Взаимно обратные числа
план-конспект урока по математике (6 класс)

Литвинчук Татьяна Владимировна

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием «взаимно обратные числа»;
  • научиться находить обратные числа.

Задачи урока:

образовательная – познакомить учащихся с понятием «взаимно обратные числа»; повторить правила сокращения и умножения обыкновенных дробей; способствовать формированию умений и навыков находить обратные числа.

развивающая – способствовать формированию у учащихся умения анализировать, обобщать, делать выводы, логически мыслить.

воспитательная – выработать культуру умственного труда, концентрацию внимания; создавать условия для самооценки учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx362.64 КБ
Файл vzaimno_obratnye_chisla.pptx1.43 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. педагога: Литвинчук Татьяна Владимировна.

Предмет: математика.

Тема урока: «Взаимно обратные числа».

Место урока в учебном плане: вводный урок по теме.

Цели урока:

познакомить учащихся с понятием «взаимно обратные числа»;

научиться находить обратные числа.

Задачи урока:

образовательная – познакомить учащихся с понятием «взаимно обратные числа»; повторить правила сокращения и умножения обыкновенных дробей; способствовать формированию умений и навыков находить обратные числа.

развивающая – способствовать формированию у учащихся умения анализировать, обобщать, делать выводы, логически мыслить.

воспитательная – выработать культуру умственного труда, концентрацию внимания; создавать условия для самооценки учащихся.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения или организации урока: фронтальная; индивидуальная.

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Задания для учащихся

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организацион-ный момент (3 мин.)

Цель: создать условия для формирования внутренней потребности во включение в учебную деятельность

Приветствует учащихся, организует их внимание

Создает эмоциональный настрой на урок

– Здравствуйте, друзья! Садитесь.

Мы урок наш начинаем,

Всем удачи пожелаем.

Вы друг друга поддержите,

Постарайтесь, не ленитесь.

На пятерки все трудитесь.

А дежурных прошу встать,

Кто отсутствует сказать.

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Д. Пойа

– Посмотрите на пары чисел и скажите, какая из них лишняя? (Слайд 2)

; ; ;

– А вы хотите узнать, как называются такие числа?

Организуют свое рабочее место, приветствуют учителя

Отвечают на вопросы

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Познавательные: сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям

Актуализация знаний (2 мин.)

Цель: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; обеспечить самопроверку по эталону, самооценку

Формулирует задание

Организует самопроверку

Распределите числа  в таблицу:

Натураль-ные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

(Слайд 3)

– Проверим вашу работу. (Слайд 4)

–Если у вас все правильно, поставьте себе 3 балла, если одна ошибка – 2 балла, две ошибки – 1 балл, более трех ошибок – 0 баллов.

Выполняют задание

Осуществляют самопроверку

Активизация полученных ранее знаний

Познавательные: структурирование знаний.

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Устный счет (3 мин.)

Цели: актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; обеспечить проверку по эталону, взаимооценку

Формулирует задание

Организует взаимопроверку

– Решаем задание №2 самостоятельно в течение 2 минут.

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

;; .

Выполните умножение:

        ;          ;           .

Сократите дроби:

  ;   ;    .

Выполните умножение:

       ;        ;       .

(Слайд 5)

– Проверьте и оцените работу товарища на этом этапе: если у него все правильно, поставьте ему 3 балла, если одна ошибка – 2 балла, две ошибки – 1 балл, более трех ошибок – 0 баллов. (Слайд 6)

Выполняют задание

Осуществляют взаимопроверку

Умение выполнять устно математические действия

Познавательные: структурирование знаний.

Личностные: развитие внимания

Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы (3 мин.)

Цели: обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения

Организует фиксирования индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализирован-ных знаний

– Обратимся к паре дробей . Что можно сказать о второй дроби относительно первой? (Перевернутая, обратная и т.д.)

