Урок "Десятичные дроби"
план-конспект урока по математике (5 класс)
Цель урока: к концу урока каждый ученик будет знать: понятие “проценты”, научится переводить проценты в десятичную дробь и обратно.
Предметные результаты: Объясняет, что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент». Выражает проценты в
дробях и дроби в процентах.
Метапредметные результаты: умеет воспроизводить смысл понятия процент, самоконтроль результатов деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protsenty_berebera_e.s.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО автора(ов): Беребера Е.С.
Населённый пункт: с. Малая Камала Образовательная организация: МБОУ « Малокамалинская ООШ №5»
Предмет: математика
Класс: 5
Тема раздела: Десятичные дроби
Тема урока: Проценты.
Цель урока: к концу урока каждый ученик будет знать: понятие “проценты”, научится переводить проценты в десятичную дробь и обратно.
Предметные результаты: Объясняет, что такое процент, употреблять обороты речи со словом «процент». Выражает проценты в
дробях и дроби в процентах.
Метапредметные результаты: умеет воспроизводить смысл понятия процент, самоконтроль результатов деятельности
Действия учителя | Действия учеников |
Мотивационный | |
Мотивация Учитель создает эмоциональный настрой на урок (Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке…..») | Слушают и высказывают свои пожелания |
Актуализация | |
Актуализация Устная работа (по слайдам)
2) Найти сотую часть числа 1,5; 24 четверть числа 100; 0,36 Пробное действие (выявление МЕСТА затруднения) А теперь ребята давайте решим такую задачу: Тимур увидел в рекламе, что скидки на все телефоны и аксессуары в салоне «Связной» составляет 50%. Во сколько раз подешевел товар в салоне «Связной» ?. | Ищут ошибки; Вычисляют; Обсуждают в парах и пытаются понять и выдвинуть свои способы решения |
Выявление места и причины затруднений | |
Фиксация затруднения У кого есть предложения по решению задачи? (выслушиваем предложения групп) - Где у вас возник вопрос? (место) - А как думаете, почему возникло затруднение? - А кто-нибудь знает что значит скидка (акция, наценка) - А кто знаком со знаком % в рекламе? Как он называется? Что он означает? - Данный знак обозначает проценты. - Где вы сталкивались с этим знаком? (Опишите ситуации, в которых вы встречались с процентами) Делаем вывод, что понятие «Процент» необходимо не только в предмете математика, но и в повседневной жизни любого человека. -Давайте сформулируем тему нашего урока? | Вступают в диалог с учителем Как решить задачу Мы не знаем, что значит скидка, увидели новый символ. Варианты ответов - Проценты |
Построение работы на уроке | |
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? Целями нашего урока будут: - узнать, что такое процент; - учиться представлять проценты в десятичную дробь и наоборот. | Предполагаемые ответы: Узнать, что такое процент, для чего нужны проценты (через учебник) Как использовать проценты при решении задач. Как по-другому записывать проценты. |
Следующее задание вам подскажет, что такое процент. Выполняем задание в Заштрихуйте на рисунке указную часть прямоугольника: Или, как продолжение, задание посложнее. Закрасьте на рисунке 20% прямоугольника, затем другим цветом 25% оставшейся части, а третьим цветом 50% нового остатка. Сколько процентов от прямоугольника составляет незакрашенная часть? В этих заданиях картинка-опора заложена в условии. Так давайте научимся составлять схему по условию задачи, а затем – читать ответ с начерченного рисунка. Начнём со второго – читаем ответ с рисунка. Какую часть красной полоски составляют остальные полоски? Сколько процентов от красной полоски составляют остальные полоски? Сколько процентов от синей полоски составляют остальные полоски? Почему ответы различны при одном и том же рисунке? Запомним это: важно с чем сравниваем, иными словами – что принимаем за целое или 100%. Задача 1. Двое работников получали одинаковую зарплату. С нового года первому работнику увеличили зарплату на 25%, второму – на 50%. На сколько процентов зарплата второго работника больше зарплаты первого? Видим, что зарплата второго работника больше зарплаты первого (ведь теперь эту величину принимаем за 100%) на 20%? Ещё в древности люди заметили, что сотые доли величин удобны в практической деятельности. Поэтому для них было придумано специальное название – процент (от латинского «на сто»). В России понятие процента впервые ввёл Пётр I. Но считается, что подобные вычисления начали применяться в Смутное время, как результат первой в мировой истории привязки чеканных монет 1 к 100, когда рубль сначала состоял из 10 гривенников, а позже из 100 копеек Как вы думаете, что называется процентом? - 1% = 1/100 - проверяем себя по учебнику. - Мы узнали, что такое процент. Как процент перевести в число?. Задание 1. Заполните пропуски, и сделай вывод. 