Внеурочное мероприятие "Становится холоднее!"
учебно-методический материал по математике (7, 8, 9 класс)

Зорин Сергей Сергеевич

Внеурочное мероприятие с использованием математической лаборатории, представляет ряд опытов и экспериментов с определением зависимости температуры от времени и последующим соотношением с аналитическими функциями. Урок формириует метапредметные связи между математикой и физикой. 

Необходимые приборы и программы: 1) электронный термометр; 2) программа, для считывания показаний термометра; 3) экран или проектор для выведения информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnoe_meropriyatie.pptx2.62 МБ
Файл otkrytoe_vneurochnoe_meropriyatie.docx20.71 КБ
Файл kartochka_uchenika.docx361.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Становится холоднее: как нагреваются и остывают предметы Автор: Зорин С.С. БРЯНСК 2022

Слайд 2

Термоскоп – прибор для определения изменения температуры тела, созданный Галилео Галилеем в 1597 г.

Слайд 4

Цель урока: научится выявлять зависимость температуры от времени и уметь строить её график. План урока: 1. Решение ключевой задачи. 2. Построение графика зависимости. 3. Проведение эксперимента.

Слайд 5

Составим формулу: = +

Слайд 6

Заполним таблицу значений для графика зависимости: , мин 0 10 20 30 40 50 60 , ° С

Слайд 7

Построим график зависимости:

Слайд 8

Прямо пропорциональная зависимость

Слайд 9

Экспоненциальная зависимость

Слайд 10

Примеры прямо пропорциональной зависимости Время и расстояние при постоянной скорости Объём и масса предмета, сделанного из однородного материала Время и работа при одинаковой производительности

Слайд 11

Примеры экспоненциальной зависимости Рост числа бактерий Сложные проценты Распад радиоактивных элементов

Слайд 12

Я узнал, что… Меня удивило, что… Я научился… Было трудно… Я смог…

Слайд 13

Домашнее задание. 1) Провести эксперимент: нагреть воду с температуры от 10°С до 40°С, выполняя каждые 5 секунд замеры термометром и записывая его показания в тетрадь. 2) Построить таблицу значений и зависимость температуры воды t° (в градусах Цельсия) от времени нагревания t (в секундах) в системе координат.



Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие: «Становится холоднее: как нагреваются и остывают предметы»

Цель урока: выявлять зависимость температуры от времени и уметь строить её график.

План урока:

1. Решение ключевой задачи.

2. Построение графика зависимости.

3. Проведение эксперимента.

1. Актуализация знаний

Здравствуйте ребята. Сегодня в 7В классе проходит открытый урок, прошу поприветствовать наших гостей. Посмотрите, пожалуйста, на экран. На экране изображён прообраз прибор, который в дальнейшем станет неотъемлемым атрибутом в нашей жизни. Кто знает, что это за прибор?

Правильно, это один из первых термометров, более правильное название которого – термоскоп. Он был создан Галилео Галилеем в 1597 году. Термоскоп представлял собой небольшой стеклянный шарик с припаянной к нему стеклянной трубкой. При помощи термоскопа можно было судить только об изменении степени нагретости тела: числовых значений температуры он не показывал, так как не имел шкалы. Сейчас же термоскопы уже не используются, так как появились более современные способы определения температуры, например, электронный термометр, который мы будем использовать сегодня на уроке (показать прибор).

2. Подведение к теме урока.

Решим задание №1 из карточки.

Задание №1. Одна из учениц 7В класса провела дома опыт по изменению температуры воды при нагревании охлаждении. Результат опыта она представила в форме графика, где по оси  t указано время опыта, по оси   изменение температуры.

Определите по графику:

1) когда температура воды была наименьший? наибольшей?

2) когда нагревали воду? охлаждали воду?

Как вы думаете, какая будет тема урока? (подписать на доске «Становится холоднее: как нагреваются и остывают предметы»)

А какую цель мы можем поставить? (вывожу на экран цель и план урока)

Обратите внимание на промежуток от 19 минут до 30 минут. Эта часть графика сильно отличается от остального, в процессе урока мы узнаем, каким образом была она получена.

Задание № 2. Решим задачу.

В бак налили воду, температура которой 10°С, и нагревали ее до 100 °С, причем через каждую минуту температура повышалась на 1,5°С. Задайте формулой зависимость температуры воды  (в градусах Цельсия) от времени нагревания t (в минутах). Постройте график этой зависимости. Узнайте по графику: а) какую температуру имела вода через 5 мин; через 10 мин после начала нагревания; б) через какое время вода нагрелась до 85°С.

