Математическая викторина "Знатоки математики"
методическая разработка по математике (6 класс)

Математическая викторина "Знатоки математики", проводимая в рамках "Фестиваля математических наук"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematicheskaya_viktorina.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Арндт Ирина Васильевна

учитель математики МБОУ «Весенненская СОШ»

Математическая викторина «Знатоки математики»

для учащихся 5-6 классов

в рамках «Фестиваля математических наук»

Цели мероприятия:

- привитие интереса к математике как элементу общечеловеческой культуры;

- популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта;

-развитие у учащихся навыков хорошего поведения в обществе, навыков общения и совместной деятельности.

Участники: 2 команды учащихся 5-6 классов.

Жюри: привлекаются учащиеся старших классов.

Ведущий 1: (учащиеся старших классов)

Математика! Мир без неё был бы неинтересным. Не было бы научных открытий ни на море, ни на суше, ни во Вселенной.

У нас сегодня занятие необычное,

Весёлое, математичное,

Игры, конкурсы, соревнования –

Покажите всё своё старание.

Хочу всех вас приветствовать,

Успехов пожелать.

Всем, кто умеет задачи решать,

Быстро складывать и вычитать,

Считать, думать и размышлять,

Правильный ответ искать.

Ведущий 2: Сегодня на занятии мы с вами поучаствуем в математической викторине.

Участники делятся на 2 команды. Детям предлагается выбрать название команд. Условие - для названия команд использовать математические термины, например, названия геометрических фигур.

Ведущий 1: Разминка.

Отгадайте загадки (будьте внимательны).

  1. Я села в автобус на начальной станции и пересчитала пассажиров. Их было 17. Автобус тронулся, затем остановился. На первой остановке вошло 6 человек, вышло 2 человека. На следующей остановке вошло 10 человек, никто не вышел. Потом на остановке вошло 4 человека и вышло 7. А потом на остановке гражданин один вошел, с целой кучею обновок ... Сколько было остановок? ( пять )
  2. Какой фигурой на Руси теща потчевала зятя? (круг - блины)
  3. Какой фигурой мы спасаемся от насморка? (квадрат - платок)

Ведущий 2: Первый конкурс.

Назвать как можно больше профессий, связанных с математикой (1 слово -1 балл)

Ведущий 1: Второй конкурс.

Ответьте на вопросы. (правильный ответ – 1 балл)

1) Кто окажется тяжелее первый людоед, который весил 48 кг и на ужин съел второго или второй, который весил 52 кг и съел первого? (одинаково)

2) Какое число надо увеличить в 15 раз, чтобы получить 15? (единица)

3) Две монашки пошли в церковь, и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая монашка, если они шли с одинаковой скоростью? (60 вёрст)

4) Вот вам три пилюли - сказал доктор - принимайте по одной через каждые полчаса. Вы покорно согласились. Насколько времени хватит вам этих пилюль? (1 час)

5) Яйцо в всмятку варится 3 минуты. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 3 яйца всмятку? (3 минуты)

6) У отца 6 сыновей, каждый сын имеет сестру. Сколько детей у этого отца? (семь)

Ведущий 2: Третий конкурс.

Назвать назвавие  литературных произведений, которые  начинаются с чисел 3; 20; 12; 1000. (1 произведение - 3 балла, на раздумье 1 минута).

Ведущий 1: Четвертый конкурс.

Предлагается решить шуточные задачи. (правильный ответ – 1 балл)

1. По дороге вдоль кустов
Шло 11 хвостов,
Сосчитать я также смог,
Что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда – то
Петухи и поросята.
А вопрос мой к вам таков:
Сколько было петухов? 
(Семь)

2. Прилетели галки, сели на палки.
Если на каждой палке
Сидит по одной галке,
Тогда для одной галки
Не хватает палки.
Если на каждой палке
Сидит по две галке,
То одна из палок
Будет без галок.
Сколько было галок?
Сколько было палок? 
(4 галки, 3палки).

3. Как-то рано, по утру
Птицы плавали в пруду.
Белоснежных лебедей
Было втрое больше, чем гусей,
Уток было восемь пар,
Вдвое больше, чем гагар.
Сколько было птиц всего,
Если нам еще дано,
Что всех уток и гусей
Столько, сколько лебедей?

(Всего 56 птиц: гагар 8,уток 16, гусей 8, лебедей 24).

4. Шел Кондрат в Ленинград.
Навстречу ему 12 ребят:
У каждого – по лукошку,
В лукошке – по кошке,
У кошки – по котенку,
У котенка – по мышонку.
Задумался старый Кондрат:
“Сколько котят и мышат
ребята несут в Ленинград?”

(Глупый, глупый Кондрат! Он один шел в Ленинград,а ребята с лукошками, котятами и кошками шли навстречу ему, – в Кострому!)

5. Какой знак надо поставить между 2 и 3 чтобы получить число больше 2, но меньше 3? (Запятую).

6. Две дочери, две матери, и бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое).

7. Брату 13 лет, а сестре 6. Сколько лет будет сестре, когда брату исполнится 18? (Одиннадцать).

8. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько времени играл каждый из участников? (4 часа).

