Рабочая программа Вероятность и статистика
рабочая программа по математике (7 класс)
Данная прграмма может использоваться для работы в 7 классе общеобразовательной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rp_veroyatnost_i_statistika_7_klass_goltyaeva_2023-2024_.docx | 221.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса Вероятность и статистика для 7 класса разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее ФГОС ООО).
3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115.
4. Рабочей программы воспитания федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Санкт – Петербургский кадетский корпус Следственного комитета Российской Федерации», разработанной на основании примерной программы воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20), с учетом требований ФГОС ООО, утвержденного Приказом «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта» (Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287).
5. Федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, утвержденного приказом Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254.
6. Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699.
7. Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.
8. Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2.
9. Распоряжения Комитета по образованию от 15.04.2022 № 801-р «О формировании календарных учебных графиков государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2022/2023 учебный год»;
10. Устава Кадетского корпуса, утвержденного приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 29.04.2021 № 63.
11. Примерной основной общеобразовательной программы основного общего образования.
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основе имеющихся у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство в учебном курсе с основными принципами сбора, анализа и представления данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает обучающихся к общественным интересам. Изучение основ комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа вариантов, в том числе в прикладных задачах. Знакомство с основами теории графов создаёт математический фундамент для формирования компетенций в области информатики и цифровых технологий. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления обучающихся о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного курса «Вероятность и статистика» основного общего образования выделены следующие содержательно-методические линии: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная статистика» служит основой для формирования навыков работы с информацией: от чтения и интерпретации информации, представленной в таблицах, на диаграммах и графиках, до сбора, представления и анализа данных с использованием статистических характеристик средних и рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, исследование закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для изучения теории вероятностей. Большое значение имеют практические задания, в частности опыты с классическими вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного события. При изучении учебного курса обучающиеся знакомятся с простейшими методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами, позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В учебный курс входят начальные представления о случайных величинах и их числовых характеристиках.
В рамках учебного курса осуществляется знакомство обучающихся с множествами и основными операциями над множествами, рассматриваются примеры применения для решения задач, а также использования в других математических курсах и учебных предметах.
В 7–9 классах изучается учебный курс «Вероятность и статистика», в который входят разделы: «Представление данных и описательная статистика», «Вероятность», «Элементы комбинаторики», «Введение в теорию графов».
На изучение учебного курса «Вероятность и статистика» отводится 102 часа: в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный национальный воспитательный идеал (НВИ) – это высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций.
ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ:
- усвоение кадетами знаний основных норм, которые общество выработало на основе базовых ценностей (т.е. в усвоении ими социально значимых знаний);
- формирование личности гражданина Российской Федерации, соответствующей НВИ.
Основными задачами воспитательной работы являются:
- формирование непримиримого отношения к преступлениям, иным правонарушениям, воспитание кадет в духе строгого соблюдения Конституции РФ и законов, уважения к государственным символам РФ и традициям Следственного комитета;
- неукоснительное соблюдение правил ношения установленной формы одежды, опрятного внешнего вида;
- развитие общей и организационной культуры, а также соблюдение правил поведения, культуры речи и общения;
- сохранение, приумножение традиций российской государственности, духовно – нравственного наследия и культурного достояния Отечества, уважения к историческому прошлому государства (субъектов РФ), органов следствия РФ;
- реализация воспитательных возможностей общекадетских ключевых дел, поддержка традиций, их коллективного планирования, организация и проведение анализа;
- вовлечение кадет в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по программам внеурочной деятельности, реализация их воспитательных возможностей;
- использование в воспитании возможностей школьного урока;
- поддержание кадетского самоуправления – как на уровне Кадетского корпуса, так и на уровне классных сообществ;
- стимулирование деятельности функционирующих на базе Кадетского корпуса, детских общественных объединений и творческих групп;
- организация для кадет экскурсий, экспедиций, походов;
- организация профориентационной работы с кадетами;
- развитие предметно-эстетической среды Кадетского корпуса;
- организация работы с семьями кадет, их родителями или законными представителями.
- реализовывать потенциал в воспитании кадет, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни Кадетского корпуса;
- организовывать в Кадетском корпусе волонтерскую деятельность и привлекать к ней кадет для освоения ими новых видов социально значимой деятельности;
- организовать работу с семьями кадет, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся;
- развивать социальное партнерство Кадетского корпуса и организаций, учреждений Санкт-Петербурга.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах, наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе. Монета и игральная кость в теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об ориентированном графе. Решение задач с помощью графов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного курса «Вероятность и статистика» характеризуются:
1) патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах;
2) гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного;
3) трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей;
4) эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве;
5) ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности;
6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7) экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные;
- выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
- делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
- разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения;
- выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой;
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях.
