УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "Тригонометрия"
учебно-методический материал по математике (10, 11 класс)
Учебное пособие составлено в соответствии рабочей программе учебной дисциплины «Математика» для всех специальностей СПО.
Данное методическое пособие разработано для студентов 1 курса с целью оказания помощи при теоретической и практической подготовке студентов по изучению тригонометрических тем.
Учебное пособие дает возможность самостоятельно изучить теоретический материал и закрепить практические навыки по всему разделу «Тригонометрия». Пособие состоит из трех взаимосвязных частей: элементов тригонометрии (в разделе рабочей программы «Понятие о числе»), тригонометрические функции (в разделе рабочей программы «Функции и их свойства» и тригонометрические уравнения (в разделе рабочей программы «Уравнения и неравенства»). Каждая тема имеет краткую теоретическую часть, содержит указания и решения к некоторым из заданий, подобраны вопросы и задания для закрепления изучаемой темы, а так же приводится тестовая форма проверки полученных знаний по каждой части раздела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnoe_metodicheskoe_posobie_trigonometriya.docx | 418.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта -
филиал ФГБОУ ВПО «ИрГУПС»
О.О. Стогова
УЧЕБНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
«Тригонометрия»
по дисциплине «Математика»
Улан-Удэ
2019
ПРИНЯТО цикловой методической комиссией математики и информатики протокол № __ от «____» _________ 20 ____ г Председатель ЦМК _________________ Т.Ю. Мартынова (подпись) (ФИО) | УТВЕРЖДАЮ Зам. директора колледжа по НМР _________________ В.А. Ларченко «____» ________________ 20 ____ г. |
Данное методическое пособие разработано для студентов 1 курса с целью оказания теоретической и практической помощи при изучении раздела «Тригонометрия» по дисциплине «Математика».
Автор – Стогова О.О., преподаватель высшей квалификационной категории Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта.
Рецензенты – Мартынова Т.Ю., преподаватель высшей квалификационной категории Улан-Удэнского колледжа железнодорожного транспорта, методист.
Пояснительная записка
Учебное пособие составлено в соответствии рабочей программе учебной дисциплины «Математика» для всех специальностей СПО.
Данное методическое пособие разработано для студентов 1 курса с целью оказания помощи при теоретической и практической подготовке студентов по изучению тригонометрических тем.
Учебное пособие дает возможность самостоятельно изучить теоретический материал и закрепить практические навыки по всему разделу «Тригонометрия». Пособие состоит из трех взаимосвязных частей: элементов тригонометрии (в разделе рабочей программы «Понятие о числе»), тригонометрические функции (в разделе рабочей программы «Функции и их свойства» и тригонометрические уравнения (в разделе рабочей программы «Уравнения и неравенства»). Каждая тема имеет краткую теоретическую часть, содержит указания и решения к некоторым из заданий, подобраны вопросы и задания для закрепления изучаемой темы, а так же приводится тестовая форма проверки полученных знаний по каждой части раздела.
С увеличением роли самостоятельной работы студентов и необходимостью предоставления студентам возможности самообразования данное учебное пособие актуально. Весь материал изложен в доступной форме, наличие ответов дает возможность для самоконтроля.
Содержание
Глава 1. Элементы тригонометрии | Стр. |
| 5 |
одного и того же аргумента | 6 |
| 7 |
разности двух углов (формулы сложения) | 9 |
| 10 |
функции к их произведению | 12 |
Тестовая работа№1 | 13 |
Глава 2.Тригонометрические функции | |
| 14 |
| 16 |
| 18 |
| 21 |
Тестовая работа №2 | 23 |
Глава 3. Тригонометрические уравнения | 25 |
| 25 |
| 32 |
Тестовая работа №3 | 37 |
Ответы, указания, решения | 38 |
Литература | 39 |
Глава1. Элементы тригонометрии
1.Радианная мера угла
Уже в Древнем Вавилоне задолго до нашей эры углы измеряли в градусах. Градус, - это часть полного оборота (части окружности). Так как окружность содержит 3600 и в то же время радиан, то один радиан соответствует : 1 рад =017; 10 =; 0=;
рад =
Пример 1.Выразим в радианах величины углов: 51°;400; -4800
51°= = = 0,8901 (радиан);
400= рад;
-4800= рад.
Пример 2. Выразим в градусах величины углов:
1,5 радиана = = 85°57;
радианам = = 120°;
-6рад =0.
Контрольные вопросы и задания
1)Что такое угол в один радиан?
2)Выразите : а)в градусах 1,2; -0,7; б)в радианах 640; -1450.
3)Переведите углы из градусной меры в радианную:
а)1250; б)200; в)450;г)1850; д)-2250; е)-3750;
4)Переведите углы из радианной меры в градусную:
а); б); в) г); д); е)
5)С какой угловой скоростью Земля вращается вокруг своей оси?
2. Зависимости между тригонометрическими функциями
одного и того же аргумента
Основные тригонометрические тождества
sin2α +cos2α=1; tgα ctgα=1; 1+ tg2α =
tg α = ; ctg α = 1+ctg2α =
Используя указанные тождества, можно выразить через данную тригонометрическую функцию остальные функции.
Упростить тригонометрическое выражение-это значит, используя основные формулы и правила алгебраических преобразований , привести его к более простому виду.
