Доклад на тему: "Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ"
статья по математике
У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы. Они связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование математической грамотности у обучающихся с ОВЗ.
У обучающихся с ОВЗ, при изучении предмета возникают серьезные проблемы. Они связанные с тем, что объем знаний по математике минимален, приемы общеурочной деятельности не сформированы, ослаблены память и внимание, мыслительные процессы протекают медленно. Поэтому обучение математике должно осуществляться на доступном уровне для такой категории обучающихся. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Цели обучения математике для детей с ОВЗ следующие:
- овладение комплексом минимальных математических знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ;
- развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления;
- создание условий для социальной адаптации учащихся.
Коррекционная работа должна вестись в следующих направлениях:
а). осуществлять индивидуальный подход к детям;
б). предотвращать наступление утомления;
в). в процессе обучения следует использовать те методы, с помощью которых
можно максимально активизировать познавательную деятельность детей.
Важно подмечать и поощрять успехи детей, помогать каждому ребёнка, развивать в нём веру в собственные силы и возможности;
д). обеспечить обогащения детей математическими знаниями (используя
развивающие игры, упражнения с конкретными примерами и т. д.)
Учебный материал стараться подавать небольшими дозами и усложнять постепенно, используя многократное, поэтапное повторение, частое обращение к знаниям, полученным ранее. На уроках использовать следующие приёмы: опросы-беседы, незаконченные предложения, работу в парах на повторение таблицы умножения, основных формул и понятий, взаимопроверку в парах и группах, игры.
Устный счет является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он развивает интеллект учеников. Поэтому можно выделить одну из важнейших задач обучения математике – формирование у них вычислительных навыков, основой которых является осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Используемые вычислительные задания должны характеризоваться разнообразием (вариативностью) формулировок, неоднозначностью решений, выявлением разнообразных закономерностей и зависимостей, использованием различных моделей (предметных, графических, символических), что позволяет учитывать индивидуальные особенности ребенка, его жизненный опыт, предметно-действенное и наглядно-образное мышление.
Упражнения в устных вычислениях можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Особенно хорошо, если наряду с этим, специально отводить 5-7 минут на уроке для устного счёта. Формулировки заданий, по возможности должны быть рассчитаны на то, чтобы они легко воспринимались на слух. Для этого они должны быть чёткими и лаконичными.
Формы восприятия устного счета:
∙ Беглый слуховой (задание читается учителем или учащимся). При восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
∙ Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, слайды презентаций) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
∙ Комбинированный.
Средства формирования устных вычислительных навыков:
1. Задачи в стихах.
2. Различные вычислительные цепочки.
Можно проводить мини-соревнования – кто быстрее решит все примеры цепочки. В тетрадь записывать только ответы под соответствующими буквами номера, самые быстрые и точные, как правило, получают оценки.
3. Игры для устного счета: «Найди пропущенное число», «Вставь пропущенное число», «Солнышко», эстафеты, мини- соревнования. 4. Игровые моменты и занимательные задачи:
5. Тесты
6. Математический, арифметический и графический диктанты
7. Математическое лото
8. Ребусы, кроссворды
При изучении новой темы необходимо решать достаточное количество заданий с опорой на образец. Очень важной составляющей является практическая направленность учебного материала, с опорой на жизненный опыт. Это облегчает восприятие материала и вызывает интерес у детей. Например, изучая тему «Сложение и вычитание десятичных дробей» можно использовать чеки из магазинов, предлагая ученикам проверить сумму покупки. Полезно принести на урок настоящие квитанции за электроэнергию, газ, интернет и попросить детей о помощи в подсчете стоимости коммунальных услуг за месяц.
При прохождении темы «Среднее арифметическое» , примерами задач могут быть вопросы на нахождения среднего возраста учеников класса, среднего дохода семьи на одного человека, средней температуры воздуха за месяц (межпредметная связь с географией)
В теме «Проценты» интересно решать задачи прикладного характера, рассмотреть понятие скидки в магазине, процента по вкладу в банке, показать примеры отчетов по классу, которые делает учитель в конце четверти или года. Можно предложить учащимся задачи на нахождение процента отличников в классе или подсчитать, сколько процентов класса составляют девочки, мальчики, блондины, брюнеты, родившиеся в декабре и т.д.
Обучающимся нужно предлагать упражнения для развития творчества. Это могут быть задания на составление задач, примеров, графических диктантов, кроссвордов, сочинение математических сказок. Они с удовольствием работают над оформлением математических газет, кроссвордов, созданием компьютерных презентаций, подготовкой небольших докладов. Учителю нужно поддерживать таких учеников, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Формирование естественнонаучной грамотности и метапредметных умений в условиях реализации биологического образования"
Выступление на педагогическом совете...
Статья на тему: "Формирование функциональной математической грамотности на уроках математики"
В статье изложены основные задачи и подходы к составлению заданий по математической грамотности....
Доклад на тему: "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Формирование функциональной грамотности у учащихся становится очень важной целью для любого педагога.Математическая грамотность – способность проводить математические рассуждения и ф...
Доклад на тему: «Формирование картографической грамотности на уроках географии»
laquo;Формирование картографической грамотности на уроках географии», доклад на МО учителей географии...
Доклад на тему: «Формирование функциональной грамотности на уроках математики»
Данный материал предназначен для помощи учителям математики в формировании функциональной грамотности учеников на уроках математики...
Доклад по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики"
Доклад по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках математики" представляет собой обобщение опыта учителя....
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» для обучающихся 5 класса
Рабочая программа элективного курса «Функциональная грамотность»Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность»для обучающихся 5 клас...