Урок "Десятичные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)

Беребера Елена Сергеевна

Цель урока: к концу урока каждый ученик будет знать: понятие “проценты”, научится переводить проценты в десятичную дробь и обратно.

Предметные результаты: Объясняет, что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент». Выражает проценты в

дробях и дроби в процентах.

Метапредметные результаты: умеет воспроизводить смысл понятия процент, самоконтроль результатов деятельности

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon protsenty_berebera_e.s.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО автора(ов): Беребера Е.С.

Населённый пункт: с. Малая     Камала        Образовательная организация: МБОУ « Малокамалинская ООШ №5»

Предмет: математика

Класс: 5

Тема раздела: Десятичные дроби

Тема урока: Проценты.

Цель урока: к концу урока каждый ученик будет знать: понятие “проценты”, научится переводить проценты в десятичную дробь и обратно.

Предметные результаты: Объясняет, что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент». Выражает проценты в

дробях и дроби в процентах. 

Метапредметные результаты: умеет воспроизводить смысл понятия процент, самоконтроль результатов деятельности

Действия учителя

Действия учеников

Мотивационный

Мотивация

Учитель создает эмоциональный настрой на урок (Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…..»)

Слушают и высказывают свои пожелания

Актуализация

Актуализация

Устная работа (по слайдам)

  1. Найди ошибку 25:100=2,5  
  2.  0,4:1000=0,004
  3.     3,14*100=3140
  4.    0,253*100=25,3)

2) Найти сотую часть числа 1,5; 24

четверть числа 100; 0,36

Пробное действие (выявление МЕСТА затруднения)

А теперь ребята давайте решим такую задачу:

Тимур увидел в рекламе, что скидки на все телефоны и аксессуары в салоне «Связной» составляет 50%. Во сколько раз подешевел товар в салоне «Связной» ?.

https://i.mycdn.me/i?r=AzEPZsRbOZEKgBhR0XGMT1RkNU_slDCmEVpNPAZTdhQEgqaKTM5SRkZCeTgDn6uOyic

Ищут ошибки;

Вычисляют;

Обсуждают в парах и пытаются понять и выдвинуть свои способы решения

Выявление места и причины затруднений

 

Фиксация затруднения

У кого есть предложения по решению задачи? (выслушиваем предложения групп)

 - Где у вас возник вопрос? (место)

- А как думаете, почему возникло затруднение?

- А кто-нибудь знает что значит скидка (акция, наценка)

- А кто знаком со знаком %  в рекламе? Как он называется? Что он означает?

- Данный знак обозначает проценты.

- Где вы сталкивались с этим знаком? (Опишите ситуации, в которых вы встречались с процентами)

Делаем вывод, что понятие «Процент» необходимо не только в предмете математика, но и в повседневной жизни любого человека.

-Давайте сформулируем тему нашего урока?

Вступают в диалог с учителем

Как решить задачу

Мы не знаем, что значит скидка, увидели новый символ.

Варианты ответов

- Проценты 

Построение работы на уроке

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Целями нашего урока будут:

- узнать, что такое процент;

- учиться представлять проценты в десятичную дробь и наоборот.

Предполагаемые ответы:

Узнать, что такое процент, для чего нужны проценты (через учебник)

Как использовать проценты при решении задач.

Как по-другому записывать проценты.

Следующее задание вам подскажет, что такое процент. Выполняем задание в Заштрихуйте на рисунке указную часть прямоугольника:

Или, как продолжение, задание посложнее.

Закрасьте на рисунке 20% прямоугольника, затем другим цветом 25% оставшейся части, а третьим цветом 50% нового остатка. Сколько процентов от прямоугольника составляет незакрашенная часть?

В этих заданиях картинка-опора заложена в условии.

Так давайте научимся составлять схему по условию задачи, а затем – читать ответ с начерченного рисунка. Начнём со второго – читаем ответ с рисунка.

Какую часть красной полоски составляют остальные полоски?

Сколько процентов от красной полоски составляют остальные полоски?

Сколько процентов от синей полоски составляют остальные полоски?

Почему ответы различны при одном и том же рисунке?

 Запомним это: важно с чем сравниваем, иными словами – что принимаем за целое или 100%.

Задача 1. Двое работников получали одинаковую зарплату. С нового года первому работнику увеличили зарплату на 25%, второму – на 50%. На сколько процентов зарплата второго работника больше зарплаты первого?

Видим, что зарплата второго работника больше зарплаты первого (ведь теперь эту величину принимаем за 100%) на 20%?

Ещё в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент (от латинского «на сто»). В России понятие процента впервые ввёл Пётр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек

Как вы думаете, что называется процентом?

- 1%  = 1/100

- проверяем себя по учебнику.

- Мы узнали, что такое процент.

Как процент перевести в число?.

Задание 1. Заполните пропуски, и сделай вывод.

100%  = 1     10%  =

800 % =        1% =

50%  =          9% =

 70% =          3% =

Вывод:  Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100   

- А можно ли, наоборот(обратное действие), число перевести в процент?

 -Я  попрошу вас выполнить следующее задание.

Задание 2. Заполни  пропуски, и сделай вывод.

1 = 100%          1,13 =   %

3 =    %              2,7  =   %

0,7 =  %             3,09   -  %

0,09 =   %

Вывод :  Чтобы обратить десятичную дробь в проценты нужно умножить на 100.

