Доклад на тему: "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"
статья по математике
У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы. Они связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ.
У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы. Они связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а). осуществлять индивидуальный подход к детям;
б). предотвращать наступление утомления;
в). в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д). обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Учебный материал стараться подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее. На уроках использовать следующие приёмы: опросы-беседы, незаконченные предложения, работу в парах на повторение таблицы умножения, основных формул и понятий, взаимопроверку в парах и группах, игры.
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета:
∙ Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
∙ Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
∙ Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
1. Задачи в стихах.
2. Различные вычислительные цепочки.
Можно проводить мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки. В тетрадь записывать только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.
3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», эстафеты, мини- соревнования. 4. Игровые моменты и занимательные задачи:
5. Тесты
6. Математический, арифметический и графический диктанты
7. Математическое лото
8. Ребусы, кроссворды
При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец. Очень важной составляющей является практическая направленность учебного материала, с опорой на жизненный опыт. Это облегчает восприятие материала и вызывает интерес у детей. Например, изучая тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» можно использовать чеки из магазинов, предлагая ученикам проверить сумму покупки. Полезно принести на урок настоящие квитанции за электроэнергию, газ, интернет и попросить детей о помощи в подсчете стоимости коммунальных услуг за месяц.
При прохождении темы «Среднее арифметическое» , примерами задач могут быть вопросы на нахождения среднего возраста учеников класса, среднего дохода семьи на одного человека, средней температуры воздуха за месяц (межпредметная связь с географией)
В теме «Проценты» интересно решать задачи прикладного характера, рассмотреть понятие скидки в магазине, процента по вкладу в банке, показать примеры отчетов по классу, которые делает учитель в конце четверти или года. Можно предложить учащимся задачи на нахождение процента отличников в классе или подсчитать, сколько процентов класса составляют девочки, мальчики, блондины, брюнеты, родившиеся в декабре и т.д.
Обучающимся нужно предлагать упражнения для развития творчества. Это могут быть задания на составление задач, примеров, графических диктантов, кроссвордов, сочинение математических сказок. Они с удовольствием работают над оформлением математических газет, кроссвордов, созданием компьютерных презентаций, подготовкой небольших докладов. Учителю нужно поддерживать таких учеников, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/02/picture-1209703-1580663725.jpg)
Доклад на тему: "Формирование естественнонаучной грамотности и метапредметных умений в условиях реализации биологического образования"
Выступление на педагогическом совете...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/24/picture-1338633-1624486689.jpg)
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и ф...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/06/picture-1287656-1641480925.jpg)
Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1076886-1542192919.jpg)
Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Данный материал предназначен для помощи учителям математики в формировании функциональной грамотности учеников на уроках математики...
Доклад по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Доклад по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики" представляет собой обобщение опыта учителя....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/14/picture-1076886-1542192919.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...