Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
учебно-методический материал по математике
Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Цель
Целевые ориентации урока
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; формирование умения выдвигать гипотезу при решении учебно-практических задач и понимание необходимости ее проверки; развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: научиться складывать десятичные дроби
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok._slozhenie_i_vychitanie_desyatichnyh_drobey.docx | 161.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок: Сложение и вычитание десятичных дробей
Тема: Сложение и вычитание десятичных дробей
Цель
Целевые ориентации урока
Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор).
Метапредметные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; формирование умения выдвигать гипотезу при решении учебно-практических задач и понимание необходимости ее проверки; развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные: научиться складывать десятичные дроби
Ход урока:
1 этап Организационный момент
Как вы считаете, можно ли считать знание ценностью человека. Да конечно. Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Вот такой ответ дал известный среднеазиатский учёный Аль- Бируни.
«Знание – самое превосходное из владений. Всё стремится к нему. Само же оно не приходит.
Пусть эти слова станут девизом нашего урока.
- А сейчас я хочу предложить вам интересное задание: откройте лист «Экологическая шифровка» и обведите в кружок заглавные буквы тех высказываний, с которыми вы согласны.
Приложение 1. Экологическая шифровка.
Задание: обведи в кружок заглавную букву того высказывания, с которым согласен.
Доброе дело – не сорить на улице, убирать за собой мусор в лесу.
Полиэтиленовые пакеты, выброшенные на улицу, удобряют почву.
Риск отравиться и отравить окружающую среду грозит, если сжигаешь пластиковые бутылки.
Лес большой, можно выкидывать мусор, места хватит.
Открытый кран в школе увидел – подойди выключи.
Украсить жизнь весной можно большим букетом подснежников.
Зеленая книга – книга, в которую занесены исчезающие виды животных и растений.
Береги свои леса: лес – богатство и краса.
Исчезающие виды растений и животных занесены в красную книгу.
Если вы правильно выполнили задание, то из заглавных букв вы получите название чисел, с которыми сегодня мы будем продолжать работать.(«Дроби»)
Прочитайте вслух, с какими предложениями вы согласились (читают по цепочке)
-А какие дроби мы изучаем? (десятичные)
Устно
Перевести в обыкновенные дроби
0, 5
5,6
0,79
1,7
Найти сумму дробей
2 этап Целеполагание
Математики древнего Египта вместо обычных для нас знаком «+» и «-» использовали знак
И Вы сейчас, сможете узнать какое действие обозначали каждым из этих знаком
Как вы считаете, почему последний пример выделен другим цветом?
Умеем ли мы складывать десятичные дроби?
Чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Запишите число, классная работа и тему урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»
3 этап. Актуализация опорных знаний.
1. Какую дробь считают десятичной?
2. В чем особенность записи десятичных дробей?
3. Что отделяет запятая?
4. Где находится целая часть, а где дробная в записи десятичной дроби?
5. Сколько цифр должно быть в дробной части?
6. Выясните в каком столбце верно записана десятичная дробь, обведите букву ему соответствующую и вы узнаете название одного растений, занесенного в красную книгу Оренбургской области
Рябчик русский – долголетнее травяное растение, которое принадлежит семейству Лилейных. Данный вид семейства находится на грани вымирания и занесен в Красную книгу.
Растет русский рябчик на остепененных склонах, опушках кустарников, а также днищах оврагов и балок. Что касается степи и лесостепи, то в этой зоне цветок может расти только на известковых и меловых субстратах, реже – на черноземах. Растет он на плодородных почвах, которые содержат большое количество гумуса. Период цветения припадает на конец мая. Цветки при этом сильно опыляются ветром. Размножается растение при помощи дочерних луковиц и семян. Данное растение используют лишь в декоративных целях, поскольку оно очень красивое. Основной причиной, по которой данное растение редко встречается, является человеческий фактор. Любители цветов собирают букеты, а садоводы выкапывают луковицы для домашней посадки.
4 этап . Открытие нового материала.
А теперь вернемся к теме нашего урока, какую же проблему мы должны с вами решить? (как складывать и вычитать десятичные дроби).
Где можно найти ответ на вопрос сегодняшней темы? (дети предлагают: спросить у учителя, у родителей, найти в интернете, в учебнике, ...)
Но мы постараемся найти ответ самостоятельно.
В нашем красивом Оренбуржье протекает река ….(Урал)
Cамая крупная река Оренбургской области Урал (в древности Яик), основная часть ее стока формируется в Оренбуржье.
Две другие крупные реки - Сакмара и Илек - берут начало соответственно в Башкирии и в Казахстане, но впадают в Урал в пределах Оренбургской области. Урал по своей длине - третья река Европы; по протяженности он уступает только Волге и Дунаю. Даже Днепр короче Урала на 0,249 километров.
Также в Оренбургской области протекает река Сакмара длина которой 0, 79 тыс км. Сакмара является притоком реки Урал, длина которой на 1, 7 тыс км больше. Найти длину реки Урал.
Что необходимо сделать, чтобы найти ответ на вопрос задачи.
Можем ли мы предположить, как найти сумму данных чисел?
В таблицу впишите по разрядам десятичные дроби: 1,7 и 0,79.(Дети выполняют на раздаточном материале (приложение).
Ребята, какой главный принцип чтения десятичных дробей?
Задание: В таблице записать сумму этих чисел и разность этих чисел.
Дети выполняют задание в парах или в группах (1 группа или пара находят сумму, 2 группа или пара разность).В случае затруднения у каждого есть возможность использовать вопросы-подсказки.
