использование образовательных технологий в учебном процессе
учебно-методический материал по математике
групповая технология, технология проектов, здоровьесберегающая и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_ispolzuemyh_obrazovatelnyh_tehnologiy.docx | 38.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание используемых образовательных технологий
Я работаю учителем математики 29 лет. Считаю, что главная задача педагога заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. Проблема активности личности в обучении – это ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, её профессиональной подготовки. Постоянно растущий объём информации, её многопрофильность привели к тому, что ни у кого не вызывает сомнения тезис о невозможности знать и уметь всё. наиболее ценным стало умение добиться цели через смежные знания, искать и находить решение. А одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. Соответственно, меняются и задачи учителя. Теперь он должен быть не только и не столько источником информации, дающим знания, но и организатором самообразования учащихся, побуждающим к творческому поиску. Надо искать индивидуальные пути, что может быть осуществлено только в результате совместной творческой деятельности учителя и ученика. Стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объёма передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Моя педагогическая система складывается из нескольких составляющих. Наряду с традиционными методами применяю метод дифференцированного обучения, групповую технологию, метод проектов, информационно-коммуникативную технологию, здоровьесберегающие технологии и метод проблемного обучения.
Актуальность и перспективность опыта.
Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу – это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Процессы развития общества неразрывно связаны с активизацией человеческого фактора, развитием творческой активности людей во всех сферах общественной и производственной деятельности. Поэтому развитие общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение знаний, умений и навыков, но и на развитие личности, её познавательных способностей. Без развития познавательной активности, умения самостоятельно пополнять свои знания, нельзя решить задачи по формированию нового человека.
Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает субъективные трудности у многих учащихся. В то же время имеются дети с явно выраженными способностями к этому предмету. Поэтому надо строить работу так, чтобы на уроках было интересно каждому учащемуся. Математика относится к числу школьных предметов с наиболее ярко выраженными межпредметными связями. Развитие логического мышления, которое осуществляется на уроках, оказывает серьёзное влияние на изучение многих предметов в школьном расписании.
Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формируются также личные качества: точность, сосредоточенность, внимание, настойчивость, ясность словесного выражения мысли. А как понять предмет, если он кажется ученику скучным, уроки однообразными? У определенной части учащихся наблюдается довольно низкий уровень интереса к учению, негативное отношение к знаниям. Из-за низкого уровня мыслительной деятельности учащиеся размышляют шаблонно, стремятся действовать знакомым способом. Проявление интереса к предмету можно добиться путём применения новых современных или как их сейчас называют инновационных технологий в обучении.
Важное место в комплексе задач обучения математике занимает проблема активизации мыслительной деятельности обучаемых. Современная концепция обучения сегодня состоит в том, что учащийся должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, координировать, консультировать его деятельность.
Вопросы активизации учения учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер, и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся. Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащихся к самой познавательной деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащихся имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели. Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир, ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить. И моя задача в том, чтобы развивать у учащихся познавательный интерес, творческое отношение к делу, стремление к самостоятельному добыванию знаний и умений, применения их в своей практической деятельности.
Способы активизации познавательной деятельности, которые я использую на уроках:
1. Создание атмосферы заинтересованности: достижение поставленной цели, оценка труда.
2. Стимулирование к диалогу, создание ситуации общения, то есть такой ситуации, в которой ребята должны:
- Защищать свое мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, использовать приобретенные знания;
- Задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться с их помощью в процесс познания;
- Рецензировать ответы товарищей, сочинения, другие творческие работы, вносить коррективы, давать советы;
- Делиться своими знаниями с другими;
- Помогать товарищам при затруднениях, объяснять им непонятное;
3. Побуждать учащихся находить не единственное решение, а несколько решений предпринятых самостоятельно
4. Смена форм деятельности повышает работоспособность ребят на уроке (устная работа, работа классом, самостоятельная работа, индивидуальные задания, самопроверка, игровые элементы)
5. Физкультурная минутка; можно пошутить, дать ребятам снять напряжение, усталость;
6. Попросить ребят составить карточки-задания друг для друга;
7. Сильный ученик опрашивает слабого (практикуется при доказательстве теорем);
8. Поощрение любой познавательной деятельности учащихся.
