Разработка урока "Начала теории вероятностей"
методическая разработка по математике (9 класс)
урок открытия новых знаний |
рассмотреть основные понятия и формулу для вычисления вероятности случайных событий |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 38.55 КБ |
prilozhenie.docx | 849.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема | «Начала теории вероятностей» | |||
Класс | 7 -9 | |||
Тип урока | урок открытия новых знаний | |||
Цель | рассмотреть основные понятия и формулу для вычисления вероятности случайных событий | |||
Задачи | Образовательные: классифицировать события и сформулировать определения каждого вида; сформулировать классическое определение вероятности; составить алгоритм для вычисления вероятности случайного события, научиться применять данный алгоритм для решения задач. | Развивающие: создать условия для развития навыков самостоятельной работы, интеллектуальных качеств, умения анализировать, обобщать, выделять главное. | Воспитательные: создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формировать положительную мотивацию учения. | Социализации: приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками. |
Планируемые результаты | Предметные: знать классификацию событий и определения; знать классическое определение вероятности и алгоритм нахождения вероятности случайного события; уметь определить вид события, находить вероятность случайного события по алгоритму. | Личностные: уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; проводить эксперимент и интерпретировать его результаты. | Метапредметные: уметь ставить перед собой цель, определять задачи, планировать последовательность действий, анализировать итоги деятельности и вносить коррективы, осуществлять самооценку и самоконтроль. | |
Образовательная технология | Технология деятельностного метода | |||
Ресурсы (оснащение) | Презентация, материал на печатной основе, кубики для эксперимента |
Ход урока:
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурсы |
1. Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Психологически настраивает, создает благоприятную рабочую обстановку в классе. – О математике существует много различных высказываний. Но высказывание, которое мне близко по духу следующее: «Математика существует не для того, чтобы навязывать кому-либо тяжелую работу. Наоборот, она существует только для ...» Роберт Брингхерст. В конце высказывания пропущено слово. Как бы вы закончили фразу? – А вы получаете удовольствие от уроков математики? Когда это происходит? Что предстоит нам сегодня? – Я надеюсь, что сегодня мы будем «поглощать знания» с удовольствием. | Вступают в контакт с учителем и друг друга, настраиваясь на работу. – Наоборот, она существует только для удовольствия. – Когда удается решить сложную задачу, когда разобрался в новой теме. Удовольствие, что узнал для себя что-то новое и важное. – Урок открытия нового знания. | Слайд 2 |
2. Актуализация знаний учащихся, формирование темы урока, целеполагание | Актуализация опорных знаний, развитие логического мышления, обеспечение мотивации, принятие цели урока | Организует этап актуализации. – Что необходимо сделать перед тем как мы обратимся к новой теме? – Для работы будем использовать материал на печатной основе. Выполните задание в разделе актуализации. В результате получится ключевое слово. Помогает сформулировать тему и цель урока. – Мы получили с вами название раздела математики. Но может быть, кто-то слышал о нем? – Что изучает теория вероятностей? Где мы можем найти ответ на этот вопрос? – Дополните свой конспект недостающими словами. – Сформулируем тему и цель урока, опираясь на то, что это первый урок в теме. | Выполняют задания, составляют опорные слова, для формулировки темы урока. – Повторить те знания, которые нам потребуются сегодня для открытия новых знаний. Задания:
На доску прикрепляют слово: «Вероятность» Формулируют тему урока и цель урока. – Теория вероятностей. – Например, в учебнике, в интернете,… Теория вероятностей – математическая наука, изучающая закономерности массовых случайных событий. – Рассматриваются основные определения, понятия, обозначения и т. д. – Тема: «Начала теории вероятностей». Цель: рассмотреть основные понятия и классическое определение вероятности. | Слайд 3, приложение1 Слайд 4 приложение2(1) |
3. Изучение нового материала | Постановка проблемы. Построение проекта выхода из затруднения | Организует обсуждение для постановки проблем и работу по преодолению затруднения. 1. Историческая справка – Немного истории (просмотр сюжета о зарождении «Теории вероятностей»). https://youtu.be/RGQAS23GwRA 2. Классификация видов событий – В основе теории вероятностей лежит такое понятие, как событие. Сейчас я проведу испытание с кубиком и произойдет событие (бросается кубик и смотрим, что выпало). – Каждый наш день насыщен событиями. Есть события, о которых мы мечтаем, засыпая по ночам. Бывает так, что некоторым из них не суждено произойти. Иногда с нами происходит что-то неожиданное. Порой мы случайно оказываемся внутри какого-либо события. Но сейчас нам надо посмотреть на события глазами математиков и классифицировать их. – Внимание на экран, перед вами ряд событий. Нам надо распределить их по видам. – Два события мы были вынуждены пропустить. Почему? – Значит наша классификация неполная. Предложите для этих событий название. – Дополните ваш опорный конспект в разделе «Виды событий». – Долю успеха того или иного события стали называть «вероятностью». А как мы знаем долю можно выразить числом. Хотите узнать, как это сделали великие математики прошлого?
