Урок в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Урок для интерактивной доски в программе notebook
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 174.65 КБ |
matematika_5.notebook | 2.08 МБ |
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 39.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5 классе
Предмет: математика
Класс: 5
Базовый учебник: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 19-е издание – М.: Мнемозина, 2015.
Цель урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.
Планируемые результаты:
Предметные-
Знать: как записываются десятичные дроби.
Уметь: записывать обыкновенные дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. и целые числа в виде десятичной дроби, читать десятичные дроби
Личностные - Осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме, проявлять интерес к самостоятельной работе.
Метапредметные:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие о десятичных дробях; научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие: развивать математическую речь, логическое мышление, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
Воспитательные: повышать заинтересованность в изучении предмета математики, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимые техническое оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
Тема: Десятичная запись дробных чисел
Ход урока
Вначале урока ребята проставляют в таблицу на листке желаемые результаты (то, что хотят заработать за урок)
- Организационный момент. Мотивация изучения темы урока
(Эмоциональный настрой на урок, приветствие, вступительное слово)
Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места. Сегодня 4 февраля,
День недели – четверг.
Сегодня проведём урок у вас такой,
Который будет посвящён интересной особе одной.
Что же это за особа, о которой пойдет речь? Узнаете, если решите ребус.
ь
Да, конечно же - это дробь.
-Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, нас ждут необычные задания, но, как нам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. А что вы уже знаете о дробях?
Ответы ребят: дроби бывают правильные и неправильные, правильная дробь всегда меньше единицы, неправильная больше единицы, выделять целую часть у неправильной дроби, переводить смешанное число в неправильную дробь, сравнивать дроби, умеем складывать дроби с одинаковыми знаменателями, находить разность дробей с одинаковыми знаменателями.
- А теперь предлагаю начать наш урок с весёлой игры, в результате которой каждый из вас узнает, насколько он внимателен, и уверен в своих знаниях о дроби.
Правила игры: Вам необходимо сидя за партой, поднимать руки вперед, если вы согласные с данным утверждением, а если вы не согласны с данным утверждением, то вы поднимете руки вверх.
1. - неправильная дробь /да → руки вперёд/
2. 1> /нет → руки вверх/
3. 4 + = 5 /да → руки вперёд/
4 = 7 /нет → руки вверх/
5. < /нет → руки вверх/
6. - половина /да → руки вперёд/
Молодцы! Если вы уверены в своих знаниях то ставьте себе 5, если немного не уверены то 4. Проставляют свои оценки в таблицу.
Подготовка к восприятию нового материала.
Обратите внимание на доску, предлагаю прочитать дроби:
;;;; ;;;;;.
- Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить данные дроби? (Можно разделить на две группы – правильные и неправильные дроби)
- Что интересного заметили у этих дробей? (Что в знаменатели у всех дробей стоят числа 10, 100, 1000 и т.д.)
-А как вы думаете, можно ли по-другому записывать эти дробные числа?
-….
Да действительно можно, для этого придумали десятичную запись дробных чисел. А как они записываются и читаются, и будет темой нашего урока
-Тема Десятичная запись дробных чисел
- А теперь сформулируем задачи нашего урока:
Чему мы сможем научиться, или что мы можем узнать сегодня на уроке? (узнать как по- другому записать дробное число, научится читать и записывать десятичные дроби).
- формулируют задачи урока………
- Все верно. Мы сегодня с вами научимся записывать дробные числа по – новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто уже догадался, к каким дробям можно применить новую запись? - (к дробям у которых в знаменателе стоит 10,100,1000 и т.д.)
- Да, правильно!
Числа со знаменателем 10, 100,1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, или как говорят иначе, в виде десятичной дроби.
Возникает проблема, а как выглядит эта запись и как ее прочитать ?
Для того, чтобы решить данную проблему предлагаю вам разделится на групп.
Каждой группе предстоит провести не большую исследовательскую работу по новой теме. Ответить на вопросы используя учебник стр 180-181
Прочитав статью из учебника, вы должны выбрать правильные ответы из предложенных карточек у вас на столе, и наклеить их на лист. Результатом вашей работы будет кластер. На выполнение работы дается 5 минут.
1. Какое число можно представить в виде десятичной дроби?
2. Что обозначает число, записанное перед запятой?
3. Что обозначают цифры, записанные после запятой?
4. У какой дроби число целых равно нулю?
5. Как определить, сколько цифр должно быть после запятой?