9. Высокий темп урока: план составляется так, чтобы каждый ребенок был занят, таким образом у учеников не остается свободного времени, чтобы отвлекаться (ни минуты свободного времени на уроке).
Проблемный подход
Проблемный подход в обучении математике я использую в следующих направлениях:
- создание целенаправленной системы проблемных ситуаций;
- включение учащихся в процесс выявления и осмысления проблемы;
- открытие и усвоение учащимися знаний происходит в процессе решения задач;
- наличие максимально возможного уровня самостоятельности учащихся;
- создание и поддержание познавательного интереса через мотивацию деятельности.
Однако, во время применения этого подхода я сталкиваюсь с такими трудностями:
- уровень управляемости процессом обучения со стороны учителя ниже, чем при традиционном подходе;
- трудоемкость подготовки к урокам;
- большие затраты времени во время урока;
- малая эффективность при формировании умений и навыков.
Как правило, подведение учащихся к проблемной ситуации на уроке я осуществляю в конце этапа актуализации знаний, когда ученики повторили необходимый материал для продвижения дальше, находятся в ситуации успеха. Но в этот момент учащиеся сталкиваются с задачей, которую не могут решить «старыми» способами, тогда они осознают проблему, начинается этап целеполагания: ребята самостоятельно ставят цели своей работы. А уже после этого совместно со мной планируют свою деятельность по решению данной проблемы. Совместные поиски разрешения проблемной ситуации приводят к открытию нового способа действия, который необходимо зафиксировать. На уроках отработки полученного нового способа применение проблемного подхода чаще всего неэффективно, а на уроках коррекции знаний и умений этот подход я использую в проблемной беседе, где чаще всего строю проблемную ситуацию на работе с ошибками, иногда не явными, и с различными способами решения одной и той же задачи. Работа в таком ключе позволяет включать механизм мотивации учения и формировать у учащихся приемы познавательной деятельности.
Метод проектов в обучении математике
В основе содержания общего образования лежит ориентация на формирование ключевых компетентностей учащихся в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной и прочих сферах. Изменение целей образования требует использования таких форм и методов учебной деятельности, которые заменяют пассивную роль учащегося в обучении на активную позицию человека, которому надо принимать решения и нести за них ответственность.
Одним из таких методов в обучении математике является метод проектов. Он основан на развитии мотивации деятельности, задействует все этапы мышления от зарождения проблемной ситуации задачи, значимой и актуальной для школьника, до самостоятельного нахождения способов разрешения проблемы и доказательства ее правильности. Обладая методом проектов, школьники могут адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в разных коллективах.
Использование метода проектов происходит и на уроках, и во внеклассной деятельности.
За последние три года были осуществлены проекты:
- Проект « Лекарственные растения Бурятии». Построения их на координатной плоскости.
- Проект «Лабиринт» старшие классы
- Проект: «Решение старинных задач в свете современных знаний о прогрессиях»
- Проект: «Простые и сложные проценты».
- Проект «Кредиты на образование»
- Проект «Геометрия в искусстве»
Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
Метод проектов – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Групповая работа в сочетании с уровневой дифференциацией
В своей системе работы я стараюсь применять наиболее подходящие для себя и своих учеников педагогические технологии учителей-новаторов. Для того, чтобы у каждого ученика проявился интерес к предмету, повысилось качество знаний через элементы адаптивной системы применяю групповую работу в сочетании с уровневой дифференциацией. Это динамические и статические пары, работа в малых группах, зачеты в системе дифференцированного обучения, тексты которых открыты для учащихся. Применяю различные формы контроля – СК, ВК, контроль учителем. При отборе в группы разного состава учитываю их психологическую совместимость. В составе каждой группы среднеуспевающие, слабоуспевающие, хорошо и отлично успевающие ученики.