При доказательстве тождеств можно, пользуясь известными формулами, преобразовать левую часть тождества в правую или, наоборот, правую в левую. Иногда удобнее обе части тождества преобразовать к одному и тому же выражению.
Пример 1. Вычислим cos t, если известно, что tg t= и t π;].
Решение: из формулы 1+ tg2t =
находим cos2t = . Подставим вместо tg t его значение, получим
cos2t = ; cos2t = ± .
По условию t принадлежит 3 четверти координатной окружности, где cos t отрицателен; значит, cos t = - .
Пример 2. Упростим выражение + tg α.
Решение: + tg α =+=== (α≠+πn,nZ).
При решении использованы тождества: sin2α+сos2α=1.
Пример 3. Докажем тождество
Решение: Преобразуем левую часть равенства: - = .
Контрольные вопросы и задания
1.Как, зная синус угла, найти тангенс этого угла? Как решить обратную задачу: зная тангенс угла, найти синус этого угла?
2.Найти , если и - угол III четверти.
3.Упростите выражение .
4.Используя рисунок единичной окружности, определите знаки cos и sin если:
а); б) ;
в); г);
д) е).
3.Формулы приведения
Формулы приведения позволяют привести в тригонометрические функции любого угла к тригонометрическим функциям острого угла.
Запомните:
- Если угол представить в виде 180°±α или 360°± α, то название функции не меняется;
- Если же угол представить в виде 90°±α или 270°±α, то название нужно поменять на сходное.
- Знак результата определяется той функцией, которая дана, а не той, которая получается.
Пример 1. Вычислим: cos 300° - sin 210° - tg 135°.
Решение: cos 300°= cos (360°- 60°)= cos 60°= ;
sin 210°= sin (180°+30°) =- sin 30°= -;
tg 135°= tg (90°+ 45°) = - сtg 45°= -1.
Тогда cos 300° - sin 210° - tg 135°=-(- )-(-1) = 2
Пример 2. Упростим: sin2 290°+cos2110°+ tg2200°.
Решение: sin 290°= sin(270°+20°)= - cos20°; cos110°= cos(90°+20°) = - sin20°; tg200°= tg(180°+20°)= tg20°, тогда sin2 290°+cos2110°+tg2200°= cos220°+ sin220°+ tg220°= 1+tg220°= .
Пример 3. Упростим: sin(α - )сos(2π-α) - sin(π-α)sin(π+α)
Решение: используем свойство нечетности функции sin α и формулы приведения. Тогда sin(α- )сos (2π-α) - sin(π-α)sin(π+α)=
сos α сos α – sin α(-sin α)= сos2α + sin2α=1.
Пример 4. Приведем cos 289 к острому углу.
Решение. Можно рассуждать следующим образом:
- 289 - угол IV четверти, в которой косинус положителен, значит, в правой части формулы нет знака «-» ;
- 289 = 270 + 19 название меняется
- cos289 = cos (270 + 19) = sin 19.
Контрольные вопросы и задания
1.Какие координаты имеет точка В, симметричная точке А(m;n) относительно: а)оси абсцисс; б)оси ординат;
в)начала координат; г)прямой у = х?
2.Докажите, что sin(2700 + ) = - cos.
3.Приведите к тригонометрической функции угла :
а) sin(); б) в) г) д) sin();
3.Найдите: а) sin 8550; б)tg .
4.Вычислите:
а)
б).
4.Найдите значение выражения , если .
4.Тригонометрические функции суммы и
разности двух углов (формулы сложения)
sin(α +β)= sinα cosβ + sinβ cosα; sin(α - β)= sinα cosβ - sinβ cosα;
cos (α+β) = cosα cosβ - sinα sinβ; cos (α -β) = cosα cosβ + sinα sinβ;
tg(α+β) =; tg(α -β) =,
ctg(α+β)=; ctg(α-β)=
Пример 1. Докажем тождество sin(α+β) sin(α-β)= sin2α- sin2β
Решение: преобразуем левую часть:
sin(α+β) sin(α-β)=( sinα сosβ +cosα sinβ) (sinα сosβ - cosα sinβ) =
= sin2α сos2β - cos2α sin2β.
Выражая cos2α и сos2β через синусы, получим
sin2α (1- sin2β) - (1- sin2α) sin2β = sin2α- sin2α sin2β - sin2β+ sin2α sin2β =
= sin2α- sin2β.
Пример 2. Упростим: .
Решение. Разделив числитель и знаменатель на 2 и заменив на cos , получим
== tgα.
Пример 3. Вычислим cos° 75 + sin° 15.
Решение. cos° 75 + sin° 15= cos(45°+30°)+sin(4°5-30°) = cos 45° cos 30° - sin 45°sin 30°+sin 45°cos 30°- cos 45° sin 30°= – + – =
- + - = - = .
Пример 4. Докажем, что если tg = , tg = , α [] и β[],то .
Решение. Запишем формулу тангенса суммы углов и подставим числовые значения:
tg(α+β) = = 1. Так как α [] и β[], то [],
единственным углом в промежутке от 0 до , тангенс которого равен 1, является угол . Значит, = .
Контрольные вопросы и задания
1.Найдите sin(α +β), если sinα = , cosβ = - , α [] и β[].
2.Найдите tg(1350+α0), если tg α0= - .
3.Упростите выражение tg(α +) tg(α - ) .
4.Упростите выражение .
5.Формулы двойного и половинного аргументов.
sin2α= 2 sin α cos α; cos 2α= cos2α - sin2α; tg 2α = .