Реализация построенного проекта

Можем мы теперь решить нашу задачу?

%. Во сколько раз подешевел товар в салоне «Связной».?

Работают в парах

Работа в парах ,делают рисунки ,затем обсуждают и приходят к правильному ответу.

Дети рисуют свои ответы, обсуждают, затем сравнивают с правильным ответом.

Ответы учащихся

2/5;

4/5;

3/5;

6/5.

40%;80%;60%;120%

125%;50%;75%;150%

Мы берем за 100% разные полоски.

Пусть зарплата каждого была 4 части (в условии упоминается повышение на 25%, то есть на четверть).

Тогда после повышения у первого она стала составлять 5 частей.

А у второго – 6 частей.

Предполагаемые ответы:

-   Процент – это сотая часть  любой величины

Работа с учебником

 

- так как 1% равен сотой части величины, то вся величина в сто раз больше и будет равна 100%.

Ребята работают в парах, выполняют задания ,затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга, затем сравнивают с верными ответами на слайде презентации, если возникли  разногласия.

Да, можем.

В 0,5 раза

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Маша окончила технологический техникум пищевой промышленности и устроилась на работу в столовую поваром. Месячная зарплата повара 20000р., но она получил еще и премию за хорошую работу, которая составила 25 % от месячной зарплаты. Сколько всего денег получил Маша за месяц? Ответ поясни.

Ребята, какие слова вам незнакомы?

Учитель раздает печатные листы (справочные материалы), где необходимо найти ответы на поставленные вопросы.

Слова и словосочетания, которые требуют разъяснений

  • Месячная заплата - это та цена, которую платит работодатель за использование труда работника за 1 месяц.
  • Премия (вознаграждение) — вознаграждение работнику за добросовестное выполнение должностных обязанностей.

Какие числовые характеристики есть в задачах?

О чем задача?

Что дано в задаче?

.

что найти в задаче?

        .

Сколько получает Маша в месяц за работу поваром?

Сколько процентов премии  от зарплаты получит Маша?

 Что, нам ребята надо найти в этой задачи?

Сделайте краткую запись

В чем вопрос задачи?

         

Можем ли мы сразу на него ответить?

         

Что для этого надо найти?

        

Как связаны зарплата и величина премии?

        

Можем ли мы сразу найти количество рублей за премию, которые получит Маша?

        

Составим план решения

Запишем решение задачи

Месячная заплата 

Премия (вознаграждение)

Ребята дают свои ответы.

Учащиеся находят ответы и называют их, работая в парах. 

20000рублей- месячная зарплата

25% - это премия, выраженная в процентах от месячной зарплаты.

О количестве денег, которые получит Маша за месяц.

Величина зарплаты за месяц и величина в процентах этой суммы зарплаты.

 Величину зарплаты  вместе с премией за данный месяц.

Месячная зарплата – 20000 рублей.

премия - 25%  от зарплаты

Сколько всего денег получил Маша за месяц вместе с премией.

C:\Users\User\Desktop\задача.jpeg

         Определить  сколько денег получит Маша за месяц.

        - Нет. 

        – Сколько рублей составляет премия.        

 – Величина премии – это 25% от месячной зарплаты

         Да.

План решения задачи

  1. Вычислим количество денег ,что составляет премия.
  2. Вычислим величину зарплаты за месяц вместе с премией.

Запись решения задачи

  1. 20000*0,25=5000(руб.) составляет премия.
  2. 20000+5000=25000(руб.)

Ответ:25000руб. получила Маша за месяц

Самостоятельная  работа с самопроверкой по образцу

Организует самостоятельную работу

- Какой следующий шаг нашей работы?

  1. Запишите в виде десятичной дроби:

2%;  34%;  136%

  1. Запишите в процентах десятичные дроби:

0,58; 0,05;  1,2.

  1. Запишите обыкновенную дробь в виде десятичной, а затем в виде процентов:

3/5; 3/4

Критерий оценивания.. У кого всё правильно ставит +;  у кого с ошибками +-.

 - У кого все правильно, у кого есть ошибки. В чем возникли затруднения?

 Работают в парах

Выявляются затруднения.

Рефлексия

Ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке?

 - Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Давайте посмотрим это  по карточке «Проверь себя»

Процент – это …

Чтобы перевести десятичную дробь в проценты надо…

Чтобы  представить проценты в виде десятичной дроби нужно,,,

 Домашняя работа 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Десятичные дроби" 5 класс Н.Я. Виленкин с использованием интерактивной доски

Заключительный урок по теме "Десятичные дроби", 5 класс по учебнику Н.Я. Виленкин с использованием интерактивной доски....

Презентация к уроку "Десятичные дроби"

Данная презентация 5 класса по теме "Обобщающий урок"  в форме путешествия по сказкам Пушкина...

Интегрированный урок "Десятичные дроби и лекарственные растения"

Детям очень понравился урок, их заинтересовали новые факты....

Презентация к уроку "Десятичные дроби"

Презентация  может быть использована на обобщающем уроке по теме "Десятичные дроби" , где задания составлены для устной и письменной работы на уроке....

Презентация урока "Десятичные дроби"

Урок обобщения по теме "Десятичные дроби"...