Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики
статья по алгебре по теме

Анастасия Михайловна Мухина

Настоящий материал позволяет сохранить здоровье студентов  и выработать потребность в здоровом образе жизни.   ...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Мухина А.М., преподаватель математики

ГБОУ СО СПО «САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВ И ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

“Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнедеятельности детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний,

вера в свои силы…”

В.А.Сухомлинский

Цель использования  здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить студенту возможность сохранения здоровья за период обучения в колледже, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.   На занятиях математики использую задачи, содержащие сведения о здоровом образе жизни. Они призваны заинтересовать студентов заботиться о своем здоровье, а преподавателю по ходу выполнения заданий могут помогать систематизации знаний. Задачи основаны на фактическом материале и составлены таким образом, чтобы  студенты привыкали ценить, уважать и беречь свое здоровье. Например, вред курения можно показать, решая следующие задачу: одно число в два раза больше другого. Если большее из этих чисел умножить на два, а меньшее умножить на четыре, то их сумма будет равна 48.Найдите эти числа. Меньшее из них покажет вам, сколько минут жизни забирает одна сигарета. Ответ: 12 и 6. Я ещё на перемене  проверяю подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. Учащихся необходимо приучать  участвовать в уборке  кабинета, они должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных. Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи. На  парах  математики практически вся учебная деятельность связана с классной доской. Очень важно, чтобы к началу урока были уже сделаны необходимые записи на доске: задания для устного счета, опроса, быть может, план работы на паре. Можно сразу указать в зависимости от степени сложности задания, какой оценке соответствует его выполнение. Зная весь план урока, какие знания, умения, навыки необходимо приобрести, какой объем работы выполнить, студент может выбрать степень сложности задания, распределить работу по своему усмотрению, что формирует учащегося как субъекта учебной деятельности. Планируя работу на доске, стараюсь расположить задания так, чтобы выполнялись сначала более простые. По мере их выполнения, убираются с доски записи их решений, освобождается место для более трудных заданий. В конце урока решается самое сложное задание, после чего и вытирают задание. Доска остается чистой, ученики уходят с урока с чувством  удовлетворения и полностью выполненной работы. При изучении нового материала, наоборот, хорошо, когда весь материал урока записан на доске и при подведении итогов урока есть возможность окинуть еще раз взглядом полученные формулы, соотношения, графики. Далеко не всем студентам  легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах, как на местах, так и у доски, где ведомый, более «слабый» ученик чувствует поддержку товарища. Анти стрессовым моментом на уроке является стимулирование студентов к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ. При оценке выполненной работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. Оценка должна помогать учебе, а не "отбивать охоту" учиться.  Некоторым студентам  трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом). В своей работе систематически использую наглядные образы, заставляющие включать визуальное мышление студентов. В основе принципа визуализации лежит некоторая графика, цель которой состоит в создании моделей представления знаний, сочетающих в себе символический и геометрический способы мышления и способствующих активизации процессов познания. Систематически использую на уроке наглядный материал – формулы и чертежи на доске, рисунки и схемы на экране, плакаты и таблицы на стенах, модели и образцы в руках у учеников. При этом моя цель состоит в том, чтобы студент не просто смотрел, но и видел то, что заложено в этих образах. Без наглядных образов знания учащихся становятся бессодержательными. Поэтому там, где можно дать тому или иному математическому объекту наглядную интерпретацию, делаю это в обязательном порядке. Язык образов составленных в виде информационных схем, является основным средством наглядности при изучении абстрактных математических понятий, позволяющим осознанно оперировать понятиями и умозаключениями, закреплять и оживлять их в памяти. Такой подход к формированию знаний, умений и навыков в процессе обучения математике, способствует развитию у студентов «математического зрения». Хорошие результаты во всех группах  дает хоровое проговаривание иногда целых правил, иногда только отдельных терминов. Часто студент, много раз, слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение (испытывает стыд) перед товарищами. Я забываю  и о том, что отдых – это смена видов деятельности. Поэтому при планировании урока не допускаю однообразия работы. В норме должно быть 4-7 смен видов деятельности на уроке (например, устный счет, решение упражнений, и задач, работа с текстом учебника, составление вопросов к задаче, просмотр наглядных материалов, работа с компьютером, ответы на вопросы, выполнение рисунков, схем, чертежей и т.д.). Несколько минут на уроке необходимо уделять оздоровительным моментам (физкультминутки). Потраченное время окупается усилением работоспособности, а, главное, укреплением здоровья учащихся. Простейшие упражнения обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Положительным аспектом урока считается разнообразие форм работы с учащимися - работа в парах, в группах. В этом случае слабоуспевающий ученик чувствует поддержку товарища, освобождается от боязни ошибиться, получить неправильный ответ. Постоянное внимание к охране зрения. Для этого необходима  рассадка учеников с учетом состояния их зрения, своевременная коррекция освещения в классе, проведение упражнений по гигиене зрения.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы будем учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Литература

  1. Гаврильчук А. Здоровый образ жизни, его принципы и составляющие //ОБЖ. -2001.-№5
  2. Деятельность школы и здоровье //Народное образование. - 2001. - №2.
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005 – (Мастерская учителя).
  4. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – (Семейная библиотека)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"

Тема "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики"...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся, являются физкультурные минутки (далее - физкультминутки). Известно, что просидеть на уроке 40 ми...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, но не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей. С состоянием здоровья связана и успешность обуч...

Анализ использования здоровьесберегающих технологий на уроках математики информатики за I четверть 2013-2014 учебного года.

Моя педагогическая деятельность направлена на реализацию здоровьесберегающих технологий. В ходе урока математики с обучающихся необходимо снимать напряжение, стрессы, которые они испытывают,...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Целью обучения математике в методической системе здоровьесберегающего обучения,является наличие в системе целей наряду с обучающими, развивающими и воспитательными целей здоровьесбережения и социализа...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках математики.

Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание, закаливание, рациональное общественное...