Обратите внимание на то, что любой аргумент есть удвоенный по отношению к своей половине.
Например: α =2; х- y=2 ; 2α+β=2 и т.д. Поэтому можно писать: sin α =2 sin cos ;
соs= cos2 - sin2; sin(x-y) =2 sin cos и т.д.
Если выразить правую часть формулы для cos 2α только через одну тригонометрическую функцию (синус или косинус), то получим
cos 2α= 1-2sin2α; cos 2α=2cos2α -1. Из формулы косинуса двойного угла можно выразить косинус и синус угла, в 2 раза меньшего, которые используют для понижения степени выражений.
cоs2= ; sin2 = ;
cоs2= ; sin2 = ; = ;
sin= ±; соs = ±; tg= ±;
Пример 1. Вычислим sin2α, если sin α = и α [].
Решение. Учитывая, что α – угол второй четверти, то =
= - = - = - = - . Применяя формулу синуса двойного угла, получим: sin2α = 2 sin α cos α = 2.
Пример 2. Докажем тождество: cos 2α = .
Решение. Преобразуем правую часть равенства:
= = = = cos 2α.
Пример 3. Вычислим cos α, если cos
Решение. По формуле косинуса двойного аргумента запишем:
cos α = cos ) = 2 cоs2 . Отсюда cos α = 2 - 1 = - .
Пример 4. Найдем формул, выражающую sin3α и cos 3α через sin α и cos α.
Решение. sin3α = sin(2α+= sin2α cos + sin cos2α. Применяя теперь формулы синуса и косинуса двойного аргумента получим: sin3α = 2 sinα sin , sin3α = 3 sin α - .Аналогично получаем, что cos3α = 3 α .
Контрольные вопросы и задания
1.Найдите если sin0,6.
2.Докажите тождество tg α = .
3. Докажите тождество
4. Известно, что tg = -2 . Вычислите
6.Формулы перехода от суммы и разности тригонометрических
функции к их произведению
sin α+ sin β=2 sin соs; sin α- sin β=2 соs sin ;
соs α - соs β= -2 sin sin; соs α + соs β=2 соs соs;
tg α + tg β = ; tg α - tg β =;
сtg α + сtg β = ; сtg α - сtg β =
Пример 1. Вычислим cos 42° +cos 16°.
Решение. Воспользуемся формулой суммы косинусов тригонометрических функций cos 42° +cos 16°= 2 cos cos=2 cos 29° cos 13°.
Пример 2. Вычислим sin 32° sin18°
Решение. Воспользуемся формулой суммы тригонометрических функций
sin 32° sin18° =2 sinсos=2 sin 25° cos 7°;
Пример 3. Докажем тождество = tg 3α.
Решение: преобразуем левую часть к правой:
===
= tg 3α.
Пример 4. Преобразуем сумму sin α + cos α в произведение.
Решение. sin α + cos α = sin α + sin α =2 sin =
=2 sin .
Контрольные вопросы и задания
1.Как преобразовать разность косинусов в произведение?
2.Представьте в виде произведения :а) cos 780 – cos 420; б)sin + sin; в)tg +сtg .
3. Докажите тождество:.
4. Преобразовать разность cos(2х+ у) – cos(4х – у) в произведение.
Решите самостоятельно:
тестовая работа №1:
1.Упростите выражение .
а) ; б) 0; в) ; г) .
2. Дано , . Найдите .
а) 0,48; б) 0,96; в) -0,48; г) -0,96.
3. Упростите выражение .
а) -1; б) 0; в) 1; г) 2.
4. Дано , . Найдите
а) ; б) ; в) ; г) .
5. Упростите выражение
а) | б) | в) | г) |
6. Вычислите
а) ; б) 0; в) 1; г) -
7. Найдите значение , если и
а) ; б) -1; в) 2,5; г) .
8. Вычислите ; а) -12; б) 24; в) 12; г) 2.
9. Вычислите ;а) -8; б) 16; в) -16; г) 8.
Глава 2. Тригонометрические функции
1.Свойства и график функции y= sin x
В предыдущих пунктах вы познакомились с некоторыми свойствами функции y = sin 𝛗, аргумент 𝛗, которой может принимать любые значения. Эти свойства удобно использовать при построении графика y= sin x(аргумент функции, как вы знаете, обычно обозначают буквой х).
Построим сначала график функции y= sin x на промежутке от 0 до (для значений х от 0 до ). Можно получить точки графика функции y= sin x с помощью единичной окружности. Соединив их плавной линией, получим график функции y= sin x на промежутке от 0 до .Формула sin (π – x) = sin x позволяет, используя симметрию графика относительно прямой х = , построить его на промежутке от до π.
Формула sin (-x) = - sin x позволяет получить график функции y= sin x на промежутке от – π до 0, используя обычный для построения графиков нечетных функций прием - симметрию относительно начала координат .
Формула sin (2π + x) = sin x показывает, что значения функции y= sin x через каждые 2π повторяются, т.е. для любого значения х,
sin (x - 2π) = sin x = sin (x + 2π).
Основные свойства функции y= sin x
- Аргумент функции может принимать любые значения.
- Функция принимает любые значения от -1 до 1.
- Функция y= sin x нечетная, так как для любого значения x,
sin (- x) = - sin x.График функции y= sin x симметричен относительно начала координат.
