Программа факультативного курса по математике для обучающихся 6 класса «Математическая шкатулка»
рабочая программа по математике (6 класс)
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления. Цель курса развитие интереса к математике, развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний полученных на уроке!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskaya_shkatulka.doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12»
Программа
факультативного курса
по математике
для обучающихся 6 класса
- «Математическая шкатулка»
Составители:
учитель математики
учитель математики
Романова Людмила Вдадимировна
МБОУ СОШ № 12
Г.АНГАРСК
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа факультативного курса «Математика после уроков» составлена с учетом
требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и предназначена для работы в 6-х классах общеобразовательной школы на 1 год обучения (1час в неделю, 35ч).
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и
доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Основная задача обучения математике в школе заключается в обеспечении прочного и сознательного овладения обучающимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Основная цель курса –развитие интереса обучающихся к математике, формирование интереса к творческому процессу, развитие творческих способностей, логического мышления, углубление знаний, полученных на уроке и расширение общего кругозора ребенка в процессе живого и забавного рассмотрения различных практических задач и вопросов, решаемых с помощью одной арифметики или первоначальных понятий об элементарной геометрии, изучения интересных фактов из истории математики.
Задачи:
• расширить и углубить знания по предмету в соответствии с интересами и склонностями обучающихся;
• развить познавательную и творческую активность обучающихся;
- развить математический кругозор, мышление, научно-исследовательские умения обучающихся;
• рассмотреть с обучающимися некоторые методы решения старинных арифметических и логических задач.
Система оценки освоения программы
Мониторинг освоения программы базируется на:
- методах психолого-педагогической диагностики (наблюдение, анкетирование, собеседование);
- методе контроля и самоконтроля выполнения творческих заданий, практических работ.
При оценивании достижений планируемых результатов освоения программы используются следующие формы, методы и виды оценки:
- оценка практических и творческих работ;
- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- самооценка ученика (листы самооценки);
II. Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности направлены на развитие предметных результатов, личностных и метапредметных универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), ИКТ-компетентности обучающихся, опыта проектной и исследовательской деятельности.
Предметные результаты:
1) умения использовать нестандартные методы решения различных математических задач;
2) умения применять логические приемы при решении олимпиадных задач
3) знать· историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков;
4) формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
5) умения и навыки применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.
Личностные результаты:
1) приобретение познавательного интереса к изучению математики;
2) самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений, понимание их значения для дальнейшего изучения математических дисциплин;
3) умение определять границы собственного знания и незнания;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
- Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Регулятивные УУД:
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ).
Таким образом, программа факультативного курса «Математика после уроков», отвечая предметным, метапредметным и личностным целям обучения, имея большую информационную насыщенность, даёт возможность обучающимся значительно расширить математический кругозор, приобрести устойчивый интерес к изучению алгебры и геометрии. Факультативный курс имеет и пропедевтическую направленность, его изучение позволит обучающимся сформировать представления о своих возможностях в области математики.
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов |
I | Путешествие в историю математики | 12 |
1 | История возникновения цифр и чисел. Числа великаны | 1 |
2 | Системы счисления. История нуля | 1 |
3 | Правила и приемы быстрого счета | 1 |
4 | Секреты быстрого счета | 1 |
5 | История математических знаков. История циркуля, транспортира | 1 |
6 | Великие математики древности | 1 |
7 | Женщины математики | 1 |
8 | Пятое действие арифметики (Из истории математики) | 1 |
9 | Решение старинных задач на дележ (из учебника Магницкого) | 1 |
10 | Решение старинных задач на смешивание (из учебника Магницкого) | 1 |
11-12 | Защита творческих работ обучающихся. Презентация «Творцы математики и их открытия». | 2 |
II | Математические игры и головоломки | 7 |
13 | Рисуем животных на координатной плоскости. | 1 |
14 | Арифметические закономерности | 1 |
15 | Решение различных задач со спичками | 1 |
16 | Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. | 1 |
17 | Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы. | 1 |
18-19 | Защита творческих работ обучающихся | 2 |
III | Логические задачи | 6 |
20 | Логические предметные ряды | 1 |
21 | Логические таблицы | 1 |
22 | Задачи на сравнение | 1 |
23 | Задачи на взвешивание, переливание, перекладывания | 1 |
24-25 | Защита творческих работ обучающихся | 2 |
IV | Удивительная наука геометрия | 8 |
26 | История возникновения геометрии. Геометрические термины в жизни | 1 |
27 | Геометрические фигуры. Сказки о геометрических фигурах. | 1 |
28 | Волшебные фигуры. | 1 |
29 | Геометрия на клетчатой бумаге. Творческие задания с элементами ТРИЗ. | 1 |
30 | Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги | 1 |
31 | Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников. | 1 |
32-33 | Защита творческих работ обучающихся. Презентация о геометрических фигурах. Презентация « История геометрических терминов». | 2 |
34-35 | Математический праздник «Виват, математика!» | 2 |
Всего часов | 35 |
Содержание
I. Путешествие в историю математики.
Беседа о происхождении арифметики. История возникновения математики.
История возникновения цифр и чисел. Числа великаны.
Беседа о возникновении цифр и чисел у разных народов земли, с применением докладов обучающихся.
Системы счисления. История нуля.
