РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ОЛИМПИОНИК» 5 класс
рабочая программа по математике (5 класс)

Дьячковская Любовь Михайловна

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Олимпионик» разработана на основе следующих нормативных документов:

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных  требований  к  образовательным  учреждениям  в  части  минимальной  оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Фундаментального ядра содержания общего образования;

Основной образовательной программы ОУ.

  • программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;; программы развития и формирования универсальных учебных действий.  

                 Цели изучения курса «Олимпионик»

- Создать условия для развития интереса учащихся к математике.

- Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний).

- Расширение кругозора школьников

- Развитие логического, алгоритмического и творческого мышления.

- Выработка навыков устной монологической речи.

- Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

- систематизация и углубление знаний по математике;;

- создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;;

- повышение математической культуры ученика.

Задачи  курса

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

- развить комбинаторные способности учащихся;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

- показать широту применения математики в жизни.

 

 

Общая характеристика курса кружка «Олимпионик»

Основополагающими принципами построения курса «Занимательная математика» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

В рамках предмета «Занимательная математика» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.

 

Описание места учебного курса «Олимпионик» в учебном плане

Курс кружка «Занимательная математика» рассчитан на 1 час неделю в 5 классе, всего 30 часов.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы-1год.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_1_chas_vud_olimp.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУРАПЧИНСКАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. С.К. МАКАРОВА

«Рассмотрено»

Руководитель МО

         /         

от «        »        20        г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

         /____________

от «        »                20___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «Чурапчинская гимназия им. С.К. Макарова»

                 /____________ от «        »                20        г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

«ОЛИМПИОНИК»

2023– 2024 учебный год

Учитель: Дьячковская Любовь Михайловна

Класс: 5

Всего часов в год: 30

Всего часов в неделю: 1

Чурапча 2022

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Олимпионик» разработана на основе следующих нормативных документов:

Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);

Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;

Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. № 986 "Об утверждении федеральных  требований  к  образовательным  учреждениям  в  части  минимальной  оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»; Фундаментального ядра содержания общего образования;

Основной образовательной программы ОУ.

  • программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;; программы развития и формирования универсальных учебных действий.  

                 Цели изучения курса «Олимпионик»

- Создать условия для развития интереса учащихся к математике.

- Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний).

- Расширение кругозора школьников

- Развитие логического, алгоритмического и творческого мышления.

- Выработка навыков устной монологической речи.

- Создание ситуации эффективной групповой учебной деятельности.

- систематизация и углубление знаний по математике;;

- создание условий для формирования и развития практических умений учащихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;;

- повышение математической культуры ученика.

Задачи  курса

- сформировать представление о методах и способах решения арифметических задач;

- развить комбинаторные способности учащихся;

- научить детей переносить знания и умения в новую, нестандартную ситуацию;

- воспитать творческую активность учащихся в процессе изучения математики;

- оказать конкретную помощь обучающимся в решении олимпиадных задач;;

- способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

- сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс основного образования.

- показать широту применения математики в жизни.

Общая характеристика курса кружка «Олимпионик»

Основополагающими принципами построения курса «Занимательная математика» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

В рамках предмета «Занимательная математика» не рассматривается ни один из разделов данной программы, что позволяет заинтересовать обучающихся для изучения материала курса.

Описание места учебного курса «Олимпионик» в учебном плане

Курс кружка «Занимательная математика» рассчитан на 1 час неделю в 5 классе, всего 30 часов.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы-1год.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Занимательная математика»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность математики заключается в том, что математические знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и используются при их изучении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Изучение математики в основной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

1) в личностном направлении:

  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
  • представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
  • креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

2) в метапредметном направлении:

  • первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
  • умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  • умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
  • умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
  • умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач, понимать необходимость их проверки;
  • умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
  • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  • умение  самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать  алгоритмы  для  решения учебных математических проблем;
  • умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;

3) в предметном направлении:

  • овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания, представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура, уравнение, функция, вероятность) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
  • умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики;
  • умение проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развитие   представлений   о   числе   и   числовых   системах   от   натуральных   до действительных  чисел,        овладение        навыками        устных,  письменных,  инструментальных вычислений;
  • умение применять аппарат уравнений для решения задач из различных разделов курса;
  • овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение на основе функционально-графических представлений описывать и анализировать реальные зависимости;
  • овладение основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
  • усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять

систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;

  • умения измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
  • умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Содержание курса «Олимпионик»

включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.