- Функция y= sin х периодическая, ее наименьшим периодом Т= 2π.
- Функция y= sin х возрастает на промежутках от - + 2πn до + 2πn, где n – любое целое число. Функция убывает на промежутках от + 2πn до + 2πn, где n – любое целое число.
- Функция принимает свое наибольшее значение, равное 1, при
х= + 2πn, где n – любое целое число. Функция принимает свое наименьшее значение, равное -1, при х = - = + 2πn, где n – любое целое число.
- Функция y= sin х принимает значение, равное нулю, при х = πn, где n – любое целое число.
Пример 1. Расположим в порядке возрастания sn 225, sin 310, cos 118.
Решение. Функция y= sin х возрастает на промежутке от - до , следовательно, большему острому углу соответствует больший синус. Выразим данные в условии выражения через синусы острых углов:
sin 225 = sin (180 + 45) = - sin 45,
sin 310 = sin (360 - 50) = -sin 50,
cos 118 = cos (90 + 28) = - sin 28.
Так, как в первой четверти функция y= sin х возрастает, имеем:
sin 28 < sin 45 < sin 50. Значит, - sin 50 < - sin 45 < - sin 28.
Ответ: sin 310 sin 225cos 118.
Пример 2. Докажем, что число π является периодом функции y= sin х cos х.
Решение. Поскольку аргумент х этой функции может принимать любые значения, нужно доказать, что при всех значениях х
sin (x - π) cos (x - π) = sin x cos x = sin (x + π) cos (x + π).
Используя формулы приведения, получаем:
sin (x - π) cos (x - π) = - sin (x - π) cos (x - π) = - sin x (- cos x) = sin x cos x;
sin (x + π) cos (x + π) = - sin x (- cos x) = sin x cos x, что и требовалось доказать.
Пример 3..Найдите наибольшее и наименьшее значения функции у = sin x на отрезке.
Решение. Построив график функции у = sin x (см рис1) и выбрав часть его на отрезке , убеждаемся, что унаиб = (этого значения функция достигает в точке х= ),а унаим = -1( этого значения функция достигает в точке х= ).
Контрольные вопросы и задания.
1.Изобразите график функции y= sin х и перечислите основные свойства этой функции.
2.Сравните sin 305 и sin 215.
3.По графику функции y= sin х найдите sin (-0,5), sin 1,5 и sin 2,5.
4.Найдите наибольшее и наименьшее значения функции у = sin x на отрезке.
2.Свойства и график функции y= cos х
Задачу построения графика функции y= cos х можно свести к построению графика функции y= sin х.
Действительно, поскольку cos х= , график функции y= cos х можно получить из графика функции y= sin х сдвигом последнего вдоль оси абсцисс влево на (рис. 2).
Полученный график является графиком функции y= cos х.
Основные свойства функции y= cos х
1)Аргумент функции может принимать любые значения.
2)Функция принимает любые значения от -1 до 1.
3)Функция y= cos х четная, т.к. для любого значения х cos х.
График функции y= cos х симметричен относительно оси ординат.
4)Функция y= cos х периодическая. Ее наименьшим периодом является число .
5) а)Функция возрастает на промежутках от –π +2πn до 2πn, где n- любое целое число. (Например, при n=0 получаем промежуток возрастания от –π до 0, а при n=1 – промежуток от π до 2π.)
б) Функция убывает на промежутках от 2πn до π +2πn, где n- любое целое число. (Так, при n=0 получаем промежуток от 0 до π, а при n=-1 – промежуток от -2π до -π.)
6)а) Функция принимает свое наибольшее значение, равное 1, при х=2πn, где n- любое целое число.
б) Функция принимает свое наименьшее значение, равное -1, при х= π +2πn, где n- любое целое число.
7) Функция y= cos х принимает значение, равное нулю, при х= πn, где n- любое целое число.
Пример 1.Сравним значения и .
Решение. На промежутке от 0 до функция y= cos х убывает.
Приведем данные выражения к косинусам углов из этого промежутка:
= = -;
= = - .
В силу убывания функции y= cos х на промежутке от 0 до имеем:
>, отсюда - < -.
Ответ: > .
Контрольные вопросы и задания
1. Постройте график функции y= cos х и перечислите ее основные свойства.
2. Сравните значения и .
3. Найдите по графику функции y= cos х следующие значения:
, и .
3.Свойства и графики функций y= х и y= ctg х
Область определения функции y= х включает в себя все числа, кроме чисел вида Как и при построении синусоиды, сначала постараемся получить график функции y= х на промежутке
В левом конце этого промежутка тангенс равен нулю, а при приближении к правому концу значения тангенса неограниченно увеличиваются. Графически это выглядит так, как будто график функции y= х прижимается к прямой х = , уходя вместе с ней неограниченно вверх.
Мы уже встречались с таким свойством графика функции (k ≠ 0): при приближении аргумента х к нулю кривая прижимается коси ординат, а при увеличении аргумента – к оси абсцисс. Ось абсцисс называют горизонтальной асимптотой, а ось ординат - вертикальной асимптотой графика функции .
Аналогично, прямая – вертикальная асимптота графика функции
y= х.
Основные свойства функции y= х
1)Аргумент функции может принимать любые значения, кроме + ( )
2)Функция может принимать любые принимать любые значения.
3)Функция y= х нечетная, т.к. для любого значения х из области определения = -.
