Методическое пособие по теме "Тригонометрия"
методическая разработка по математике (10 класс)

Учебное пособие создано для студентов I курса. В нем собран теоретический материал, необходимый для изучения студентами колледжа раздела «Тригонометрия». В пособии четко выделены все необходимые определения и алгоритмы решения основных типов задач по данному разделу, раскрыта последовательность изучения тем. Каждая тема сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trigonometriya.doc815.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине «Математика»,

раздел «Тригонометрия»

Белгород, 2016 г.

Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине «Математика», раздел «Тригонометрия»

Автор:                    Кузьмина Юлия Сергеевна

                                преподаватель ОГАПОУ «БСК».

        Методическое пособие содержит теоретический материал, практический материал и задания для самостоятельной работы студентов с целью изучения и закрепления основ раздела «Тригонометрия».

        Задания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения 1 курс по дисциплине «Математика», раздел «Тригонометрия».

ОГАПОУ «БСК», 2016

ВВЕДЕНИЕ

        Слово "тригонометрия" составлено из греческих слов "тригонон" —треугольник и "метрезис" — измерение.

Тригонометрия — математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника. Углы произвольного треугольника нельзя связать непосредственно с его сторонами с помощью алгебраических соотношений. Поэтому тригонометрия вводит в рассмотрение, кроме самих углов, тригонометрические величины (синус, косинус, тангенс, котангенс). Эти величины уже можно связать со сторонами треугольника простыми алгебраическими соотношениями. С другой стороны, по значению тригонометрической величины можно определить угол, и обратно. Правда, эти вычисления требуют длительных и утомительных расчетов, но эта работа проделана раз и навсегда и закреплена в таблицах.

В данном методическом пособии содержится краткий справочный и пояснительный материал по разделу «Тригонометрия», необходимый для решения задач, а также основные типы задач, методика и образцы их решения. Предложены типовые задания для самостоятельной  работы.

Тригонометрические тождественные преобразования.

        В тригонометрии много формул, благодаря чему нередко одно и то же выражение можно преобразовать различными способами.

Если в выражении имеются тангенсы или котангенсы, то надо помнить, что есть значения аргументов, для которых значения этих функций не существуют ( для тангенса и  для котангенса, ).

Следует иметь ввиду, что принято считать, что преобразования какого-либо выражения производятся в его области определения, поэтому можно ее не указывать. Однако некоторые преобразования могут оказаться выполнимыми не для всех допустимых значений переменной. Тогда эти ограничения надо отметить (например, сокращение на выражение с переменной, которое возможно только для значений переменной, не обращающих в нуль сокращаемое выражение).

Пример 1. Упростить выражение .

Решение. 

Ответ. 2tg2x.

В тригонометрических преобразованиях нередко приходится применять формулы приведения. Все возможные случаи обобщаются в виде двух главных правил:

1. Если для приведения используются углы   или , то название функции сохраняется. А если углы   или  , то название функции меняется на сходственное.

2. Знак функции после приведения сохраняется тот же, какой был у нее до приведения (угол, к которому приводим, считается острым).

Эти правила применяются после того, как путем исключения целого числа периодов получили аргумент в границах от 0 до , а также после того, как знак минус у аргумента либо вынесли за знак функции, либо опустили – в зависимости от того, четная она или нечетная.

Пример 2. Доказать тождество .

Решение. Используя правила приведения, получаем

;

;

  (2 четверть);

 (3 четверть).

Из всех возможных путей преобразования получившегося выражения быстрее всего ведет к цели использование формул для  и .

.

Пример 3. Упростить выражение .

Решение. Путь преобразований подсказывается аргументом тангенса

;

,

.

Ответ. .

Пример 4. . Найти .

Решение. Как известно, все основные тригонометрические функции рационально выражаются через тангенс половинного угла.

В частности, . Поэтому найдем из условия  .

. Отсюда  и соответственно .

        Ответ. .

        Пример 5. Упростить выражение .

        Решение. . Вынесение за скобки возможно при  и , а сокращение на общий множитель при  .

        Ответ.  при , , .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Доказать тождество:

а) ;       в) ;

б) ;           г) .

2. Вычислить при помощи формул приведения:

а) ;   б) .

3. Упростить выражение:

а) ;     в) ;

б) ;                                    г) .  

 Тригонометрические уравнения.

        Формулы решения стандартных тригонометрических уравнений:

;

.