Числа и вычисления ( 7 ч.).

Греческая, египетская, римская и древнерусская системы исчисления. Правила быстрого счета. Магические квадраты.

Геометрические фигуры ( 5 ч.)

Треугольник. Четырехугольники. Геометрические задачи. Пространственные фигуры.

Ребусы. Кроссворды ( 3 ч.)

Знакомство с ребусами и их составление. Кроссворды.

Логические задачи ( 4 ч.)

Числовые мозаики. Задачи со спичками. Задачи на принцип Дирихле.

Решение задач ( 9 ч.)

Занимательные и шутливые задачи. Задачи на доказательство от противного. Задачи на движение.

Задачи на бассейны. Старинные задачи. Задачи на переливания, дележи, переправы при затруднительных обстоятельствах. Задачи на взвешивание. Задачи на разрезание. Текстовые задачи

(задачи, решаемые с конца)

Основы теории вероятностей (2 ч.)

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

В приведенном ниже тематическом плане представлено содержание тем внеурочного курса кружка «занимательная математика» и характеристика деятельности учащегося в рамках данной темы. Тематическое планирование ориентировано на расширение общеобразовательного курса математики. Материал курса позволяет сформировать основные современные представления о прикладной математике, максимально раскрыть межпредметные и метапредметные возможности информатики. Внеурочный курс призван раскрыть межпредметные связи математики с информатикой, с изобразительным искусством, черчением, мировой художественной культурой, историей, биологией, технологией.

Дата

Тема раздела

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

План

Факт

Числа и вычисления

7

        

1

Греческая и римская нумерация.

1

Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Выполнять вычисления с натуральными числами.        

Формулировать свойства арифметических действий

2

Индийская и арабская система исчисления

1

3

Древнерусская система исчисления

1

4

Правила и приемы быстрого счета

1

5

Конкурс «Кто быстрее сосчитает».

1

6

Магические квадраты

1

7

Заключительное занятие «Путешествие в страну чисел».

1

Геометрические фигуры

5

8

Треугольник, задачи с треугольниками

1

Распознавать        на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры, конфигурации   фигур (плоские и пространственные). Приводить примеры аналогов геометрических фигур  в  окружающем мире. Изображать        геометрические фигуры и их конфигурации от руки и с        использованием чертежных инструментов. Изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Изготавливать пространственные фигуры из разверток.   Вычислять   объемы   куба   и прямоугольного параллелепипеда, используя формулы объема куба  и объема прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерении объема        через другие.  Находить в  окружающем мире  плоские и пространственные симметричные фигуры.        

9

Четырехугольники. Геометрические головоломки

1

10

Знакомство с пространственными фигурами

1

11

Решение задач на площадь и объемы пространственных фигур. Конструирование фигур.

1

12

Заключительное занятие «Занимательная математика»

1

Ребусы. Кроссворды

3

13

Знакомство с принципами составления ребусов

1

Строить логическую цепочку рассуждений, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков        

14

Знакомство        с кроссвордами. Составление и решение кроссвордов.

1

15

Конкурс на лучший ребус и кроссворд.

1

Логические задачи

4

16

Знакомство с числовыми мозаиками. Составление и решение числовых мозаик.

1

Критически оценивать полученный ответ, осуществлять  самоконтроль.

Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов;;        строить логическую  цепочку рассуждений.

17

Решение и составление задач со спичками. Головоломки со спичками.

1

18

Знакомство с принципом Дирихле. Решение задач на принцип Дирихле

1

19

Заключительное занятие «Математический КВН»

1

Решение задач

9

20

Решение занимательных задач. Решение шутливых задач

1

Решать задачи на проценты и дроби (в том  числе  задачи  из  реальной практики), используя при необходимости калькулятор. Проводить несложные исследования, связанные        со свойствами дробных        чисел, опираясь        на числовые эксперименты        (в том числе    с использованием калькулятора, компьютера). Выражать одни единицы измерения величины в других        единицах (метры        в километрах, минуты  в  часах и т.п.).         Использовать знания о зависимостях         между величинами (скорость, время, расстояние;; работа, производительность, время и т. п.) при        решении текстовых задач.                