График функции y= х симметричен относительно начала координат.
4)Функция y= х периодическая. Ее наименьшим периодом является число.
5)Функция возрастает на интервалах от - до ( ). Так, при получаем промежуток возрастания (- , а
при промежуток ( .
6)Функция y= х принимает значение, равное нулю, при х = ( ).
7)График функции y= х имеет вертикальные асимптоты, уравнения которых имеют вид х = ( ).
Получить график функции y= ctg х проще всего с помощью преобразования тангенсоиды, поскольку ctg х = -. При этом сначала, сдвигая график функции y= х вдоль оси абсцисс на вправо, получаем график функции , а затем выполняем симметрию полученного графика относительно оси абсцисс. В результате получается график функции y= ctg х (рис. 5).
График котангенса – это почти тот же самый тангенс, функции связаны тригонометрическим соотношением .
Свойства попробуйте сформулировать самостоятельно, они практически такие же, как и у тангенса.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте основные свойства функции y= ctg х. Какие из этих свойств имеет функция y= х?
2.С помощью каких преобразований графика функции y= f(x) можно получить график функции y= -f(x + 2)?
4. Обратные тригонометрические функции.
Функция на oтрезке [-] обратима, т.е. имеет обратную функцию, которая называется арксинусом и обозначается
для обратная функция
для
обратная функция .
Пример 1.Вычислим некоторые значения обратных тригонометрических функций.
Решение. sin()=, следовательно, arcsin( = ; cos ()= - , поэтому
arccos(-)=; tg(-)= - 1 значит, arctg(-1)=-, ctg ()= -, откуда
arcctg (-=.
Пример 2.Найдем значение arcos (cos ).
Решение. Для любого а из промежутка [0; π] arcos (cos a) = a.
Поскольку 0 ≤ ≤ π, arcos (cos ) = .
Пример 3. Вычислить tg(2 arccos(+2
Решение. tg(2 arccos(+2tg(2+π+2=tg 2 π= - . При решении использованы периодичность функции и значения обратных тригонометрических функций.
Пример 4. Вычислить 2 arcsin(-+ arcctg(-1)+ arccos().
Решение. 2 arcsin(- + arcctg(-1)+ arccos=2+(-)+ + = -+π=
Обратные тригонометрические функции используются при решении тригонометрических уравнений.
Контрольные вопросы и задания
1.Сформулируйте определение обратных тригонометрических функций.
2. Вычислите 2arcctg (-)+2 arcsin(-1)+ arcsin0.
3.Упростите выражение: а) где х;б) sin(arctg x).
4. Используя графическую иллюстрацию, определите знак разности:
а) ; б) arccos – arcos 1;
в) arctg 1-arctg 4; г) arctg 3-arctg 1,5.
5. Вычислите:
а) arcsin ; б) arccos;
в) arctg (-1); г) arctg ;
д) arcos 0; е) arcsin 1;
ж) arctg ; з) arctg 0.
6. Найдите значение выражения:
а) arccos ; б) arcsin ;
в) arctg (tg 1); г) arcctg (ctg1);
д) cos ; е) sin ;
ж) tg (arctg 1); з) ctg (arcctg 1).
7. Найдите значение выражения:
а)sin ; б) cos ;
в) cos (arctg 1 + arcctg1); г) tg .
Решите самостоятельно:
тестовая работа №2:
1. Расставьте в порядке убывания числа: , , .
а. ; б. ; в.; г.; д..
2. Расположите числа , , в порядке возрастания.
а. ; б. ; в. ; г. ; д..
3. Вычислите:
а. 0,2; б. 0,3; в. 0,25; г. 0,35; д. 0,15.
4. Вычислите: .
а. ; б.; в. ; г. ; д. .
5. Вычислите: +.
а. 1; б.-1; в. ; г. ; д. .
6. Вычислите: .
а. ; б. ; в. -1; г. 1; д.
7. Вычислите:
а. ; б. ; в. ; г. 1; д..
8. Вычислите: .
а. 1,5; б.0,5; в.; г. ; д..
9. Выберите среди данных чисел наибольшее ; ; ;.
а. ; б. ; в. ; г. ; д. .
10.Найдите область значений функции у=2 –sin x
а. | б. | в. | г. | д. |
11.Найдите область значений функции
а. | б. | в. | г. | д. |
12. Найдите значение функции
а. 3; б .; в . 2 ; г. 5. д .-2
14.Найдите значение функции
а . ; б . ; в . - ; г .- ; д. 1
Глава3.Тригонометрические уравнения.
1.Простейшие тригонометрические уравнения.
В предыдущих пунктах вы уже находили угол по назначению его синуса, косинуса, тангенса или котангенса. Другими словами, вы уже решали уравнения вида : sin φ= a, cos 𝛗=a, tg 𝛗=a, ctg 𝛗=a.
Эти четыре уравнения принято называть простейшими тригонометрическими уравнениями. В дальнейшем нам будут встречаться различные тригонометрические уравнения, однако все они в процессе решения будут сводиться к простейшим. Естественно поэтому сначала выяснить, как решаются простейшие тригонометрические уравнения.
Уравнение sin 𝛗 = a
Прямая y=a при -1< a <1 пересекает окружность в двух точках P𝛗 и Pπ-𝛗 (рис.16). Число 𝛗, принад лежащее промежутку , синус которого равен a, называют арксинусом. Обозначают arcsin a, «arc» означает «дуга», а целиком «arcsin a» можно перевести как «угол, синус которого равен а».