6. Сколько цифр должно быть после запятой, если знаменатель 10,100,1000, 10000?
- Закрепление знаний с проговариванием во внутренней речи.
1. №1144, оказывает помощь.
2. № 1145 устно читают дроби
3. №1146 решают самостоятельно и проверяют друг у друга. Делают выводы.
- Физкультминутка
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу
Раз, два, три четыре пять
Все умеем мы считать.
Раз – подняться, потянуться.
Два – нагнуться, разогнуться.
Три – в ладошки три хлопка.
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать.
Шесть - за парту тихо сесть.
- Закрепление материала
- Разложи по сундучкам дроби
Молодцы, немного отдохнули, а теперь предлагаю вам небольшую самостоятельную работу, выполняя которую, вы узнаете имя, фамилию немецкого математика, который предложил современную запись десятичных дробей. (работу выполняют на листках с заданиями)
Самостоятельная работа (приложение)
Ответ: В 1571 году Иоганн Кеплер - немецкий математик и астроном, предложил современную запись десятичных дробей т.е. отделения целой части от дробной запятой.
Рефлексия.
- Что нового для себя узнали?
- Удалось ли нам выполнить задачи, которые ставили вначале урока?
А теперь посмотрим ваши итоги, совпали ли ваши результаты с вашими предварительными оценками, выходя к доске, выведут сами себе итоговую оценку!
У кого совпали у кого не совпали???спросить почему??получилось или не получилось…..
Выбрав определенный смайлик, предлагаю оценить степень усвоения материала.
- Получил отличные знания. - Усвоил хорошо материал.
- Усвоил материал частично. СПАСИБО ЗА УРОК!
Приложение 1
- Соотнесите дробь с десятичной записью, и вы узнаете имя немецкого математика:
3,14 | а | |
6,5 | н | |
0,5 | и | |
0,485 | н | |
0,69 | о | |
5,365 | г |
ИМЯ _________________________________
- Соотнесите левый столбик с десятичной записью дроби, и вы узнаете фамилию немецкого ученого.
Пять целых две десятых | 5,12 | 5,2 | 5,122 |
Т | К | Р | |
Ноль целых двадцать четыре сотых | 0,24 | 2,4 | 0,244 |
Е | О | У | |
Три целых сто двадцать пять тысячных | 321,5 | 31,25 | 3,125 |
Д | В | П | |
Шестнадцать целых пятьдесят три сотых | 165,3 | 1,653 | 16,53 |
С | М | Л | |
Восемнадцать целых восемь десятых | 1,88 | 18,8 | 0,188 |
И | Е | А | |
Тридцать четыре целых сто пять тысячных | 34,0105 | 34,105 | 34,15 |
В | Р | Ц |
ФАМИЛИЯ____________________________________
- Запишите обыкновенные дроби в виде десятичной записи, после чего взяв у каждой десятичной дроби, только целую часть, вы узнаете год, когда данный ученный предложил запись десятичных чисел.
= = = =
ГОД ___________________
Историческая справка.
Десятичные дроби были употреблены замечательным узбекским учёным Ал-Каши. В начале 15 века в Средней Азии вблизи города Самарканд была создана большая обсерватория. В ней проводились наблюдения за солнцем, за движением планет, вычислялись дни праздников ит. д. В обсерватории работали лучшие учёные того времени. Руководил обсерваторией учёный Джемшид ибн- Масуд Ал – Каши. В 1427 году Ал-Каши закончил книгу «Ключ к арифметике». В этой книги он впервые в мире употребил десятичные дроби, дал правила действий с ними, пояснил эти правила на примерах, подробно описал новую, открытую им систему записи дробей. Для обозначения разрядов он использовал разные варианты: отделял их вертикальной чертой, писал разными чернилами, иногда выписывал название разряда полностью словами.
Ужу 1600лет назад десятичные дроби использовались в Древнем Китае. Основной мерой длины там была «чи». Другие, более мелкие мерки, строились таким образом, чтобы каждая последующая равнялась одной десятой предыдущей. Они назывались: цунь, доля, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. В этой системе значение цифры зависит от её места, то есть система является позиционной. Каждый разряд имеет определённое название. В наше время почти все народы пользуются счётом десятками, сотнями, тысячами, то есть десятичной системой счисления
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по теме
«Десятичная запись дробных чисел»
Аннотация к уроку
Урок является первым уроком по теме «Десятичная запись дробных чисел».
