Материал внеурочной работы по математике. _Не уроком единым_
материал по математике

Сапрыкина Нина Дмитриевна

Материал внеурочной работы по математике. _Не уроком единым_

Скачать:


Предварительный просмотр:

                               

             РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА  К  МАТЕМАТИКЕ

Лобанова Н.Р.

Сапрыкина Н.Д.

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Поэтому формирование познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеклассные занятия по предмету.

Внеклассные занятия углубляют, расширяют предметные знания учащихся, полученные на уроке, повышают интерес к предмету, формируют личностные качества ученика: ответственность, лидерство, любознательность, коллективизм.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Необходимо применять элементы занимательности, которые обеспечат здоровый отдых, хорошее настроение, продемонстрируют успех деятельности.  

 

 

Содержание

1.Математическая викторина «Счастливый случай»

2.Игровая математическая олимпиада

3.Математическая игра «О! счастливчик»

Математическая викторина

      - В игре принимают участие две группы по пять-шесть человек из разных классов.

     - Кабинет математики оформлен празднично.

    - План размещения игроков

             

        

                                   Счётная комиссия

                Б      О     Л    Е     Л     Ь    Щ   И   К   И

                             

                          Вступительное слово ведущего

Сегодня для вас, уважаемые игроки, выдался счастливый случай блеснуть своими знаниями, эрудицией, способностью быстро и красиво мыслить. Порадовать своих друзей,  учителей и доставить им и себе удовольствие от игры.

                                   Объявляются правила игры

- Игра состоит из четырёх геймов. Темы геймов:

1. дальше, дальше…..;

2. заморочка из туесочка;

3. тёмная лошадка;

4.гонка за лидером.

1 гейм:  «Дальше, дальше…..»

Ведущий  зачитывает вопросы  в быстром темпе, участники команды дают ответ (кто-то один, или все), если ответа нет, то говорят  «дальше».

Подсчитывается количество правильных  ответов

Вопросы для первой команды:                                           ответы

  1. Первые три буквы греческого алфавита.                             α, β, γ
  2. Может ли при умножении получиться 0?                            да
  3. Что легче 1кг железа, или 1 кг ваты?                                    одинаково
  4. Бежала тройка лошадей.  Каждая лошадь

Пробежала 5 км. Сколько проехал ямщик?                         5км

  1. К однозначному числу справа приписали

Такую же цифру. Во сколько раз увеличилось

число?                                                                                      в 11 раз

  1. Прибор для измерения и построения углов.                        транспортир
  2. Наименьшее натуральное число.                                           1
  3. Чему равна сумма внутренних углов квадрата?                   3600
  4. Может ли при делении получится 0                                       да
  5. Шла старуха в Москву, навстречу ей три старика.

Сколько человек шло в Москву?                                             один

  1.  Автор книги «Начало».                                                           Евклид
  2.  Утверждение, принимаемое  без доказательства                  аксиома
  3. Что собой представляет график линейной функции             прямая

Вопросы для второй команды:

  1. Одна сотая часть чего либо?                                                          процент
  2. Формула площади прямоугольника                                             S=ab
  3. Единицы измерения скорости на море                                        узел
  4. Чему равен один пуд ?                                                                    16 кг
  5. Отрезок, соединяющий точку окружности с её центром            радиус  
  6. Одна четвёртая часть часа                                                              15 мин
  7. Площадь квадрата 49 см2. Чему равен его периметр?                  28 см
  8. Чему равен угол в квадрате?                                                            900
  9. Луч, выходящий из вершины угла и делящий его пополам         биссектриса
  10. Алгебра наука об                                                                               уравнениях
  11. Как в математике называется первая координата точка               абсцисса
  12. Наука, изучающая свойства фигур на плоскости                          планиметрия
  13. К натуральному числу справа приписали три нуля.

