Решение задач на нахождение целого по его части
план-конспект урока по математике (5 класс)
конспект урока маттематики в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_matematikii_v_5_klasse.docx | 388.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс - 5
Тема урока: Решение задач на нахождение целого по его части"
Тип урока: комплексное применение знаний
Цели:
- Образовательные: сформировать у учащихся умения и навыки в решении задач на нахождение дроби от числа и числа по его дроби; развивать умения анализировать условие задачи и относить её к тому или иному типу; формировать умение применять приемы сравнения, обобщения, выделения главного;
- Воспитательные: воспитание аккуратности, дисциплины, настойчивости, ответственного отношения к учебе;
- Развивающие: развитие памяти, речи, любознательности, познавательного интереса, логического мышления.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием
Метапредметные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать свои действия и вносить в них коррективы при необходимости, высказывать своё предположение.
- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,
- уметь анализировать задачу,
- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.
Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация. раздаточный материал, карточки с заданиями, деревья.
Основная литература:
Математика, учебник для 5 класса, Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Проверка настроения: прием “Мордашки” (у каждого ученика на столе 3 карточки, нужно показать ту, которая соответствует настроению)
хорошее | Среднее | плохое |
- Мотивация учебной деятельности.
Решите анаграмму (Слайд 1):
ЕЛОЦЕ ЛОСИЧ; СТЬЧА ЛАСИЧ.
Проверим. ( Слайд 2).
– Сегодня на уроке мы будем использовать эти понятия.
Тема нашего урока «Решение задач на нахождение целого по его части».
– Какие цели мы поставим перед собой на урок?
– Запишите тему урока в тетрадь.
- Актуализация знаний.
– Пожалуйста, возьмите карточки с текстом и повторим с вами откуда появляются дроби (Предлагаю вспомнить, когда возникают дробные числа и о чем говорят числитель и знаменатель дроби)
Работа с текстом:
Прочитайте текст и озаглавьте каждую часть.
Знаменатель дроби показывает , на сколько равных частей разделили целое, а числитель дроби – сколько таких частей взяли.
Давайте, повторим какие действия с дробями вы умеете выполнять. (складывать, вычитать , умножать, делить )
(Работа с презентацией Слайд 2-7).
Проблемная ситуация: перед вами две задачи (Обратить внимание на задачи на карточке и предлагает подумать это одна задача (разными словами записанная) или это 2 разных задачи. Почему вы так думаете?
(Ответы детей.). Верно, это две разные задачи.
1 задача – это…….. ( задача на нахождение части от целого )
2 задача – это …….. ( задача на нахождение целого по его части).
Какова тема нашего урока?
Тема нашего урока «Решение задач на нахождение целого по его части».
– Какие цели мы поставим перед собой на урок?
– Запишите тему урока в тетрадь.
Давайте вспомним правила: Слайд
Вернемся к задачам. Как вы думаете первый рисунок относится к первой или второй задаче? Почему вы так думаете?
Глядя на второй рисунок предложите ваш вариант решения задачи.
Итак, чтобы найти весь путь надо
1 способ.
12 : 3 * 4 = 16 (км)- весь путь
16-12 = 4 (км)осталось пройти Васе
2 способ:
(км)- весь путь
16 – 12 = 4 (км) осталось пройти Васе.
Ответ: 4 км.
Вывод ( повторяем еще раз алгоритм).
Физкультминутка:
4 этап урока: Проверка понимания и закрепление (15 мин).
Решение задач в парах.
Стр. 87 решить № 5.550, ( у доски) 5.551 ( в парах)
Проверяем :
№5.550
1 емкост.- ?
2 емкост. – 288 л сост. 9/16
Всего -?
- 288:9/16=288*16/9=512 (л)
- 512+288=800 (л)
№ 5.551
Всего- ?
Израсход. – 4/9
Осталось – 36т.
- 1-4/9=5/9
- 36: 5/9= 36*9/5=324/5= 64 4/5 (т)
Физминутка
Задачи на соответствие.
- Б,г
- А,в
Работа в группах.
Вы научились находить часть от целого и целое по значению его дроби. Не устану вам повторять, что наша жизнь просто невозможна без математических знаний. И тема, которую мы продолжаем изучать с вами сегодня, также активно применяется в реальной жизни. Сегодня мы рассмотрим с вами несколько финансовых ситуаций из жизни обыкновенной семьи, в которых сможем активно применять изученные нами правила нахождения части от целого и целого по его части.