        Следует обратить внимание: в обоих случаях решение состоит из двух серий углов. Для косинуса это очевидно, а для синуса одна серия получается при четных n, а другая – при нечетных. Оба решения уравнения  удалось объединить одной формулой, но, пользуясь ею, важно не терять из виду, что это единая запись двух решений, двух серий углов, для которых . Поэтому прибавляется только половина периода.

.

        Нередко у учащихся вызывает затруднение нахождение значений обратных тригонометрических функций. Поэтому полезно подчеркнуть, что их определения включают два условия: обратимость и область значений, в качестве которой выбирается промежуток монотонности прямой функции, на котором каждое ее значение встречается один раз.

;

;

;

.

        Таким образом, арксинус и арктангенс отрицательных аргументов – это отрицательные острые углы, и  , .

        В отличие от этого арккосинус и арккотангенс отрицательных аргументов – это тупые положительные углы, причем  , .

        Если в уравнении есть тангенсы или котангенсы, или синусы или косинусы в знаменателе, то надо учитывать область определения (ОДЗ), так как возможно появление посторонних корней. В ходе решения надо не забывать, что все преобразования выполняются в ОДЗ. Наконец, напомним, что при использовании некоторых формул область определения сужается и возможна потеря корней. Чтобы ее предотвратить, надо теряемые значения переменной рассматривать отдельно.

        Пример 1. .

        Решение. ОДЗ: .

,     .

        В ОДЗ  . Можно дважды сократить на  :

,       ,       ,

,       ОДЗ.

        Ответ. .

        Пример 2. .

Решение. ОДЗ: .

, . В ОДЗ  и  . Поэтому на  можно умножить, а на  сократить. Получаем .  в ОДЗ может равняться нулю. Этот случай надо рассмотреть отдельно.

        1. . Подставляем в уравнение это решение.

2. . Можно на   сократить: , .

Ответ.  и  .

Пример 3. .

Решение. Воспользовавшись формулами приведения, получаем: . ОДЗ:  и  . Можно умножить обе части на . Получаем .

1. , , , , .

2. . Можно обе части разделить на .

. Есть разные способы решить это уравнение. В данном примере проще всего возвести обе части в квадрат. , . В ОДЗ данного уравнения решений нет.

Заметим, что при других способах решения получаются, но все они не принадлежат ОДЗ, т.е. являются посторонними.

Ответ. .

Общий вид уравнения, которое пришлось решать в предыдущем примере имеет вид  . Здесь возведение в квадрат ничего не даст. Лучший способ – введение вспомогательного угла. Разделим все члены уравнения на . . Теперь коэффициенты при   и   принадлежат промежутку (-1; 1) и сумма их квадратов 1. Поэтому один из них можно принять за , тогда второй будет  .

;  (можно записать левую часть как ). .

Пример 4.

Решение. . . Введем вспомогательный угол:   и  .

;       .

Ответ. , где  .

Пример 5. .

Решение. ОДЗ:   и  . Можно воспользоваться формулой  . Но при этом надо учесть, что в левой части  . В правой части к этому добавляется   и  . Поэтому при использовании этой формулы корни вида  или   можно потерять. В данном примере такие значения может принимать х. Поэтому:

1) х=0  ( при  n=0). Подстановкой убеждаемся, что это корень. Значит, первое решение .

2) . Тогда  . Заменив в правой части исходного уравнения   на  , получаем  . Оба знаменателя в ОДЗ не равны нулю, на их произведение (т.е. на общий знаменатель) можно умножить обе части уравнения. Останется

;       ;       .

        Ответ. ;  .

        Учтя, что при использовании формулы для   ОДЗ сужается, можно было бы сразу левую част представить как  и воспользоваться формулой  для  . Тогда сужения ОДЗ не произошло бы, и оба корня получили бы из квадратного уравнения .

        Пример 6. .

        Решение. ;       . Решение будет только при  n=0 .

;       .

        Ответ. .

        Пример 7. .

Решение. Так как ни  один из множителей не может быть больше 1 и меньше -1, то либо каждый из них равен 1, либо каждый равен -1.

        Можно рассмотреть совокупность двух систем уравнений. Однако есть путь намного удобней. Из формул для   легко получается обратное представление – произведения синуса на косинус через их сумму.

        Итак, . В данном примере это дает ;       , что равносильно системе

        Необязательно решать каждое уравнение. Можно найти решение одного и выбрать из него те значения, которые удовлетворяют и другому уравнению. В данном случае решение второго уравнения (более простого): . Тогда . Таким образом, решение второго уравнения удовлетворяет и первому, и, значит, является решением системы и тем самым решением всего примера.