Во сколько раз увеличилось число                                                  в 1000 раз

2 гейм:    «Заморочка из туесочка»

Задания (вопросы) записаны на листках, свёрнутых в небольшие свитки, которые лежат в туеске (корзинке). Один из участников вынимает свиток, зачитывает задание, команда обдумывает ответ в течении 1 минуты, один из членов команды даёт ответ. Требуется помощь ассистента, который по очереди подходит к командам с туеском (корзинкой)

1.В треугольнике АВС, АВ=ВС. Найдите пять терминов, характеризующих отрезок  ВД            (биссектриса, медиана, высота, катет, перпендикуляр)

                     

                      А

СВ                                                            

                       Д  

  2. Может ли быть так, чтобы в одно и то же время Иван стоял позади Ильи. А Илья стоял позади Ивана?  (да, спиной друг к другу)

3. Верно ли, если  |а|=|в|, то  а=в?  (нет)

4. Сравните числа 2222222222  и  11111111111. (2222222222<11111111111)

5. Кто сказал:  «…а математику уже затем учить стоит, что она ум в порядок приводит»   (М.В. Ломоносов)

6. Назвать не менее шести математических действий     (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, извлечение корней)

7. При каких значениях а, а32   (при а=0, а=1)

8.Каким общим свойством обладают числа

11;12;13;15;                1/5; 2/5; 3/5; 4/5       (числа составлены из одинаковых цифр)

 За правильный ответ начисляется 1 балл. Вопросы и задания  можно добавить или заменить.

3 гейм:   «Тёмная лошадка»

Ведущий читает информацию, затем задаёт вопрос.

Для 1-ой команды

1.« Есть цифры арабские, римские, вавилонские и др. Названы самые распространённые и часто употребляемые. Изображению (написанию) цифр послужила хозяйственная деятельность человека. Весь мир преклоняется перед учёными Древней Греции,  Арабского мира за то, что они изобрели цифры и сделали огромное количество математических открытий. Но вот одного открытия они не сделали.

Чего не изобрели Греки?       (не придумали цифру ноль (0), есть версия, что кто-то из Индостана, предложил «ничто» изображать кружком)

Для 2-ой команды

2. Большинство людей на Земле посещали, посещают и будут посещать  школу. Одни изучают математику охотно, другие менее охотно, третьи вообще не желают её учить. Какое математическое знание остаётся у большинства людей в голове, наверняка?   (таблица умножения)

Для 1-ой команды

3. Всем известна игра в шашки. Она чрезвычайно популярна в Японии (рендзю). Игра в шашки стала международной. Вспомните, что необходимо иметь. чтобы играть в эту игру: клетки, клетчатую доску. Как вы думаете, какая очень простенькая, популярная игра является родоначальником игры в шашки?  (крестики-нолики)

Для 2-ой команды

4. Правильные многогранники лежат в основе и детских и взрослых игр, головоломок. В конце 70-ых годов прошлого столетия буквально во всём мире был ажиотаж вокруг одного из многогранников. Этот многогранник можно было увидеть в руках, как у взрослого, так и у ребёнка. На свойствах этой фигуры была придумана замечательная игрушка. Какой это многогранник, Что это за игра?   (кубик-Рубика)

4 гейм « Гонка за лидером»

За время равное одной минуте, необходимо ответить правильно на большее количество вопросов.  (примерные вопросы)

  1. Название сторон прямоугольного треугольника (гипотенуза, катеты)
  2. Вторая степень числа (квадрат)
  3. Как называются две различные прямые, лежащие в различных плоскостях и не имеющие общих точек (скрещивающиеся)
  4. Обозначение неизвестного (икс)
  5. Предложение, которое доказывают (теорема)
  6. Название самой первой книги по геометрии («Начало»)
  7. Что больше, произведение десяти цифр, или сумма десяти цифр?(сумма)
  8. Одна четвёртая по-старинному (четь)
  9. Если сумма цифр числа делится на три, ….(то и число делится на три)
  10. Из одной точки вылетели три ласточки. Когда они будут в одной плоскости?(всегда)
  11. Кто сказал «…, а всё-таки она вертится» (Галилей)
  12. Единицы измерения веса тела (Ньютоны)
  13. След, оставленный циркулем  (окружность)
  14. Сумма квадратов катетов равна…..(квадрату гипотенузы)
  15. Можно ли назвать самое большое натуральное число?(нет)
  16. Отличается ли число от цифры?  (да)
  17. Может ли произведение двух чисел равняться одному из них?(да)
  18. От перемены мест множителей произведение….(не меняется)
  19. Основные фигуры планиметрии  (точка, прямая)
  20. Математическая формула, которое носит двойное имя (Ньютона-Лейбница)
  21. Русская женщина математик  (Ковалевская)
  22. Как называется третья ось координат  (аппликата)
  23. Единицы измерения плоских углов, дуг  (радиан, градус)
  24. Параллелограмм, все стороны которого равны  (ромб)
  25. У какого треугольника стороны равны 3,4,5?  (прямоугольного)
  26. Какое действие нужно  выполнить, чтобы найти отношение чисел? (деление)  т.д. и т. п.