Тема «Десятичная запись дробных чисел» является одной из самых важных в разделе дробные числа. Основной целью данного урока является знакомство обучающихся с десятичной дробью, учит читать и записывать десятичные дроби, заменять обыкновенные дроби десятичными решать задания обучающего и развивающего характера.
На уроке сочетаются устные и письменные формы работы, беседа, рассказ учителя, работа с учебником, работа у доски и в тетради, самостоятельные работы.
Результатом деятельности учащихся на данном уроке должно стать выработка умения читать, записывать десятичные дроби. В конце урока была проведена рефлексия с целью самооценки своей деятельности на уроке.
Технологическая карта урока
«Десятичная запись дробных чисел»
Предмет: математика
Класс: 5
Базовый учебник: Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд – 19-е издание – М.: Мнемозина, 2015.
Цель урока: научить читать и записывать десятичные дроби, переводить обыкновенную дробь со знаменателем 10, 100, 1000 и т. д. в десятичную и наоборот.
Планируемые результаты:
Предметные-
Знать: как записываются десятичные дроби.
Уметь: записывать обыкновенные дроби со знаменателями 10, 100, 1000 и т.д. и целые числа в виде десятичной дроби, читать десятичные дроби
Личностные - Осознанно перерабатывать полученные знания для выработки целостной системы знаний по данной теме, проявлять интерес к самостоятельной работе.
Метапредметные:
Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
Регулятивные: формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.
Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов
Задачи урока:
Образовательные: дать понятие о десятичных дробях; научить читать, записывать десятичные дроби, заменять обыкновенную дробь десятичной.
Развивающие: развивать математическую речь, логическое мышление, формировать умение анализировать, наблюдать и делать выводы.
Воспитательные: повышать заинтересованность в изучении предмета математики, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду, воспитывать самостоятельность, самооценку, активность.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимые техническое оборудование: компьютер, проектор, экран или интерактивная доска.
Структура и ход урока
№ п/п | Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
1. | Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, мобилизация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока | Личностные: самоопределение Регулятивные: оценка. |
2. | Актуализация знаний (устная работа) | Актуализация опорных знаний и способов деятельности | Организует устную работу. Задание 1.разгадать ребус. -Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, нас ждут необычные задания, но, как нам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. А что вы уже знаете о дробях? - А теперь предлагаю начать наш урок с весёлой игры, в результате которой каждый из вас узнает, насколько он внимателен, и уверен в своих знаниях о дроби. Правила игры: Вам необходимо сидя за партой, поднимать руки вперед, если вы согласные с данным утверждением, а если вы не согласны с данным утверждением, то вы поднимете руки вверх. 1. - неправильная дробь /да → руки вперёд/ 2. 1> /нет → руки вверх/ 3. 4 + = 5 /да → руки вперёд/ 4 = 7 /нет → руки вверх/ 5. < /нет → руки вверх/ 6. - половина /да → руки вперёд/ | Отвечают на вопросы Играют | Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять Коммуникативные: аргументация своего мнения Познавательные: навык устных вычислений, умение применять знания для практических задач |
3. | Постановка цели урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока | Обратите внимание на доску, предлагаю прочитать дроби: ;;;; ;;;;;. - Подумайте и скажите, на какие группы можно разделить данные дроби? - Что интересного заметили у этих дробей? -А как вы думаете, можно ли по-другому записывать эти дробные числа? Да действительно можно, для этого придумали десятичную запись дробных чисел. А как они записываются и читаются, и будет темой нашего урока -Тема Десятичная запись дробных чисел - А теперь сформулируем задачи нашего урока: Чему мы сможем научиться, или что мы можем узнать сегодня на уроке? | Отвечают на вопросы (Можно разделить на две группы – правильные и неправильные дроби) (Что в знаменатели у всех дробей стоят числа 10, 100, 1000 и т.д.) Записывают тему урока в тетрадь. (Узнать как по- другому записать дробное число, научится читать и записывать десятичные дроби). | Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: постановка вопросов Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели |
