Разработка урока по математике на тему: Плоскость. Прямая. Луч.
план-конспект урока по математике (5 класс)
Технологическая карта урока
ФИО автора | Монгуш Чокпак Артуровна |
Предмет | Математика |
Уровень образования | Основное общее образование |
Участники | 5 «ж» класс МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла |
Тема урока | «Плоскость. Прямая. Луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 10 урок из раздела) |
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. |
Форма проведения урока | Урок - практикум |
Время проведения | 1 четверть |
Количество учащихся | 24 учеников |
Цели урока | Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями. Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. |
Задачи урока | образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. |
Планируемые результаты | Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч |
Основные понятия | Плоскость, прямая, свойство прямой, луч |
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником. |
Средства обучения | Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска, листы самоконтроля; ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/ |
Используемые технологии | Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества |
Базовый учебник | Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2016 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ploskost_pryamaya_luch.pptx | 222.72 КБ |
tk_po_matematike.docx | 162.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вопросы : 1) Как сравнивают два отрезка? 2) Какие единицы для измерения длин вы знаете? 3) Сколько сантиметров в дециметре? 4) Сколько миллиметров в сантиметре? 3) Назовите единицу длины в 100 раз большую , чем сантиметр? 4) Назовите единицу длины , в 1000 раз большую метра.?
Тема : Плоскость , прямая , луч 5 класс Цель урока : Познакомить учащихся с понятиями : плоскость , прямая , луч
Назовите все фигуры одним словом. МНОГОУГОЛЬНИКИ
Подготовьте карандаши и линейки , будем работать в тетради 1. Изобразим отрезок АВ А В 2. Продолжим АВ по линейке в обе стороны 3. Получим прямую АВ (или ВА) Прямая не имеет концов. Она неограниченно продолжается в обе стороны. Через любые 2 точки проходит единственная прямая
Если 2 прямые имеют общую точку , то говорят , что они пересекаются О О – точка пересечения 2-х прямых Если 2 прямые не имеют общих точек , то они параллельны
Нарисуем прямую АВ и отметим на ней точку О А В О ОА - луч ОВ – луч О – начало этих лучей ОА – дополнительный к ОВ ОВ – дополнительный к ОА
Итак , мы с вами познакомились с 2-мя геометрическими фигурами ПРЯМАЯ ЛУЧ E F a c O T A B K L Назовем их
Точки , отрезки , различные геометрические фигуры располагаются на плоскости . Представление о плоскости дает нам , например , поверхность стола школьной доски оконного стекла Но! Эти поверхности имеют края. У плоскости края нет . Она безгранично простирается во всех направлениях.
Задание1 : Пересекаются ли : Прямая AC прямая ОВ Отрезки АС и ОВ Прямая АС и отрезок ОВ Луч СА и луч ВО Луч ОВ и луч СА Прямая АС и луч ВО A C B O
Начертите прямую МК и отрезки АВ и С D так, чтобы прямая МК пересекала отрезок АВ, но не пересекала отрезок С D . М К А В С D Задание2 :
Начертите треугольник ABC . На сколько частей делят плоскость прямые AB, AC, BC. Задание 3: A B C
Домашнее задание №79, №80, №98, №99
Предварительный просмотр:
ФГБОУ ВО «ТУВИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И МЕТОДИКИ
ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ
Разработка урока по математике на тему:
Плоскость. Прямая. Луч.
Разработала:
студентка 5 курса МИ_307 группы
по направлению подготовки
Педагогическое образование с
двумя профилями «Математика» и «Информатика»
Монгуш Чокпак Артуровна
Подпись:________________
Руководитель практики от кафедры:
к.ф-м.н., доцент Троякова Галина Александровна
Оценка: _________________
Подпись:_________________
г. Кызыл 2021г.
