Рабочая программа индивидуальных занятий по курсу «Практикум по решению олимпиадных задач по математике» для 7 класса
рабочая программа по математике (7 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования Республики Мордовия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия
«РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЛИЦЕЙ ДЛЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры зам. директора по УВР директор
- «МАТЕМАТИКА»
зав. кафедрой
______________________ ___________________ ______________
Л.А. Панкратова М.А. Родина Е.А. Вдовин
приказ №___ от
«24» августа 2021 г. «30» августа 2021 г. «31» августа 2021 г.
Рабочая программа
индивидуальных занятий по курсу
«Практикум по решению олимпиадных задач по математике»
на 2021-2022 учебный год
Класс: 7В, профильный уровень.
Количество часов: всего 70, в неделю 2.
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МО РФ от 17.12.2010 г., №1897)
Рабочую программу составила: __________________О.В. Давыдова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Индивидуальные занятия в 7 классе по математике направлены на изучение разделов алгебры и геометрии, не входящих в обязательную школьную программу с целью подготовки школьников к олимпиадам различного уровня.
В программу индивидуальных занятий включены «классические» темы так называемой олимпиадной математики: четность, принцип Дирихле, раскраски, принцип крайнего, игры, теория графов.
Программа индивидуальных занятий направлена на достижение следующих целей:
- развитие познавательной активности детей, постановка проблемных вопросов, расширение кругозора;
- развитие интереса учащихся к различным областям математических знаний их использовании в жизненных ситуациях;
- стимулирование желания самостоятельно углубленно изучать различные направления данной программы: основы теории чисел, комбинаторики, топологии и т.д.;
- формирование умения работать с научной литературой, справочными материалами по математике, научно-лекционными материалами;
- обучение сбору и систематизации материалов из различных источников;
- формирование умения анализировать информационный материал с целью написания и оформления творческих работ и рефератов;
- приучение детей к логичному изложению своих мыслей;
- обучение воспитанников самостоятельному чтению научно-популярной математической литературы;
- повышение интеллектуальный уровень учащихся, культуру речи, общения;
- развитие индивидуальные творческие способности учащихся;
- развитие наблюдательность, усидчивость характера, интерес к познанию окружающего мира.
- воспитание чувства коллективизма, порядочности, честности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
личностные:
1) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
2) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
3) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
4) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
5) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
6) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
3) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
4) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
5) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
6) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
7) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
8) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
9) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, делимость, сравнение, многочлен, числовой ряд) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) развитие представлений о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение символьным языком теории чисел, приемами решения сравнений, систем сравнений, систем линейных уравнений.
5) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин.
СОДЕРЖАНИЕ
Алгоритмы и рассуждения
Алгоритмы и операции. Переливания. Взвешивания. Игры и стратегии. Доказательство от противного. Сюжетные логические задачи. Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы и хитрецы. Принцип Дирихле. Принцип крайнего
Арифметика
Ребусы. Четность и делимость. НОД и НОК
Алгебра
Уравнения в целых числах. Метод математической индукции. Суммирование. Текстовые задачи
Графы
Степень вершины. Связные графы. Обход графов. Лемма о рукопожатиях
Комбинаторная геометрия
Разрезания. Раскраски. Замощения. Шахматная раскраска
Планиметрия
Признаки равенства треугольников. Геометрическое место точек. Медиана в прямоугольном треугольнике. Обратный ход в геометрии. Построения циркулем и линейкой
Решение задач
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата проведения | |
планируемая | фактическая | |||
Алгоритмы и рассуждения (20 ч.) | ||||
1-2 | Алгоритмы и операции | 2 | 1 неделя | |
3-4 | Переливания. Взвешивания | 2 | 2 неделя | |
5-8 | Игры и стратегии | 4 | 3-4 неделя | |
9-10 | Доказательство от противного | 2 | 5 неделя | |
11-12 | Сюжетные логические задачи | 2 | 6неделя | |
13-16 | Истинные и ложные высказывания. Рыцари, лжецы и хитрецы | 4 | 7-8 неделя | |
17-18 | Принцип Дирихле | 2 | 9 неделя | |
19-20 | Принцип крайнего | 2 | 10 неделя | |
Арифметика (8 ч.) | ||||
21-22 | Ребусы | 2 | 11 неделя | |
23-26 | Четность и делимость | 4 | 12-13 неделя | |
27-28 | НОД и НОК | 2 | 14 неделя | |
Алгебра (10 ч.) | ||||
29-30 | Уравнения в целых числах | 2 | 15 неделя | |
31-34 | Метод математической индукциию Суммирование | 4 | 16-17 неделя | |
35-38 | Текстовые задачи | 4 | 18-19 неделя | |
Графы (6 ч.) | ||||
39-40 | Степень вершины. Связные графы | 2 | 20 неделя | |
41-42 | Обход графов | 2 | 21 неделя | |
43-44 | Лемма о рукопожатиях | 2 | 22 неделя | |
Комбинаторная геометрия (8 ч.) | ||||
45-46 | Разрезания | 2 | 23 неделя | |
47-50 | Раскраски. Замощения | 4 | 24-25 неделя | |
51-52 | Шахматная раскраска | 2 | 26 неделя | |
Планиметрия (18 ч.) | ||||
53-54 | Признаки равенства треугольников | 2 | 27 неделя | |
55-56 | Геометрическое место точек | 2 | 28 неделя | |
57-58 | Медиана в прямоугольном треугольнике | 2 | 29 неделя | |
59-60 | Обратный ход в геометрии | 2 | 30 неделя | |
61-64 | Построения циркулем и линейкой | 4 | 31-32 неделя | |
65-70 | Решение задач | 6 | 33-35 неделя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",7 класс
Программа состоит из ряда независимых разделов и включает вопросы, углубляющие знания учащихся по основным, наиболее значимым темам школьного курса и расширяющие их математический к...
Рабочая программа элективного курса "Решение нестандартных и олимпиадных задач по математике",5 класс
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк...
Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 7 класс".Программа "Решение олимпиадных задач по физике. 8 класс".
С 2013 года участвую в работе инновационной площадки «Центр дополнительного образования – интегрирующая образовательная среда по работе с одарёнными детьми».Решение задач способствует более глубокому ...
Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по русскому языку"
Цель данной программы: развитие творческого потенциала школьников, создание условий для реализации их творческого потенциала через подготовку и участие школьников в олимпиадах по русскому языку....
Рабочая программа индивидуальных занятий "Решение олимпиадных заданий по литературе"
Данная рабочая программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке учащихся к олимпиаде по литературе, направленных на формирование навыков анализа художественного текста. Анализ худож...
Рабочая программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»
Программа по внеурочной деятельности: «Решение олимпиадных задач по математике»...
Рабочая программа индивидуальных занятий курса «Методы решения нестандартных задач» для 8 класса
Данная рабочая программа сотавлена для профильных классов...