9. У причала стоит корабль, с которого свисает веревочная лестница. От воды до нижней ступеньки 15 см, и между ступеньками по 15 см. Начался прилив. Через сколько минут вода достигнет 3 ступеньку, если за минуту она поднимается на 10 см? (Никогда, так как лестница поднимается вместе с кораблем).

10. Экипаж, запряженный тройкой лошадей, преодолел за 1 час 15 км. С какой скоростью бежала каждая лошадь? (15 км/ч).

 

Ведущий 2: Пятый конкурс.

Логогрифы. В первой части логогрифа надо догадаться, о каком слове говорится. Затем в отгаданное слово вставить добавочно одну или две буквы и получить новое слово. (правильный ответ – 1 балл)

1. Арифметический я знак,
В задачнике найдешь меня
Во многих строчках,
Лишь “О” ты вставишь,
Зная как, и я – географическая точка. 
(Плюс-полюс).

2. Я – цифра меньше 10,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я”
Прикажешь рядом встать:
Я – все: отец, и ты, и дедушка, и мать! 
(Семь –семья).

3. Я – пространственное тело,
И не сложен я с натуры,
Если ж вставить “Л” умело,
Стану домом я культуры. 
(Куб – клуб).

4. Я – высокая скала,
Если в слове буква “А”,
Если “А” на “Б” меняем,
То верблюда вспоминаем. 
(Гора – горб).

5. Он – грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь “У” на “О” –
Будет круглое число. 
(Сурок – сорок).

6. Мой первый слог найдешь тогда,
Когда в котле кипит вода,
Местоименье – слог второй,
А в целом – столик школьный твой. 
(Пар+та=парта).

Ведущий 1: Шестой конкурс.

Волшебное слово. Составить как можно больше слов из букв слова “ТРЕУГОЛЬНИК”  (е=ё). (1 слово – 1 балл)

(Рог, руль, толь, рот, кит, горн, уголь, урон, китель, кулон, грек, луг, угол, лот, тор, кон, нуль, уклон, укол, лектор, кретин, тенор, тур, гол, тол, корень, рок, укор, лето, утро, игрек, орел, турне, тир, роль, трель, тон, кот, лень, тело, итог, ролик, кино, раут, гик, ель, тик, олень, кол, енот, трек, ток, куль, крот, лук, гель, лён, урок, корь, лорнет, турок, и т.д.)

Ведущий 2: Седьмой конкурс.

Математическая эстафета. Командам по очереди задают по одному вопросу. Время на обдумывание 30 секунд. За верный ответ – 1 балл.

  1. Сколько хвостов у 8 коров? (8)
  2. Как называется знак сложения? (плюс)
  3. Сколько носов у двух псов? (2)
  4. Сколько пальцев на двух руках? (10)
  5. Сколько слогов в слове математика? (5)
  6. Сколько в неделе дней? (7)
  7. Сколько букв в слове я? (1)
  8. Сколько хвостов у 10 ослов? (10)
  9. Сколько слогов в слове школа? (2)
  10. Как называется знак вычитания? (минус)
  11. Назовите первый день недели? (понедельник)
  12. Сколько дней в одной неделе? (7)
  13. Какая геометрическая фигура имеет три угла? (треугольник)
  14. Сколько хвостов у семи китов? (7)
  15. Результат сложения (сумма)
  16. Числа,  применяемые при счете (натуральные)
  17. Наименьшее трехзначное число (100)
  18. Прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
  19. Сумма  длин всех сторон треугольника (периметр)
  20. Что тяжелее 1кг ваты или 1кг железа?

Ведущий 1: Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри. (подсчет баллов, награждение грамотами).

Литература.

1. А .Ф. Коликов, А. В. Коликов. Изобретательность в вычислениях. - М: Дрофа, 2003

В. Волина. Веселая математика.- М.: Изд-во АСТ, 1998

2. В. А. Гусев, А. П. Комбаров. Математическая разминка.- М.:Просвещение,2005

3. Газета «Первое сентября» (приложение к журналу «Математика в школе»)

4. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны.- М.:Наука,1986


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический тренажер (Математика 5)

Математический тренажер по математике в  5классеДействия с целыми числамиДробиЕдиницы длиныЕдиницы массы...

Рабочая программа математического кружка "Математика абитуриенту" в 11-ых классах .

Рабочая программа математического кружка" Математика абитуриенту "в 11-ых классах...

Математическая игра «Математик-бизнесмен»

Внеклассное мероприятие, расчитанное на учащихся 5-6 классов....

Математический праздник "Математика - царица наук"

Сценарий математического праздника разработан для учащихся 6-х-7-х классов с легкой степенью умственной отсталости. Основная цель проведения мероприятия -  формирование познавательной активности ...

Математическая игра "Математика утравында соңгы герой"

Внеклассное мероприятие по математике на татарском языке предназначена для учащихся 5-6 классов. Цель мероприятия: Развивать познавательные и творческие способности, воспитывать интерес к предмету....

Внеклассное интегрированное мероприятие "Математические старты" (математика + физкультура).

Цели мероприятия:развитие интереса к предмету математика;снятие физического и психологического переутомления, стресса;воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.Мероприятие проводится в рамках неде...

Математическая игра "Математик - бизнесмен"

Внеклассная работа с учениками в рамках математической предметной недели...