. Семья Ивановых живет в городе Симферополь. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Задача 1. Раз в месяц родители выделяют сыну деньги на карманные расходы. Уже давно на семейном совете они решили, что каждое первое число месяца он будет получать от общего дохода семьи. Какой суммой располагает мальчик каждый месяц? ( 45000+60000+15000= 120000, 120000*5/1000=600)
( Зачем нужно давать деньги на карманные расходы?
Это научит их самостоятельно распоряжаться деньгами, принимать свои первые финансовые решения, планировать покупки и накопления)
- Задача 2. Летом вся семья собирается поехать отдыхать на Черное море. Родители, будучи финансово грамотными людьми, приняли решение заранее откладывать деньги на отпуск. Посовещавшись, и составив финансовый план накоплений, мама и папа решили откладывать их совместного дохода. Какую сумму родители откладывают ежемесячно? Сколько они накопят к отпуску за 9 месяцев? ( 60000+45000=105000, 105000*3/20= 15750, 9*15750=141750)
Еще одна черта, характеризующая финансово грамотного человека, это умение копить на долгосрочные цели. Планирование крупных покупок и трат позволяет человеку не брать взаймы или кредитоваться. Лучше заблаговременно начать откладывать понемногу, чтобы к нужному сроку накопить необходимую сумму
- Сын Ивановых увидел как мама оплачивает квитанцию за водоснабжение через интернет-банкинг. Его удивило, что сумма, которую оплачивает мама так велика, 3800 рублей. Мама рассказала мальчику, что это лишь часть всех коммунальных платежей, а именно от общей суммы, которую они уплачивают ежемесячно. Подсчитайте, сколько семья Ивановых тратит каждый месяц на услуги ЖКХ? Сколько тратит в год? ( 3800/5*9=6840, 6840*12=82080)
Действительно, доля расходов на коммунальные услуги одна из самых существенных в расходах семей. Каждый месяц ваши родители платят за электричество, газ, воду, услуги связи и т.д. Вы можете помогать семейному бюджету ваших семей снижать эти расходы. Выключать свет, когда уходите из комнаты. Закрывать кран с водой, когда чистите зубы и т.д
Задача 4: Старшая дочь очень хочет пройти дополнительные языковые курсы для углубления своих знаний. Она проверила свои накопления. На ее сберегательном счете есть свободная сумма в размере 4060 рублей. Узнав все подробности о занятиях, она выяснила, что ее накопления составляют от их стоимости. Во сколько обойдется обучение дочери Ивановых и какую сумму ей еще необходимо накопить? ( 4060:2/3= 6090, 6090-4000=2030)
Первичный контроль:
Математический диктант «Смотри, не ошибись»
1 вариант | 2 вариант |
1. Найдите от 28. | 1. Найдите от 27. |
2. Найдите от 27. | 2. Найдите от 63. |
3. кг муки стоит 13 руб. Сколько стоит 1 кг? | 3. кг сахара стоит 9 руб. Сколько стоит 1 кг? |
4. числа равны 36. Чему равно это число? | 4.числа равны 38. Чему равно это число? |
Оценивание:
«5» - 4 правильных ответов
«4» - 3 правильных ответов
«3» - 2 правильных ответа
«2» - менее 2 правильных ответов
Д/з стр.88, №5.562, 5.556
Для сильных № 5.556, 5.559
Итог урока:
– Вернемся к целям, которые мы поставили на урок. Мы их достигли?
– На какие вопросы нужно ответить, чтобы решить задачи?
– Какова схема решения задач на нахождение части от числа? Слайд
- Целого числа по его части?
– Что на уроке понравилось? Что запомнилось?
Раздаточный материал
Задание 1 .
Прочитайте текст и озаглавьте каждую часть.
Знаменатель дроби показывает , на сколько равных частей разделили целое, а числитель дроби – сколько таких частей взяли.
Задание 1 .
Прочитайте текст и озаглавьте каждую часть.
Знаменатель дроби показывает , на сколько равных частей разделили целое, а числитель дроби – сколько таких частей взяли.
Задание 1 .
Прочитайте текст и озаглавьте каждую часть.
Знаменатель дроби показывает , на сколько равных частей разделили целое, а числитель дроби – сколько таких частей взяли.
Задание 2.
Задание 2.
Задание 2.