Вопросы-подсказки
• Если не обращать внимания на запятую, то какие числа получились? (Натуральные)
• Мы умеем складывать натуральные числа? (умеем)
• А с каким числом сложить 9 ? (с нулём)
• Вот мы и подошли к способу сложения десятичных дробей. В чем он заключается?
• Повторим процедуру с вычитанием десятичных дробей. (Ученик у доски находит разность чисел 1,7 и 0,79)
Проверка задания, коррекция ошибок.
Попробуем иначе убедиться в правильности нашего вывода.
Значит, теперь каждый раз, чтобы сложить или вычесть дроби, мы будем чертить таблицу? (Нет).
Тогда, чтобы сложить или вычесть десятичные дроби, что мы должны знать? (правило)
Для этого создадим алгоритм. Перед вами лежат фразы, а вы должны соединить их в одно правило.
(Приложение):
Записать десятичные дроби друг под другом в столбик, так чтобы запятая была под запятой;
Уравнять количество цифр после запятой(если это необходимо);
Выполнить сложение или вычитание дробей, не обращая внимания на запятую;
В ответе поставить запятую под запятыми.
4 этап. Закрепление нового материала.
А теперь вернёмся к примеру, которое вызвало у нас затруднение
0, 35 + 0,2= 0,55
5 этап. Закрепление изученного материала.
№ 705 (а,б)
А теперь предлагаю вам поработать в парах.
1 ряд
Наука 4,9; 1; 2,6; 3,5
1 пара
Математика 1; 2,6; 6,8; 4,9
3,2 + 1,7
Королева 6,8; 3,4; 1; 4,9
8,2 – 1,4
Изучение 4,9; 0,6; 1; 2,6
5,3 – 2,70,8 + 0,2
Математика 1; 2,6; 6,8; 4,9
Наука 4,9; 1; 2,6; 3,5
Это 3,5; 3,2; 4,9; 3,1
Царица 6,8; 3,4; 1; 4,9
2 пара2,7 + 0,8
5,6 – 2,4
4,8 + 0,1
3,4 – 0,3
Королева 6,8; 3,4; 1; 4,9
Математика 1; 2,6; 6,8; 4,9
Дверь 7,9; 5,5; 2,9; 8
Изучение 4,9; 0,6; 1; 2,6
3 пара 5,6 + 2,3
7,9 – 2,4
3,8 – 0,9
5,8 +2,2
и ключ 3,8; 4; 3,6; 3,1
Математика 1; 2,6; 6,8; 4,9
Наука 4,9; 1; 2,6; 3,5
Изучение 4,9; 0,6; 1; 2,6
4 пара2,1 + 1,7
3,5 +0,5
5,8 – 2,2
3,7 – 0,6
Королева 6,8; 3,4; 1; 4,9
Математика 1; 2,6; 6,8; 4,9
Наука 4,9; 1; 2,6; 3,5
5 пара2,7 + 3,1
8,9 – 2,2
7,2 + 2,3
к наукам 5,8; 6,7; 9,5; 6
5,5 + 0,5
Карл Гаусс 6,8; 3,4; 1; 4,9
Лейбниц 1; 2,6; 6,8; 4,9
Роджер Бэкон 6,5; 9,4; 6,7; 5,1
Народная пословица 4,9; 0,6; 1; 2,6
6 пара8,6 – 2,1
7,3 + 2,1
4,5 + 2,2
7,4 – 2,3
1 ряд
Математика – это дверь и ключ к наукам (Роджер Бэкон )
2 ряд
Математика – царица наук, арифметика – царица математики (К.Ф.Гаусс)
3 ряд
Кто хорошо трудится, тому есть чем гордиться. (народная пословица)
Дополнительный материал.
Карточка №1
В нашей Оренбургской области водится много бобров. Бобр – крупный грызун, ведёт полуводный образ жизни, обитает по лесным рекам. Сооружает из ветвей и ила домики поперёк реки строит плотины длиной 5 – 6 м. узнать длину тела бобра нам поможет удивительный квадрат
Из первой строки выберите наименьшее число
Из второй наибольшее число
Из третьей ни наименьшее, ни наибольшее число.
Найдите их сумму вы получите ответ на вопрос.
Карточка № 2
5 этап. Самостоятельная работа
Есть информация о появлении этих птиц на крупных озёрах Восточного Оренбуржья. Эти птицы безошибочные составители прогноза на лето.
6 этап . Рефлексия
1 ряд
- Проанализируйте результат своей работы , ответив на вопросы:
« Я понял, как складывать и вычитать десятичные дроби?»
« Я могу найти сумму и разность десятичных дробей, используя алгоритм?»
« В самостоятельной работе у меня были ошибки?»
« Если были, то на каком этапе алгоритма я допустил ошибку?»
«Над чем необходимо поработать дома?»
2 ряд синквейн
3 ряд смс
Домашнее задание
На «5»
На «4»
Материал со страницы Гузель Фанильевны Хайбрахмановы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Разработка урока математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Цели:-повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей;-продолжить работу по закреплению выч...
Урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Этот урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС.Планируемые образовательные результаты:предметные:Знать алгоритм действия с десятичными дробями.Уметь применять выработанный алгоритм на практике...
урок "Сложение и вычитание десятичных дробей"
конспект урока, презентация, карточки для индивидуальной работы...
План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей
План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей...
Конспект урока по математике в 5Б классе Тема урока «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Урок обобщения и систематизации знаний с элементами игры....
Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока: закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей, формирование умений выполнять действи...
Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Урок контроля и проверки знаний и умений...