Технологическая карта урока
ФИО автора | Монгуш Чокпак Артуровна | |||
Предмет | Математика | |||
Уровень образования | Основное общее образование | |||
Участники | 5 «ж» класс МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла | |||
Тема урока | «Плоскость. Прямая. Луч» (Урок из раздела «Натуральные числа», 10 урок из раздела) | |||
Тип урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. | |||
Форма проведения урока | Урок - практикум | |||
Время проведения | 1 четверть | |||
Количество учащихся | 24 учеников | |||
Цели урока | Предметные: познакомить учащихся с геометрическими фигурами: плоскость, прямая, луч; научить распознавать на рисунках эти фигуры, а в окружающем мире – объекты, для которых плоскость, прямая, луч являются моделями. Личностные: проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретенные знания и умения метапредметные: формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни. | |||
Задачи урока | образовательные: продолжить работу по формированию у учащихся пространственного воображения; научить различать простые геометрические фигуры развивающие: создать условия для развития учебно-познавательной деятельности; вести работу по развитию математической речи, логического мышления, умения анализировать, делать выводы; воспитательные: содействовать формированию положительного отношения к урокам, понимания необходимости знаний; показать практическую значимость математики при решении задач из повседневной жизни; воспитывать культуру поведения учащихся во время работы. | |||
Планируемые результаты | Учащийся научится распознавать на чертежах геометрические фигуры: плоскость, прямая, луч | |||
Основные понятия | Плоскость, прямая, свойство прямой, луч | |||
Формы организации образовательного пространства на уроке | Фронтальная и индивидуальная работы; работа с учебником. | |||
Средства обучения | Учебник, письменные принадлежности, презентация, компьютер, интерактивная доска, листы самоконтроля; ресурсы сети Интернет: http://school-collection.edu.ru; http://www.mathvaz.ru Методическое пособие по математике 5 класс/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир/ ФГОС /Алгоритм успеха/ | |||
Используемые технологии | Здоровьесберегающая, информационно-коммуникационная, технология сотрудничества | |||
Базовый учебник | Учебник 5 класс /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С.Якир /М.: Вентана-Граф, 2016 | |||
Этап урока, продолжительность | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, приёмы, средства обучения | Формируемые УУД |
1. Организационный, 1 мин | Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, мобилизирует внимание. Создать благоприятный психологический настрой на работу. | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. «Ребята, проверьте пожалуйста, все ли у вас готово к уроку?» Выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. | Словесный | Регулятивные: прогнозирование своей деятельности; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения; самоопределение |
2. Мотивация учебной деятельности, 1 мин | - Предлагает послушать строки из стихотворения С. Маршака. Пусть каждый день и каждый час - Как вы понимаете эти строки? - Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями | Слушают, объясняют смысл прочитанного четверостишия; смотрят на доску, определяют смысл предстоящего поиска, излагают свои мысли. | Метод стимулирования положительной самооценки | Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме и понимать речь других; Личностные: умение проявлять познавательную инициативу |
3. Актуализация знаний, 7 мин | - Предлагает решить устно примеры поочередно и вписать правильность ответов в листы самоконтроля в дневнике достижений
| -Актуализируют необходимые установки; -выполняют задания и вписывают результаты в листы самоконтроля; -проводят подсчёт баллов за устную работу - анализируют, отвечают на вопросы учителя, предлагают способы решения проблемы | Фронтальный опрос с элементами тестирования с применением листа самоконтроля (приложение № 1) (слайды №2-5) из презентации «Устный счет. Арифметические действия» Частично поисковая, исследовательская деятельность; | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа Регулятивные: выделение и осознание того, что уже пройдено, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы; удерживать цель деятельности до получения ее результата; планировать решение учебной задачи; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты. Личностные: применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. |