21

Задачи от противного

1

22

Задачи на движение.

1

23

Задачи на бассейны.

1

24

Задачи на переливания, дележи.

1

25

Старинные задачи

1

26

Текстовые задачи (задачи, решаемые с конца)

1

27

Задачи на переправы при затруднительных обстоятельствах

1

28

Задачи на взвешивание, на разрезание.

1

Основы теории вероятностей

2

29

Основы теории вероятностей

1

Приводить примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий. Сравнивать шансы наступления событий; строить речевые конструкции с использованием словосочетаний более вероятно, маловероятно и др.

Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям.

30

Основы теории вероятностей

1

Всего

30

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Технические средства обучения.

Персональный;

- компьютер;

- мультимедийный;

- проектор;

- чертёжные инструменты;

Наглядные пособия по курсу.

- видеоуроки по темам курса;

- инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса; раздаточный материал для освоения разделов курса. Диски с занимательными задачами и обучающие мультфильмы по математике. Чертёжные инструменты. 

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы

Обучающийся получит возможность для формирования

Внутренняя позиция школьника

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию   и   самообразованию   на   основе мотивации к обучению и познанию; формирование  целостного  мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие   осознанного   и   ответственного отношения к собственным поступкам; формирование        коммуникативной компетентности   в   процессе   образовательной, учебно-исследовательской,  творческой  и  других видов деятельности.                        

Внутренней позиции  школьника  на  уровне положительного   отношения   к   школе, понимания        необходимости        учения, выраженного   в   преобладании   учебно- познавательных  мотивов  и  предпочтений социального способа оценки знаний        

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные действия

Ученик научится

Умение анализировать объекты

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков Умение выбрать основание

Ученик получит   возможность научиться

С целью выделения признаков для сравнения объектов

Сравнивает   по   заданным   критериям   два   три объекта, выделяя два-три существенных признака

Осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии

Умение выбрать основание для классификации объектов

Проводит классификацию по заданным критериям

Осуществлять классификацию самостоятельно выбирая критерии

Умение доказать свою точку зрения

Строить рассуждения в форме  связи  простых суждений об объекте, свойствах, связях

Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей

Умение определять последовательность событий

Устанавливать последовательность событий

Устанавливать последовательность событий, выявлять недостающие элементы

Умение определять последовательность действий

Определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух-трех шагов

Определять последовательность выполнения действий, составлять инструкцию (алгоритм) к выполненному действию

Умение понимать информацию, представленную в неявном виде

Понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует явление по его описанию).

Понимать информацию, представленную в неявном виде (выделяет  общий  признак группы элементов, характеризует явление по   его   описанию)   и   самостоятельно представлять информацию в неявном виде.

-Регулятивные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи

Принимать и сохранять учебные цели и задачи

В сотрудничестве с учителем  ставить новые учебные задачи

Умение контролировать свои действия

Осуществлять контроль при наличии эталона

Осуществлять контроль на уровне произвольного внимания

Умения планировать свои действия

Планировать   и   выполнять   свои   действия   в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей  и условиями  ее реализации в новом учебном материале

Умения оценивать свои действия

Оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки

Самостоятельно    адекватно    оценивать правильность выполнения действия необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

Коммуникативные универсальные действия

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Умение объяснить свой выбор

строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора

Строить понятные для партнера высказывания при    объяснении своего выбора и отстаивать его выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данная рабочая программа создана на основе ФГОС второго поколения для массовой начальной школы....

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий "Роспись по дереву" (5-7 классы)

Рабочая программа "Роспись по дереву" по внеурочной деятельности учебный предмет "Технология" . Программу можно использовать в 5-7 классах, она рассчитана на 1 год обучения, 34 учебных часа в год. Про...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ «ОЛИМПИОНИК» 2023– 2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВнеурочная программа организуется по общеинтеллектуальному направлению развития личности.Цель курса: создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие личности школьника....