– Предлагаю вам вернуться на несколько столетий назад и повторить их эксперимент. Вспомните исторический видео очерк. Какая игра подтолкнула ученых к исследованию? – Аналогом кости может служить игральный кубик. В детских играх вы не раз с ним встречались. Сегодня мы используем его в экспериментальной работе. Опыт 1. Бросание игрального кубика. Работа в парах. 1 группа проводит 1 эксперимент, 2 группа– 2 эксперимент и 3 группа – 3 эксперимент. План работы на экране презентации и в тетради на печатной основе. Закончив эксперимент запишите ваш результат на доске, там, где записан номер вашей группы. – Точно такой же эксперимент французский ученый Жорж Бюффон. Но он не был ограничен временем урока и сделал это 4040 раз. В ходе эксперимента у Бюффона герб выпал 2048 раз. Как найти какую часть от всех исходов составляет исход «выпал герб»? Произведите расчет с помощью калькулятора и округлите до десятых и ответьте, чему равна частота события «выпадения герба». – Английский математик Карл Пирсон в начале двадцатого столетия провел такой же эксперимент. Он подбрасывал монету 24000 раз. Пирсон считал сколько раз выпадет решка. В ходе эксперимента он установил, что она выпала в 12012 случаях. Опираясь на то, что мы уже проанализировали результаты эксперимента Жоржа Бюфона сделайте вывод. – Почему у вас получились разные ответы и такое серьезное расхождение? – Следовательно, чем больше испытаний, тем ближе вероятность, полученная опытным путем к действительности. Проблемные вопросы: Удобен ли экспериментальный метод для вычисления вероятности события? Почему? Какое знание могло бы нам помочь? 4. Классическое определение вероятности – Работаем с материалом на печатной основе. Опираясь на определение запишем формулу и составим алгоритм. Фронтальное обсуждение нюансов темы Вероятность невозможного события Р(А) = 0 Вероятность достоверного события Р(В) = 1 Вероятность случайного события Р(С)∈ (0;1). | Выдвигают идеи, обсуждают, составляют классификацию видов событий, формулируют определение вероятности случайного события, составляют алгоритм. Заполняют материал на печатной основе. Распределяют по видам события – Мы не смогли эти события отнести ни к достоверным, ни к случайным. – Нереальные, не происходящие, несуществующие, невозможные. Заполняют материал на печатной основе проверяют по образцу в презентации. 1. Событие, которое обязательно наступит, называется достоверным. 2. Событие, которое никогда не наступит, называется невозможным. 3. Событие, которое может, как наступить, так и не наступить, называется случайным. 4. Любой результат испытания называется исход. – Мы можем сравнить числа? – Игра в кости. Проводят эксперимент, выполняют расчеты, округляют результат, записывают в тетради и на доску. – Найдем отношение 2048 к 4040. После округления получили 0,5. Следовательно, частота события «выпадения герба» в данном эксперименте равна 0,5. – Найдем отношение 1202 к 2400, округлим. Следовательно, частота события «выпадения решки» в данном эксперименте равна 0,5. – Мы провели малое количество экспериментов. – Неудобно, так как требует большого количества испытаний и много времени. Если была бы формула или алгоритм, то это был бы оптимальный вариант для нахождения вероятности. Заполняют конспект в материале на печатной основе и сверяют с презентацией. Р- вероятность А- событие Р(А)- вероятность события А Определение: Вероятностью события А называется отношение числа благоприятных для него исходов испытания, к числу всех равновозможных исходов: Р где m – число исходов, благоприятствующих осуществлению события, а n – число всех возможных исходов. Алгоритм вычисления вероятности Шаг 1. Определю число n =… - количество всех возможных исходов. Шаг 2. Определю число m =… - количество благоприятных исходов. Шаг 3. Найду отношение: Р(А) | Слайд 5 Слайд 6 приложение2(2) Слайд 7 Слайд 8 приложение 2 (виды событий) Слайд 9 Слайд 10 приложение 2 (опыт) Слайд 11 Слайд12 приложение 2(4) Слайд 13 приложение2(4) |