4. Изучение нового материала, 10 мин | - Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать? - Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать; -подводит к тому, что плоскость бесконечна - Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод -вызывает к интерактивной доске учеников, чтобы продемонстрировать получившееся изображение - дает понятие луча; отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку. | - находят в окружающих предметах плоскость -свободно обмениваются мнениями, делают выводы - в тетрадях чертят прямую, проходящую через две точки, 3 точки, 4 точки делают самостоятельные выводы - Смотрят, выполняют задания , оценивают, делают выводы | Частично поисковая, исследовательская деятельность; Презентация «Дм 3 Плоскость. Прямая. Луч» | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; анализ объектов; Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, оценивать полученные результаты; делать выводы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Личностные: проявление внимания, интереса, желания больше узнать Коммуникативные: умение слушать, анализировать, излагать свои мысли в устной форме согласно речевому этикету и понимать речь других; |
5. Физминутка, 2 мин | Даёт рекомендации по выполнению. Ведёт счёт. | Выполняют гимнастику | Здоровьесберегающие | Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
6. Первичное закрепление изученного материала 6 мин | Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. -организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 29 - решение №85 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик - №87, 88 решают всем классом устно - №90,91 – работа в парах | - Отвечают на вопросы - Выполняют задания; - учащиеся, которые справились с заданием, записывают своё решение на доске - записывают решение в тетрадь, советуются с соседом по парте - результаты решения записывают в листы самоконтроля | Фронтальная работа с классом Индивидуальная работа Работа в парах | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и сборе информации; умение точно и грамотно выражать свои мысли; выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принятие коллективного решения. Регулятивные: |
7. Закрепление (обеспечение осознанности формируемых знаний и умений), 5 мин | Самостоятельная работа (по вариантам) с самопроверкой | Выполняют работу; Сверяются с ответами на доске, выставляют баллы в дневнике достижений в листах самоконтроля | Индивидуальная самостоятельная работа | Познавательные: рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция. Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация; формирование умений совместно с другими детьми оценивать способы решения и делать выводы; находить решение задачи и оценивать полученные результаты. |
8. Рефлексия 2 мин | - Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых Какая была сегодня тема урока? Какую цель ставили? Достигли цели? Расскажите по схеме, чему научились на уроке: я – знаю я – запомнил я – смог И поставьте себе смайлик – один из 4 | Учащиеся отвечают | Фронтальная работа с классом | Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: умение оценить свои знания и возможности |
9. Домашнее задание, 1 мин | Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать? Ответы полные давали? На уроке не зевали?» Учитель предлагает дозированное домашнее задание §4, вопросы, №86, 89, 93. | Учащиеся записывают в дневники домашнее задание | Личностные: формирование самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности |
Ход урока
Организационный этап
Здравствуйте, дети! Готовы ли вы к уроку? Есть ли у вас все принадлежности, необходимые к уроку?
Мотивационный этап
- Давайте послушаем стихотворение С. Маршака.
Пусть каждый день
и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас
и сердце добрым будет.
- Как вы понимаете эти строки?
- Ребята, я желаю вам успешной работы на уроке и думаю, что мы все с вами справимся с заданиями
Актуализация знаний
- Решите устно примеры поочереди, которые представлены в презентации.
Изучения нового материала
- Как вы думаете, какую тему мы сегодня с вами будем изучать?
- Организует высказывания, предположения учащихся в отношении того, что и как исследовать;
-подводит к тому, что плоскость бесконечна
- Предлагает начертить прямую через одну точку, две точки, три точки, 4 точки и сделать вывод, вызывает к интерактивной доске учеников, чтобы продемонстрировать получившееся изображение дает понятие луча; отрабатывается взаимное расположение изучаемых фигур: пересекаются (не пересекаются) две прямые, прямая и луч, луч и отрезок, отрезок и прямая; точка принадлежит (не принадлежит) прямой, лучу, отрезку.
Физминутка
Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки, ноги шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Первичное закрепление изученного материала
Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.
-организует работу с учебником: предлагает устно ответить на вопросы на стр. 29
- решение №85 в тетрадях; к интерактивной доске вызывается 1 ученик
- №87, 88 решают всем классом устно
- №90,91 – работа в парах
Закрепительный этап
Самостоятельная работа (по вариантам) с самопроверкой
Рефлексия
Какая была сегодня тема урока? Какую цель ставили? Достигли цели?
Расскажите по схеме, чему научились на уроке:
я – знаю...
я – запомнил...
я – смог...
И поставьте себе смайлик – один из 4
Домашнее задание
Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок? Постарались все понять? Учились тайны открывать?Ответы полные давали?
