Использование ИКТ в коррекционном образовательном процессе
статья по математике

Николаева Татьяна Андреевна

Доклад для выступлений на заседаниях школьных методических объединений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanieikt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникационных технологий

 в   коррекционном образовательном процессе

  

Учитель, который хочет идти в ногу со временем, сегодня должен быть готов и психологически, и технически к использованию информационных технологий в практике своей работы. Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности, сделать более активной и целенаправленной работу учащихся на уроках. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество преподносимого детям учебного материала и усилить образовательный эффект.

     Внедрение ИКТ в образовательном процессе осуществляется по следующим направлениям:

  1. Использование на уроках   презентаций.
  2. Работа с ресурсами Интернет и их непосредственное использование на уроках.
  3. Подготовка и использование дидактических материалов.
  4. Тестирование.
  5. Проектная деятельность учащихся.
  6. Участие в различных дистанционных конкурсах, проектах.

 Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала на уроках можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.  Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Использование презентаций позволяет учителю конкретизировать объемный материал, формулировать свои мысли предельно кратко и лаконично, систематизировать полученную информацию, представляя ее в виде краткого конспекта. Более того, презентация дает возможность самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Кроме того, учитель может

  1. любой урок подготовить на домашнем компьютере, т. е. в спокойной домашней обстановке в привычное для него  время;
  2. в  программе Power Point  легко вставить любые математические, физические, и др. формулы с помощью редактора формул;
  3.  легко оформить доску «навсегда», т.е создать, так называемую, печатную основу. Всё остальное можно выделять, вписывать, надписывать, удаляя к уроку в другом классе «лёгким движением руки»  с помощью строки «удалить все рукописные данные со слайда»;
  4. сделать заготовку доски как тетрадь в клеточку.

 Преимущество презентации,  воспроизведенной через интерактивную  доску в том, что учителю можно делать в ней пометки, можно что-то выделить, подчеркнуть, проследить всю историю вопроса, сделать  дополнительные записи, выделять цветом наиболее важную информацию. Все это  позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Кроме того, заранее подготовленная презентация урока дает учителю возможность построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Использование таких презентаций на уроках позволяет:

  • быстро и доходчиво изображать вещи, которые невозможно передать словами;
  • создать на уроке атмосферу заинтересованности и активности;
  • сделать особенным, запоминающимся, и, что очень важно, эффективным, процесс передачи информации и закрепления новых знаний.

На уроках математики можно использовать не только разработки собственных презентаций, но и  презентации, созданные другими учителями, внося в них изменения в соответствии с потребностями своих учащихся.    

           Так же хорошо использовать компьютер  при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на экран проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски. Задания на нахождение ошибки в решении оптимально встраиваются в уроки с использованием ИКТ.

Очень эффективно использовать  компьютер на уроках геометрии.  Например, для устной работы  можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Использование готовых шаблонов и цветной заливки позволяет делать чертеж более наглядным,  способствует  лучшему визуальному восприятию.  В процессе решения задачи можно видоизменять чертежи. Чертеж получается красочным, а главное, наглядным. Воспринимается намного лучше, чем, если был   бы выполнен одним цветом.

           В качестве преимуществ работы на уроке с компьютером можно отметить то, что в случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение. Сохраненные   решения, всегда могут быть вновь использоваться как на уроке, так и после уроков (в частности на дополнительных занятиях и консультациях для тех учеников, кто пропустил или не вполне хорошо освоил тему). Планомерное ведение записей и просмотр их в свободное от учебы время в высшей степени способствует успешному усвоению новых знаний.

       Основное преимущество компьютера - наглядность и интерактивность. Анализ литературу по педагогике и психологии, позволяет констатировать, что зрительные анализаторы человека (в том числе и школьника) обладают более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо – только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, более осмысленная, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», - гласит народная мудрость.   Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия - слух и зрение - позволяют достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Воспринимая одновременно звуковые и зрительные образы, ребёнок не только получает важную и нужную информацию, но и испытывает очень сильные положительные эмоции (удивление, восторг, радость, азарт и т.п.).