Из рисунка 5 видно, что уравнение sin 𝛗 = a при -1< a <1 две серии корней: Sin 𝛗 = a,
𝛗1 = arcsin a + 2πn, 𝛗2 = π – arcsin a + 2πn
(n – любое целое число).
Выражение для второй серии корней можно несколько упростить, записав:
𝛗2 = -arcsin a +(2n+1)π.
Решение каждого из уравнений sin 𝛗 = 1 и sin 𝛗 = -1, как вы уже видели, записывается в одной серии корней:
Sin 𝛗 = 1, 𝛗 = + 2πn (n - любое целое число);
Sin 𝛗 = -1, 𝛗 = - + 2πn (n – любое целое число)
Уравнение cos 𝛗 = a
В данном случае нам надо рассмотреть прямую, перпендикулярную оси абцисс, которая при -1 < a < 1 пересекает окружность в двух точках P𝛗 и P-𝛗 (рис. 17). Как и в предыдущем случае, для числа 𝛗 вводят специальное название « арксинус а » - корень уравнения cos x = a , принадлежащий промежутку [ 0; π ] (на рисунке 7 соответствующая дуга единичной окружности выделена); обозначают arcos a (угол, косинус которого равен а). Из рисунка видно, что уравнение cos 𝛗 = а при -1 < a < 1 имеет две серии корней:
сos 𝛗 = a,
𝛗1 = arcсos a + 2 πn,
𝛗2 = - arcсos a + 2πn
(n – любое число).
Как и в случае синуса, решение каждого из уравнений cos 𝛗 = 1 и
cos 𝛗 = -1 записывается в виде одной серии корней:
Cos 𝛗 = 1, 𝛗 = 2πn (n – любое целое число);
Cos 𝛗 = -1, 𝛗 = π(2π + 1) (n – любое целое число).
Отметим,что если число а больше 1 или меньше -1, то ни уравнение
sin 𝛗 = a, ни уравнение cos 𝛗 = a корней не имеют.
Уравнения tg 𝛗 = a и ctg 𝛗 = a
Решения уравнений tg 𝛗 = a и ctg 𝛗 = a проиллюстрируем с помощью линий тангенсов и котангенсов (рис.8).
Ясно,что число а в этих уравнениях может быть любым.
tg 𝛗 = a ctg 𝛗 = a
𝛗 = arctg a + πn 𝛗 = arcctg a + πn
(n – любое целое число)
- < arctg a < , т.е arctg a – 0 < arcctg a < π, т.е. arcctg a -
угол промежутка , угол из промежутка (0; π),
тангенс которого равен а, котангенс которого равен а,
tg (arctg a) = a ctg (arcctg a) = a
Пример 1. Найдем корни уравнения 2sin x +3 = 0,принадлежащие промежутку [0 ; 2π].
Решение. Заменим данное уравнение простейшим уравнением sin = - . Его корни: x1= arcsin + 2πn, x2= π – arcsin + 2πn (n – целое число). Из рисунка 9 видно, что arcsin (- a) = - arcsin a. С учетом этого можно записать: arcsin = - arcsin = - .
Продолжая решение нашего уравнения, получим:
х1= - + 2πn; X2= π + + 2πn.
Будем подставлять в эти две серии решений целые значения n и определять, принадлежат ли получаемые при этом решения промежутку [0; 2π].При n=1 имеем х1 = - + 2πn = .
х
Другие решения этой серии выходят за границы промежутка, поскольку отстоят от x1 не меньше чем на 2π, а границы промежутка отличаются от
x1 меньше чем на 2π.
Аналогично получаем единственное решение второй серии, входящее в указанный промежуток: при n=0 х2 = π + = . Ответ : ;.
Примечание. Получив простейшее уравнение х = , можно было изобразить его решения на единичной окружности (рис. 10) и сразу записать ответ.
Пример 2.Решим уравнение tg2 x – tg x – 6 = 0.
Решение. Обозначим tg x буквой y, тогда данное уравнение примет вид
7y2 – y – 6 = 0.
Его корни: y1 = 1, y2 = - . Возвращаясь к переменной х, получим:
1)tg x = 1, x = + πn (n – любое целое число );
2)tg x = - , x = arctg (- ) + πn (n – любое целое число).
Заметим, что arctg (- ) = - arctg (рис. 11). Поэтому вторую серию решений можно записать так: х= πn - arctg (n – любое целое число).
Ответ: + πn, πn - arctg (n – любое целое число).
Выпишем решения для простейших случаев. Начнем с формул для .
Пусть Тогда n Z.
Пусть Тогда n Z.
Пусть Тогда n Z.
Теперь формулы для тех же значений
Пусть Тогда n Z.
Пусть Тогда n Z.
Пусть Тогда n Z.
Теперь формулы для
Пусть и управление тогда n Z,
Пусть и уравнение , тогда n Z,
Пусть , тогда n Z,
Пусть , а набор n Z.
Контрольные вопросы и задания.
1.Сформулируйте определения арксинуса, арккосинуса, арктангенса и арккотангенса числа.
2.Вычислите: ( arcsin + 2 arccos ) arctg .