Различные системы счисления, их история возникновения и применения в жизни различных народов. Нуль такой неизвестный, таинственный и разный.
Правила и приемы быстрого счета.
Научить обучающихся быстро считать, применяя некоторые способы счета.
История математических знаков. История циркуля, транспортира.
История возникновения циркуля и транспортира, их применение в древности и по сей день.
Возникновение и открытие математических знаков. Что такое числа «великаны», в каких отраслях используют числа «великаны».
Великие математики древности.
Эратосфен, Архимед, Пифагор, Евклид, Фалес. Жизнь, творчество, работы великих математиков, их вклад в развитие математической науки.
Женщины математики. Гипатия, Жермен Софи, Лавлейс Ада, Мария Аньези, Софья Ковалевская, Любовь Запольская. Их жизнь и вклад в развитие математики.
II. Математические игры и головоломки .
Координатная плоскость. Рисуем животных на координатной плоскости.
Головоломки со спичками. Решение различных задач со спичками.
Игры, ребусы, загадки, кроссворды, головоломки, софизмы, афоризмы, сказки.
Самые забавные задачи, ребусы, загадки, головоломки, сказки. Софизмы, афоризмы, притчи, фокусы.
Классификация математических головоломок. Разнообразные приемы их разгадывания. Арифметические закономерности. Задания на восстановление чисел и цифр в арифметических записях. Нахождение арифметических действий в зашифрованных действиях. Волшебные квадраты. Арифметические фокусы. Арифметические игры и головоломки
Практика. Разгадывание головоломок. Танграм, лабиринты, оригами.
Как играть, чтобы не проиграть. Игры: «Не собьюсь», пословицы и
поговорки с числительными, «Математические понятия»,
«Перекладывание карточек», «Буриме» с числами, «Попробуй
сосчитай».
III.Логические задачи.
Поиск недостающей фигуры. По нескольким признакам. Ориентировка в пространстве. Количество и счёт. Найди лишнее выражение. Разгадай закономерность.
IV. Удивительная наука геометрия.
Знакомство с геометрией. История возникновения геометрии. Как зарождалась наука геометрия. Где она возникла и как развивалась. Какие геометрические термины произошли из жизни..
Геометрические иллюзии, фокус «Продень монетку», геометрическая смесь, геометрия на клетчатой бумаге, разрезание на равные части, игры с пентамино, задачи со спичками ; геометрия в пространстве. Геометрические путешествия. Геометрические задачи на вычерчивание фигур без отрыва карандаша от бумаги. Задачи на разрезание. Простейшие многогранники (прямоугольный параллелепипед, куб), изготовление моделей простейших многогранников.
Практика. Решение задач с использованием геометрического материала. Простейшие задачи прикладного характера. Геометрические соревнования
Литература:
· Свечников А. Путешествие в историю математики, или как люди учились считать.
М.:Педагогика – Пресс, 1995.
· Глейзер Г.И. История математики в школе. Москва, 1983.
· Математика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений. / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.- изд.-М.: Мнемозина, 2010г.
· Олевский В.А. О секрете происхождения арабских цифр. Журнал “ Математика в школе”,
№5, 1989.-С. 78.
· Энциклопедический словарь юного математика / сост. А.П. Савин.- М.: Педагогика, 1989.
· Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы.- М.:
«Просвещение», 2000г.
· Баврин И.И., Фрибус Е.А.Старинные задачи. –М: Просвещение, 1994.
· Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных. –М: Просвещение, 1992.
· Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия 5-6кл - М: Дрофа, 1998.
· Бунимович Е.А., Булычев В.А. Вероятность и статистика 5-9кл. -М: Дрофа,2002.
· Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11кл.- М: Айрис- Пресс, 2002.
· Ю.В.Лепехин. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы. – Волгоград: Учитель,
2011.
· Ф.А.Пчелинцев, П.В.Чулков. Математика. 5-6класс. Задачи на развитие математического
мышления. - М.: «Издат-школа 2000»
· И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для
учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 2004 г.
· Перельман, Я. И. Живая математика / Я. И. Перельман. — М. : АСТ , 2009.
· «Все задачи "Кенгуру"», С-П.,2003г.
·
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса "Математический КВН"
Внеклассное мероприятие проходит в форме путешествия по станциям. Все необходимые материалы приведены в приложениях....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Математическое соревнование для 7 класса "Математическая регата"
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов. Форма проведения - соревнование команд, "гонки". Кроме сценария представлены материалы, готовые к распечатке, которые необходимы для орг...
Математическая игра для учащихся 6-7 классов "Математическая регата"
Уважаемые коллеги.Предлагаю Вашему вниманию презентацию к игре "Математическая регата". Данная игра может быть проведена для учеников 6-7 классов в рамках декады математики. В игре принимают участие 3...
Рабочая программа кружка в 5 – 7 классах «Математическая шкатулка»
Рабочая программа кружка в 5 – 7 классах «Математическая шкатулка»...
Внеклассное мероприятие для 8 класса "Математическая шкатулка"
Методическая разработка мероприятия для предметной недели...
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для обучающихся 9 класса "Математический практикум"
Курс рассчитан на 34 занятия. Включенный в программу материал предполагает повторение следующих разделов математики: числа и вычисления, алгебраические выражения, уравнения и неравенства, числовые пос...