Методическое пособие по теме "Тригонометрия"
методическая разработка по математике (10 класс)
Учебное пособие создано для студентов I курса. В нем собран теоретический материал, необходимый для изучения студентами колледжа раздела «Тригонометрия». В пособии четко выделены все необходимые определения и алгоритмы решения основных типов задач по данному разделу, раскрыта последовательность изучения тем. Каждая тема сопровождается заданиями для самостоятельной работы студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trigonometriya.doc | 815.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛГОРОДСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине «Математика»,
раздел «Тригонометрия»
Белгород, 2016 г.
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов 1 курса очной формы обучения по дисциплине «Математика», раздел «Тригонометрия»
Автор: Кузьмина Юлия Сергеевна
преподаватель ОГАПОУ «БСК».
Методическое пособие содержит теоретический материал, практический материал и задания для самостоятельной работы студентов с целью изучения и закрепления основ раздела «Тригонометрия».
Задания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения 1 курс по дисциплине «Математика», раздел «Тригонометрия».
ОГАПОУ «БСК», 2016
ВВЕДЕНИЕ
Слово "тригонометрия" составлено из греческих слов "тригонон" —треугольник и "метрезис" — измерение.
Тригонометрия — математическая дисциплина, изучающая зависимость между сторонами и углами треугольника. Углы произвольного треугольника нельзя связать непосредственно с его сторонами с помощью алгебраических соотношений. Поэтому тригонометрия вводит в рассмотрение, кроме самих углов, тригонометрические величины (синус, косинус, тангенс, котангенс). Эти величины уже можно связать со сторонами треугольника простыми алгебраическими соотношениями. С другой стороны, по значению тригонометрической величины можно определить угол, и обратно. Правда, эти вычисления требуют длительных и утомительных расчетов, но эта работа проделана раз и навсегда и закреплена в таблицах.
В данном методическом пособии содержится краткий справочный и пояснительный материал по разделу «Тригонометрия», необходимый для решения задач, а также основные типы задач, методика и образцы их решения. Предложены типовые задания для самостоятельной работы.
Тригонометрические тождественные преобразования.
В тригонометрии много формул, благодаря чему нередко одно и то же выражение можно преобразовать различными способами.
Если в выражении имеются тангенсы или котангенсы, то надо помнить, что есть значения аргументов, для которых значения этих функций не существуют ( для тангенса и для котангенса, ).
Следует иметь ввиду, что принято считать, что преобразования какого-либо выражения производятся в его области определения, поэтому можно ее не указывать. Однако некоторые преобразования могут оказаться выполнимыми не для всех допустимых значений переменной. Тогда эти ограничения надо отметить (например, сокращение на выражение с переменной, которое возможно только для значений переменной, не обращающих в нуль сокращаемое выражение).
Пример 1. Упростить выражение .
Решение.
Ответ. 2tg2x.
В тригонометрических преобразованиях нередко приходится применять формулы приведения. Все возможные случаи обобщаются в виде двух главных правил:
1. Если для приведения используются углы или , то название функции сохраняется. А если углы или , то название функции меняется на сходственное.
2. Знак функции после приведения сохраняется тот же, какой был у нее до приведения (угол, к которому приводим, считается острым).
Эти правила применяются после того, как путем исключения целого числа периодов получили аргумент в границах от 0 до , а также после того, как знак минус у аргумента либо вынесли за знак функции, либо опустили – в зависимости от того, четная она или нечетная.
Пример 2. Доказать тождество .
Решение. Используя правила приведения, получаем
;
;
(2 четверть);
(3 четверть).
Из всех возможных путей преобразования получившегося выражения быстрее всего ведет к цели использование формул для и .
.
Пример 3. Упростить выражение .
Решение. Путь преобразований подсказывается аргументом тангенса
;
,
.
Ответ. .
Пример 4. . Найти .
Решение. Как известно, все основные тригонометрические функции рационально выражаются через тангенс половинного угла.
В частности, . Поэтому найдем из условия .
. Отсюда и соответственно .
Ответ. .
Пример 5. Упростить выражение .
Решение. . Вынесение за скобки возможно при и , а сокращение на общий множитель при .
Ответ. при , , .
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Доказать тождество:
а) ; в) ;
б) ; г) .
2. Вычислить при помощи формул приведения:
а) ; б) .
3. Упростить выражение:
а) ; в) ;
б) ; г) .
Тригонометрические уравнения.
Формулы решения стандартных тригонометрических уравнений:
;
.