3.Найдите корни уравнений, принадлежащие отрезку [0; 2π]:
а) sin x – 0,5 = 0; б)tg x – 1 = 0
Простейшие тригонометрические уравнения
n-любое число | |||
– угол из промежутка , синус которого равен , т.е. , | – угол из промежутка , косинус которого равен , т.е. , | ||
n-любое число | |||
Если число больше 1 или меньше -1, уравнения и корней не имеют. | |||
α-любое число | |||
n-любое число | |||
– угол из промежутка , синус которого равен , т.е. , | – угол из промежутка , котангенс которого равен , т.е. , |
2.Методы решения тригонометрических уравнений.
В предыдущих пунктах вы уже встречались с тригонометрическими уравнениями. В большинстве случаев исходное уравнение в процессе решения сводится к простейшим тригонометрическим уравнениям. Однако для тригонометрических уравнений не существует единого метода решения. В каждом конкретном случае успех зависит от знания тригонометрических формул и от умения выбрать из них нужные. При этом обилие различных формул делает этот выбор иногда довольно трудным.
Рассмотрим несколько основных типов тригонометрических уравнений.
Уравнения, сводящиеся к квадратным
относительно синуса или косинуса
Пример 1. Решим уравнение 2 cos2 x + 3 sin x=0.
Решение. С помощью основного тригонометрического тождества это уравнение можно свести к квадратному относительно sin x:
2 cos2 x + 3sin x = 0, 2(1 – sin2x) + 3sin x = 0,
2 – 2sin2x + 3sin x = 0, 2 sin2x – 3sin x – 2 = 0.
Введем новую переменную t= sin x, тогда наше уравнение примет вид:
2t2 – 3t – 2 = 0. Корни этого уравнения t1 = 2, t2 = 0,5 .
Возвращаемся к переменной x и получаем простейшие уравнения:
- sin x = 2 – это уравнение не имеет корней, так как sin x < 2 при любом значении x;
- sin x = 0,5, x1 = + 2, x2 = + 2 (n – любое целое число)
Ответ: + 2, + 2 (n – любое целое число).
Примечание. Решения уравнения sin x = a при 1 < a < 1 состоят из двух серий корней: x1 = arcsin a + 2 и х2 = arcsin a + . Эти два равенства часто объединяют в одну формулу:
(n – любое число)
+ 2 (n – любое число).
С учетом сказанного ответ к рассмотренному уравнению можно записать так:
(n – целое число)
Пример 2. Решим уравнение 5+
Решение. Применив формулу
Приведем тригонометрические функции, помещенные в уравнение, к одному аргументу и в результате получим, что
Откуда
И далее
Таким образом, мы привели исходное уравнение к квадратному уравнению относительно . Положим
Прежде чем вносить соответствующие изменения в рассматриваемое уравнение, отметим, что новая переменная в отличие от старой переменной не может принимать любые значения. Более точно – переменная подчиняется условию С учетом предложенной замены, уравнение оказывается совсем простым Его корни и
Условию подчиняется лишь первое из найденных значений . Поэтому, переходя к исходной неизвестной , мы получаем только одно соотношение, а именно
Отсюда где n Z.
Ответ: где n Z.
днородные тригонометрические уравнения
Пример 3. Решим уравнение
2 sin2 x – 3sinx cosx – 5cos2 x = 0.
Решение. Рассмотрим два случая:
- cos x = 0 и 2) cos x 0
1)Если cos x = 0, то наше уравнение принимает вид 2 sin2x = 0, откуда
sin x = 0. Но это равенство не удовлетворяет условию cos x = 0, так как ни при каком х косинус и синус одновременно в нуль не обращаются.
2)Если cos x , то мы можем разделить наше уравнение на cos2x:
2 tg2x – 5 = 0. Вводя новую переменную y, получаем квадратное уравнение 2y2 – 3y – 5 = 0, где y = tg x. Корни этого уравнения y1 = , y2 = 2,5. Возвращаемся к переменной х: tg x =, x = + (; tg x = 2,5,
x = .
Ответ:
Обозначив в исходном уравнении sin x буквой u, а cos x буковой v, получим уравнение вида au2 + buv +cv2 = 0. Левая часть этого уравнения – многочлен, каждый член которого имеет вторую степень, а правая – нуль. Такие уравнения называют однородными уравнениями второй степени. Делением на v2 такое уравнение сводиться к квадратному относительно .
Пример 4. Решим уравнение
Решение. Данное уравнение можно свести к однородному тригонометрическому уравнению второй степени. Представим с помощью основного тригонометрического тождества число 3 как 3 sin2 x + 3 cos2 x:
5 sin2 x – 3 sin x cos x – 2cos2 x – 3 sin2 x – cos2 x = 0.
Приведя подобные члены, получим уравнение:
2 sin2 x – 3 sin x cos x – 5 cos2 x = 0 из примера 2.
Пример 5. Решим уравнение 3 sin 2x + 7 cos 2x +3 = 0.
Решение. Это уравнение тоже можно свести к однородному. Применяя формулы синуса и косинуса двойного угла, получим:
6 sin x cos x +7 (cos2 x – sin2 x) + 3 (cos2 x + sin2 x) = 0,
6 sin x cos x +10 cos2 x – 4 sin2 x = 0,
2 sin2 x + 3 sin x cos x – 5 cos2 x = 0.
Мы снова пришли у однородному уравнению второй степени, рассмотренному в примере 2.