4. Закрепление | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изученной темы | Помогает осознать алгоритм. Организует решение задач по данной теме. – Экспериментально вам не удалось прийти к единому мнению. Давайте решим проблему аналитически. Задача 1: На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет. Задача 2: На тарелке лежат пирожки 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней. – 1 вариант решает, оформляет и рассказывает 2 варианту. Задача: В фирме такси в данный момент свободно 9 черных, 4 желтых и 7 зеленых машин. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси. – 2 вариант решает, оформляет и рассказывает 1 варианту. Задача: В среднем из 100 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен. | 1. Работают фронтально, комментируют решение. Шаг 1. n = 25 Шаг 2. m = 25 – 3 = 22 Шаг 3. Р(А) Шаг 1. n =5 + 4 + 3 = 12 Шаг 2. m = 3 = 21 Шаг 3. Р(А) 2. Работают в парах по вариантам Шаг 1. n = 20 Шаг 2. m = 4 Шаг 3. Р(А) Шаг 1. n = 100 Шаг 2. m = 92 Шаг 3. Р(А) | Слайд14 приложение3 Слайд 15 приложение3 |
5. Рефлексия | Подведение итогов урока, анализ деятельности | Помогает проанализировать урок и подвести итог. Я попрошу вас оценить свою заинтересованность в данной теме. | Отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность Отвечают на вопросы: 1) Что вы нового узнали сегодня на уроке? 2) Какие этапы были самыми интересными? 3) Чем запомнился сегодняшний урок? 4) Что вызвало затруднение? | |
6. Домашнее задание | Задать задание на дом | Комментирует домашнее задание.
– Как это не странно, но в Древней Греции музыка входила в триаду наук, а не искусства. «Музыка есть таинственная арифметика души», - говорил Лейбниц. Интересные, ассоциативные научные понятия и теории находят отражения в песнях и творчестве. Я предлагаю вам послушать, какие ассоциации возникли у автора песни «По теории вероятности» в исполнении Вадима Мулермана. | Обсуждают домашнее задание | Слайд 16 приложение4 Слайд 17 |
Предварительный просмотр:
Приложение 1.
- Актуализация
- Перевести в десятичную дробь: ___________
- Округлить до сотых: 0,1(6) _________
- Сократить дробь: ____________
- Найти отношение 3 к 6. Упростить отношение:
_________________________________
0,17 | 0,16 | ||
ро | ят | ве | ность |
Приложение 2.
II. Новые знания
- __________________________ – математическая наука, изучающая закономерности массовых случайных событий.
- События
Событие обозначается большой латинской буквой.
Например,
А = {выпадение четного числа}
С = {________________________________________}
Виды событий
1) Событие, которое обязательно наступит, называется ________________________________
2) Событие, которое никогда не наступит, называется _________________________________
3) Событие, которое может, как наступить, так и не наступить, называется_________________________________
4) Любой результат испытания называется_____________
- Опыт
План работы:
- Провести испытания - 12 раз подбросить кубик.
- Зафиксировать количество благоприятных исходов. Результаты занести в таблицу.
- Найти отношение благоприятных исходов к количеству всех бросков.
- Перевести результат в десятичную дробь, используя калькулятор и округлить до сотых.