                                                              

        

        

                             

                                                                                                   

                                                               

                   

        

Лобанова Н.Р.

Этот текст написан на плакате, который помещен перед аудиторией, где будет проходить мероприятие. И перед началом игры зачитывается ведущим.

Продолжается век

И другой приближается век

По кремнистым ступеням

Взбираясь к опасным вершинам,

Никогда, никогда, никогда

Не отдаст Человек,

Своё превосходство

Умнейшим на свете машинам.

- Демонстрируется способность быстро сосчитать учениками, нежели, используя калькулятор:

Найти сумму

1+2+3+4+…..+19+20+21=  

1-ый участник: (1+21)/2*21 (сумма членов арифметической прогрессии)

2-ой участник: (1+20)+(2+19)+…..+21= 21*10+21

3-ий участник: используя калькулятор

Задание выполняют ученики 5, 6, 8 классов, заранее подготовленные.

Олимпиада посвящается — Человеку и его нескончаемым (бесконечным) способностям

- Нужно придумать эмблему олимпиады. Объявляется конкурс (можно заранее)

Набор предметов лежит на столе, который размещен на видном месте:  калькулятор, ЭВМ, компьютер, пальцы рук,  модель мозга человека, счётные палочки

участникам раздаётся бумага, карандаши, время 5 минут, рисунки размещаются, способом голосования выбирается лучший, который и объявляется эмблемой олимпиады и вывешивается центральное место.

- Открытие олимпиады – зажечь огонь

Отборочный тур: выбирается три участника (победитель тот, кто последним назовёт имя учёного математика;  назвать математические линии, которые являются графиками функций; назвать математические действия)

Три участника выходят, кому одному из них предстоит зажечь олимпийский огонь, кому?

Для этого проводится конкурс: кто быстрее дойдет до вершины горы, тот и зажжёт олимпийский огонь (нарисует его)

 

Движение вверх по горе Олимп: на каждой ступени лестницы записана цепь вычислительных заданий для устного счёта, кто вперёд выполнит вычисления, тот и зажжёт олимпийский огонь

Пример для игры: (можно придумать другие)

1)15*4;  +2;  /31;  *3;  +15;  -7;  +8;  *10;   +11

Олимпийские игры считать открытыми.

Начало соревнований (состязаний)

1.эстафета:   Игра проводится в три этапа. Для учащихся 5 классов, 7 классов, 8 классов

 Для пятиклассников. На доске записаны примеры

А) 34*27+1638:39;

Б)32*37-3293:37.

Две команды по три человека. Один участник выполняет первое действие, после того как он закончит, второе действие выполняет второй участник и т. д. Победит та команда, которая  правильно и первая выполнит вычисления.

Для семиклассников. На доске записаны уравнения

А)3Х(2Х-1)-6Х(7+Х)=90     (Х=-2);

Б)6Х(2-3Х)-9Х(5-2Х)=99    (Х=-3).

Первый ученик раскрывает скобки, второй приводит подобные слагаемые, третий находит значение х. Победит та команда, которая правильно и первая  проведёт решение.

Для восьмиклассников: На доске записаны задания

А) Сумма 3х и 5х равна 96;

Б) Разность11у и 2у равна99.

2. Гимнастика ума: Заполнить пустые клетки за 1 минуту

В игре принимают участие три ученика, каждому раздаётся три карточки с заданиями, эти же задания высвечиваются на экране для болельщиков. Победитель тот, кто правильно и больше выполнит заданий.

15

41

26

19

12

19

18

37

17

46

51

3

17

57

19

26

20

14

19

31

3. Гонки: Кто быстрее назовёт числа по порядку

На доске, или на плакате, или на экране размещена таблица

8

11

16

18

2

21

25

10

20

3

14

9

15

7

24

22

4

1

23

13

6

19

12

17

5

Поочерёдно, три участника, используя указку, показывают и называют числа по порядку от 1 до 25. Кто потратит меньше времени, тот и победитель. Болельщики повторяют одновременно с игроком.

4. Синхронное плавание: Определить первую цифру в частном, заполнить кружки, прочитать фамилию математика, соединив буквы стрелками. Записи и рисунки выполнены на доске. В команде 7 человек. Побеждает та команда, которая первая назовёт фамилию математика

9762:18 = Б                                             

4527:39 = Ч

11693:14 = Ы

487:5 = Е

14923:217 = Ш

98304:321 = Е

9274:2 = В

8517:17 = Р

216:12 = Д

904:15 = А

1092:32 = Х

788:24 = И

14432:2 =М

11324:25 =Е

Борьба:  разгадать чайнворд, или кроссворд, или ребус.