Следует обратить внимание: в обоих случаях решение состоит из двух серий углов. Для косинуса это очевидно, а для синуса одна серия получается при четных n, а другая – при нечетных. Оба решения уравнения удалось объединить одной формулой, но, пользуясь ею, важно не терять из виду, что это единая запись двух решений, двух серий углов, для которых . Поэтому прибавляется только половина периода.
.
Нередко у учащихся вызывает затруднение нахождение значений обратных тригонометрических функций. Поэтому полезно подчеркнуть, что их определения включают два условия: обратимость и область значений, в качестве которой выбирается промежуток монотонности прямой функции, на котором каждое ее значение встречается один раз.
;
;
;
.
Таким образом, арксинус и арктангенс отрицательных аргументов – это отрицательные острые углы, и , .
В отличие от этого арккосинус и арккотангенс отрицательных аргументов – это тупые положительные углы, причем , .
Если в уравнении есть тангенсы или котангенсы, или синусы или косинусы в знаменателе, то надо учитывать область определения (ОДЗ), так как возможно появление посторонних корней. В ходе решения надо не забывать, что все преобразования выполняются в ОДЗ. Наконец, напомним, что при использовании некоторых формул область определения сужается и возможна потеря корней. Чтобы ее предотвратить, надо теряемые значения переменной рассматривать отдельно.
Пример 1. .
Решение. ОДЗ: .
, .
В ОДЗ . Можно дважды сократить на :
, , ,
, ОДЗ.
Ответ. .
Пример 2. .
Решение. ОДЗ: .
, . В ОДЗ и . Поэтому на можно умножить, а на сократить. Получаем . в ОДЗ может равняться нулю. Этот случай надо рассмотреть отдельно.
1. . Подставляем в уравнение это решение.
2. . Можно на сократить: , .
Ответ. и .
Пример 3. .
Решение. Воспользовавшись формулами приведения, получаем: . ОДЗ: и . Можно умножить обе части на . Получаем .
1. , , , , .
2. . Можно обе части разделить на .
. Есть разные способы решить это уравнение. В данном примере проще всего возвести обе части в квадрат. , . В ОДЗ данного уравнения решений нет.
Заметим, что при других способах решения получаются, но все они не принадлежат ОДЗ, т.е. являются посторонними.
Ответ. .
Общий вид уравнения, которое пришлось решать в предыдущем примере имеет вид . Здесь возведение в квадрат ничего не даст. Лучший способ – введение вспомогательного угла. Разделим все члены уравнения на . . Теперь коэффициенты при и принадлежат промежутку (-1; 1) и сумма их квадратов 1. Поэтому один из них можно принять за , тогда второй будет .
; (можно записать левую часть как ). .
Пример 4.
Решение. . . Введем вспомогательный угол: и .
; .
Ответ. , где .
Пример 5. .
Решение. ОДЗ: и . Можно воспользоваться формулой . Но при этом надо учесть, что в левой части . В правой части к этому добавляется и . Поэтому при использовании этой формулы корни вида или можно потерять. В данном примере такие значения может принимать х. Поэтому:
1) х=0 ( при n=0). Подстановкой убеждаемся, что это корень. Значит, первое решение .
2) . Тогда . Заменив в правой части исходного уравнения на , получаем . Оба знаменателя в ОДЗ не равны нулю, на их произведение (т.е. на общий знаменатель) можно умножить обе части уравнения. Останется
; ; .
Ответ. ; .
Учтя, что при использовании формулы для ОДЗ сужается, можно было бы сразу левую част представить как и воспользоваться формулой для . Тогда сужения ОДЗ не произошло бы, и оба корня получили бы из квадратного уравнения .
Пример 6. .
Решение. ; . Решение будет только при n=0 .
; .
Ответ. .
Пример 7. .
Решение. Так как ни один из множителей не может быть больше 1 и меньше -1, то либо каждый из них равен 1, либо каждый равен -1.
Можно рассмотреть совокупность двух систем уравнений. Однако есть путь намного удобней. Из формул для легко получается обратное представление – произведения синуса на косинус через их сумму.
Итак, . В данном примере это дает ; , что равносильно системе
Необязательно решать каждое уравнение. Можно найти решение одного и выбрать из него те значения, которые удовлетворяют и другому уравнению. В данном случае решение второго уравнения (более простого): . Тогда . Таким образом, решение второго уравнения удовлетворяет и первому, и, значит, является решением системы и тем самым решением всего примера.
Ответ. .
Пример 8. .
Решение. . Получаем . Пусть . Тогда . Уравнение принимает вид: . Отсюда или . Получаемые уравнения и решим введением вспомогательного угла.