На уроке не зевали? Домашнее задание: §4, вопросы, №86, 89, 93.
Приложение № 1
Лист самоконтроля
Вид задания | Количество правильных ответов | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Тест | |||
1 слайд | 5 | ||
2 слайд | 5 | ||
3 слайд | 8 | ||
4 слайд | 5 | ||
Задача № 85 | 1 | ||
Задача №87 | 1 | ||
Задача №88 | 1 | ||
Задача №89 | 1 | ||
Задача №90 | 1 | ||
Задача №91 | 1 | ||
Самостоятельная работа | |||
Задание 1 | 1 | ||
Задание 2 | 1 | ||
Задание 3 | 1 | ||
Суммарный балл за работу |
Критерии оценок: 27-32б-«5»; 20-26б- «4»; 16-19б – «3»; меньше 16 б- «2»
Приложение № 2
Всё отлично! Было трудно, Старался, Было скучно…
но я разобрался. но многое не понятно.
Приложение 3
Самостоятельная работа
«Геометрические фигуры»
Вариант 1
- Выполните действия: .
- На отрезке АВ отмечены точки С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.
А
В
C
D
- Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.
Вариант 2
- Выполните действия: .
- На отрезке АВ отмечены точки С и D. Запишите все отрезки с концами в точках А, В, С и D.
M
N
K
L
- Измерьте стороны пятиугольника, изображенного на рисунке. Запишите результаты измерений.
Самоанализ проведенного урока
В период прохождения практики я проводила урок по математике у 5 «ж» класса в МАОУ «Лицей №15» г. Кызыла. Тема урока: «Плоскость. Прямая. Луч.». Тип урока - изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности, форма проведения урока – урок-практикум.
Чтобы достигнуть цели урока, я подобрала материал, вопросы и задания. Материал урока оказался интересным для учащихся.
На уроке ставился и решался ряд задач, как образовательных, так и развивающих и воспитательных. На уроке я использовала разные методы и формы обучения, сочетание практических, наглядных и словесных методов обучения, с организацией фронтальной, групповой, парной и индивидуальной форм работы.
В ходе урока на этапе изучения и закрепления материала была организована работа совместно с учителем. После работы с учителем ученики приступают к работе в группах.
Этапы урока были логично связаны между собой. Время урока распределено рационально.
Мне было интересно вести урок, ученики активно работали и задавали вопросы. Мне удалось быстро настроить детей на работу, установить необходимый контакт с учащимися.
В конце урока был проведен анализ активности на уроке.
Считаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи урока, и все цели были достигнуты.
Домашнее задание не вызовет затруднения у учеников, потому что тему поняли все.
В целом урок можно считать плодотворным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по математике на тему "Умножение и деление на 2,3,4"
В ходе урока учащиеся закрепляют знания табличных случаев умножения и деления на 2,3,4; умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз...
Разработка урока по математике по теме "Обыкновенные дроби".
Тип урока: урок - закрепление.Форма проведения: урок – путешествие по Республике БашкортостанЦели урока:1) закрепить знания, умения и навыки учащихся по теме «Обыкновенные дроби»; учить применят...
Разработка урока по математике по теме «Деление с остатком».(5 класс)
Тема урока: «Деление с остатком». Тип урока: Урок комплексного применения знаний. Цели урока:...
Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника»
Разработка урока по математике по теме «Площадь прямоугольника» с презентацией для 5 класса.Разработка соответствует учебнику «Математика 5» автор Н.Я.Виленкин. ...
Разработка урока по математике на тему : "Проценты"
Разработка урока по математике на тему : "Проценты". данный урок разработан по УМК Бунимович. Файл содержит конспект урока, рабочий лист и презентацию. Урок по ФГОС....
Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс
Интегрированный урок по теме "Решение уравнений" 6 класс...
Методическая разработка урока по геометрии по теме "Перпендикулярность прямой и плоскости"
Цель:Образовательная: формирование представления перпендикулярных прямых в пространстве, формирование умения представлять прямую, перпендикулярную к плоскости и решать задачи, применяя знания о перпен...