100% = 1 10% = 800 % = 1% = 50% = 9% = 70% = 3% = Вывод: Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100 - А можно ли, наоборот(обратное действие), число перевести в процент? -Я попрошу вас выполнить следующее задание. Задание 2. Заполни пропуски, и сделай вывод. 1 = 100% 1,13 = % 3 = % 2,7 = % 0,7 = % 3,09 - % 0,09 = % Вывод : Чтобы обратить десятичную дробь в проценты нужно умножить на 100. Реализация построенного проекта Можем мы теперь решить нашу задачу? %. Во сколько раз подешевел товар в салоне «Связной».? | Работают в парах Работа в парах ,делают рисунки ,затем обсуждают и приходят к правильному ответу. Дети рисуют свои ответы, обсуждают, затем сравнивают с правильным ответом. Ответы учащихся 2/5; 4/5; 3/5; 6/5. 40%;80%;60%;120% 125%;50%;75%;150% Мы берем за 100% разные полоски. Пусть зарплата каждого была 4 части (в условии упоминается повышение на 25%, то есть на четверть). Тогда после повышения у первого она стала составлять 5 частей. А у второго – 6 частей. Предполагаемые ответы: - Процент – это сотая часть любой величины Работа с учебником
- так как 1% равен сотой части величины, то вся величина в сто раз больше и будет равна 100%. Ребята работают в парах, выполняют задания ,затем меняются тетрадями и проверяют друг у друга, затем сравнивают с верными ответами на слайде презентации, если возникли разногласия. Да, можем. В 0,5 раза |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | |
Маша окончила технологический техникум пищевой промышленности и устроилась на работу в столовую поваром. Месячная зарплата повара 20000р., но она получил еще и премию за хорошую работу, которая составила 25 % от месячной зарплаты. Сколько всего денег получил Маша за месяц? Ответ поясни. Ребята, какие слова вам незнакомы? Учитель раздает печатные листы (справочные материалы), где необходимо найти ответы на поставленные вопросы. Слова и словосочетания, которые требуют разъяснений
Какие числовые характеристики есть в задачах? О чем задача? Что дано в задаче? . что найти в задаче? . Сколько получает Маша в месяц за работу поваром? Сколько процентов премии от зарплаты получит Маша? Что, нам ребята надо найти в этой задачи? Сделайте краткую запись В чем вопрос задачи?
Можем ли мы сразу на него ответить?
Что для этого надо найти?
Как связаны зарплата и величина премии?
Можем ли мы сразу найти количество рублей за премию, которые получит Маша?
Составим план решения Запишем решение задачи | Месячная заплата Премия (вознаграждение) Ребята дают свои ответы. Учащиеся находят ответы и называют их, работая в парах. 20000рублей- месячная зарплата 25% - это премия, выраженная в процентах от месячной зарплаты. О количестве денег, которые получит Маша за месяц. Величина зарплаты за месяц и величина в процентах этой суммы зарплаты. Величину зарплаты вместе с премией за данный месяц. Месячная зарплата – 20000 рублей. премия - 25% от зарплаты Сколько всего денег получил Маша за месяц вместе с премией. – Определить сколько денег получит Маша за месяц. - Нет. – Сколько рублей составляет премия. – Величина премии – это 25% от месячной зарплаты – Да. План решения задачи
Запись решения задачи
Ответ:25000руб. получила Маша за месяц |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу | |
Организует самостоятельную работу - Какой следующий шаг нашей работы?
2%; 34%; 136%
0,58; 0,05; 1,2.
3/5; 3/4 Критерий оценивания.. У кого всё правильно ставит +; у кого с ошибками +-. - У кого все правильно, у кого есть ошибки. В чем возникли затруднения? | Работают в парах Выявляются затруднения. |
Рефлексия | |
Ребята, над какой темой мы работали сегодня на уроке? - Какую цель мы поставили перед собой на уроке? -Смогли мы её достичь? - Давайте посмотрим это по карточке «Проверь себя» Процент – это … Чтобы перевести десятичную дробь в проценты надо… Чтобы представить проценты в виде десятичной дроби нужно,,, Домашняя работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Десятичные дроби" 5 класс Н.Я. Виленкин с использованием интерактивной доски
Заключительный урок по теме "Десятичные дроби", 5 класс по учебнику Н.Я. Виленкин с использованием интерактивной доски....
Приложение к уроку "Десятичные дроби"
Презентация....
Презентация к уроку "Десятичные дроби"
Данная презентация 5 класса по теме "Обобщающий урок" в форме путешествия по сказкам Пушкина...
Интегрированный урок "Десятичные дроби и лекарственные растения"
Детям очень понравился урок, их заинтересовали новые факты....
Презентация к уроку "Десятичные дроби"
Презентация может быть использована на обобщающем уроке по теме "Десятичные дроби" , где задания составлены для устной и письменной работы на уроке....
Презентация урока "Десятичные дроби"
Урок обобщения по теме "Десятичные дроби"...
Технологическая карта урока. Тема урока « Десятичные дроби» ( обобщающий урок-путешествие по теме) 5 класс
Технологическая карта урока 5 класс А.Г.Мордкович "Десятичные дроби"...