кружок "Царица наук"
рабочая программа по математике (8 класс)
Методичекая разработка по программе внеурочной деятельности математической направленности "Царица наук" расчитана на обучающихся 8-11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа»
«Принято» Педагогическим советом МБОУ «Красноярская СОШ» Протокол №_____от «____» | «Согласовано» Заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Красноярская СОШ» Геринг К.Р. «___»_____________2018г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Красноярская СОШ» Альтенгоф И.Ф. Приказ №___от «__»_________2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Царица наук»
Обучающиеся 8-11 класса
Составлена
Учителем математики
Педе Е.А.
Планируемые результаты освоения курса
Обучающиеся должны знать:
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- методы решения уравнений и неравенств с модулями, параметрами;
- методы решения логических задач;
- технологии решения текстовых задач;
- элементарные приемы преобразования графиков функций;
- прикладные возможности математики;
Обучающиеся должны уметь:
- осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
- решать уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля;
- строить графики функций, содержащих модуль;
- применять метод математического моделирования при решении текстовых задач;
- решать логические и комбинаторные задачи;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах; моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры; описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
Достигнуты следующие цели воспитания и развития личности: осознанная мотивация познания, активность, настойчивость, ответственность, самостоятельность, расширение кругозора, положительная динамика развития процессов мышления.
- навыки решения разных типов задач по рассматриваемым темам;
- самостоятельный поиск метода решения задач по данным темам;
- навыки к выполнению работы исследовательского характера.
Содержание программы
- Системы счисления (4 ч)
Исторический очерк развития понятия числа.
Рациональные числа и измерения.
Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
2. Классическая математика (8 ч)
Основная цель – научить применять различные методы при решении задач.
Содержание: Задача Пуассона. Круги Эйлера. Задачи на делимость и арифметика остатков.
3. Принцип Дирихле. (10 ч)
Основная цель занятий – познакомить школьников на популярном уровне с разделом дискретной математики, который приобрел сегодня серьезное значение в связи с развитием теории вероятностей, математической логики, информационных технологий.
Содержание: - понятие о принципе Дирихле; решение простейших задач на принцип Дирихле; принцип Дирихле в задачах с «геометрической» направленностью
4. Диофантовы уравнения. Уравнения с несколькими переменными (10 ч)
Основная цель – расширить представление учащихся об уравнениях с несколькими переменными, мотивировав и разобрав задачу решения в целых числах. Все объяснение проводится на примерах; решаются задачи с разнообразными сюжетами, что подчеркивает широту применения рассматриваемых методов.
5. Инварианты и их применение при решении задач. Четность (8 ч)
Основная цель – познакомить учащихся со способами решения задач на поиск инварианта, в основном на чет-нечетность.
Содержание:- свойства четности. Решение задач на чередование. Разбиение на пары. Решение задач математической олимпиады
6. Теория графов (8 ч)
Основная цель – дать представления о графах как о множество точек и соединяющих эти точки отрезков; связности графа, изоморфизм графа "на пальцах", лемма о рукопожатиях. Познакомить с основными приемами решения задач.
#1056;аскраски 10 ч)
Основная цель: развивать творческий потенциал школьников;
научить высказывать гипотезы, опровергать их или доказывать.
Содержание: знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) некоторых объектов для выявления их свойств и закономерностей; решение задач с помощью идеи раскрашивания.
В результате деятельности учащиеся должны познакомиться с некоторыми стандартными способами раскрасок и приобрести опыт применения этой идеи в различных ситуациях.
8. Конструктивные задачи (10 ч)
Цели: показать на примерах ,что часто решение проблемы возникает в процессе деятельности; познакомить с понятием «контрпример»
