План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме

План-конспект урока Сложение и вычитание десятичных дробей

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Сложение и вычитание десятичных дробей

  1. Бутылина Светлана Ивановна
  2. Место работы: МОУ СОШ №2 г. Талдом
  3. Должность: учитель математики
  4. Предмет: математика
  5. 5 класс
  6. Сложение и вычитание десятичных дробей (урок 105(1))
  7. Базовый учебник: Н.Я.Виленкин. Математика 5 класс. Москва  «Мнемозина» 2008)
  8. Цели урока: ознакомить с приемом выполнения сложения и вычитания десятичных дробей; подвести учащихся к пониманию того, что сложение  и вычитание  десятичных дробей выполняется поразрядно; совершенствовать навыки решения задач.
  9. Задачи

- обучающие:

  1. научить складывать и вычитать десятичные дроби по алгоритму;
  2. научить применять эти знания при решении задач;

-развивающие:

  1. работать над развитием понятийного аппарата;
  2. развивать навыки самоконтроля и логического мышления;
  3. развивать память, речь, умение анализировать, сопоставлять, формулировать выводы;
  4. совершенствовать навыки решения задач.

-воспитательные:

  1. прививать учащимся интерес к предмету через совместную творческую работу;
  2. формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи;
  3. воспитывать ответственное отношение к труду;
  4. воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов.
  1. Тип урока: урок формирования новых знаний.
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
  3. Техническое оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, экран.

13. Ход урока

13.1. Организационный момент.

- Проверьте, все ли у вас готово к началу урока. Сегодня мы продолжим изучение десятичных дробей.

13.2. Устный счет.

Чтоб избежать нам в математике

Обидных неудач,

Решим мы с вами серию

Логических задач.

1. На трех банках с вареньем наклеены надписи: на первой банке – «малина», на второй – «клубника», а на третьей банке – «земляника и малина». Известно, что все надписи неверны. Определите, в какой банке какое варенье.

Решение:

- Так как нам известно, что все надписи неверны, значит в третьей банке не может быть ни малины, ни земляники. Следовательно, там клубника. В банке с надписью «малина» малины быть не может, значит там либо клубника, либо земляника. Клубника уже в третьей банке. Значит, в первой банке находится земляника. Во второй банке с надписью «клубника»- варенье из малины.

2. Семь осликов за три дня съедают 21 мешок корма. Сколько корма понадобится пяти осликам на пять дней?

Решение:

- За один день семь осликов съедают  мешков корма. Значит, одному ослику в день нужен 1 мешок. Пяти осликам в день - 5 мешков корма. Следовательно, на пять дней необходимо:  мешков корма.

13.3. Сообщение темы урока.

А теперь давайте вспомним десятичные дроби.

На доске: 5,1   и   3,569

-  Прочитайте числа.

- Какие  задания с этими числами можно придумать? (Их можно сравнить, заменить смешанным числом, можно придумать с ними задачу.)

- Придумайте с этими числами такую задачу, чтобы она решалась сложением (вычитанием).

-  Каких умений нам не хватает, чтобы решить эту задачу?  Кто догадался, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?

 Итак, тема нашего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей». 

13.4. Работа по новой теме.

Работа по статье учебника (стр.190-192)

- Прочитайте внимательно статью учебника и приготовьтесь отвечать на вопросы. (чтение статьи)

- Назовите три первые разряда после запятой в десятичных дробях.

- Расскажите, как сравнивают десятичные дроби по разрядам.

- Расскажите алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей.

Алгоритм:

  1. Уравнять количество знаков после запятой.
  2. Записать в столбик, как при сложении натуральных чисел. Разряд под

разрядом, запятая под запятой.

  1. Выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую.
  2. Запятую в ответе поставить под запятой.

Теперь попробуем применить эти знания на практике.

13. 5. Закрепление нового материала

Все задания выполняются с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

1) Сложение десятичных дробей и вычитание десятичных дробей 

Учащиеся по очереди решают у доски примеры. Полученные ответы, сравнивают с ответами, появляющимися на слайдах.

А теперь перейдем к решению задач:

2) Задача на вычитание десятичных дробей 

3) Задача на сложение и вычитание десятичных дробей 

Учащиеся самостоятельно решают задачи, и проверяют правильность решения с помощью ЭОР.

- Прежде чем решать следующую задачу давайте вспомним, как может двигаться лодка по реке (по течению и против течения) .

- Как  в каждом из этих случаев будет находиться ее скорость (скорость по течению = собственная скорость + скорость течения. Скорость против течения = собственная скорость - скорость течения)?

4) Задача на движение лодки по течению и против течения.

Подведем итоги: сколько же человек правильно решили задачу?

13. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Итак, что же вы сегодня научились делать на уроке? (складывать и вычитать десятичные дроби) Поверим это с помощью следующего задания:

1) Итоговое задание 

Вам нужно вставить пропущенные слова, если вы сделаете это правильно, то сразу увидите результат.

Домашнее задание

Стр.197, № 1255,1261.

Приложение

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Проверка готовности к уроку

2

2

Устный счет

Чтение текста задач и помощь в их решении

Решение задач

9

3

Сообщение темы урока

С помощью заданий и наводящих вопросов подвести учащихся к новой теме

Выполнение заданий подводящих к новой теме

5

4

Работа по новой теме

Обсуждение прочитанного материала

Работа по статье учебника

9

5

Закрепление нового материала

1

Демонстрация и помощь при взаимодействии учащихся с ЭОР

Решение  примеров у доски (в тетради)

9

2

Решение задач и самопроверка

2

3

3

4

4

6

Подведение итогов урока

5

Демонстрация и помощь при взаимодействии учащихся с ЭОР. Выставление оценок за работу на уроке.

Вставить пропущенные слова в текст (работа с ЭОР)

2

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Сложение и вычитание десятичных дробей

практика

презентация

Сложение десятичных дробей

Вычитание десятичных дробей

2

Задача на вычитание десятичных дробей

практика

презентация

Задача на вычитание десятичных дробей

3

Задача на сложение и вычитание десятичных дробей

практика

презентация

Задача на сложение и вычитание десятичных дробей

4

Задача на движение лодки по течению и против течения

практика

презентация

Задача на движение лодки по течению и против течения

5

Итоговое задание

контроль

презентация

Итоговое задание

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 5 классе. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Тип урока: обобщение – систематизация знаний.Цели урока:  закрепление вычислительных навыков, повторение правил сложения и вычитания десятичных дробей,  формирование умений выполнять действи...

План- конспект по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"

План- конспект составлен на курсах повышения квалификации.Проверен методистом....

План-конспект урока "Сложение и вычитание десятичных дробей" с использованием ЭОР

Образец плана-конспекта урока с использованием электронных образовательных ресурсов. Адресован учителям математики....

Презентация к уроку "Урок – смотр знаний в 5 класс по математике. Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»."

Презентация к уроку:Урок – смотр знаний в 5 класс по математике.Тема урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»....