Использование краеведческого материала на уроках математики
статья по математике (8 класс)

Громова Елена Викторовна

В статье рассказывается об использовании краеведческого материала на уроках математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Элементы краеведения на уроках математики»

(из опыта работы учителя математики МБОУ «Эртильская СОШ с УИОП»  Громовой Е.В. )

Математика… Решение задач. На первый взгляд, с краеведением ничего общего. Но только на первый! Опыт показывает, что ученики всех классов – младших и старших, сильных и слабых – с большим интересом решают задачи, в которых говорится о родном крае.

Использование краеведческого материала на уроках математики является эффективным способом сделать уроки более интересными и практическими. Краеведческий материал включает в себя информацию о родном крае, его истории, географии, культуре и достопримечательностях.

Знание трудовых и ратных подвигов своих предков, земляков делает человека богаче в духовном отношении, способствует выработке активной жизненной позиции.

Сегодня много публикуется интересных популярных изданий о краеведении, о музеях, но зачастую школьники их не читают.

       Но тогда как же донести до каждого школьника столь нужную информацию? Ведь самое важное – то, чтобы школьник сам начал интересоваться историей своего края. Эффективнее привлекать самих детей к составлению задач с применением краеведческого компонента, а затем решать составленные задачи самим. Решение задач, взятых из нашего окружения, более доступно школьникам. Кроме того задачи, составленные из местных материалов, раскрывают математические правила и законы на специально подобранных задачах из жизни. Надлежащего воспитательного эффекта можно ожидать лишь от истинно практических задач, удовлетворяющих определенным педагогическим требованиям. Иллюстративные примеры следует выбирать таким образом, чтобы они пробуждали у учащихся дух познания, сохранялись в памяти на долгие годы и возбуждали стремление сделать полезное для других.

Я убеждена, что знать историю родного края должен каждый. Вот поэтому краеведческий материал необходимо включать  в учебный процесс, внеклассную работу. Познавательный интерес, основанный на потребности в знании, является качеством личности, составляющим тот важнейший мотив учения, который лежит в основе положительного отношения учащихся к школе, к знаниям. Большие возможности для развития интереса учащихся к математике имеют задачи, содержащие краеведческий и исторический материал. Использование на уроках математики таких задач дает возможность повысить познавательную активность детей. Познавательный краеведческий материал такой, как протяженность рек местного характера, площади территорий, история села и т.д. дает возможность дополнить задачи учебника своими территориальными условиями, не только на этапе усвоения нового материала, но и на этапе его закрепления. Текстовая задача, составленная на основе местного числового материала, позволяет заинтересовать детей, совершенствовать умения и навыки, развивает познавательные интересы школьников, позволяет сделать обучение математике содержательным и интересным.

Алгоритм составления задачи на историческом материале.

     Для того чтобы составить задачу на историческом материале, необходимо изучить те исторические факты, которые будут использоваться при её составлении. Далее нужно выделить в этих фактах математическое содержание и определить, какого типа задача будет составляться. После этого устанавливается зависимость между числами. Задача должна содержать в себе условие и вопрос. При этом нужно помнить, что в задаче должно находиться необходимое количество данных, чтобы можно было ответь на вопрос, поставленный в задаче.

  • Сбор фактических данных.
  •  Историческая справка.
  •  Выбор математического содержания и типа задачи.
  •  Установление зависимости между числами.
  •  Составление условия задачи, ее решение и оформление.

1. В 1897 году  был построен сахарный завод. Во времена Екатерины II огромные массивы малоосвоенных степей царица пожаловала своим фаворитам. Алексею Орлову она «Отписала» 180 тыс. десятин земли и 20 тысяч десятин леса. Сколько лет исполнилось в этом году нашему городу? Представьте  эти числа в виде суммы разрядных слагаемых.

180 тысяч десяти,  20 тысяч десятин  – это сколько гектаров?

1 десятина это 2400 квадратных саженей или 1,093 гектара.

2. Работа с графиками.1. 1.G:\Краеведение и математика\ertilnew.png

1. На сколько человек уменьшилось население города с 2010 по 2020 год?

2. На сколько процентов уменьшилось население города в 2020  по сравнению с 2010 годом?

3. Каково было значение численности населения в год вашего рождения?

3. Работа с картой.

1. Масштаб данной карты 1: 600. Найти длину улицы Фридриха Энгельса, улицы Советской, Набережной улицы.

Во сколько раз улица Ф. Энгельса длиннее Набережной  улицы?

2. Улицы Советская, Плехановская и Тенистая образуют так называемый район города «Треугольник». Найдите площадь этого района города.

3. Найдите расстояние от Краеведческого музея до музея под открытым небом «Деревенька 17-19 веков. А) Кратчайшее расстояние б) длину маршрута, по которому можно пройти (проехать).

Сколько км составляет разница? Во сколько раз больше расстояние?

Сколько минут потребуется затратить, чтобы пройти от Краеведческого музея до Деревеньки пешком со скоростью 6 км/ч?

C:\Users\Home\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\2023-12-03_19-52-49.png

Работая с краеведческой литературой,   школьники заинтересовались темой Великой Отечественной войны. Прочитав книгу В.Е. Платонова «Эртиль. Годы грозовые» узнали о подвигах наших земляков, героев Советского Союза.

Решили с помощью анимации воспроизвести подвиг Петра Кандаурова.

Разложили его покадрово, подготовили подходящие декорации, фоны, изображения танков, артиллерийского расчета. И с помощью анимации постарались воспроизвести события 23 августа 1943 года, когда освобождали Харьков от немецко-фашистских захватчиков.

Вот какой в результате у нас получился мультфильм.

https://disk.yandex.ru/i/CrexiaT2ghkTEg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование краеведческого материала на уроках географии

В статье описана краеведческая работа на уроках географии (из опыта работы)...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Аннотация.        Методическая разработка, представленная Рожковой М.А.,  учителем английского языка ГБОУ  ЦО №162 Кировского района Санкт –Пет...

Использование краеведческого материала на уроках географии

Одним из оптимальных методов обучения учащихся является краеведение. Регионально - национальный компонент преподавания в географии дает возможность исп...

«Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования краеведческого материала на уроках английского языка»

Проблема использования элементов краеведения актуальна, так как  в современном мире для ведения диалога культур необходимо знание не только культуры, истории страны изучаемого языка, но и родного...

Использование краеведческого материала на уроках биологии

Материал создан для обмена опытом по использованию на уроках биологии краеведческого компонента. В работе изложено значение знаний о природе родного края для формирования личности рученика, формы и пр...

Использование краеведческого материала на уроках математики

 Решение задач, включающих данные краеведческого характера, способствует развитию творческого, логического, критического мышления и эрудиции; умению классифицировать и обобщать, расширяет ...

«Использование краеведческого материала на уроках математики в школе для детей с ОВЗ»

Краеведение — видение своего родного края. Будь то огромный город или маленькая деревенька, у него обязательно есть своя история. Математика — решение задач. Казалось бы, математика и крае...