Содержание: Равновеликие и равносоставленные фигуры. Геометрические головоломки. Задачи на построение примера. Задачи на переливания. Задачи на взвешивание.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во ч | Примечания |
Системы счисления | 4 | ||
1 | Исторический очерк развития понятия числа. Десятичная и двоичная системы счисления | 4 | |
Классическая математика | 8 | ||
2 | Задача Пуассона | 1 | |
3 | Задача Пуассона | 2 | |
4 | Круги Эйлера | 1 | |
5 | Задачи на делимость и арифметика остатков | 2 | |
6 | Задачи на делимость и арифметика остатков | 2 | |
2. Принцип Дирихле | 10 | ||
7 | Что такое доказательство. | 2 | |
8 | Принцип Дирихле | 2 | |
9 | Непрерывный принцип Дирихле | 2 | |
10 | Метод математической индукции | 2 | |
11 | Метод математической индукции | 2 | |
Диофантовы уравнения. Уравнения с несколькими переменными | 10 | ||
12 | Уравнения с целыми числами | 2 | |
13 | Диофантовы уравнения | 2 | |
14 | Уравнения с несколькими переменными | 2 | |
15 | Задачи с целыми числами | 2 | |
16 | Задачи с целыми числами | 2 | |
Инварианты и их применение при решении задач. Четность | 8 | ||
17 | Инвариант. Поиск инварианта | 1 | |
18 | Свойства четности | 1 | |
19 | Решение задач на чередование | 1 | |
20 | Разбиение на пары | 1 | |
21 | Задачи на четность и нечетность | 2 | |
22 | Решение задач мат.олимпиады на инварианты | 2 | |
Теория графов | 8 | ||
23 | Графы. Задачи на теорию графов | 2 | |
24 | Задачи на теорию графов | 2 | |
25 | Связность графа, изоморфизм графа "на пальцах" | 2 | |
26 | Задачи на теорию графов | 2 | |
Раскраски | 10 | ||
27 | Знакомство с идеей раскрашивания (нумерования) | 4 | |
28 | Решение задач с помощью идеи раскрашивания | 3 | |
29 | Решение задач с помощью идеи раскрашивания | 3 | |
Конструктивные задачи | 10 | ||
30 | Равновеликие и равносоставленные фигуры | 2 | |
31 | Геометрические головоломки | 2 | |
32 | Задачи на построение примера | 2 | |
33 | Решение олимпиадных задач | 2 | |
34 | Решение олимпиадных задач | 2 |
Перечень учебно-методического обеспечения программы
Список литературы
1. Блинков А. Д., Блинков Ю. А. Геометрические задачи на построение.— М.: МЦНМО, 2010.
2. Блинков А. Д., Горская Е. С., Гуровиц В. М. Московские математические регаты. - М.: МЦНМО, 2007.
3. Болтянский В . Г, Савин А .П . Беседы о математике. Книга #1044;искретные объекты. – М.: ФИМА, МЦНМО, 2002.
4. Заславский А. А., Френкин Б. Р.,Шаповалов А. В. «Задачи о турнирах». - М.:МЦНМО,2013
5. Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. «Как решают нестандартные задачи».- М.:МЦНМО,2015
6. Кноп К.А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам. - М.:МЦНМО,2014
7. Петраков И.С. Математические кружки в 8-10 классах.М.: Просвещение,1987
8. Раскина И. В., Шноль Д. Э. «Логические задачи». – М.:МЦНМО, 2013
9. ХII Турнир математических боев им. А.П.Савина. - М.:МЦНМО,2007
10. Фарков А.В. Математические олимпиады в школе, 5 - 11 классы. –М.: ВАКО,2014
11. Шаповалов А.В.Математические конструкции: от хижин к дворцам. - М.:МЦНМО,2015
12.книга для учителя Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. «Как решают нестандартные задачи».- М.:МЦНМО,2014
13.книга для учителя И.С.Петраков «Математические кружки в 8-10классах», Москва «Просвещение», 1987г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока в 7-ых классах на тему "Информатика в системе наук. Интеграция информатики в другие науки"
Как уже говорилось ранее, мы живем в информационном обществе. Все предметы, окружающие нас, несут в себе определенную информацию. Таким образом, мы можем сказать, что:Информатика - это наука, изучающа...

Педагогика как наука, связанная с другими науками.
Цель:познакомить с основными разделами педагогики....
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

Урок истории в 10 классе по теме «Наука история: предмет, содержание, функции, место в системе других наук. Этапы развития исторической науки. Периодизация истории»
Урок истории в 10 классе...

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА, ЕЕ МЕСТО В СИСТЕМЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК. Структура современной географии. Методы географической науки. Источники географической информации....