; ; .
Аналогично во втором случае: .
, так что решение есть.
.
Ответ. , .
Пример 9. .
Решение. Положим и решаем как иррациональное уравнение, добавив лишь условие .
.
; .
Ответ. .
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Решить уравнение:
а) ; ж) ;
б) ; з) ;
в) ; и) ;
г) ; к) ;
д) ; л) ;
е) ; м) .
Тригонометрические неравенства.
Для решения стандартных неравенств и (или со знаком <) удобно использовать тригонометрический круг. Его радиус равен 1, поэтому значения синуса просто откладываются на вертикальном диаметре, а значения косинуса – на горизонтальном. На промежутке функция монотонно возрастает. Поэтому из следует и из следует . Функция на промежутке монотонно убывает. Поэтому из следует и из следует . При рассмотрении систем удобно отмечать решения каждого неравенства на координатной прямой и находить их пересечения.
Пример 1. .
Решение. Пусть ; ; . На одном периоде котангенс – монотонно убывающая функция, и для . С учетом периодичности , .
Ответ. .
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Решить неравенство:
а) ; г) ;
б) ; д) ;
в) ; е) .
Тригонометрические функции.
При построении тригонометрических функций мы используем радианную меру измерения углов. Тогда функция представляется графиком, изображенным на рис.1. Эта кривая называется синусоидой.
Рис.1
График функции представлен на рис.2; это также синусоида, полученная в результате перемещения графика вдоль оси ох влево на /2.
Рис.2
Из этих графиков очевидны характеристики и свойства этих функций:
- область определения: ;
- область значений: ;
- эти функции периодические: их период 2 ;
- функции ограниченные (|), всюду непрерывные, не монотонные, но
имеющие так называемые интервалы монотонности, внутри которых они
ведут себя, как монотонные функции (см. графики рис.1 и рис.2 );
- функции имеют бесчисленное множество нулей.
Графики функций и показаны соответственно на рис.3 и рис.4
Рис.3 Рис.4
Из графиков видно, что эти функции: периодические ( их период ),
неограниченные, в целом не монотонные, но имеют интервалы монотонности
Область определения и область значений этих функций:
для ;
для .
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Построить график функции:
а) ; б) ; в) ; г) .
2. Решить графически уравнение:
а) ; в) ; д) ;
б) ; г) ; е) .
Основные формулы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Богомолов Н.В. «Практические занятия по математике». – М., «Высшая школа», 1987 год.
- Вавилов В.В. и др. Задачи по математике. Уравнения и неравенства. – М. Наука, 1997.
- Литвиненко В.Н., А.Г. Мордкович. Задачник-практикум по алгебре. – М. Наука, 1995.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ТРИГОНОМЕТРИЯ
ВВЕДЕНИЕ 1
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ТОЖДЕСТВЕННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ 2
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ УРАВНЕНИЯ 4
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ НЕРАВЕНСТВА 8
ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 9
ОСНОВНЫЕ ФОРМУЛЫ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: Учебно-методическое пособие.
Технология росписи по ткани.Стилизация.Народные художественные промыслы....
Исследования мотивации к учебной деятельности у детей с девиантным поведением. Методические рекомендации для специальных учебно-воспитательных учреждений. Методическое пособие
Заместитель директора по УВР Ефимова С.В.ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" В настоящей работе рассмотре...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Методическое пособие для учителя «Контрольно-методические срезы по математике, 5 класс»
Данное пособие содержит контрольно-методические срезы (далее КМС) по традиционной программе 5 класса. Все срезы проводятся после изучения соответствующих тем. Цель пособия – помочь учителю...
Учебно-методическое пособие "Авторские комплексы функционально-оздоровительного фитнеса и стретчинга для детей от 2-х лет до взрослых" (методическая разработка Проект "Моя спортивная страна")
Внимание! Данные комплексы являются авторскими (разделом методической разработки проекта "Моя спортивная страна"), а также были использованы автором в ее книге «Будь здоров» готовящейся к издани...
Скришоты положительных отзывов на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания".
Положительные отзывы на методическое пособие "АМО"; исследование "Мониторинг здоровья"; методическое пособие "Здоровьесберегающие аспекты обучения и воспитания"....
Методическое пособие «Трафарет «Ручные швы» (демонстрационное пособие)
На уроках технологии изучаются ручные швы. Детям сложно за короткий промежуток времени овладеть правилами пользования инструментами, правилами безопасной работы, запомнить и выполнить изуч...