Групповая работа успешно применяется при проведении зачетов. Ответственные консультанты помогают провести зачет. Группам на уроке я предлагаю задания различной сложности. Объем заданий, уровень их сложности, количество заданий зависит от времени проведения урока, характеристики класса, индивидуальных особенностей учащихся и их факторов. Положительные моменты групповой работы: общаются все, в отличии от традиционной, где говорит один, а весь класс слушает, развивается внимание, речь, творческие способности учащихся. Каждый ребенок работает не только на себя, но и на других. Отношение к учебе более ответственное. Развиваются навыки работы коллективности, самостоятельности, сотрудничества. Групповая работа наиболее результативна в плане формирования у школьников обязательных результатов обучения. А также развития творческих способностей учащихся.
Методика оценки на уроке.
1. Критерии оценки работы учащихся разрабатываю заранее и объявляю до начала или в конце урока..
2. Оцениваться могут все ученики или только некоторые из них. (это зависит от целей урока, активности учащегося на уроке, специфики выбранной нетрадиционной формы)
3.Критерии оценивания могут быть различны при разных видах работы, формах учебной работы.
4. Групповая работа оценивается по разному: может оцениваться каждый член группы, работа всей группы (при этом учащиеся получают одинаковые оценки), или же на группу выделяется определенное количество оценок «5», «4» «3» и ученики сами распределяют их между собой.
5. Итоговая оценка обычно складывается из оценки за работу на подготовительном этапе (если таковая проводилась) и оценки, «заработанной» непосредственно на уроке.
6. Выставляют оценку ученик, учитель и консультант (при групповой работе); сами учащиеся ( при индивидуальной работе)
Применение ИКТ в процессе обучения предмету.
Сегодня стало очевидным, что задачи модернизации российского образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование ИКТ дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне.
Обучение на уроках ориентировано на инновационные педагогические технологии: коммуникативные методы, групповые, проектно-исследовательские, проблемное обучение. Индивидуальные учебные планы, разные способы обучения развивают самостоятельность и творческую инициативу учеников, способствуют развитию общеучебных умений и навыков.
Рассматриваю информационные технологии как одно из средств обучения и воспитания учащихся, способствующее их развитию, активной познавательной деятельности. В своей практике использую мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, медиаучебники, программы тестирования. Иллюстративно-текстовая организация мультимедийных презентаций содержит таблицы, задания различного уровня сложности, задания для самопроверки, а также может иметь аудиосопровождение, видеоматериалы. Такие уроки всегда вызывают живой интерес у учащихся, способствуют более эффективному и глубокому усвоению программного материала, подготовки к итоговой аттестации в форме и по материалам единого государственного экзамена.
Использование ИКТ технологий вызывает не только интерес к предмету, но и воспитывает речевую культуру, приобщает к эстетическому восприятию мира, расширяет кругозор, удерживает внимание учащихся.
В нашей школе созданы условия для использования сети Интернет в учебной и внеучебной деятельности, а также электронных пособий на уроках, в кабинете математики сформирована обширная медиатека компьютерных обучающих программ и иллюстративных документальных фильмов, использование которой позволяет добиваться оптимальных результатов в обучении и воспитании. Работаю с интерактивным комплексом, что значительно помогает в проведении мультимедийных уроков, применении презентаций и видеоуроков. Использую учебные платформы «Учи.ру», «Якласс», РЭШ.
Для отслеживания результатов обучения и воспитания с использованием электронных таблиц Microsoft Excel составляю проверочные тесты, кроссворды, социологические диаграммы, графики. Разработка дидактических материалов с использованием современных информационных технологий помогает решить педагогические задачи, представить результаты своих исследований.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс нами на уроках активно используются информационные технологии.
Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету, познавательную активность школьников.
Применение электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:
- экономию времени при объяснении нового материала;
- представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
- воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
- постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.
Это, в целом, стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, дает возможность увеличения объема информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету.
Метод игрового обучения
Применение метода игрового обучения ведется мною постоянно.