– Что можно сказать о первой дроби относительно второй? (Тоже самое)

– Давайте вместе выберем подходящее название этим числам. (Взаимно обратные числа)

Отвечают на вопросы учителя

Овладение математической речью

Познавательные: структурирование знаний

Личностные: развитие внимания

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Постановка учебной цели урока (2 мин.)

Цели:

развитие умения устанавливать тематические рамки; уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности

Организует поисковую работу обучающихся (тема и постановка цели)

– Ребята, только что вы «нашли» новое для вас понятие. Как вы думаете, какова же тема нашего урока? (Взаимно обратные числа)

– А цель урока? (Изучить взаимно обратные числа, научиться находить обратные числа)

(Слайд 7)

Формулируют тему урока

С помощью учителя ставят цель урока

Овладение математической речью

Регулятивные: умение формулировать тему, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

Изучение и усвоение новых знаний (10 мин.)

Цели: закрепить новое знание в речи и в знаках; зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения

Организует беседу, связывая материал урока с его целями

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует самостоятельную работу с учебником

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний

Подводит обучающихся к выводу

Побуждает к высказыванию своего мнения

Организует самооценку

– Возьмем дробь и поставим вместо числителя – знаменатель и наоборот.

– А если числитель дроби обозначить за а, а знаменатель – за b, то какая дробь будет обратной такой дроби?

– Как же все-таки получить из данной дроби обратную к ней?

– Какие условия должны выполняться для чисел а и b?

– Что получится, если перемножить две дроби, обратные друг к другу?

– Попробуйте дать определение взаимно обратным числам.

– Давайте обратимся к нашему помощнику, учебнику. Откройте стр. 93 и прочитайте определение.

– Являются ли взаимно обратными числами дроби: 1,25 и 0,8. Как это можно проверить?

– Можно проверить и другим способом, являются ли числа взаимно обратными (Показать способ, который дети не назвали).

– Как проверить являются ли числа взаимно обратными?

– Как найти число, обратное натуральному числу?

– Как найти число, обратное смешанному числу?

– Оцените свою работу на этом этапе.

Ведут конспект

Отвечают на вопросы

Формулируют определение

Читают определение

Отвечают на вопросы

Формулируют вывод

Отвечают на вопросы

Формирование понятия «взаимно обратные числа»; овладение математической речью; изложение полученной информации, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

Познавательные: уметь добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Личностные: развитие внимания, памяти

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог

Физкультминутка (1 мин.)

Цель: снять утомление, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся

Проводит разминку

– Все выходят по порядку

Раз-два-три-четыре!

Дружно делают зарядку

Раз-два-три-четыре!

Руки выше, ноги шире!

Влево, вправо, поворот,

Наклон назад,

Наклон вперед.

Самолеты загудели,

Самолеты полетели.

На полянку тихо сели,

Да и снова полетели.

Повторяют движения

Личностные: осознание необходимости укреплять физическое здоровье, вести здоровый образ жизни.

Первичная проверка усвоения знаний (6 мин.)

Цель: организовать усвоение учащимися нового способа действий с проговариванием во внешней речи

Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

– №577 (а, г, д) (С комментированием у доски; а) да; г) да; д) нет)

– № 578 (а, е, ж) (С комментированием у доски; а) ; е) ; ж) 1,25)

(Слайд 8)

Выполняют задание

Научиться находить число, обратное данному числу (натуральному, смешанному, десятичной дроби)

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.

Самостоятельная работа (5 мин.)

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новые знания; обеспечить самопроверку по эталону, взаимооценку

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание

самопроверку по эталону

Организует взаимопроверку

Организует взаимооценку

Тест (Слайд 9)

1) Два числа, … которых равно единице, называют взаимно обратными.

а) сумма, б) разность, в) произведение; г) частное.

2) Найдите число, обратное числу 8:

а) 1; б) ; в) не знаю.

3) Найдите число, обратное :

а) ; б) 1,6; в) 44, г) 32.

