Математическая игра «Считай, смекай, отгадывай»
методическая разработка по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов
Математическая игра «Считай, смекай, отгадывай»
Автор: Серова Ольга Владимировна,
учитель математики первой квалификационной категории.
МОУ «Красноборская СШ»
с. Красный Бор,
ул. Молодёжная, д.3
2022г.
Математическая игра «Считай, смекай, отгадывай»
Цели и задачи игры:
- развитие интереса к математике;
- развитие логического мышления, быстроты реакции, внимания;
- воспитание чувства ответственности, коллективизма и взаимопомощи;
- применение навыков счёта, развитие умений взаимопроверки, совершенствование умений рационально планировать свою деятельность.
Оборудование:
1. Интерактивная доска
2. Ручки
3. Листы бумаги
В игре принимают участие: ведущий (учитель), две команды из 5-6 классов, в каждой команде 5 игроков и капитан, жюри 2 человека из учеников 9-11 классов.
Ход мероприятия
ВЕДУЩИЙ:
Математика повсюду!
Только глазом проведёшь –
И примеров разных уйму
Ты вокруг себя найдёшь!
Тут везде идёт работа:
Все подсчитывают что- то,
Всюду можно услыхать:
Раз, два, три, четыре, пять!
И прекрасна, и сильна
МАТЕМАТИКИ страна!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем вам удачи –
За работу, в добрый час!
ПРАВИЛА ИГРЫ:
- Побеждает тот, кто больше знает.
- Не завидуй удачам соперника, играй честно.
- Проиграл – не унывай, а побольше узнавай.
Этот конкурс открываю,
Добрый день, мои друзья!
2 команды на турнире,
Их сейчас представлю я.
1 конкурс. Приветствие команд
1 команда.
2 команда.
2 конкурс. Разминка
Вопросы задаются по очереди. Если команда не знает ответ или отвечает неверно, право отвечать передаётся следующей команде.
- На берёзе 10 сучков, на каждом сучке по 16 веток, а на каждой ветке 4 яблока. Сколько на дереве яблок? (На берёзе яблоки не растут)
- Какое число приказывает? (Три)
- Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе? (3)
- Несла бабка на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц осталось в корзине? (ни одного, потому что дно упало)
- Что легче килограмм ваты или килограмм железа? (килограмм есть килограмм)
- На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
- Двое играли в шашки 4 часа, сколько играл каждый из них?
(4 часа)
- Машина перевозит зерно с элеватора на вокзал. На машину можно погрузить 5 тонн. Всего нужно перевести 22 тонны зерна. Сколько рейсов с элеватора на вокзал сделает машина? (5 рейсов)
- Длина бревна 5 м., за 1 мин. отпиливают по 1 метру. За сколько минут распилят все бревно. (4)
- Саша принес в школу кулек конфет. Если их раскладывать парами, тройками и четверками, то 1 будет лишняя, а пятерками лишней не будет. Сколько конфет в кульке. (25)
- Отцу – 30 лет, а его сыну – 5 лет. Через сколько лет отец будет старше сына на 27 лет? (никогда).
- Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же, как и мешок, в котором находится пшеница? (Надо в один мешок вставить другой).
- Врач прописал больному 5 уколов, по одному через каждые полчаса. Через сколько времени будут сделаны все уколы? (Через 2 часа).
- Летела стая гусей. Один гусь впереди, два - сзади. Один гусь между двумя и три гуся рядом. Сколько гусей в стае? (3)
ИТОГИ КОНКУРСА:
3 конкурс. Ребусы
Ребус – это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены в виде комбинации фигур, знаков, букв, т.е. «предметов». Одна из главных трудностей при разгадывании ребусов – умение правильно назвать изображённый на рисунке предмет и понять, как соотносятся между собой фрагменты рисунка. Необходимо учитывать наличие синонимов, буквенная «дробь» может быть прочитана по-разному. Кроме знаний правил, нужны еще смекалка и логика.
(СЛАЙДЫ 5 – 20)
Ответы записываются на листочках.
ИТОГИ КОНКУРСА:
4 конкурс. «В гостях у сказки»
Каждая команда записывает решение на листочках.
ЗАДАЧА №1
ХИТРАЯ ЛИСА
Наловил дед рыбы полный воз. Рыбы – крупные лещи. Едет домой видит: лисичка свернулась калачиком. Лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел, а лисичка не шелохнется. Дед решил, что лиса мертва. «Вот славная находка! Будет моей старухе воротник на шубу»,- подумал дед. Взял он лису и положил на воз, а сам пошел впереди. Лисица улучила время и стала сбрасывать полегоньку с воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Сначала лиса действовала осторожно, а затем все смелее. В первую минуту она выбросила лишь одного леща, во вторую – 2 леща, в третью- 4 леща и т.д. В каждую следующую минуту она выбрасывала вдвое больше лещей. Через 7 минут лиса выбросила всю рыбу и сама потихоньку ушла. Сколько лещей досталось хитрой лисе?