За это время накоплен большой опыт по этому вопросу: разработано более десятка видов дидактических игр по разным темам, для разного возраста учащихся, для разных типов уроков, для внеурочной работы по предмету. Дидактические игры проводились и в классах, и в рамках недели математики, и в ходе работы школьной научно-исследовательской конференции на секции математики. Например: в 5 классе, при изучении темы «Сложение и вычитание натуральных чисел» используем магические квадраты» (их составляют сами учащиеся), с 6 классом при изучении темы «Прямоугольная система координат» играем в «Поражение цели» (умение определять координаты точек на плоскости), устраиваем соревнования художников (отмечаем на координатной плоскости точки, соединяя точки последовательно получаем определённый рисунок). Создание игровых моментов повышает интерес к предмету, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь.
Игровой характер проведения занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.
Учитывая перечисленные факторы, учитель может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный подход к занятиям, а не однообразный подход прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащиеся будут с радостью идти на уроки, так как предугадать учителя невозможно.
Эмоциональное воздействие вышеназванных факторов на учащихся оказывает и игра, и состязательность, и творческий характер, и интерес. Эмоциональное воздействие также существует, как самостоятельный фактор и является методом, который пробуждает желание активно включиться в коллективный процесс учения, заинтересованность, приводящая в движение. Игровые моменты на уроке делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у детей доброе, рабочее настроение. Примеры могут быть оформлены в виде индивидуального лото («Действия с натуральными числами», «Действия с десятичными дробями», «Признаки равенства треугольников» и другие). Всевозможные формы кодированных ответов, ребусов привлекают внимание ребят. Для упражнения в вычислениях можно предложить ребятам поиграть в такие игры как, «Собери цветы», «Собери грибы», «Поймай рыбку» и т. д. на обратной стороне цветов, грибов, рыбок написаны примеры, которые им предстоит решить (такие игры я провожу не только на этапе устного счета, но и на уроках закрепления материала). Для устного счета я также использую такие игры: «Лесенка», «Молчанка», «Удивительная цепочка» (решение уравнений: в каждое уравнение, начиная со второго, вставляется корень предыдущего уравнения).
Тема «Действия с обыкновенными дробями». Игра «Солнышко», «Цветок».
Тема «Решение квадратных уравнений»: «Лесенка» или «Пирамида». Интересны для учащихся устные коллективные разминки, занимающие не более 5
минут, развивающие быстроту реакции, внимательность, умение четко и конкретно мыслить. В такие разминки следует включать вопросы, требующие однозначного, быстрого хорового ответа и направленные на актуализацию опорных знаний, и на проверку домашнего задания, и на отработку каких либо математических понятий и определений.
Например (6 класс):
- Число не являющееся ни положительным, ни отрицательным.
2. Самое маленькое целое положительное число.
3. Самое большое целое отрицательное число.
4. Дробь, равная 50%.
5. Числа, имеющие не более двух делителей.
6. Одна сотая часть числа.
7. Назовите дробь 3/4 в процентах.
8. Наименьшее положительное двузначное число.
9. Число, не являющееся делителем ни одного из чисел.
10. Треть от трети.
11. Половина четверти.
12. Сумма противоположных чисел.
13. Набольшее отрицательное двузначное число… - Неоценима на уроках математики роль физкультминуток, которые можно проводить не только для двигательной активности учащихся, но и для отработки математических правил в игровой форме.
Например:
- У меня набор карточек с правильными и неправильными дробями. Если показываю правильную дробь - руки вверх, неправильную - руки в стороны.
- У меня набор карточек с примерами на сложение чисел с разными знаками. Если сумма отрицательна - присели, положительна - встали.
- На доске записаны примеры, а я говорю ответ, если ответ верный - учащиеся хлопают в ладоши, а неправильный - топают ногами.
В своей работе большое внимание уделяю игре. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не понимают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены.
Включение игры в учебный процесс повышает интерес к предмету, т.к. в процессе игры мышление протекает более активно под воздействием положительных эмоций, соревнования, желания выиграть. Игра - метод обучения, и с её помощью должны решаться образовательные, развивающие и воспитательные задачи.