4) Найдите число, обратное :

а) ; б) 5; в) ; г) .

5) Будут ли взаимно обратными числа  и ?

а) нет; б) да.

– Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши и проверьте товарища.

(Слайд 10) (1. в) 2. б) 3. а) 4. г) 5. а))

– Оцените работу товарища на этом этапе: если у него все правильно, поставьте ему 2 балла, если одна ошибка – 1 балл, более двух ошибок – 0 баллов.

Выполняют задание самостоятельно в тетради

Осуществляют проверку по эталону

Осуществляют взаимооценку

Научиться находить число, обратное данному числу (натуральному, смешанному, десятичной дроби)

Познавательные: использовать знаково-символические средства

Домашнее задание (4 мин.)

Цель: зафиксировать новое содержание урока

Раздает карточки (приложение 4)

Дает комментарии к домашнему заданию

– п.16; № 591 (а); № 592 (а-в); карточка.

– Посмотрите карточку с домашним заданием. Прочтите задание. Что непонятно? (Слайд 11)

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?

Записывают задание; задают вопросы для уточнения непонятных моментов.

Уточнение основных понятий урока

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Подведение итогов урока (5 мин.)

Цели: зафиксировать новое содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися и собственной учебной деятельности

Задает вопросы

Организует фиксирование нового содержания

Организует самооценку учебной деятельности

Организует рефлексию

– Какое открытие вы сделали на уроке?

– Какие числа называются взаимно обратными?

– Как получить обратные друг к другу числа?

–Достигли ли мы поставленной цели?

– Оцените свою активность на уроке. Максимальное количество баллов – 2.

Поставьте себе оценку за урок.

– А сейчас я попрошу вас нарядить нашу «елочку настроения». (Слайд 12) (Приложение 5)

Называют основные позиции нового материала

Осуществляют самооценку

Определяют конечный результат своей работы

Отвечают на вопросы учителя, рассказывают, что нового узнали, знают, смогли выполнить

Осуществляют самооценку

Познавательные: рефлексия способов и условий действия

Регулятивные: умение оценить уровень достижения своих результатов, адекватно воспринимать оценку учителя

Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1.

Фамилия, имя ____________________________________ класс 6 ___

Этапы урока

Задание 1

3 балла

Задание 2

3 балла

Изучение нового материала

5 баллов

Тест

2 балла

Активность на уроке

2 балла

Итого

Баллы

Оценка

14-15 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»; менее 7 баллов – «2»

Фамилия, имя ____________________________________ класс 6 ___

Этапы урока

Задание 1

3 балла

Задание 2

3 балла

Изучение нового материала

5 баллов

Тест

2 балла

Активность на уроке

2 балла

Итого

Баллы

Оценка

14-15 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»; менее 7 баллов – «2»

Фамилия, имя ____________________________________ класс 6 ___

Этапы урока

Задание 1

3 балла

Задание 2

3 балла

Изучение нового материала

5 баллов

Тест

2 балла

Активность на уроке

2 балла

Итого

Баллы

Оценка

14-15 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»; менее 7 баллов – «2»

Фамилия, имя ____________________________________ класс 6 ___

Этапы урока

Задание 1

3 балла

Задание 2

3 балла

Изучение нового материала

5 баллов

Тест

2 балла

Активность на уроке

2 балла

Итого

Баллы

Оценка

14-15 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»; менее 7 баллов – «2»

Фамилия, имя ____________________________________ класс 6 ___

Этапы урока

Задание 1

3 балла

Задание 2

3 балла

Изучение нового материала

5 баллов

Тест

2 балла

Активность на уроке

2 балла

Итого

Баллы

Оценка

14-15 баллов – «5»; 11-13 баллов – «4»

7-10 баллов – «3»; менее 7 баллов – «2»

Приложение 2.