№ задания | Испытание | Количество бросков | Благоприятный исход | Ответ в десятичной дроби | |
1 | Подбрасывание кубика | 12 | Выпала 1 | ||
2 | Подбрасывание кубика | 12 | Выпало четное число | ||
3 | Подбрасывание кубика | 12 | Выпало число меньше 5 |
4. Классическое определение вероятности
Р– вероятность
А – событие
Р(А) – вероятность события А
Определение: Вероятностью события А называется отношение числа благоприятных для него исходов испытания, к числу всех равновозможных исходов:
Р(А) =
где m – число благоприятных исходов, а n – число всех возможных исходов.
Алгоритм вычисления вероятности.
Шаг 1. Определю _____=… - число всех возможных исходов.
Шаг 2. Определю ____ =… - число благоприятных исходов.
Шаг 3. Найду ______________________________
Приложение 3.
III. Практикум
- На экзамене 25 билетов, Сергей не выучил 3 из них. Найдите вероятность того, что ему попадётся выученный билет.
Решение:
1) n =_________– число всех возможных исходов.
2) m =___________________– число благоприятных исходов.
3) Р(А)
- На тарелке лежат пирожки 5 с мясом, 4 с капустой и 3 с вишней. Наташа наугад выбирает один пирожок. Найдите вероятность того, что он окажется с вишней.
Решение:
1) n =__________________– число всех возможных исходов.
2) m =__________________ – число благоприятных исходов.
3) Р(А)
1 вариант
В фирме такси в данный момент свободно 9 черных, 4 желтых и 7 зеленых машин. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшаяся ближе всего к заказчику. Найдите вероятность того, что к нему приедет желтое такси.
Решение:
1) n =__________________– число всех возможных исходов.
2) m =_________________ – число благоприятных исходов.
3) Р(А)=
2 вариант
В среднем из 100 карманных фонариков, поступивших в продажу, восемь неисправных. Найдите вероятность того, что выбранный наудачу в магазине фонарик окажется исправен.
Решение:
1) n = ______________– число всех возможных исходов.
2) m = ______________ – число благоприятных исходов.
3) Р(А)
Приложение 4.
IV. Домашняя работа
1. Миша с папой решили покататься на колесе обозрения. Всего на колесе двадцать четыре кабинки, из них 5 — синие, 7 — зеленые, остальные — красные. Кабинки по очереди подходят к платформе для посадки. Найдите вероятность того, что Миша прокатится в красной кабинке.
2.
Событие | n | m | P(A) | Ответ в десятичной дроби, округлить до сотых |
Выпала 1 | ||||
Выпало четное число | ||||
Выпало число меньше 5 |
3* Коля выбирает трехзначное число. Найдите вероятность того, что оно делится на 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка методики преподавания элементов теории вероятностей и статистики в 8-х и 9-х классах средней общеобразовательной школы
В работе рассмотрены особенности преподавания элементов теории вероятности и математической статистики в составе курса математики средней общеобразовательной школы. Кр...
Примерная разработка уроков по статистике и теории вероятностей для 7-го класса
Данная статья содержит разработки уроков по теме описательная статистика для7-го класса...
Методическая разработка "Элементы комбинаторики и теории вероятностей"
Методическая разработка раздела программы по математике...
Разработка тестов по курсу элементарная математика на примере модуля "элементы комбинаторики, теории вероятностей, математической статистики
В ходе анализа темы были выявлены следующие темы для заданий входного контроля:1. Правила комбинаторики;2. Комбинаторные соединения;3....
Разработка урока по математике в 11 классе Тема: Подготовка к ЕГЭ. Теория вероятностей и комбинаторные правила решения задач. Задачи В10
Урок-практикум направлен на формирование навыков решения задач В10 единого государственного экзамена. В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, зате...
Самостоятельные работы по теории вероятностей 8 класс к учебнику Ю.Н. Тюрина и др. "Теория вероятностей и статистика"
В помощь учителю, преподающему теорию вероятностей и статистику по учебнику Ю.Н. Тюрина, А.А. Макарова и др., я составила варианы самостоятельных работ в 8 классе. Номера заданий тематически и по...
Разработка уроков по предмету "Теория вероятностей и статистика"
В файле приведены разработки уроков по предмету "Теория вероятностей и статистика" по темам "Круговая диаграмма" и "Медиана", а так же при изучении темы "Диаграммы и графики" в шестом классе. Данные р...