В процессе проведения игры я стараюсь реализовать следующие цели:
1. Образовательная - закрепление и обобщение полученных знаний, включение элементов занимательности интереса в урочную и неурочную работу для более успешного усвоения материала, получения новых знаний в процессе игры;
2. Развивающая - умение сопоставить и сравнить факты, делать самостоятельные выводы; развивать творческую самостоятельность учащихся, творческое мышление, умение работать с различными источниками информации.
3. Воспитательная - формирование интереса к предмету; воспитание чувства коллективизма, ответственности за результаты своей работы и учёбы.
В своей работе я использую следующие виды игр:
- настольные;
- игры-состязания;
- интеллектуальные.
Чаще всего в форме игры я провожу повторительно-обобщающие уроки: это соревнования, игра-путешествие; игровые моменты стараюсь включить в каждый урок, особенно в 5-6 классах. Кроме активизации работы учащихся, соревнования несут и воспитательную нагрузку: ребята сопереживают успехам товарищей. Нестандартный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, это возможность каждому проявить себя в новом качестве, это возможность каждому развить свои творческие способности. Дети, как правило, бывают поставлены в ситуацию успеха, что способствует пробуждению их активности в работе на уроке.
Использование игровых моментов на уроках - один из вариантов повышения мотивационной составляющей. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вносится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Учебной целью игр на уроке является проверка знаний учащихся, а также создание условий для самореализации, самораскрытия творческих возможностей учащихся, проявления ими личностных функций.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Я считаю, что нужно использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом. Но дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания. На дидактическую игру надо смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.
Игра «Кодирование ответов».
Находят табличку с полученным ответом, на обратной стороне написана буква. Составляют слово «Молодцы». (Можно писать не букву, а слово, и в результате получится пословица, поговорка или высказывание великих математиков).
Сообщение сведений из истории математики.
Там, где это оправдано программой, вводной частью урока, возбуждающей интерес и внимание учащихся, может и должен быть короткий увлекательный рассказ, связанный с историей математики. Такие краткие экскурсы в прошлое математики вызывают у учащихся интерес. Сообщение сведений из истории науки полезно и в познавательном плане, ибо способствует формированию у учащихся мировоззрения. Такое изложение даст возможность показывать учащимся при изучении каждого нового раздела или темы, что математика как наука о пространственных формах и количественных отношениях реального мира возникла и развивается в связи с практической деятельностью человека. Изучаемые в школе свойства, правила, теоремы - есть обобщение тысячелетнего опыта человечества. Они получены в результате познания окружающего мира, проверены практикой, а не даны в готовом виде. Введение материала по истории математики убеждает учащихся в том, что движущей силой в развитии науки являются производственные потребности.
Исторический материал я использую на разных этапах урока. Иногда эти сведения даю перед объяснением нового материала, иногда связываю его с отдельными вопросами темы урока, а иногда даю как обобщение или итог изучения какого-нибудь раздела, темы курса математики. В первом случае исторические сведения помогут лучше мотивировать важность новой темы и нового раздела, что вызовет интерес учащихся к их изучению. При отборе исторического материала необходимо руководствоваться программой по математике. Отобранный материал должен отражать основные сведения развития математики как науки. При изложении исторического материала должны быть учтены возраст учащихся, уровень развития их мышления, подготовка. Объем излагаемого исторического материала, который используется на уроках, не должен быть по своему объему большим, чтобы не превращать уроки математики в уроки истории. Необходимо помнить основную цель его использования: исторический подход должен способствовать повышению интереса к математике, более глубокому ее пониманию.
В ходе урока для сообщения биографических данных и творческой деятельности того или иного ученого привлекаются также учащиеся. Как показывает практика, даже учащиеся, особо не увлекающиеся математикой, с удовольствием берутся за подготовку сообщений на исторические темы. Так, сначала ученику предлагаю готовый текст выступления, затем предлагаю ему тему сообщения и рекомендуемую литературу с указанием страниц в ней, а текст он должен написать сам. После проверки материала мною ученик выступает с подготовленным сообщением в классе. Учащиеся постепенно приучаются к самостоятельной работе со справочной и учебной литературой.