Примечание. В этом примере сами аргументы синуса и косинуса наталкивали на мысль о применении формул двойного угла. Но точно так же можно решить и уравнение 3 sin x +7 cos x + 3 = 0, если и здесь отнестись к х как к двойному углу: .
В рассмотренных примерах мы имели дело с тригонометрическими функциями одного аргумента. Если же аргументы разные, то уравнения стараются привести к одному аргументу, или свести его к виду:
.
Пример 6. Решим уравнение sin4 x – cos4 x = sin 2x.
Решение. Применим в левой части уравнения формулу разности квадратов:
sin4 x – cos4 x = sin 2x.
.
Отметим на единичной окружности углы, синус и косинус которых противоположны (рис.12)
Имеем:
Ответ:
Примечание 1. Можно было, конечно,
отнестись к уравнению – сos 2x = sin 2x как к однородному уравнению первой степени и рассмотреть два случая:
- если cos 2x = 0, то sin 2x = 0. Эти два равенства не могут быть верными одновременно;
- если cos 2x .
y
--1
Примечание 2. Запишем уравнение – cos 2x = sin 2x в виде sin 2x +cos 2x = 0 и преобразуем его левую часть, вводя вспомогательный угол. Для этого умножим обе части уравнения на и воспользуемся тем, что
: Получим:
Прием введения вспомогательного угла всегда позволяет заменить синусом или косинусом выражение a sin x + b cos x. Для этого надо добиться, чтобы коэффициенты косинуса и синуса являлись соответственно косинусом или синусом некоторого угла, т.е. чтобы сумма их квадратов оказалась равной 1:
где
Введение вспомогательного угла особенно удобно, когда вспомогательный угол «хороший», т.е. равен
Пример 6. Решим уравнение
Решение. Перенесем все члены в левую часть и преобразуем ее:
Наше уравнение приобрело вид: Поскольку левая часть уравнения имеет смысл при всех значениях х, получаем два случая:
cos x = 0 или sin x – 1 = 0, sin x = 1;
Поскольку вторая серия полностью содержится в первой, ее ответ не указываем.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие способы решения тригонометрических уравнений вы знаете?
2. Решите уравнение:
а) ; б)
в) ; г)
3. Найдите корни уравнения, принадлежащие отрезку :
а)sin x =0; б)cos x – 1=0;
в) 3 tg x + = 0; г)
д) 2 sin е) ctg (x-
ж) 6 з) 4
Решите самостоятельно:
тестовая работа №3:
1.Решите уравнение tg 2x = -1
а) ; б) ; в) ; г)
2.Решите уравнение
а) ; б ) ;в); г)3.Решите уравнение
а) ; б) ; в) ; г)
4. Решите уравнение .
а) ; б );
в) π +6πn,nZ; г) 2πn,nZ;
5. Решите уравнение 2sin2 x – 7sin 2x = 16cos2 x
а) ; б) π + πn; –arctg 8 + πk
в) π + πn; –arctg + πk; г) – π + πn; arctg 8 + πk
6. Найдите все решения уравнения .
а) πk, kZ; б) ; в) ; г) .
7. Найдите все решения уравнения .
а) ; б) ; в) πk, kZ ; г)
Ответы, указания и решения.
Глава1. 1. 3) 1250-2250= ; 4)0,2=360 ;2=114,60; 5)15(град/ч).Решение. Вокруг своей оси Земля поворачивается примерно за 24 часа. 360:24=15.
2.3)tg; 4) Решение.=5,5, угол в 4 четверти, значит .
3. 4)а); в); 4. 2)4)-2; Решение tg ==-2
6.2)а)18; б); в)0.
Глава 2.
4.4) в) отрицательна; 5). б); 6. а) ; в)1; 7.в) 0;
Глава 3.
3. 3)в) г); ж) х1 = ; x2 = arccos(-) +;
Решение , ,решая квадратное уравнение получим:
t = значит arccos(-) +;
cos x = x=. З) х=, х= arcsin
Литература
1. Н.Я. Виленкин и др. Алгебра и математический анализ. Учебное пособие. Просвещение 2010.
2. А.Г. Мордкович и др.Алгебра и начала математического анализа.10-11классы.Ч.1.Учебник. 2011.
3. А.Г. Мордкович и др.Алгебра и начала математического анализа.10-11классы.Ч.2.Задачник.2011.
4. Г.К. Муравин, О.В.Тараканова. Элементы тригонометрии. Пособие. М;Дрова,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методическое пособие по легкой атлетике для студентов средних профессиональных учебных заведений специальности 050720 Физическая культура Часть 1
Составители:Рыбалов Ю.В. зав. ПЦК преподавателей физической культуры, преподаватель физической культуры Суражского педагогического колледжа имени А.С. ПушкинаРыбалова С.И. преподаватель физической кул...
Учебно-методическое занятие № 3 Тема: « Подготовка спасателя в школе. Организация, проведение и контроль выполнения учебно-тренировочных заданий на учебных станциях».
Данное занятие является этапом реализации Программы дополнительного образования Гимназии 622 Санкт-Петербурга "Спасатель" . Программа содержит элементы Программы ВОСВОД Санкт_петербурга "Водная ...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей.
2.1. Разработка и обновление рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей. 2.2. Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных дисциплин, профессиональных модулей....
Протокол Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты
Иволгинский дацан Региональный конкурс учебно-методических материалов и разработок по духовно-нравственному просвещению и воспитанию учащихся. - Авторские учебно-методические продукты...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...