Решение.

Составим формулу:

– какое было изначальное значение?

– на какую величину изменится температура через минуту? две? три?

– сколько раз мы можем прибавить ?

Получим формулу: = +

Заполним таблицу значений для графика зависимости:

, мин

0

10

20

30

40

50

60

, °С

Построим график зависимости (на экране) (выходит один человек к доске, я указываю точки)

Ответим на вопросы задачи:

1) через 5 минут температура воды будет равна 17,5°С;

через 10 минут температура воды будет равна 25°С;

2) вода нагрелась до 85 °С через 50 минут

3. Проведём опыт с охлаждением термометра при помощи снега и охлаждения на воздухе. (вызываю учеников к доске). Какую последовательность действий нужно выполнить?

 Для этого выполним задание №3 и задание №4. Результаты экспериментов укажем в системе координат, построив график зависимости.

(После проведения эксперимента) Какие выводы мы можем сделать из проведённых экспериментов?

Таким образом, мы можем выдвинуть гипотезу, что изменение температуры может протекать разными способами. Действительно, изменение температуры на воздухе называется «прямо пропорциональной зависимостью» и описывается следующей формулой y = kx + b, а изменение температуры термометра посредством охлаждения его в снеге называется «экспоненциальной зависимостью» и описывается следующей формулой .

Прямо пропорциональная зависимость и экспоненциальная зависимость часто встречается в окружающем мире. Примерами прямо пропорциональной зависимости являются: изменение времени и расстояния автомобиля при движении с постоянной скоростью, изменение объёма и масса тела при однородной плотности вещества, изменение времени и работы при одинаково затраченной производительности. Примерами экспоненциальной зависимости являются: рост числа бактерий до наступления ограничения ресурсов, изменение доходов через сложные проценты, процесс распада радиоактивных элементов.

4. Рефлексия и постановка домашнего задания.

Подведём итоги урока:

– я узнал, что…

– меня удивило, что…

– я научился…

– было трудно…

– я смог…

Домашнее задание. 1) Провести эксперимент: нагреть воду с температуры от 10°С до 40°С, выполняя каждые 20 секунд замеры термометром и записывая его показания в тетрадь.

2) Построить таблицу значений и зависимость температуры воды  (в градусах Цельсия) от времени нагревания t (в секундах) в системе координат.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист                                                                                                                                                  __________________

Тема внеурочного мероприятия: _________________________________________________________________________

Задание №1. Одна из учениц 7В класса провела дома опыт по изменению температуры воды при нагревании и охлаждении. Результат опыта она представила в форме графика, где по оси  t указано время опыта, по оси  – изменение температуры.

Определите по графику:

1) когда температура воды была наименьший? наибольшей?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________

2) когда нагревали воду? охлаждали воду?

Ответ: _________________________________________________________________________________________________

Задание №2. Решим задачу.

В бак налили воду, температура которой 10°С, и нагревали ее до 100 °С, причем через каждую минуту температура повышалась на 1,5°С.

1. Задайте формулой зависимость температуры воды t° (в градусах Цельсия) от времени нагревания t (в минутах).

 _____________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________  .

2. Используя формулу, заполните таблицу значений.

, мин

, °С

  Постройте график зависимости по таблице значений температуры воды t° (в градусах Цельсия) от времени нагревания t (в минутах) в заданной системе координат.

Задание №3. Занесите результат эксперимента по изменению температуры посредством охлаждения термометра снегом, построив график зависимости температуры от времени.

Задание №4. Занесите результат эксперимента по изменению температуры посредством охлаждения термометра на воздухе, построив график зависимости температуры от времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война".

Зрительный ряд урока истории в 9 классе. Тема: "Холодная война"...

"Холодная война " и раскол Европы.

Материал предназначен для дополнительных занятий по истории....

Проект "туман седой, туман холодный..."

Данный проект был представлен на региональный конкурс ученических проектов. посвященных 115-летию со Дня рождения С. А. Есенина. в нем рассматривается такое физичесое явление, как туман. с точки зрени...

Презентация к уроку технологии: Холодные десерты

Дидактический материал к урокам технологии....

презентация "Холодный фарфор"

В этой презентации вы найдёте рецепт холодного фарфора, окрашивание,  изготовление розы...

Горячие и холодные напитки русской кухни.

В статье представлена информация об исконно русских напитках.Одни обладают согревающими действием (пряные чаи, меды), другие оказывают прекрасное прохладительное тонизирующее воздействие (березо...

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована...