Доклад на тему: Развитие познавательных способностей учащихся с ОВЗ на уроках математики.
материал по математике

Золотарева Наталья Николаевна

Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
    • формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
    • развитие внимания и памяти;
    • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
    • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_.docx15.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательных способностей учащихся с ОВЗ                                                  на уроках математики.

       Познавательный интерес - это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно. Под влиянием познавательного, учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно.

Поэтому основными задачами развития познавательной деятельности является следующее:
   • формирование мотивации учения, ориентированный на удовлетворение познавательных интересов;
   • развитие внимания и памяти;
   • формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
   • развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;
   • формирование общеучебных навыков и умений (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий). Объективную основу феномена «познавательный интерес» составляет содержание учебного предмета на уроках, факультативах и во внеклассной работе. Развитие интереса содержанием осуществляется с помощью стимулов. Под стимулом понимается объективный побудитель интереса.

     Источники развития познавательного интереса в процессе обучения математике:

 -   содержание уроков;

 -   внеклассные занятия;

 -   применением ИКТ - технологий;

 -   взаимосвязи форм обучения математике.

      По результатам последних исследований система стимулов такова: новизна учебного материала, обновление уже усвоенных знаний, привлечение исторических сведений, связь с современными достижениями науки, в т. ч. ИКТ - технологий, практическая значимость знаний, межпредметные, внутрипредметные связи и занимательность содержания.

     С этой целью на уроках математики применяются разнообразные приемы и методы работы. Неотъемлемой частью каждого урока является устный счет. Устные упражнения способствуют закреплению знакомого материала и подготовке к изучению нового, они подбираются по уровню сложности: менее сложные (где принимает участие большая часть класса), средней степени сложности, задания повышенной сложности на находчивость и сообразительность учащихся. В создании интереса к учению большое значение имеют задачи-смекалки, арифметические и геометрические головоломки, задачи со сказочным сюжетом, а также задачи в стихах. Такие задания позволяют без особых усилий сконцентрировать внимание учащихся, включить весь класс в работу:

  “Исключи лишнее”;

   Назови число в правом верхнем углу;

   Прочти число, записанное зеленым цветом;

   Продолжи цепочку(из геометрических фигур, букв);

   При формировании вычислительных навыков используются:

   Математическое лото.

   На карточках записаны результаты таблицы умножения. Классу демонстрируются карточки с выражением, например, 6x4, а учащиеся закрывают квадратами на своих таблицах ответы. Выигрывает тот, кто раньше закроет все числа на своей карточке. Причем, карточки и фишки дети изготавливают сами. Работа с лото усиливает стремление учащихся быстрее выучить таблицу умножения.

“Счет по цепочке”.

“Соедини верно”. Такие игры используются на все арифметические действия.

     При проведении этих игр используются разработанные наглядные пособия. Это привлекает внимание учащихся к предъявленным играм, пробуждает интерес, а, следовательно, и активизирует их познавательную деятельность.

    Зрительный диктант. Набор геометрических фигур в конверте. На наборном полотне расставляются фигуры. Дети воспроизводят и по трафаретам обводят в тетрадях, соблюдая последовательность расположения фигур и их положение.
 

    Подбор заданий для самостоятельной работы с определенным видом помощи (готовым, частичным решением, иллюстрацией) делает работу учащихся более управляемой. Применение данных методов и приемов, правильно учитывающих возможности каждого ребенка, способствует их действительной активизации, стимулирует внимание, слух, мышление, волю к преодолению трудностей, способствует правильному развитию возможностей каждого обучающегося.
    Используя приёмы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствую активизации мыслительной деятельности. Очень многие дидактические игры заключают в себе вопрос, призыв к действию, например: «Кто быстрей», «Не зевать! Кто верней!» и т.д. Наглядно на уроке соревнование двух команд с призывом, кто быстрее и правильно решит примеры (примеры на сравнение).
   Целесообразно проводить различные уроки-путешествия. Такие как "В цирке", "Веселые страты", "Плывем к Робинзону Крузо", "В зоопарке", "Полет в космос" и др. В игру задания превращает их проведения - эмоциональность, непринужденность, занимательность.

      Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях также значительно повышает активность и познавательный интерес учащихся с ОВЗ. Применение ИКТ не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

     Таким образом, развитие  познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых способов деятельности, потребности в познании, в обновлении информации и преобразовании окружающей действительности с помощью усвоенных знаний, умений и навыков с учетом последних технологий в педагогике. Что требует компетентности от учителя, творческого подхода, а также знания уровня развития общих способностей детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме:«Развитие музыкально – творческих способностей учащихся начальной школы средствами музыкально – игровой драматизации"

Актуальность темы  обусловлена поисковым характером современной музыкальной педагогики, ищущей пути совершенствования учебного процесса и всей системы образования с учетом возрастающих треб...

Доклад на PMO «Развитие познавательных способностей учащихся и роль КСО, модульной технологии в этом»

В настоящее время нежелание школьников учиться - едва ли не главная проблема в школе. Причины возникновения такой ситуации многообразны. Главная причина - недостаточное развитие, деформация познавател...

Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".

IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования)  использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...

Доклад на тему "Развитие внимания умственно отсталых учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Дети с интеллектуальным недоразвитием при обучении математике часто сталкиваются с трудностями из-за рассеянности или неразвитости своего внимания. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ...

Методическая разработка Тема: « Развитие скоростно-силовых способностей у школьников на уроках баскетбола».

Методическая разработкаТема:« Развитие скоростно-силовых способностей у школьниковна уроках баскетбола»/...