Работа с информацией:
- выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат;
- в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения;
- представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории;
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач;
- принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей;
- участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
- самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
- владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи;
- предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
- оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные результаты:
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, представлять данные в виде таблиц, строить диаграммы (столбиковые (столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные, представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен, физических величин, антропометрических данных, иметь представление о статистической устойчивости.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Основная форма обучения – классно-урочная.
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационный материал на компьютере, разработанный учителем, мультимедийные продукты.
Урок-практикум. На уроке учащиеся работают над различными заданиями в зависимости от своей подготовленности. Виды работ могут быть самыми разными: письменные исследования, решение различных задач, практическое применение различных методов решения задач. Компьютер на таких уроках используется как электронный калькулятор, тренажёр устного счёта, виртуальная лаборатория, источник справочной информации.
Урок-исследование. На уроке учащийся решает проблемную задачу исследовательского характера аналитическим методом и с помощью компьютера с использованием различных лабораторий.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности кадетов, тренировки техники тестирования.
Проектно-исследовательская деятельность. Деятельность по проектированию собственного исследования кадет, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
При проведении занятий используются следующие технологии:
- современное традиционное обучение (беседы, практикумы, самостоятельные работы);
- компьютерная технология;
- технология проблемного обучения;
- технология исследовательского обучения;
- технология игрового обучения;
- тестовые технологии.
ВИДЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Основными видами контроля являются: диагностический, текущий, промежуточный и итоговый контроль знаний, которые позволяют: определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету (согласно учебного плана); установить соответствие этого уровня требованиям ФКГОС СОО; осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.
Предварительный (диагностический) контроль проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела или темы учебного курса. Его функциональное назначение состоит в том, чтобы изучить уровень готовности учащихся к восприятию нового материала.
На основе данных диагностического контроля учитель планирует изучение нового материала, предусматривает сопутствующее повторение, прорабатывает внутри- и межтемные связи, актуализирует знания, которые ранее не были востребованы.
Предварительный (диагностический) контроль может быть проведен в форме тестирования, выполнения практических заданий, понятийных диктантов.
Основной целью текущего контроля является анализ хода формирования знаний и умений. Это дает возможность своевременно выявить недостатки, установить их причины и подготовить материалы, направленные на устранение последних. Текущий контроль особенно важен для преподавателя как средство своевременной корректировки своей деятельности, позволяет внести изменения в планирование и предупредить неуспеваемость обучающихся.
Текущий контроль знаний осуществляется посредством индивидуальных и фронтальных устных опросов, самостоятельных и контрольных работ, зачетов, тестирования и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
Промежуточный (тематический) контроль проводится после изучения какой-либо темы или нескольких небольших тем, связанных между собой линейными связями. Промежуточный (тематический) контроль проводится на повторительно-обобщающих уроках. Его цель – обобщение и систематизация учебного материала всей темы.
Промежуточный (тематический) контроль может осуществляться в различных форматах: зачет, проект, тестирование и т.д.
Форма проведения годовой промежуточной аттестации – тестирование.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
- Оценка письменных контрольных работ кадет.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но Кадет обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что Кадет не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии кадета; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные кадету дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
- Оценка устных ответов кадет.