Использование в школьном курсе математики элементов истории науки способствует развитию у учащихся прочного и устойчивого интереса к предмету, более глубокому и сознательному усвоению математики. Для кратких исторических сведений иногда достаточно 2-5 мин урока. Затрата времени окупается повышением интереса к данной теме.
Здоровьесберегающие технологии.
Проблема сохранения здоровья у детей - одна из важнейших в учебно-воспитательном процессе. Считаю, что формирование творческой личности невозможно без воспитания у нее уважительного отношения к своему здоровью. В своей же педагогической деятельности эту проблему я решаю, следуя принципу: «Здоровье через образование». Это реализуется через оздоровительную направленность педагогического воздействия и создание условий для обучения, воспитания и развития без вреда здоровью. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания в школе, сформировать у него необходимые ЗУН по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Поэтому, считаю необходимым использование такого технологического элемента как динамические паузы или психологические релаксации на каждом уроке. Физкультминутка - на каждом уроке. Это правило стараюсь неукоснительно соблюдать на каждом занятии. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению не только физического здоровья, по и улучшает психоэмоциональное состояние у ребёнка. Вижу, что создавая на уроках положительную мотивацию к учению, ситуации успеха, творческую атмосферу, организуя активную познавательную деятельность школьников, способствую снижению напряженности в классе и поддерживаю психическое и эмоциональное здоровье у детей. .
Результативность.
Мне, как любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при решении любого типа задания, владели необходимыми и достаточными умениями и знаниями по математике. Я стараюсь воспитать активно мыслящую личность. Ведь очень важно, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу, а в дальнейшем быть активным в жизни. Очень важно, чтобы вступая в сложный взрослый мир, ученик имел такие качества личности, как умение анализировать, решать проблемы, умение самостоятельно принимать решения, применять знания в своей практике, творить.
В результате проводимой мною работы учащиеся стали более активными, все учащиеся принимают участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.
Результаты проведенного мною опроса таковы:
Все учащиеся считают, что учить математику нужно, но мотивы у всех разные: «интересно» - 40%, «чтобы окончить школу и получить аттестат» - 30%, «нужно для дальнейшего поступления» - 30%. Поэтому еще предстоит работать над изменением мотивации учащихся.
Для развития познавательного интереса учащихся большую роль играет внеклассная работа по предмету, которая сочетается с учебной работой, имея общую цель, хотя и отличается организационными и методическими формами. Внеклассная работа создает условия для более полной реализации и потенциала учащихся, для формирования творческих и практических умений. Во внеклассной работе применяю следующие формы и методы: математические игры, викторины, вечера, КВН, провожу математические недели, олимпиады, веду факультативные и элективные курсы.
В каждом классе, кроме детей со слабым и средним интеллектуальным развитием есть и сильные дети. С целью достижения высокого уровня знаний такими детьми использую в работе дополнительные занятия. Свою внеурочную деятельность я направляю на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся. Основной задачей своей педагогической деятельности в этом направлении считаю создание условий для самоопределения, самовыражения учащихся через вовлечение их в разнообразную творческую, в том числе и научно-исследовательскую деятельность.
Использование данных технологий дают свои результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»
«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
В материале изложена информация об использовании педагогом элементов современных образовательных педагогических технологий....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.
Тема самообразования учителя истории и обществознания Шарманкиной Надежды Васильевныоб использовании современных образовательных технологий в учебном процессе.Введение.Использование информационных тех...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Отчёт об использовании тестовых, проектных, информационно-коммуникационных, личностно-ориентированных и здоровьесберегающих технологий....
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Цель:Формирование умения видеть и понимать ценность самообразования;Формирование представление роли химии в создании современной естественнонаучной картины мира;Формирование умений принимать реше...
Письменный отчёт об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе
Письменный отчёт...
Использование современных образовательных технологий в учебном процессе
Использование современных образовательных технологийв учебном процессе Завгородней Елены Васильевны,учителя физической культуры МБОУ СОШ № 39 хутора ГалицынаСлавянского района Краснодарского края...