Задание 1

Распределите числа  в таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Задание 1

Распределите числа  в таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Задание 1

Распределите числа  в таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Задание 1

Распределите числа  в таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Задание 1

Распределите числа  в таблицу:

Натуральные числа

Десятичные дроби

Обыкновенные дроби

Смешанные числа

Приложение 3.

Задание 2                                                Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

  ;   ;   .

Выполните умножение:

         ;           ;           .

Сократите дроби:

       ;        ;        .

Выполните умножение:

         ;          ;          .

Задание 2                                                Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

  ;   ;   .

Выполните умножение:

         ;           ;           .

Сократите дроби:

       ;        ;        .

Выполните умножение:

         ;          ;          .

Задание 2                                                Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

  ;   ;   .

Выполните умножение:

         ;           ;           .

Сократите дроби:

       ;        ;        .

Выполните умножение:

         ;          ;          .

Задание 2                                                Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

  ;   ;   .

Выполните умножение:

         ;           ;           .

Сократите дроби:

       ;        ;        .

Выполните умножение:

         ;          ;          .

Задание 2                                                Задание 2

Вариант 1

Вариант 2

Сократите дроби:

  ;   ;   .

Выполните умножение:

         ;           ;           .

Сократите дроби:

       ;        ;        .

Выполните умножение:

         ;          ;          .


Приложение 4.

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?

Домашнее задание

Выполните в тетради следующее задание: найдите числа, обратные данным.

; ; 7; 1; 0.

– У какого числа нет обратного и почему?

– У какого числа обратное ему число равно самому числу?

– Ответьте на вопрос: У всех ли чисел есть взаимно обратные?


Приложение 5.




Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.» Д. Пойа МБОУ «СОШ №8 г. Юрги» Учитель математики Литвинчук Т.В.

Слайд 2

Какая пара чисел лишняя?

Слайд 3

Распределите числа в таблицу: Задание 1 Натуральные числа Десятичные дроби Обыкновенные дроби Смешанные числа

Слайд 4

Проверь! Натуральные числа Десятичные дроби Обыкновенные дроби Смешанные числа

Слайд 5

Задание 2 Вариант 1 Вариант 2 Сократите дроби: Выполните умножение: Сократите дроби: Выполните умножение:

Слайд 6

Проверь! Вариант 1 Вариант 2 Сократите дроби: Выполните умножение: Сократите дроби: Выполните умножение:

Слайд 7

Тема: Взаимно обратные числа Цели: 1. Изучить взаимно обратные числа. 2. Научиться находить обратные числа.

Слайд 8

№ 577 (а, г, д) № 578 (а, е, ж) Работа по учебнику

Слайд 9

Самостоятельная работа

Слайд 10

Проверь! 1) в; 2 ) б ; 3) а ; 4) г ; 5 ) а.

Слайд 11

Домашняя работа п. 16, № 591 (а) № 592 (а-в) карточка.

Слайд 12

Рефлексия я доволен своей работой на уроке на уроке я работал неплохо на уроке мне было трудно

Слайд 13

Создатель шаблона презентации: Шумарина Вера Алексеевна,учитель ГКС(К)ОУ С(К)ОШ №11 VIII вида. г. Балашов Сайт: http :// pedsovet.su /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока по теме "Взаимно обратные числа". Математика 6 класс.

Презентация к уроку математики 6 класса по теме "Взаимно обратные числа"....

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок1

Презентация к уроку математики в 6 классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок1...

6 класс Математика Взаимно обратные числа. Урок2

Презентация к уроку математики в 6классе по теме: "Взаимно обратные числа". Урок2...

Урок - смотр знаний по теме: “Взаимно обратные числа. Деление”.

Обобщение, систематизация знаний. Урок контроля....

Взаимно обратные числа №1 урок

  Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) ввести понятие взаимно обратных чисел;            б) повторить правила умножения, сокращения дроб...

Взаимно обратные числа.№2 урок

Тема: Взаимно обратные числа. Цель: а) закрепить понятие взаимно обратных чисел                 в ходе выполнения упражнени...