Ответ оценивается отметкой «5», если кадет:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
- Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала для теста:
оценка «5» - 91 - 100 %;
оценка «4» - 76 - 90 %;
оценка «З» - 55 - 75 %;
оценка «2» - менее 54 %.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | Представление данных | 7 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | |
2 | Описательная статистика | 8 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | |
3 | Случайная изменчивость | 6 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | |
4 | Введение в теорию графов | 4 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | ||
5 | Вероятность и частота случайного события | 4 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | |
6 | Обобщение, систематизация знаний | 5 | 2 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f415fdc | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 5 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | ||||
1 | Представление данных в таблицах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec1f8 | |||
2 | Практические вычисления по табличным данным | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec324 | |||
3 | Извлечение и интерпретация табличных данных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ec78e | |||
4 | Практическая работа "Таблицы" | 1 | 1 | |||
5 | Графическое представление данных в виде круговых, столбиковых (столбчатых) диаграмм | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed18e | |||
6 | Чтение и построение диаграмм. Примеры демографических диаграмм | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed602 | |||
7 | Практическая работа "Диаграммы" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed72e | ||
8 | Числовые наборы. Среднее арифметическое | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 | |||
9 | Числовые наборы. Среднее арифметическое | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ed846 | |||
10 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edb3e | |||
11 | Медиана числового набора. Устойчивость медианы | 1 | ||||
12 | Практическая работа "Средние значения" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863edc6a | ||
13 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee07a | |||
14 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | 1 | ||||
15 | Наибольшее и наименьшее значения числового набора. Размах | 1 | ||||
16 | Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee390 | ||
17 | Случайная изменчивость (примеры) | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee4bc | |||
18 | Частота значений в массиве данных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee69c | |||
19 | Группировка | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ee9d0 | |||
20 | Гистограммы | 1 | ||||
21 | Гистограммы | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eee1c | |||
22 | Практическая работа "Случайная изменчивость" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eecc8 | ||
23 | Граф, вершина, ребро. Представление задачи с помощью графа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863eef52 | |||
24 | Степень (валентность) вершины. Число рёбер и суммарная степень вершин. Цепь и цикл | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef0ba | |||
25 | Цепь и цикл. Путь в графе. Представление о связности графа | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef236 | |||
26 | Представление об ориентированных графах | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef3b2 | |||
27 | Случайный опыт и случайное событие | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef4d4 | |||
28 | Вероятность и частота события. Роль маловероятных и практически достоверных событий в природе и в обществе | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef646 | |||
29 | Монета и игральная кость в теории вероятностей | 1 | ||||
30 | Практическая работа "Частота выпадения орла" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863ef8a8 | ||
31 | Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события" | 1 | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863f0186 | ||
32 | Повторение, обобщение. Представление данных | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efa24 | |||
33 | Повторение, обобщение. Описательная статистика | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efbaa | |||
34 | Повторение, обобщение. Вероятность случайного события | 1 | Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/863efec0 | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 2 | 5 |
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМ)
Контрольная работа по темам "Представление данных. Описательная статистика"
Вариант 1
- Продавец в магазине в небольшой таблице подсчитывает количество проданных мягких игрушек и выручку от их продажи.
Число: | 24 сентября 2018 г. | ||||
Товар | Цена,р. | Штук | Всего | Выручка | |
1 | Кот Барсик, 19 см | 900 |
| 6 | 5400 |
2 | Котёнок белый, 15 см | 210 |
| ||
3 | Мишка Потап, 9 см | 120 |
| 13 | 1560 |
4 | Заяц с барабаном, 35 см | 1930 | 2 | 3860 | |
5 | Крошка Енот, 18 см | 699 | 5 | 3495 |
а) Сколько всего 24 сентября было продано игрушек «Котёнок белый»?
б) Какую сумму в этот день выручил магазин от продажи игрушек «Котёнок белый»?
- Авиакомпания «Аэрофлот» в регулярных пассажирских перевозках использует шесть типов самолетов. По данным о количестве самолетов в парке «Аэрофлота» построена круговая диаграмма
а) Самолетов какого типа в «Аэрофлоте» больше всего? б) Выберите номера верных утверждений:
- Самолеты Боинг составляют немногим менее четверти всех самолетов парка;
- Самолетов Сухой Суперджет 100 в парке меньше, чем Аэробус A321;
- Самолеты Боинг 737 и Аэробус A320 в совокупности составляют менее половины всех самолетов парка.
- На диаграмме представлены данные о среднем росте школьников. По горизонтали указывается класс, по вертикали – средний рост в сантиметрах.
а) Определите, на сколько сантиметров мальчики в среднем выше девочек в 8 классе?
б) На сколько сантиметров в среднем мальчики 7 класса выросли за предшествующий год?
в) Известно, что рост Васи Лавочкина 167 см. Можно ли по диаграмме определить, в каком он учится классе? Если да, определите, в каком; если нет – то объясните почему.
- В таблице представлены цены на бензин в некоторых странах (в евро).
