кружок "Царица наук"
рабочая программа по математике (8 класс)

Евгения Александровна Педе

Методичекая разработка по программе внеурочной деятельности математической направленности  "Царица наук" расчитана на обучающихся 8-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_tsaritsa_nauk.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноярская средняя общеобразовательная школа»

«Принято»

Педагогическим советом

МБОУ «Красноярская СОШ»

Протокол №_____от «____»

«Согласовано»

Заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «Красноярская СОШ»

Геринг К.Р.

«___»_____________2018г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Красноярская СОШ»

Альтенгоф И.Ф.

Приказ №___от

«__»_________2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Царица наук»

Обучающиеся 8-11 класса

Составлена

Учителем математики

Педе Е.А.

Планируемые результаты освоения курса

Обучающиеся должны знать:

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  • методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
  • методы решения логических задач;
  • технологии решения текстовых задач;
  • элементарные приемы преобразования графиков функций;
  • прикладные возможности математики;

Обучающиеся должны уметь:

  • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
  • решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
  • строить графики функций, содержащих модуль;
  • применять метод математического моделирования при решении текстовых задач;
  • решать логические и комбинаторные задачи;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

Достигнуты следующие цели воспитания и развития личности: осознанная мотивация познания, активность, настойчивость, ответственность, самостоятельность, расширение кругозора, положительная динамика развития процессов мышления.

  • навыки решения разных типов задач по рассматриваемым темам;
  • самостоятельный поиск метода решения задач по данным темам;
  • навыки к выполнению работы исследовательского характера.

Содержание программы

  1. Системы счисления (4 ч)

Исторический очерк развития понятия числа.

Рациональные числа и измерения.

Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.

2. Классическая математика (8 ч)

Основная цель – научить применять различные методы при решении задач.

Содержание: Задача Пуассона. Круги Эйлера. Задачи на делимость и арифметика остатков.

3. Принцип Дирихле. (10 ч)

Основная цель занятий – познакомить школьников на популярном уровне с разделом дискретной математики, который приобрел сегодня серьезное значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики, информационных технологий.

Содержание: - понятие о принципе Дирихле; решение простейших задач на принцип Дирихле; принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью

4. Диофантовы уравнения. Уравнения с несколькими переменными (10 ч)

Основная цель – расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав задачу решения в целых числах. Все объяснение проводится на примерах; решаются задачи с разнообразными сюжетами, что подчеркивает широту применения рассматриваемых методов.

5. Инварианты и их применение при решении задач. Четность (8 ч)

Основная цель – познакомить учащихся со способами решения задач на поиск инварианта, в основном на чет-нечетность.

Содержание:- свойства четности. Решение задач на чередование. Разбиение на пары. Решение задач математической олимпиады

6. Теория графов (8 ч)

Основная цель – дать представления о графах как о множество точек и соединяющих эти точки отрезков; связности графа, изоморфизм графа "на пальцах", лемма о рукопожатиях. Познакомить с основными приемами решения задач.

#1056;аскраски 10 ч)

Основная цель: развивать творческий потенциал школьников;

научить высказывать гипотезы, опровергать их или доказывать.

Содержание: знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей; решение задач с помощью идеи раскрашивания.

В результате деятельности учащиеся должны познакомиться с некоторыми стандартными способами раскрасок и приобрести опыт применения этой идеи в различных ситуациях.

8. Конструктивные задачи (10 ч)

Цели: показать на примерах ,что часто решение проблемы возникает в процессе деятельности; познакомить с понятием «контрпример»

Содержание: Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во ч

Примечания

Системы счисления

4

1

Исторический очерк развития понятия числа.

Десятичная и двоичная системы счисления

4

Классическая математика

8

2

Задача Пуассона

1

3

Задача Пуассона

2

4

Круги Эйлера

1

5

Задачи на делимость и арифметика остатков

2

6

Задачи на делимость и арифметика остатков

2

2. Принцип Дирихле

10

7

Что такое доказательство.

2

8

Принцип Дирихле

2

9

Непрерывный принцип Дирихле

2

10

Метод математической индукции

2

11

Метод математической индукции

2

Диофантовы уравнения. Уравнения с несколькими переменными

10

12

Уравнения с целыми числами

2

13

Диофантовы уравнения

2

14

Уравнения с несколькими переменными

2

15

Задачи с целыми числами

2

16

Задачи с целыми числами

2

Инварианты и их применение при решении задач. Четность

8

17

Инвариант. Поиск инварианта

1

18

Свойства четности

1

19

Решение задач на чередование

1

20

Разбиение на пары

1

21

Задачи на четность и нечетность

2

22

Решение задач мат.олимпиады на инварианты

2

Теория графов

8

23

Графы. Задачи на теорию графов

2

24

Задачи на теорию графов

2

25

Связность графа, изоморфизм графа "на пальцах"

2

26

Задачи на теорию графов

2

Раскраски

10

27

Знакомство с идеей раскрашивания (нумерования)

4

28

Решение задач с помощью идеи раскрашивания

3

29

Решение задач с помощью идеи раскрашивания

3

Конструктивные задачи

10

30

Равновеликие и равносоставленные фигуры

2

31

Геометрические головоломки

2

32

Задачи на построение примера

2

33

Решение олимпиадных задач

2

34

Решение олимпиадных задач

2

Перечень учебно-методического обеспечения программы

Список литературы

1. Блинков А. Д., Блинков Ю. А. Геометрические задачи на построение.— М.: МЦНМО, 2010.

2. Блинков А. Д., Горская Е. С., Гуровиц В. М. Московские математические регаты. - М.: МЦНМО, 2007.

3. Болтянский В . Г, Савин А .П . Беседы о математике. Книга #1044;искретные объекты. – М.: ФИМА, МЦНМО, 2002.

4. Заславский А. А., Френкин Б. Р.,Шаповалов А. В. «Задачи о турнирах». - М.:МЦНМО,2013

5. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. «Как решают нестандартные задачи».- М.:МЦНМО,2015

6. Кноп К.А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М.:МЦНМО,2014

7. Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах.М.: Просвещение,1987

8. Раскина И. В., Шноль Д. Э. «Логические задачи». – М.:МЦНМО, 2013

9. ХII Турнир математических боев им. А.П.Савина. - М.:МЦНМО,2007

10. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе, 5 - 11 классы. –М.: ВАКО,2014

11. Шаповалов А.В.Математические конструкции: от хижин к дворцам. - М.:МЦНМО,2015

12.книга для учителя Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. «Как решают нестандартные задачи».- М.:МЦНМО,2014

13.книга для учителя И.С.Петраков «Математические кружки в 8-10классах», Москва «Просвещение», 1987г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"

Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.

Цель:познакомить с основными разделами педагогики....

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК.  Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....

Игра "Науки разные нужны, науки всякие важны"

Игру проводили на неделе естественных наук....

Игра "Науки разные нужны. науки всякие важны"

Внеклассное мероприятие В Неделе естественных наук...