Использование принципов здоровьесберегающих технологий на уроках математики
материал по математике
От принципам к действиям
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование принципов здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Здоровье - не всё, но всё без здоровья - ничто
Сократ
Проблема сохранения здоровья ребенка в ходе образовательного процесса была, есть и будет актуальной во все времена. Современное поколение учеников не отличаются крепким здоровьем уже при поступлении в 1-й класс. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. Доктор медицинских наук, профессор В.Ф. Базарный, в результате 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.
«Здоровье — это не только отсутствия болезней и физических дефектов, но состояние полного физического, душевного и социального благополучия». Поэтому перед любым педагогом стоит задача сохранить здоровье своих учеников. Вопрос: “Как построить учебный процесс, выстроить образовательную среду так, чтобы сохранить здоровье ребенка?”.
Одним из ответов на этот вопрос - использовать здоровьесберегающие технологии на уроках.
Здоровьесберегающие образовательные технологии — это те принципы, приемы и методы педагогической работы, которые, дополняют традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Принципы здоровьесбережения на уроках
- учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;
- обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;
- обучение в малых группах (индивидуализация обучения);
- использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;
- создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;
- формирование положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”)
- сочетание умственной деятельности с физической активностью.
Содержательная часть урока.
Математика – один из самых сложных предметов в школе, кроме того, она занимает примерно четвертую часть общей урочной нагрузки 8 часов в неделю. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как обучать с наименьшей усталостью, не причиняя вред здоровью? Ответ простой - побуждать и поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Ведь, как известно, человек с интересом даже простудой не болеет.
Но как часто мы слышим, не интересно, потому что не понятно! Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Для включения всех учащихся в учебную деятельность по освоению изучаемого материала необходимо помнить: один и тот же учебный материал может быть представлен несколькими средствами обучения
(печатные издания, аудио – видео и др.), каждое из которых обладает своими дидактическими возможностями. Поэтому здоровьесберегающие средства обучения математике необходимо подбирать так, чтобы дети смогли включиться в работу в соответствии с индивидуальными возможностями, при этом «визуалы» смогли увидеть, «кинестеты» – ощутить, «аудиалы» – услышать.
Пример: работа над текстовыми задачами; использование видеозадач для визуализации метериала
Обеспечение интереса к предмету и уроку помогает ученику в процессе обучения преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность.
Поддерживать интерес мы можем, опираясь на сильные стороны ребенка, учитывая его темперамент, способности. Одни быстро решают задачи - олимпиадники, другие думают подольше, им под силу проектная деятельность, а третьи – готовы организовать работу в младших классах. Тем самым настраивая на успех и создавая положительную мотивацию.
Процессуальная часть урока
Работая над уменьшением утомляемости на уроке, мы вспоминаем такое правило – лучший отдых – это смена деятельности. Урок должен быть структурированным, во время урока должна происходить смена 4-7 видов деятельности, среди которых есть и динамическая пауза – позволяющая, не отвлекаясь от темы урока, проводить физкультминутки. При этом физкультминутки могут проводиться только в логике урока, на котором они используются. Они должны включаться в урок в те моменты, когда завершен разбор одного логического блока урока и учитель планирует переходить к следующему.
Такие физкультминутки способствуют укреплению здоровья учащихся. Но есть и особые физкультминутки, которые способствуют более качественному усвоению материала.
Пример: Изучение графиков функций 7-11 классы
«Правило человечека» при изучении формул приведения 9-11 классы
Прямая, луч, отрезок 5 класс
Немного о формах работы…
Далеко не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища.
Как часто ребята на уроке слышат: «Посоветуйтесь с коллегой по парте»
Да и выйти к доске, «слабый» ученик не всегда согласится, а если выйти вдвоем, наперегонки или, напротив, с поддержкой товарища, такой прием наверняка сработает
Антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Выводы:
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Статья по применению информационно-коммуникационных технологий на уроках математики...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/27/picture-303689-1380297800.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Настоящий материал позволяет сохранить здоровье студентов и выработать потребность в здоровом образе жизни. ......
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/23/picture-301381-1379935953.jpg)
Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"
Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/09/picture-82330-1586440396.jpg)
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 ми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/09/picture-201937-1365489943.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обуч...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/25/picture-303114-1380136133.jpg)
Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.
Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...