Задание группе 1.
Семья Ивановых живет в городе Симферополь. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Задача 1. Раз в месяц родители выделяют сыну деньги на карманные расходы. Уже давно на семейном совете они решили, что каждое первое число месяца он будет получать от общего дохода семьи. Какой суммой располагает мальчик каждый месяц?
Задание группе 2.
Семья Ивановых живет в городе Симферополь. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Задача 2. Летом вся семья собирается поехать отдыхать на Черное море. Родители, будучи финансово грамотными людьми, приняли решение заранее откладывать деньги на отпуск. Посовещавшись, и составив финансовый план накоплений, мама и папа решили откладывать их совместного дохода. Какую сумму родители откладывают ежемесячно? Сколько они накопят к отпуску за 9 месяцев?
Задание группе 3.
Семья Ивановых живет в городе Симферополь. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Задача 3. Сын Ивановых увидел как мама оплачивает квитанцию за водоснабжение через интернет-банкинг. Его удивило, что сумма, которую оплачивает мама так велика, 3800 рублей. Мама рассказала мальчику, что это лишь часть всех коммунальных платежей, а именно от общей суммы, которую они уплачивают ежемесячно. Подсчитайте, сколько семья Ивановых тратит каждый месяц на услуги ЖКХ? Сколько тратит в год?
Задание группе 4.
Семья Ивановых живет в городе Симферополь. Она состоит из четырех человек: мамы, папы и двоих детей.
Мама – работает доктором. Ее заработная плата составляет 45000 рублей в месяц.
Папа – инженер-конструктор. Он работает на крупном судостроительном предприятии и зарабатывает 60000 рублей.
Старшая дочь – студентка. Она учится на учителя английского языка. Девочка отличница и получает повышенную стипендию в размере 15000 рублей ежемесячно.
Младший сын пока учится в школе и не имеет собственного дохода.
Задача 4: Старшая дочь очень хочет пройти дополнительные языковые курсы для углубления своих знаний. Она проверила свои накопления. На ее сберегательном счете есть свободная сумма в размере 4060 рублей. Узнав все подробности о занятиях, она выяснила, что ее накопления составляют от их стоимости. Во сколько обойдется обучение дочери Ивановых и какую сумму ей еще необходимо накопить?
1 вариант | 2 вариант |
1. Найдите от 28. | 1. Найдите от 27. |
2. Найдите от 27. | 2. Найдите от 63. |
3. кг муки стоит 13 руб. Сколько стоит 1 кг? | 3. кг сахара стоит 9 руб. Сколько стоит 1 кг? |
4. числа равны 36. Чему равно это число? | 4.числа равны 38. Чему равно это число? |
1 вариант | 2 вариант |
1. Найдите от 28. | 1. Найдите от 27. |
2. Найдите от 27. | 2. Найдите от 63. |
3. кг муки стоит 13 руб. Сколько стоит 1 кг? | 3. кг сахара стоит 9 руб. Сколько стоит 1 кг? |
4. числа равны 36. Чему равно это число? | 4.числа равны 38. Чему равно это число? |
1 вариант | 2 вариант |
1. Найдите от 28. | 1. Найдите от 27. |
2. Найдите от 27. | 2. Найдите от 63. |
3. кг муки стоит 13 руб. Сколько стоит 1 кг? | 3. кг сахара стоит 9 руб. Сколько стоит 1 кг? |
4. числа равны 36. Чему равно это число? | 4.числа равны 38. Чему равно это число? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"
Презентация к уроку математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби. Решение задач на нахождение части"....
Урок математики с ЭОР в 5 классе по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части"
План-конспект урока по математике. 5 класс....
Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс.
Презентация к уроку по теме "Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части". Математика. 5 класс....
Решение задач на нахождение части от числа и числа по его части.
Занятие пропедевтического курса алгебры в 5 классе....
решение задач на нахождение части от целого и целого по его части
презентация для закрепления навыков по темам решение задач на нахождение части от целого и целого по его части...
Карточки для групп Нахождение целого по его части
Класс делется на группы и раздаются карточки по теме "Нахождение целого по его части и части от целого"...
Урок по математике в 6 классе по теме:«Решение задач на нахождение части от числа»,
Цель урока: Совершенствовать навыки решения задач по теме: «нахождение части от числа. Общее представление о взаимодействии компонентов окружающей среды: вода, воздух, почва, растения и жи...