Электронная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекать их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности, использование проектора позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Учителя  появилась возможность моделировать свой урок вместе с учениками в режиме мозгового штурма, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране, записывать идеи учащихся и таким образом создавать вместе с учащимися общий конспект с учебным материалом. При этом изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия на интерактивной доске можно передавать учащимся, сохранять на магнитных носителях, распечатывать, посылать по электронной почте, делиться и обмениваться материалами с другими коллегами  и вновь использовать их.  

Практика показывает, что  преимущество использования компьютера с проектором  на уроках математики состоит:

  • в  экономии учебного времени;
  • в наглядности и иллюстративности изучаемого материала;
  • в возможности многократного использования материала;
  • повышение интереса к предмету и повышение мотивации к учению.

Можно отметить, что применение компьютера на уроках математики  должно сочетаться с традиционными методами обучения. Учащиеся не должны утратить навыки работы с учебником,  дополнительной литературой, наглядными пособиями. Учитель должен четко определить целесообразность  применения интерактивной доски, являющейся одним из инструментов педагогической деятельности и требующей соответствующего ему применения.

Проектную деятельность  я использую в своей педагогической работе уже в течение нескольких лет. Вопросы подготовки специалистов, профессионально владеющих ИКТ в своей научной или производственной деятельности, является актуальными в настоящее время. Очевидно, что получить такие профессиональные знания ученик сможет только тогда, когда ему будет предоставлена возможность свободного творческого развития.

Проектная форма обучения лучше других позволяет решать указанные задачи. При изучении информационных технологий проектную форму обучения реализую в ходе деловой игры. Деловые игры помогают приблизить учебный курс к реальной жизни. Но это возможно при условии, если эти игры моделируют реальные ситуации, а не схемы из учебника.  Так, например, в 11 классе я использовала деловую игру – практикум «Создание малого предприятия» при повторении темы «Информационные технологии». Такая игра позволила каждому ученику выполнять задания, учитывая  свой темп работоспособности, имеющиеся и приобретенные знания, умения, эстетический вкус. Т. о. деловая игра позволяет  осуществлять и индивидуальное обучение. Многие учащиеся, которые до этого были пассивными на уроке (в основном слабые), проявляли активность. После выполнения такой работы у учащихся появляется уверенность в своих силах.

 Интернет –  новое информационное явление, перед которым учителя – оказались подобно сказочному богатырю на распутье: дорог много, выбор широк, а они еще не успели понять, что это и зачем оно им. Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент, который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке.  Интернет:

  • расширяет виды учебной деятельности учащихся (поиск и обработка информации по предмету из Интернета);
  • предоставляет возможности для профессионального творческого общения и оперативного обмена информацией;
  • дает возможности для профессионального роста;
  • открывает творческие возможности для учителя по подбору и использованию дидактического материала;
  • позволяет использовать на уроке современные технические средства, увлекательные для учащихся;
  • дает возможность раскрытию способностей одаренных детей, участвуя в дистанционных олимпиадах, конкурсах.

 Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Урок  с  применением  ИКТ  требует  от  учителя  немалой  подготовки методических  материалов,  зато  составленные  таблицы,  схемы,  наглядные пособия могут многократно работать на следующих занятиях. Это помогает   улучшить организацию урока,  разнообразить его формы, повысить  качество контроля знаний учащихся. Информационные технологии открывают новые возможности для совершенствования учебного процесса, активизируют познавательную деятельность учеников и позволяют организовать самостоятельную и совместную работу учащихся и учителей на более высоком творческом уровне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)

Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Рекомендации по использованию ИКТ-технологий в образовательном процессе. Практикум по анализу урока с использованием ИКТ-технологий

Выступление на районном семинаре "Управление процессом информатизации в образовательном учреждении" с практическим занятием по анализу урока с применением ИКТ-технологий...

Использование современных образовательных технологий и методик в коррекционно - образовательном процессе учителя – логопеда.

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. К ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи.Мультимедиа ресурсы...

Использование ИКТ в коррекционном образовательном процессе

  Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь.            Увеличение умственной нагр...

Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"

Статья "Использование приемов театрализации в коррекционно-образовательном процессе"...