Материал можно найти в журнале «Математика в школе», в книге «Весёлая математика», «Математическая шкатулка»

Награждение производить после каждого этапа  медалями из конфет, шоколадок и т.д.т. п.

Закрытие:

Группа учеников (желательно из младших классов) читают стихотворение

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить,  взвесить…

Сколько зёрен в помидоре

Сколько лодочек на море

Сколько в комнате дверей

В переулке фонарей.

Сколько камня на горе

Сколько кошек во дворе.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Можно всё пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить.

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьёв,

Сколько пальцев на руках,

Сколько пальцев на ногах,

 Сколько в садике скамеек,

Сколько в пяточке копеек…..

                                             Математическая игра

  1. Отборочный тур: Предлагается слово «математика». Задание: составить слова из букв, входящих в это слово. Побеждает тот, кто больше составит слов, он и является счастливчиком, то есть игроком.
  2. Игроку сообщаются правила игры. Игра состоит из трёх туров:

1-ый тур «Проще простого». Игроку задаётся 10 вопросов, вопросы читаются быстрым темпом, но четко проговариваются. Примерные вопросы:

- самое маленькое натуральное число;         1

- запись из одной, или нескольких цифр;     число

- часть от целого;                                             дробь

- результат умножения;                                  произведение

- число разрядов в классе;                              три

- луч со штрихами;                                          шкала

- число, из которого вычитают;                     уменьшаемое

- равенство с неизвестным;                            уравнение

- десять десятков;                                            сто

- прибор для измерения величины углов     транспортир

Если игрок ответил правильно на 5и более вопросов, он проходит во второй тур, и получает приз (например, карандаш)

2-ой тур «Шевели мозгами». В этом туре игрок имеет право воспользоваться помощью друзей, но только один раз.

Примерные задания:

-каким простым приспособлением можно воспользоваться для нахождения центра круга?

- какая фигура лишняя?

                                                                                     

 

- непрерывное рисование, изобразить точки в следующем порядке и обвести их следующим образом

.      .      .      .                                              

.      .      .      .      

.      .      .      .      

.      .      .      .      

Если игрок выполнил два и более правильных ответа он проходит в третий тур и получает приз (например, авторучка).

3-ий тур. «Соберись, напрягись, работай». Игроку задается вопрос, если он не знает ответа, то может попробовать за 30 секунд найти ответ в любом источнике информации (учебники, справочники и т.п.). Примерные задания.

- дана функция у=кх+в, как называется данная зависимость, какую информацию дает нам коэффициент к, какую информацию дает слагаемое в и т.п.

Если игрок ответил на все вопросы правильно, то он счастливчик и победитель, получает приз (например, книга с математическим содержанием), если нет, утешительный приз (например, тетрадь).

               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система внеклассной и внеурочной работы по математике

Важнейшей задачей учителя математики является пробуждение в детях любознательности, пытливости, развитие устойчивого интереса к математике. Достичь положительных результатов в решении данной задачи уч...

Работа учителя математики по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

В наше время, в связи с компьютеризацией, большим объемом информации, часто письменными ответами на вопросы, снижается речевая культура учащихся, а также качество оформления письменных работ....

Внеурочная работа по математике

Внеурочная работа - это мир творчества, прявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего "я".Важно заинтересоватьребенка, что даст возможность превратить внеурочную деяте...

Внеурочная работа по математике в 11 классе

Примерная программа по математике по подготовке к ЕГЭ 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.  П...

Методическое письмо «Направления работы учителей математики по исполнению единых требований преподавания предмета на современном этапе развития школы»

Методическое письмо«Направления работы учителей математикипо исполнению единых требований преподавания предметана современном этапе развития школы»...

Опыт работы "Внеурочная работа по математике"

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как её любит  каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей.! Она помогает развитию других наук, она р...

Дидактический материал "Самостоятельные работы по математике для 6 класса"

Самостоятельные работы по математике6 классСамостоятельная работа №1Вариант I.1. Напишите все делители: а) числа 30; б) числа 23.2. Напишите шесть чисел, кратных: а) числу 13; б) числу 12; в) чис...