        Ответ. .

        Пример 8. .

        Решение. . Получаем  . Пусть . Тогда  . Уравнение принимает вид: . Отсюда   или  . Получаемые уравнения  и  решим введением вспомогательного угла.

;       ;       .

        Аналогично во втором случае: .

, так что решение есть.

        .

        Ответ. ,   .

        Пример 9. .

        Решение. Положим   и решаем как иррациональное уравнение, добавив лишь условие  .

              .

;       .

        Ответ. .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Решить уравнение:

а) ;                        ж) ;

б) ;                          з) ;        

в) ;                     и) ;

г) ;                     к) ;

д) ;              л) ;

е) ;            м) .

Тригонометрические неравенства.

        Для решения стандартных неравенств   и   (или со знаком <) удобно использовать тригонометрический круг. Его радиус равен 1, поэтому значения синуса просто откладываются на вертикальном диаметре, а значения косинуса – на горизонтальном. На промежутке  функция  монотонно возрастает. Поэтому из   следует  и из   следует . Функция   на промежутке  монотонно убывает. Поэтому из  следует  и из   следует . При рассмотрении систем удобно отмечать решения каждого неравенства на координатной прямой и находить их пересечения.

        Пример 1. . 

Решение. Пусть ; ; . На одном периоде котангенс – монотонно убывающая функция, и   для . С учетом периодичности  ,  .

Ответ. .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Решить неравенство:

а) ;                    г) ;

б) ;                           д) ;

в) ;           е) .

Тригонометрические функции.

При построении тригонометрических функций мы используем радианную меру измерения углов. Тогда функция   представляется графиком, изображенным на рис.1. Эта кривая называется синусоидой.

Рис.1

График функции  представлен на рис.2; это также синусоида, полученная в результате перемещения графика  вдоль оси ох влево на /2.

Рис.2

Из этих графиков очевидны характеристики и свойства этих функций:

- область определения: ; 

- область значений:  ;

- эти функции периодические: их период 2 ;

- функции ограниченные  (|), всюду непрерывные, не монотонные, но 

   имеющие так называемые интервалы монотонности, внутри которых они  

   ведут себя, как монотонные функции (см. графики рис.1 и рис.2 );

- функции имеют бесчисленное множество нулей.

         Графики функций  и  показаны соответственно на рис.3 и рис.4

Рис.3          Рис.4

     

Из графиков видно, что эти функции: периодические ( их период ),

неограниченные, в целом не монотонные, но имеют интервалы монотонности

     Область определения и область значений этих функций:

для ;

для .

ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Построить график функции:

а) ;     б) ;     в) ;     г) .

2. Решить графически уравнение:

а) ;                   в) ;                 д) ;                        

б) ;                г)  ;           е) .

Основные формулы.

Определения:

              Тригонометрические функции острых углов можно определить как отношение длин сторон прямоугольного треугольника.

Синус:
          
Косинус: 
          

Тангенс: 
          

Котангенс:
          
                               Некоторые значения тригонометрических функций

значения тригонометрических функций

Основные тригонометрические тождества

Основные тригонометрические тождества

Тригонометрические функции суммы и разности углов


Тригонометрические функции суммы и разности углов

Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного угла

Выражение синуса косинуса тангенса через тангенс половинного угла

Тригонометрические функции двойных, тройных и половинных углов

Тригонометрические функции двойных, тройных и половинных углов

Преобразование суммы (разности) тригонометрических функций в произведение

Преобразование суммы (разности) тригонометрических функций в произведение (преобразование  	тригонометрических выражений к виду, удобному для логарифмирования)

Простейшие соотношения между обратными тригонометрическими функциями.

Простейшие соотношения между обратными тригонометрическими функциями.

Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму

Преобразование произведения тригонометрических функций в сумму

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике». –  М., «Высшая школа», 1987 год.
  2. Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. – М. Наука, 1997.
  3. Литвиненко В.Н., А.Г. Мордкович. Задачник-практикум по алгебре. – М. Наука, 1995.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ТРИГОНОМЕТРИЯ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          1

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ     2

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ                                                      4                                                          

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА                                                 8

 

ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ                                                          9                                                                              

ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ                                                                                 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                  15            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.

Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....

Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие

Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)"                 В настоящей работе рассмотре...

Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.

Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....

Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»

Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...

Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")

Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были  использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...

Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".

Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....

Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)

На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть   правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...