Цены на бензин в 2017 — 2018 гг. | |||||
№ | Страна | Средняя цена бензина (евро/л) | Абсолютное изменение цены | Относительное изменение цены (%) | |
2017 | 2018 | ||||
1. | Иран | 0,257 | 0,241 | – 0,016 | – 6,23 |
2. | Венесуэла | 0,010 | 0,007 | – 0,003 | – 30,00 |
3. | Польша | 1,054 | 1,166 | 0,112 | 10,63 |
4. | США | 0,610 | 0,678 | 0,068 | 11,15 |
5. | Китай | 0,897 | 0,975 | 0,079 | 8,70 |
6. | Норвегия | 1,664 | 1,714 | 0,050 | 3,00 |
7. | Россия | 0,572 | 0,565 | – 0,007 | |
8. | Гонконг | 1,861 | 1,752 | – 0,109 | – 5,86 |
9. | Казахстан | 0,413 | 0,455 | 0,042 | 10,17 |
10. | Германия | 1,358 | 1,441 | 0,083 | 6,11 |
а) Найдите относительное изменение цены на бензин в России. Результат округлите до сотых долей процентов.
б) В какой из этих стран цена в евро на бензин выросла больше всего?
в) В какой из стран цена на бензин в евро выросла больше всего в процентах?
г) Мы видим, что в некоторых странах цены на бензин, выраженные в евро, снизились за год. Как вы думаете, значит ли это, что бензин в этих странах стал дешевле для покупателей? В нескольких предложениях изложите и обоснуйте свое мнение.
- Для перевозки 45 тонн груза на 1300 км можно воспользоваться услугами одной из трёх фирм-перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей у каждого перевозчика указана в таблице.
Перевозчик | Стоимость перевозки одним автомобилем (руб. на 100 км) | Грузоподъемность автомобилей (тонн) |
«Везунчик» | 3200 | 3,5 |
«ГрузМаш» | 4100 | 5,0 |
«Туда-сюда» | 9500 | 12,0 |
а) В какой фирме перевозка окажется дешевле всего?
б) Во сколько рублей обойдется этот самый дешёвый вариант?
Вариант 2
- Продавец в магазине в небольшой таблице подсчитывает количество проданных мягких игрушек и выручку от их продажи.
Число: | 25 сентября 2018 г. | ||||
Товар | Цена,р. | Штук | Всего | Выручка | |
1 | Кот Барсик, 19 см | 900 |
| 6 | 5400 |
2 | Котёнок белый, 15 см | 210 |
| 14 | 2940 |
3 | Мишка Потап, 9 см | 130 |
| ||
4 | Заяц с барабаном, 35 см | 1930 | 2 | 3860 | |
5 | Крошка Енот, 18 см | 699 | 5 | 3495 |
а) Сколько всего 25 сентября было продано игрушек «Мишка Потап»?
б) Какую сумму в этот день выручил магазин от продажи игрушек «Мишка Потап»?
- Авиакомпания «Аэрофлот» в регулярных пассажирских перевозках использует шесть типов самолетов. По данным о количестве самолетов в парке «Аэрофлота» построена круговая диаграмма.
а) Самолетов какого типа в парке «Аэрофлота» меньше всего?
б) Выберите номера верных утверждений:
- Самолеты модели Аэробус составляют менее половины всех самолетов парка;
- Самолетов Сухой Суперджет 100 в парке больше, чем самолетов Боинг 737;
- Самолеты типов Boeing 777 и Аэробус А330 в совокупности составляют более четверти всех самолетов парка.
- На диаграмме представлены данные о среднем росте школьников. По горизонтали указывается класс, по вертикали – средний рост в сантиметрах.
а)
Определите, на сколько сантиметров девочки в среднем выше мальчиков в 6 классе?
б) На сколько сантиметров в среднем девочки 9 класса выросли за предшествующий год?
в) Известно, что рост Тани Курочкиной 156 см. Можно ли по диаграмме определить, в каком она учится классе? Если да, определите, в каком; если нет – то объясните почему.
- В таблице представлены цены на бензин в некоторых странах (в долларах США).
Цены на бензин в 2017 — 2018 гг. | |||||
№ | Страна | Средняя цена бензина (USD/л) | Абсолютное изменение цены | Относительное изменение цены (%) | |
2017 | 2018 | ||||
1. | Иран | 0,292 | 0,268 | – 0,023 | – 7,95 |
2. | Венесуэла | 0,011 | 0,008 | – 0,004 | – 31,99 |
3. | Польша | 1,194 | 1,298 | 0,104 | 8,74 |
4. | США | 0,691 | 0,755 | 0,064 | 9,26 |
5. | Китай | 1,015 | 1,086 | 0,070 | 6,93 |
6. | Норвегия | 1,885 | 1,908 | 0,023 | 1,21 |
7. | Россия | 0,648 | 0,629 | – 0,019 | |
8. | Гонконг | 2,108 | 1,950 | – 0,158 | – 7,49 |
9. | Казахстан | 0,468 | 0,507 | 0,038 | 8,17 |
10. | Германия | 1,539 | 1,604 | 0,066 | 4,28 |
а) Найдите относительное изменение цены на бензин в России. Результат округлите до сотых долей процентов.
