Делители и кратные
план-конспект урока по математике (6 класс)
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
Учитель: Добрый день, ребята. Садитесь. Откройте тетради, запишите дату, “Классная работа” и оставьте место, чтобы позже вписать тему нашего урока.
А для того, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке, начнем с разминки.
Как называются числа при делении?
а: b = с
(Ответ: а — делимое, b — делитель, с — частное)
— Какое число получится при делении 100 на 4? (25)
— Делимое — 1000, делитель — 4. Найдите частное. (250)
— Делитель — 8, частное — 25. Найдите делимое. (200)
— Делимое — 1000, частное 125. Найдите делитель. (8)
— Назовите наименьшее натуральное число. (1)
— Какие числа называют натуральными? (Натуральные числа - это числа, начиная с единицы. Они образуются естественным образом при счёте.)
— Назовите наибольшее натуральное число. (Наибольшее натуральное число: не существует. Натуральный ряд бесконечен)
На доске записи:
1) 15 : x = 5
2) 15 : a = 3
3) 15 : m = 1
4) 15 : y = 15
5) 15 : c = 10
Учитель: Что интересного записано на доске?
Ученик: Уравнения.
Учитель: Чем похожи эти уравнения?
Ученик: Одинаковое делимое, неизвестное – делитель числа 15. Необходимо выслушать разные варианты ответов детей).
Учитель: А теперь давайте найдем делители числа 15. Решим первое уравнение в тетрадях.
(Один ученик диктует с места, объясняя правило нахождения неизвестного компонента, а остальные - пишут под диктовку в тетрадях).
Учитель: Хорошо. А остальные давайте решим устно. (Учащиеся по одному проговаривают, а учитель пишет ответы на доске).
Учитель: почему не можете найти c в последнем уравнении?
Ученик: не делится без остатка.
Учитель: вспомните определение делителя.
Ученик: Делитель – это число, на которое делится данное число без остатка.
Учитель: Сколько делителей числа 15 мы нашли?
Ученик: Четыре.
Учитель: А еще можете назвать?
Ученик: Нет.
Учитель: А знаете, как записать все делители числа 15 на математическом языке?
(Выслушать разные варианты детей).
Учитель: А мне понравилась такая запись: Д(15) = { 3; 5; 15; 1}. (Учитель пишет на доске, дети – в тетрадях).
Учитель: А теперь запишите делители в порядке убывания. (Один ученик – на доске).
Учитель: Хорошо. Назовите мне сейчас делители числа 20. (Дети называют в любом порядке, учитель записывает их на доске).
Учитель: Запишите их сейчас на математическом языке, располагая в порядке убывания.
(Одного ученика можно вызвать к закрытой части доски или заранее заготовить верную запись: Д(20) = {20; 10; 5; 4; 2; 1}).
Учитель: Попробуйте сделать вывод.
Ученик: Самый наименьший делитель любого числа – это 1, а наибольший – само число.
Учитель: А я еще коечто заметила. Есть парные делители. Как вы думаете, что значит и найдите их.
Ученик: Произведение парных делителей равно самому числу. (Учащиеся приводят примеры парных делителей).
Учитель: А теперь назовите общие делители. Давайте попробуем записать на математическом языке. (Дети предлагают, а учитель записывает на доске и появляется запись: Д(15; 20) = {1; 5}).
Учитель: Хорошо. Молодцы.
Учитель: Так как же называется делимое по-другому?
Ученик: Кратное.
Учитель: Итак, мы нашли кратные числа 3. Попробуйте дать определение кратного.
Ученик: Кратное – это число, которое делится на данное число.
Учитель: А можно еще записать кратные для числа 3?
Ученик: Да.
Учитель: Сколько?
Ученик: Много.
Учитель: Давайте запишем на математическом языке. (Учитель пишет на доске, а дети – в тетрадях : К(3) = {3; 6; 9; 12; 15; 18; 21;…}).
Учитель: Посмотрите внимательно и скажите, как получено каждое следующее число?
Ученик: Увеличивается на 3.
Учитель: А сейчас запишите кратные числа 6. (Один человек работает на закрытой части доски или заготовить верный результат заранее К(6) = {6; 12; 18; 24;…})
Учитель: А что можете здесь интересного заметить?
Ученик: Наибольшего числа нет, а наименьшее равно самому числу.
Учитель: Кто попробует записать общие кратные? (Вызвать одного ученика к доске записать общие кратные: К(6; 3) = {6; 12; 18;…}).
Учитель: Итак, с какими понятиями мы сегодня работали?
Ученик: Делители, кратные, общие делители, общие кратные.
Учитель: Так какую же тему урока мы должны записать?
Ученик: Делители и кратные.
Учитель: Запишите ее в оставленной строке. (Учащиеся вписывают тему урока в тетрадях).
Учитель: Мы с вами вместе поработали, а сейчас давайте посмотрим, что вы усвоили. Вам предстоит самостоятельно выполнить задания.
На доске выписаны задания:
1. Найдите:
Д(12) =
Д(16) =
Д(12; 16) =1,2,4
2. Найдите:
К(4) =
К(8) =
Ответы
Д(12) = {1; 2; 3; 4; 6; 12 } 2. К(4) = {4; 8; 12; 16; 20; 24; 28;…}
Д(16) = {1; 2; 4; 8; 16 } К(8) = {8; 16; 24; 32; 40;…}
Д(12; 16) = {1; 2; 4 } К(4; 8) = {8; 16; 24;…}
Учитель: Молодцы. Вы сейчас сами поработали и давайте посмотрим, у кого не допущено ни одной ошибки. (Дети поднимают руки). Поставьте себе “5”. У кого допущена одна ошибка? Поставьте себе “4”.
№3.78 Заполнить таблицу (стр.88 )
1)28 2)36 3) 168 4) 40 5)15 6)9450
Учитель: Давайте подведем итог. Что нового узнали на уроке? (Выслушать разные ответы учащихся). Кто еще над чем должен поработать?
Учитель: А сейчас запишем домашнее задание: №3.92, 3.93
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Делители и кратные. математический футбол", 6 класс
Презентация для проведения урока в 6 классе...
6 класс Математика "Делители и кратные" Урок 1
Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Делители и кратные". Урок1...
6 класс Математика "Делители и кратные". Урок2
Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Делители и кратные". Урок2...
6 класс Математика "Делители и кратные". Урок3
Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Делители и кратные". Урок3...
Разноуровневая домашняя контрольная работа по теме "Делители и кратные"
Работа состоит из трех уровней сложности, включает задания на нахождение НОД и НОК чисел, а также одно задание на сокращение дроби ( с использованием признаков делимости)....
Презентация к уроку "Делители и кратные", 6 класс.
Второй урок по теме. Содержит математический диктант, решение задач и определение парных делителей.К учебнику 6 класса по математике Н.Я. Виленкина....
Делители и кратные
Урок математики в 6 классе по теме: "Делители и кратные"....