4. | Изучение нового материала | - Все верно. Мы сегодня с вами научимся записывать дробные числа по – новому, но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись. Кто уже догадался, к каким дробям можно применить новую запись? - Числа со знаменателем 10, 100,1000 и т.д. условились записывать без знаменателя, или как говорят иначе, в виде десятичной дроби. - Возникает проблема, а как выглядит эта запись и как ее прочитать? - Для того, чтобы решить данную проблему предлагаю вам разделится на группы. - Каждой группе предстоит провести не большую исследовательскую работу по новой теме. Ответить на вопросы используя учебник стр 180-181 - Прочитав статью из учебника, вы должны выбрать правильные ответы из предложенных карточек у вас на столе, и наклеить их на лист. Результатом вашей работы будет кластер. На выполнение работы дается 5 минут. 1. Какое число можно представить в виде десятичной дроби? 2. Что обозначает число, записанное перед запятой? 3. Что обозначают цифры, записанные после запятой? 4. У какой дроби число целых равно нулю? 5. Как определить, сколько цифр должно быть после запятой? 6. Сколько цифр должно быть после запятой, если знаменатель 10,100,1000, 10000? | 1.Самостоятельная работа с учебником (страница 180 - 181) 2. Отвечают на вопросы | Регулятивные: умение слушать друг друга, уточнять и дополнять | |
5. | Первичное закрепление изученного материала | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция пробелов, обеспечение закрепления новых знаний и способов действий, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | 1.Контролирует выполнение №1144, оказывает помощь. 2.Контролирует правильность чтения дробей, объясняет ошибки. 3.Проверяет, исправляет ошибки. Физкультминутка | 1.Выполняют № 1144 по очереди у доски, читают полученные дроби. 2. № 1145 устно читают дроби 3. №1146 решают самостоятельно и проверяют друг у друга. Делают выводы. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения примеров, рефлексия способов действий Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка |
6. | Первичный контроль | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | 1.Разложи по сундучкам дроби( по одному учащемуся) 2. Молодцы, немного отдохнули, а теперь предлагаю вам небольшую самостоятельную работу, выполняя которую, вы узнаете имя, фамилию немецкого математика, который предложил современную запись десятичных дробей. (работу выполняют на листках с заданиями) Самостоятельная работа (приложение) Ответ: В 1571 году Иоганн Кеплер - немецкий математик и астроном, предложил современную запись десятичных дробей т.е. отделения целой части от дробной запятой. | Самостоятельное решение в тетрадях | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные: самоопределение |
7. | Выявление качества и уровня усвоенных знаний и способов действий, установление причин выявленных недостатков | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Задает вопросы: Сегодня на уроке: Я повторил … Я закрепил … Я научился … Я узнал … | Отвечают на вопросы | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
8. | Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Ответить на вопросы , стр. 181 № 1166 (а) № 1169 | Записывают домашнее задание | |
9 | Рефлексия. | Инициировать рефлексию детей по поводу мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми | Отметьте то высказывание, которое больше всего подходит к вам, как вы усвоили материал урока | Отмечают в карточках | Коммуникативные: умение выражать свои мысли Познавательные: рефлексия |
Учебно-методическое обеспечение:
- Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательного учреждения / Н.Я.Виленкин и др. –М.: Мнемозина, 2015.
- А.С.Чесноков, К.И.Нешков Дидактические материалы по математике для 5 класса., М.: «Рипол Классикс», 2007.
- В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах: По учебникам: Математика / Н.Я.
Виленкин и др. методические рекомендации для учителя – М. Мнемозина, 2000.
- Математика. Тесты для промежуточной аттестации учащихся 5-6 классов. Учебно-методическое
пособие / под редакцией Ф.Ф.Лысенко. – Ростов-на-Дону: изд-во «Легион», 2008.
- В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Математика. Контрольные работы. 5 класс. М., «Мнемозина», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по математике в 5 классе по теме "Десятичная запись дробных чисел".
Закрепление полученных знаний по теме десятичная запись дробных чисел....
урок математики в 5 классе на тему "десятичная запись дробных чисел
Это первый урок в 5 классе в разделе "Десятичные дроби" по теме "Десятичная запись дробных чисел". К уроку предлагается презентация для лучшей иллюстрации изучаемого материала...
презентация к уроку в 5 классе по теме Десятичная запись дробных чисел
Эта презентация предназначена для урока математики в 5 классе на тему "Десятичная запись дробных чисел"...
Методическая разработка урока "Десятичная запись дробных чисел"
Конспект урока "Десятичная запись дробных чисел" с использованием ЭОР...
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"
Презентация к уроку "Десятичная запись дробных чисел"...
Разработка урока математики в 5 классе "Десятичная запись дробных чисел"
Разработка содержит конспект урока, электронную презентацию, Демонстрационный и раздаточный материал....
Тема урока: « Десятичная запись дробных чисел»
План- конспект урока в 5 классе...