель должен постоянно искать пути повышения эффективности обучения, использовать разнообразные способы передачи знаний, нестандартные способы воздействия на личность, способные заинтересовать учащихся, стимулировать и мотивировать процесс познания. На уроке учителю следует применять современные образовательные технологии: развивающее и личностно-ориентированное обучение, информационно-коммуникативные технологии, игровые формы обучения, проектную деятельность. Важно использовать в работе учителя нетрадиционные типы урока: уроки-проекты, уроки-семинары, уроки-презентации, и т.д. Использование тестов и тестирование в режиме «он-лайн» позволяют выпускнику лучше подготовиться к экзаменам и к дальнейшему продолжению образования.
Применять современные технологии – значит искать пути эффективного взаимодействия ученика и учителя, создавать учебную ситуацию, когда учащийся вовлекается в учебную деятельность и начинает действовать. Это и есть формирование компетенций.
Любая компетенция формируется организацией работы учащихся в результате осознанной деятельности. Развитие ключевых компетенций на уроках является средством повышения грамотности школьников. Данная система работы по разным направлениям позволяет обеспечить психолого-педагогическое формирование компетенций обучающихся на уроке.
Литература
- Standart/edu/ru
#1048;нформационные инструменты для обучения и учения. Павлова.Т.Б., РГПУ им.А.И.Герцена, СПб, адрес в интернете class="c2">#1069;кспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения. Режим доступа
4. Приемы формирования познавательной самостоятельности учащихся. Баранова Н.С., учитель,
#1050;лючевые компетенции учащихся. Stdopedia/ru>
#1050;омпетенции и компетентность педагога. Гапон.Л.Е. Социальная сеть работников образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование ИКТ-технологий как условие формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики"
Работа была представлена на Областной научно-практической конференции "Развитие коммуникационных компетентностей обучающихся в условиях введения ...
Формирование исследовательской компетенции обучающихся на уроках биологии средствами современных педагогических технологий
Из опыта работы...
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления."
Статья "Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках географии посредством технологии критического мышления"...
Формирование ключевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы
Современный этап развития методики преподавания русского языка и литературы характеризует новые подходы к определению целей обучения. Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского язы...
Выступление на конференции "Психолого-педагогическое обеспечение формирования компетенций обучающихся на уроке".
Статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации ФГОС начального и основного общего образования". В чем заключается компетентностный подход соврем...
Формирование компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ
Модернизация российского образования существенно меняет подходы к определению его содержания. Сегодня представляется важным практико-ориентированная направленность. Смысл современного образования сост...
Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка
Выступление по теме: Педагогическое обеспечение формирования предметных компетенций обучающихся на уроках английского языка...