(Ответ: лисе досталось 127 лещей.
Для решения достаточно записать: 1+2+4+8+16+32+64= 127.)
ЗАДАЧА №2
ДЕВОЧКА ИЗ СКАЗКИ
(СЛАЙД 23)
Девочка заменила каждую букву в своём имени её номером
в русском алфавите. Получилось число
5 32 11 14 16 3 16 25 12 1
Как её зовут?
Ответ: Дюймовочка
ЗАДАЧА №3
РАТАТУЙ
Есть две сковородки. На каждой помещается 1 блин. Надо поджарить 3 блина с двух сторон. Каждая сторона блина поджаривается 1 минуту. За какое наименьшее время это можно сделать?
Ответ: 4 минуты
ИТОГИ КОНКУРСА:
5 конкурс. Конкурс капитанов
Задачи выдаются командам. Все участники, кроме капитана, обсуждают вопрос в течение 2 минут. После этого капитан должен выбрать, как ему кажется, правильный ответ или дать свой.
1. По столбу высотою 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней она достигнет вершины столба?
Ответ: через 6 дней
2. Три слога в слове.
Первый слог –
Большой снеговика кусок.
Осуществляют слог второй
Слоны, придя на водопой.
А третий слог зовется так,
Как прежде звался твердый знак.
Соедините все три как надо –
Получите слово вы в награду
Ответ: компьютер
3. Цифры от 1 до 9 надо разместить в фигуре, так чтобы сумма трех цифр каждого диаметра составляла 15.
(СЛАЙД 26)
Ответ: в центре поместить цифру 5
ИТОГИ КОНКУРСА:
6 конкурс. Игра со зрителями
Загадки задаются по очереди болельщикам команд.
- Он давно знаком со мной,
Каждый угол в нем прямой,
4 угла и 4 стороны.
Все 4 стороны одинаковой длины (квадрат) - Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? (треугольник) - Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик, -
Что еще таким быть может? (угол) - Нет углов у меня
и похож на блюдце я.
На тарелку и на крышку,
на кольцо, на колесо.
Кто же я такой, друзья? (Окружность, круг)
ИТОГИ КОНКУРСА:
7 конкурс. Помоги Плуто
За минуту составить больше слов со словом параллелепипед
(СЛАЙД 28)
ИТОГИ КОНКУРСА:
8 конкурс. Ох, уж эти числа.
- Вспомнить и назвать пословицы, в которых присутствуют числа.
2. Вспомнить и назвать песни, фразы из песен, где присутствуют числа (можно напеть).
3. Вспомнить и назвать название сказок, где присутствуют числа.
ИТОГИ КОНКУРСА:
9 конкурс. Спички
Из четырех спичек составлен бокал. Нужно, переместив лишь 2 спички, передвинуть бокал так, чтобы вишня оказалась снаружи.
(СЛАЙД 30, 31)
Подведение итогов игры. Награждение.
Ну, вот и подошла к концу наша игра,
И расстаться ненадолго нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались умом баллы добывать,
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде у нас почёт.
ДО СКОРЫХ ВСТРЕЧ!
Список литературы
1. . http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/260fb1fa-910c-4dc2-b327-1a456d104e1f/D-406_corr.swf
2. http://pikalova-ms.narod.ru/portrety_matemaikov.htm
3. http://center.fio.ru/som/ - Cетевое объединение методистов (огромный набор методических материалов по предметам)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка внеклассного мероприятия на тему: «СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ» (калейдоскоп знаний).
Разработка данного мероприятия направлена:- формирование навыков коллективного поведения;- создание атмосферы взаимовыручки, товарищества...
Считай, смекай, отгадывай
Классный час...
Интеллектуальная игра по математике "Считай, смекай, отгадывай" в 8 классе
Игра предназначена для учащихся 8 класса общеобразовательной школы с целью формирования познавательной активности, привити...
математическая игра "Решай, смекай, отгадывай" для учащихся коррекционной школы VIII вида
В данной разработке представлена обучаюшая игра, для учеников 9 классов коррекционной школы VIII типа...
Презентация к игре "Считай, смекай, отгадывай"
Презентация к игре "Считай, смекай, отгадывай"...
Математическая игра "РЕШАЙ! СМЕКАЙ! ОТГАДЫВАЙ" 5-6 класс
Данный материал можно использоваться в внеурочной деятельности по предмету, а также в проведении предметных декад....