б) В какой из этих стран цена в долларах на бензин выросла больше всего?
в) В какой из стран цена на бензин в долларах выросла больше всего в процентах?
г) Мы видим, что в некоторых странах цены на бензин, выраженные в евро, снизились за год. Как вы думаете, значит ли это, что бензин в этих странах стал дешевле для покупателей? В нескольких предложениях изложите и обоснуйте свое мнение.
- Для перевозки 43 тонн груза на 1400 км можно воспользоваться услугами одной из трёх фирм-перевозчиков. Стоимость перевозки и грузоподъемность автомобилей у каждого перевозчика указана в таблице.
Перевозчик | Стоимость перевозки одним автомобилем (руб. на 100 км) | Грузоподъемность автомобилей (тонн) |
«Добровоз» | 3700 | 3,5 |
«Грузи-вези» | 4300 | 5,0 |
«ТрансМаш» | 9800 | 12,0 |
а) В какой фирме перевозка окажется дешевле всего?
б) Во сколько рублей обойдется этот самый дешёвый вариант?
Контрольная работа по темам "Случайная изменчивость. Графы. Вероятность случайного события"
Вариант 1
- Сколькими способами можно разместить пять различных книг на полке?
- Сколько трехзначных чисел с разными цифрами можно составить из цифр 0, 1, 3, 6, 7, 9?
- Из десяти членов команды надо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
- Вычислите 3Р3 + 2А210 – С27.
- Выпускники экономического института работают в трех различных компаниях: 17 человек – в банке, 23 – в фирме и 19 –в налоговой инспекции. Найдите вероятность того, что случайно встреченный выпускник работает в фирме.
- Мишень представляет собой три круга (один внутри другого), радиусы которых равны 3, 7 и 8 см. Стрелок выстрелил не целясь и попал в мишень. Найдите вероятность того, что он попал в средний круг, но не попал в маленький круг.
Вариант 2
- Сколькими способами можно разместить шесть различных книг на полке?
- Сколько трехзначных чисел с разными цифрами можно составить из цифр 0, 3, 4, 5, 8?
- Из восьми членов команды надо выбрать капитана и его заместителя. Сколькими способами это можно сделать?
- Вычислите Р4 – 2А29 + 3С28.
- Выпускники экономического института работают в трех различных компаниях: 19 человек – в банке, 31 – в фирме и 15 –в налоговой инспекции. Найдите вероятность того, что случайно встреченный выпускник работает в банке.
- Мишень представляет собой три круга (один внутри другого), радиусы которых равны 4, 5 и 9 см. Стрелок выстрелил не целясь и попал в мишень. Найдите вероятность того, что он попал в средний круг, но не попал в маленький круг.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Математика. Вероятность и статистика: 7-9-е классы: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 7-9 классы/ Высоцкий И.Р., Ященко И.В.; под ред. Ященко И.В., Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://urok.1sept.ru/articles/582818
http://alfusja-bahova.ucoz.ru/load/7_klass/4-3-2
https://www.mathedu.ru/text/bunimovich_bulychev_osnovy_statistiki_i_veroyatnost_5- 11_2008/p0/
https://education.yandex.ru/
https://uchi.ru/
https://www.yaklass.ru/
https://math-oge.sdamgia.ru/
https://edu.skysmart.ru/
https://resh.edu.ru
ЦОС Моя Школа (myschool.edu.ru)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Вероятность и статистика" для основной школы по обновлённым ФГОС
Рабочая программа "Вероятность и статистика" для 7-9 классов основной школы по обновлённым ФГОС составлена с помощью конструктора рабочих программ на платформе ЕДИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕГО...
Рабочая программа вероятность и статистика 7кл. по новым ФГОС-21
Рабочая программа составлена в конструкторе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ). 10Б КЛАСС. (2023-2024)...
Конструктор рабочей программы "Вероятность и статистика" 7-9 кл.
Наша школа ООШ поэтому конструктор рабочей программы составлен для 7-9 классов...
Рабочая программа Вероятность и статистика 9 класс
Данная прграмма может использоваться для работы в 9 классе общеобразовательной школы...
Рабочая программа Вероятность и статистика 10 класс
Рабочая программа Вероятность и статистика 10 класс...
Рабочая программа "Вероятность и статистика"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Вероятность и статистика»для обучающихся 7-9 классов...